Методики взаимообучения («обучения сообща») — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методики взаимообучения («обучения сообща»)

2019-08-26 316
Методики взаимообучения («обучения сообща») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель – освоение аспирантами новых методик организации самостоятельной познавательной деятельности студентов на семинарском занятии.

В отечественной педагогической практике данные методики используются ограниченно, хотя давно известно, что лучше всего материал усваивается, когда студент начинает обучать других. Американские педагоги (Э. Аронсон, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Д. Дансеро, Р. Славин) предложили несколько вариантов методики «обучения сообща»: «Чтение и суммирование прочитанного в парах», «Кубик», «Зигзаг» и др. [19]. Смысл этих методик – в организации обмена новой информацией между студентами, в развитии их способности передавать знание и на основе совместного обсуждения проблемы глубже понимать ее.

1. Методика «Чтение и суммирование прочитанного в парах». Она эффективна при работе с большими и информационно насыщенными текстами, в которых содержится большое количество новых понятий.

Технология работы.

Подготовительный этап: преподаватель ставит дидактическую цель, уточняет, что аудитории известно по этой теме, фиксирует на доске те вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание, изучая материал.

I этап: чтение и усвоение прочитанного. Аспиранты разбиваются на пары. Каждый получает учебный текст, который нужно изучить (учебники, раздаточный материал). Этот текст условно делится на две равные части №1 и №2. После того, как оба прочли отрывок №1, один из пары (докладчик) рассказывает другому содержание текста. Второй (корреспондент) задает уточняющие вопросы и вопросы, на осмысление которых ориентировал преподаватель в начале занятия. Далее читается текстовая часть №2, при ее обсуждении аспиранты меняются ролями.

II этап: обобщение материала. Оно может проходить в двух формах: устной (беседа, дискуссия по теме) и письменной (составление кластера, денотатного графа, сравнительной, концептуальной таблицы, структурно-логической схемы). При желании можно провести презентацию графического оформления материала на демонстрационном листе.

III этап: обсуждение в группе достоинств и ограничений методики «Чтение и суммирование прочитанного в парах».

 

Методика «Кубик»

От предыдущей она отличается тем, что аспиранты работают не в парах, а в микрогруппах (по 4 человека), при этом каждый изучает свой фрагмент текста, с которым потом знакомит других участников четверки.

На подготовительном этапе преподаватель ориентирует аспирантов, на какие вопросы при изучении темы следует обратить особое внимание.

На I этапе (чтения и усвоения прочитанного) каждый аспирант изучает свою часть текста. Для этого в тексте выделяется 4 «законченных» смысловых раздела. Потом по очереди идет изложение материала: каждый участник микрогруппы старается понятно и логично изложить свою часть материала. Слушатели, которые воспринимают информацию впервые, активно задают вопросы, углубляющие понимание темы. Таким образом, на занятии каждый побывает как в роли преподавателя, так и в роли обучаемого.

На II этапе (обобщения материала) организуется либо групповое обсуждение информации по предложенным преподавателем вопросам, либо письменное (графическое) представление изученного материала в виде схем, рисунков, таблиц.

На III этапе обсуждаются достоинства и ограничения методики «Кубик», условия ее применения в учебном процессе вуза. В микрогруппах выбираются участники, которым роль докладчика удалась лучше других, то есть они сумели лаконично, доходчиво, интересно изложить материал, который остальные хорошо поняли.

 

Методика «Зигзаг»

Ее специфика заключается в особой организации познавательной деятельности аспирантов в аудитории, которые будут работать вначале в «экспертной», а потом в «кооперативной» группах.

На подготовительном этапе преподаватель формулирует дидактическую цель и фиксирует на доске те вопросы, на которые аспиранты должны обратить внимание при изучении темы.

На I этапе аспиранты разбиваются на микрогруппы (4 группы по 4 человека, или 5 групп по 5 человек, то есть в группах должно быть столько же человек, сколько самих групп; если это невозможно, лучше, чтобы в группе были «лишние» люди, чем не хватало хотя бы одного). Учебный текст разбивается на части, равные количеству микрогрупп. Каждая группа (они называются экспертными) получает свою часть текста, который участники (эксперты) изучают индивидуально, работая с раздаточным материалом. Задача экспертов по конкретной теме – изучить материал таким образом, чтобы доступно объяснить его участникам других микрогрупп.

На II этапе студенты каждой микрогруппы рассчитываются по номерам (от 1 до 4 или 5) и образуют новые, т. н. кооперативные группы: первых, вторых, третьих и т. д. номеров. В кооперативных группах аспиранты по очереди знакомят других участников со своей частью текста. Полученная слушателями информация оформляется в виде краткого конспекта, структурно-логической схемы, обобщающей или сравнительной таблицы.

На III этапе аспиранты возвращаются из кооперативных в экспертные группы. Здесь они, во-первых, заканчивают фиксацию результатов усвоения нового материала в конспекте, схеме или таблице, во-вторых, готовятся к групповому обсуждению изучаемой темы.

На IV этапе тема, освоенная аспирантами в ходе совместного изучения, обсуждается по вопросам, сформулированным преподавателем в начале занятия

В заключение обсуждаются достоинства и ограничения методики «Зигзаг».

 

Тема для самостоятельной работы


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.