Принципы и правила профессионального поведения преподавателя — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Принципы и правила профессионального поведения преподавателя

2019-08-26 223
Принципы и правила профессионального поведения преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деловая игра: «Кодекс преподавателя»

Цель игры осознание аспирантами принципов и правил профессионального поведения преподавателя.

Кодекс есть не что иное, как совокупность правил поведения, привычек, убеждений. Опытные педагоги обычно создают для себя свод принципов и правил, которых придерживаются. Редко кто создает письменные кодексы, в основном они существуют в сознании, и не всегда в четкой форме, часто – как ощущение правильности, целесообразности профессионального поведения. Аспирантам предлагается составить коллективный кодекс преподавателя. Каждый может поделиться своими представлениями о профессиональном поведении педагога, об организации его взаимоотношений со студентами, а также «присоединиться» к профессиональному и жизненному опыту присутствующих.

Технология игры.

I этап. Аспиранты разбиваются на команды (по 5-7 человек) и совместно определяют педагогические принципы, и уже опираясь на них, составляют кодекс поведения преподавателя. Результаты совместного поиска отражаются на демонстрационном листе (ватмане). В центре листа – ключевое слово «преподаватель», от него стрелки к записанным вокруг педагогическим принципам (например, требовательность, уважение личности студента, честность во взаимоотношениях и т.д.). Внизу - формулировка кодекса поведения преподавателя (несколько важнейших пунктов). Плакаты вывешиваются на всеобщее обозрение.

II этап. Лидеры от каждой команды выступают перед аудиторией и обосновывают выбранные принципы, а также основанный на них кодекс профессионального поведения. После всех выступлений проводится обсуждение. Что общего в разработанных кодексах поведения? Есть ли различия? Чем можно объяснить эти различия? Над чем преподавателям еще необходимо поработать?

2.Учитывая, что профессиональное поведение преподавателя во многом определяется индивидуальными особенностями его личности, аспирантам предлагается провести самодиагностику с помощью теста «Оценка направленности притязаний в межличностных отношениях» (Приложение 4, с. 135), измеряющего такие качества характера, как лидерство, уверенность в себе, требовательность, а также добросердечие, доверчивость, уступчивость.

Психолого-педагогическая компетентность преподавателя

Деловая игра: «Круг компетентности»

Цель игры – осознание аспирантами важнейших составляющих психолого-педагогической компетентности преподавателя.

Технология игры.

I этап. Аспиранты разбиваются на команды (по 5-7 человек). Им дается задание заполнить «Круг компетентности», то есть: 1) определить, что должен знать и уметь преподаватель для эффективного осуществления педагогической деятельности; 2) отразить это на рисунке - в каждый из восьми секторов вписать конкретное знание или умение, всего 8 важнейших профессиональных характеристик (рис. 8). Рисунок выполняется на ватмане фломастерами и вывешивается на всеобщее обозрение. Лидеры от каждой команды обосновывают набор педагогических знаний и умений, составляющих «ядро» компетентности преподавателя.

II этап. На основе представленных командами моделей компетентности составляется (на доске) полный перечень важнейших профессиональных характеристик преподавателя, которые делятся на две группы: 1) преподаватель должен знать; 2) преподаватель должен уметь. Ведущий занятие следит за тем, чтобы характеристики не повторялись и понимались всеми однозначно.

III этап. Аспиранты индивидуально в своих тетрадях дают самооценку педагогической компетентности по выделенным параметрам. Для этого можно воспользоваться методикой графического шкалирования.

2. Групповое обсуждение вопросов, касающихся психолого-педагогической компетентности преподавателя. Аспирантам предлагается вначале индивидуально подумать, а затем высказать собственное мнение по приведенным ниже вопросам.

 

Вопросы для обсуждения

1) Некоторые преподаватели считают, что надо сначала «зажать» студентов, или даже запугать их, дать понять, что «на халяву» ничего не пройдет, что требования к ним будут достаточно жесткие, а последствия за пропуски занятий и невыполненные задания самые серьезные. Такая начальная сверхтребовательность полезна или вредна?

2) Вы пришли на лекцию. Аудитория возбуждена, никак не может успокоиться (эмоциональное возбуждение может быть вызвано тем, что студенты вернулись после какого-то мероприятия, соревнования, либо прослушали сообщение сотрудников деканата по важной для них проблеме). Какие приемы, на ваш взгляд, лучше всего помогут настроить аудиторию на продуктивную работу?

3) Нужно ли преподавателю быть открытым и откровенным со студентами, или лучше не выходить за рамки социальной роли? Допустимо ли, например, говорить о своих родственниках, знакомых, рассказывать о семейных и личных проблемах? Это повышает или понижает статус преподавателя?

4) Когда преподаватель рассказывает студентам о своих успехах и достижениях, как это на них действует: положительно, так как преподаватель

вдохновляет их примером собственной жизни, или отрицательно, так как студенты в этом видят педагогическое чванство, превосходство?

5) Должен ли преподаватель быть всегда сдержанным, или он может обнаружить свои эмоции, например, раздражение, гнев, обиду? Как Вы относитесь к методу «педагогического взрыва», который обосновал А.С. Макаренко? Как известно, он полагал, что многие сильные эмоции можно сыграть, чтобы оказать нужное воздействие на воспитанников?

6) Какой преподаватель, на Ваш взгляд, лучше воспринимается студентами: твердый, даже жесткий, но при этом умеющий принимать решения, или тактичный, уважающий мнение студентов и предоставляющий им самим решать все вопросы?

7) Должен ли преподаватель, излагая учебный материал, сохранять предельную объективность, то есть, только информировать о событиях, фактах, явлениях? Либо, напротив, он должен активно давать личные оценки, в том числе выражать свои политические и религиозные взгляды? Не будет ли это навязыванием собственных убеждений?

8) Является ли оказание психологической помощи студентам частью работы преподавателя, или этим должны заниматься компетентные специалисты – психологи, сотрудники отдела воспитательной работы? Что вы будете делать, если студент обращается к вам за помощью в сложной для себя ситуации (конфликт с родителями, разрыв с любимым человеком, ссора с соседями по общежитию и т.п.)?

9) Известно, что студенты часто сами провоцируют преподавателей на авторитарные меры. Нужны ли традиционные наказания в вузе: отчитать студента, удалить с занятия, написать докладную в деканат, не допустить до сдачи экзамена? Можно ли добиться выполнения студентами требований без угроз и запугивания? Какие «косвенные» педагогические методы можно использовать в работе с недисциплинированными и безответственными студентами?

10) Какое бы сравнение вы подобрали для характеристики педагогической работы преподавателя: увлекательное познание себя и других; прогулка со студентами по «саду наук»; один из способов зарабатывания денег; сеяние разумного, доброго, вечного; сизифов труд («закатывание семян в асфальт»); бег с препятствиями; восхождение на вершину самореализации; исполнение жизненной миссии? В чем, по-вашему, смысл педагогической деятельности?

11. Какие педагогические принципы и правила вы могли бы сформулировать для себя, опираясь на высказывания выдающихся людей и народную мудрость?

1) Обучение студентов:

«Плохой учитель преподносит истину. Хороший - учит ее находить» (И. Ф. Герберт).

«Знание – мертвое явление, познание – живой процесс» (Ошо).

«Истинны лишь те идеи, которые внутренне пережиты» (Р. Роллан).

«Недостаточно только иметь хороший разум, но главное – это хорошо применять его» (Р. Декарт).

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать» (Л.Н. Толстой).

2) Воспитание студентов:

«Личность формируется личностью, чувства порождаются чувствами» (В.А. Сухомлинский).

«Вежливость воспитывается только вежливостью и ничем другим» (англ. поговорка).

«Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся» (Л.Н. Толстой).

«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).

«Самый правильный метод воспитания – не учить, а формировать ценности» (Святейший Патриарх Кирилл).

3) Общение со студентами:

«Не бойся, что тебя не поймут, опасайся не понять другого» (древняя мудрость).

«Где мало слов, там вес они имеют» (Шекспир).

«Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите» (Д. Карнеги).

«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» (О. Конт).

 

 

Средства контроля качества обучения

1. Контроль за самостоятельной работой аспиранта

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.