Семинарские, практические и лабораторные занятия в вузе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семинарские, практические и лабораторные занятия в вузе

2019-08-26 978
Семинарские, практические и лабораторные занятия в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения

 

1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе.

2. Разновидности семинарских занятий в высшей школе, особенности их проведения (семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «круглого стола»; семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций и др.).

3. Нетрадиционные формы проведения семинара. Особенности организации вебинаров (онлайн-семинаров), их функциональные возможности.

4. Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения.

5. Лабораторный практикум как разновидность практического занятия.

6. Коллоквиум – собеседование преподавателя с обучающимся.

7. Метод проектов. Организация проектно-исследовательской работы студентов на занятии.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем особенности организации семинарских и практических занятий в высшей школе? Почему именно семинарское занятие дидакты считают наиболее сложной формой учебного процесса в вузе?

2. Обоснуйте утверждение «семинар – важная форма выработки у студентов самостоятельности, активности, умения работы с литературой».

3. Раскройте назначение, сущность и основные задачи семинара в вузе.

4. Каким требованиям должны отвечать вопросы семинара?

5. Обоснуйте особенности подготовки преподавателя и обучающихся к семинарскому занятию.

6. Что представляет собой план проведения семинара? Как он реализуется на практике?

7. В чем заключаются особенности организации и проведения семинара в вузе?

8. Раскройте особенности обсуждения учебного материала в вузе с использованием нетрадиционных методов его проведения.

9. Проанализируйте деятельность студентов на практических занятиях с применением метода проблемного обучения.

10. Обоснуйте взаимосвязи между целью, структурой и методикой проведения практических занятий.

11. Выявите особенности проведения вебинара.

12. Определите назначение, цели и место практических занятий в системе профессиональной подготовки специалистов, бакалавров, магистров в вузе.

13. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению практического занятия?

14. Почему решение учебных задач является ключевым элементом практического занятия?

15. Раскройте порядок проведения практического занятия. Какие основные функции выполняет преподаватель при его проведении?

16. В чем заключаются особенности проведения практических занятий, на которых изучаются образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практического использования?

17. Раскройте сущность и назначение лабораторного практикума как разновидности практического занятия.

18. Назовите и раскройте содержание основных форм проведения лабораторных занятий в вузе.

19. Изложите порядок подготовки обучающихся и преподавателя к лабораторной работе.

20. Что должен включать в себя отчет по лабораторной работе?

21. Раскройте специфику проведения коллоквиумов.

 

Литература

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

3. Вьюнова Н. И. Семинар как интегративная форма организации самостоятельной учебной деятельности студентов. – Воронеж, 1997.

4. Гапонов П. М. Лекция в высшей школе. – Воронеж, 1997.

5. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994.

6. Листенгартен В. С., Годник С. М. Самостоятельная деятельность студентов. – Воронеж, 1996

7. Педагогика высшей школы: учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.

8. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов н/Д., 1998.

9. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005.

10. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

11. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.

12. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. − 1999. − № 1−2. − С. 224–229.

13. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис, – М., 1989.

 

Дидактические материалы для проведения занятия

Планирование семинарских (практических) занятий

Цель - знакомство аспирантов с технологией планирования семинарского (практического) занятия.

Технология планирования конкретного занятия включает несколько этапов.

I этап: формулировка цели практического занятия. Формулируя цель, преподаватель должен видеть, какие конкретные результаты он получит в итоге изучения студентами отдельной темы. Это могут быть знания (усвоение понятий, законов, правил, действий и т.п.), это могут быть умения и навыки (интеллектуальные, практические). При этом желательно определить и уровень усвоения студентами учебного материала: запоминание, понимание, репродуктивное воспроизведение, творческое применение.

II этап: составление плана занятия. При разработке структуры семинарского занятия многие преподаватели составляют для студентов списки вопросов: базового (главное, основное) и дополнительного (для сильных, интересующихся). Этот вопросник является путеводной нитью в море информации, также как и список литературы – основной и дополнительной.

III этап: планирование действий преподавателя и студентов. Разрабатывая содержание семинарского занятия, стоит особо продумать, в какие моменты студенты должны активно включаться, что они должны делать (например, здесь преподаватель задает вопрос – возникает диалог (дискуссия), здесь студенты работают с раздаточным материалом, составляют сравнительную таблицу и т.д.).

IV этап: подготовка резервного материала на тот случай, если преподаватель закончит раньше. У опытных педагогов такой проблемы обычно нет, они знают, чем можно занять студентов. А вот молодым преподавателям лучше заранее продумать дополнительные задания: подобрать учебные упражнения, задачи на сообразительность, интересную информацию по теме.

1. Индивидуальное задание: планирование деятельности преподавателя и студентов на семинарском (практическом) занятии. Задание выполняется с опорой на рабочую программу по учебной дисциплине.

Обычно вузовские преподаватели разрабатывают структуру занятия с учетом содержания учебного материала, для чего продумывают и формулируют узловые вопросы по теме, составляют список литературы для самостоятельной подготовки студентов к занятию. При этом редко кто разрабатывает подробный план занятия с учетом последовательности действий преподавателя и студентов, а также времени, необходимого для выполнения планируемых заданий. Аспирантам предлагается освоить этот вид планирования, выполнив следующие действия:

1) определить тему занятия;

2) сформулировать дидактическую цель (она должна соответствовать обучающим и развивающим целям учебной программы);

3) указать необходимое оборудование, технические средства обучения, наглядный и раздаточный материал;

4) разработать подробный план занятия с вычленением его основных этапов, видов действий преподавателя и студентов;

5) определить время, отводимое на все задания (табл. 4).

2. По завершению индивидуальной работы аспирантам предлагается провести взаимный анализ планов занятий по следующим критериям:

- соответствие темы занятия учебной программе;

- оптимальность поставленной цели (единство обучающей и развивающей цели);

- продуманность методического и технического оснащения занятия;

- целесообразность методов обучения, их соответствие цели занятия;

- правильное соотношение видов деятельности преподавателя и студентов (большую активность проявляют студенты, преподаватель управляет их деятельностью);

- приемы, стимулирующие познавательную активность студентов;

- использование дифференцированного подхода к студентам;

- реальность времени, отводимого на выполнение заданий.

Таблица

План занятия

Этап занятия, время Действия преподавателя Действия студентов
I. Сообщение темы и цели занятия (3 мин.) Преподаватель называет тему, мотивирует важность ее изучения, формулирует цель занятия  
II.    
III.    
IV.    
V. Подведение итогов (5 мин) Преподаватель подводит итоги занятия, дает обоснование выставленных оценок, домашнее задание  

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.