Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-08-26 | 978 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопросы для обсуждения
1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе.
2. Разновидности семинарских занятий в высшей школе, особенности их проведения (семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «круглого стола»; семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций и др.).
3. Нетрадиционные формы проведения семинара. Особенности организации вебинаров (онлайн-семинаров), их функциональные возможности.
4. Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения.
5. Лабораторный практикум как разновидность практического занятия.
6. Коллоквиум – собеседование преподавателя с обучающимся.
7. Метод проектов. Организация проектно-исследовательской работы студентов на занятии.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем особенности организации семинарских и практических занятий в высшей школе? Почему именно семинарское занятие дидакты считают наиболее сложной формой учебного процесса в вузе?
2. Обоснуйте утверждение «семинар – важная форма выработки у студентов самостоятельности, активности, умения работы с литературой».
3. Раскройте назначение, сущность и основные задачи семинара в вузе.
4. Каким требованиям должны отвечать вопросы семинара?
5. Обоснуйте особенности подготовки преподавателя и обучающихся к семинарскому занятию.
6. Что представляет собой план проведения семинара? Как он реализуется на практике?
7. В чем заключаются особенности организации и проведения семинара в вузе?
8. Раскройте особенности обсуждения учебного материала в вузе с использованием нетрадиционных методов его проведения.
9. Проанализируйте деятельность студентов на практических занятиях с применением метода проблемного обучения.
|
10. Обоснуйте взаимосвязи между целью, структурой и методикой проведения практических занятий.
11. Выявите особенности проведения вебинара.
12. Определите назначение, цели и место практических занятий в системе профессиональной подготовки специалистов, бакалавров, магистров в вузе.
13. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению практического занятия?
14. Почему решение учебных задач является ключевым элементом практического занятия?
15. Раскройте порядок проведения практического занятия. Какие основные функции выполняет преподаватель при его проведении?
16. В чем заключаются особенности проведения практических занятий, на которых изучаются образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практического использования?
17. Раскройте сущность и назначение лабораторного практикума как разновидности практического занятия.
18. Назовите и раскройте содержание основных форм проведения лабораторных занятий в вузе.
19. Изложите порядок подготовки обучающихся и преподавателя к лабораторной работе.
20. Что должен включать в себя отчет по лабораторной работе?
21. Раскройте специфику проведения коллоквиумов.
Литература
1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.
3. Вьюнова Н. И. Семинар как интегративная форма организации самостоятельной учебной деятельности студентов. – Воронеж, 1997.
4. Гапонов П. М. Лекция в высшей школе. – Воронеж, 1997.
5. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994.
6. Листенгартен В. С., Годник С. М. Самостоятельная деятельность студентов. – Воронеж, 1996
7. Педагогика высшей школы: учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.
8. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов н/Д., 1998.
|
9. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
10. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.
11. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.
12. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. − 1999. − № 1−2. − С. 224–229.
13. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис, – М., 1989.
Дидактические материалы для проведения занятия
Планирование семинарских (практических) занятий
Цель - знакомство аспирантов с технологией планирования семинарского (практического) занятия.
Технология планирования конкретного занятия включает несколько этапов.
I этап: формулировка цели практического занятия. Формулируя цель, преподаватель должен видеть, какие конкретные результаты он получит в итоге изучения студентами отдельной темы. Это могут быть знания (усвоение понятий, законов, правил, действий и т.п.), это могут быть умения и навыки (интеллектуальные, практические). При этом желательно определить и уровень усвоения студентами учебного материала: запоминание, понимание, репродуктивное воспроизведение, творческое применение.
II этап: составление плана занятия. При разработке структуры семинарского занятия многие преподаватели составляют для студентов списки вопросов: базового (главное, основное) и дополнительного (для сильных, интересующихся). Этот вопросник является путеводной нитью в море информации, также как и список литературы – основной и дополнительной.
III этап: планирование действий преподавателя и студентов. Разрабатывая содержание семинарского занятия, стоит особо продумать, в какие моменты студенты должны активно включаться, что они должны делать (например, здесь преподаватель задает вопрос – возникает диалог (дискуссия), здесь студенты работают с раздаточным материалом, составляют сравнительную таблицу и т.д.).
IV этап: подготовка резервного материала на тот случай, если преподаватель закончит раньше. У опытных педагогов такой проблемы обычно нет, они знают, чем можно занять студентов. А вот молодым преподавателям лучше заранее продумать дополнительные задания: подобрать учебные упражнения, задачи на сообразительность, интересную информацию по теме.
|
1. Индивидуальное задание: планирование деятельности преподавателя и студентов на семинарском (практическом) занятии. Задание выполняется с опорой на рабочую программу по учебной дисциплине.
Обычно вузовские преподаватели разрабатывают структуру занятия с учетом содержания учебного материала, для чего продумывают и формулируют узловые вопросы по теме, составляют список литературы для самостоятельной подготовки студентов к занятию. При этом редко кто разрабатывает подробный план занятия с учетом последовательности действий преподавателя и студентов, а также времени, необходимого для выполнения планируемых заданий. Аспирантам предлагается освоить этот вид планирования, выполнив следующие действия:
1) определить тему занятия;
2) сформулировать дидактическую цель (она должна соответствовать обучающим и развивающим целям учебной программы);
3) указать необходимое оборудование, технические средства обучения, наглядный и раздаточный материал;
4) разработать подробный план занятия с вычленением его основных этапов, видов действий преподавателя и студентов;
5) определить время, отводимое на все задания (табл. 4).
2. По завершению индивидуальной работы аспирантам предлагается провести взаимный анализ планов занятий по следующим критериям:
- соответствие темы занятия учебной программе;
- оптимальность поставленной цели (единство обучающей и развивающей цели);
- продуманность методического и технического оснащения занятия;
- целесообразность методов обучения, их соответствие цели занятия;
- правильное соотношение видов деятельности преподавателя и студентов (большую активность проявляют студенты, преподаватель управляет их деятельностью);
- приемы, стимулирующие познавательную активность студентов;
- использование дифференцированного подхода к студентам;
- реальность времени, отводимого на выполнение заданий.
Таблица
План занятия
Этап занятия, время | Действия преподавателя | Действия студентов |
I. Сообщение темы и цели занятия (3 мин.) | Преподаватель называет тему, мотивирует важность ее изучения, формулирует цель занятия | |
II. | ||
III. | ||
IV. | ||
V. Подведение итогов (5 мин) | Преподаватель подводит итоги занятия, дает обоснование выставленных оценок, домашнее задание |
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!