Контролируйте окружающую среду — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Контролируйте окружающую среду

2019-08-07 146
Контролируйте окружающую среду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Домашняя обстановка, создаваемая родителями, играет ключевую роль в развитии любого ребенка. Ощущения, которые она дает, «бомбардируют» мозг ребенка большую часть суток, тогда как с терапевтической средой дети соприкасаются всего лишь несколько часов в неделю. Очевидно, что терапия будет более эффективна, если ребенок проводит остальное время в правильно организованной среде.

Структура

Структурирование обстановки обычно помогает нестабильному мозгу обрести стабильность. Упорядочивание жизни и среды способствуют организации работы мозга. Основа порядка - структурирование времени и пространства. Каждый вид активности проходит в отведенное ему время, и каждый момент времени занят определенным видом активности. Все предметы находятся на привычных местах, и находятся они там большую часть времени. Родители могут существенно помочь ребенку компенсировать неполадки в плохо организованной нервной системе, научив его четко распоряжаться временем и поддерживать порядок. Это форма самодисциплины, и ребенку с нарушением сенсорной интеграции придется ее усвоить, поскольку, как правило, она не формируется естественным образом.

Родители могут существенно помочь ребенку, научив его четко распоряжаться временем и поддерживать порядок.

Тактильная среда

Элементы обстановки, соприкасающиеся с кожей, могут сильно влиять - положительно или отрицательно - на нервную систему. Всегда учитывайте реакции ребенка на сенсорные стимулы. Помните, что не все ощущают окружающий мир одинаково. Комфортные для одного, прикосновения могут быть невыносимы для другого. Иногда родительское прикосновение воспринимается нормально, а чужое вызывает отторжение. Мягкая (по-вашему мнению) одежда может «кусать» вашего ребенка. Кому-то из детеймягкие игрушки дают нужные ощущения, а кто-то ничего не почувствует. Кто-то успокаивается, когда после мытья мама трет ему спину и руки полотенцем, а кто-то - нет.

Темный тоннель, сделанный, к примеру, из одеяла, - превосходная возможность поползать: это ослабляет сильные стимулирующие импульсы, поступающие из окружающей среды (только убедитесь, что внутрь поступает воздух). Чтобы испытать ощущения прикосновения и давления, успокаивающие нервную систему, ребенок может завернуться в старое мягкое покрывало. Ощущение комфорта, которое дает такое «защитное одеяло», вызвано тактильной стимуляцией частей тела, и это способствует дальнейшей интеграции. У маленьких детей еще нет диктуемых культурой представлений о «хороших» и «плохих» прикосновениях, поэтому их физические реакции верно подсказывают им, какой из тактильных импульсов нужен, а какой вреден для нервной системы. Просто наблюдайте за своим ребенком и слушайте его.

Отрицательные реакции свидетельствуют о том, что ребенок нуждается в дополнительных тактильных стимулах, которые для него приемлемы. Застелите его постель большими мягкими махровыми полотенцами или оденьте его в пижаму из плюшевой ткани - это, возможно, сбалансирует активность нервной системы. Также попробуйте, когда ребенок лежит на боку, положить ему за спину обернутую в полотенце дополнительную подушку. Перед сном слегка потрите ребенку спину, а после вечерней ванны подольше вытирайте полотенцем. Однако внимательно следите за реакциями: если ему не нравится, не настаивайте.

Напоминайте родственникам, что негативная реакция ребенка на их попытки обнять или поцеловать его не носит личного характера, просто его нервная система чувствует себя от этого дискомфортно. Реакции не зависят от того, кто именно до него дотронулся. Если ребенок рефлекторно ответит на прикосновение ударом, объясните, что это автоматическая реакция, не поддающаяся контролю. Но ребенку лучше, конечно, извиниться.

Реакции на вестибулярные импульсы столь же разнообразны, как и на тактильные. Одним нравится, другим нет. Принудительная вестибулярная стимуляция ребенка, не способного модулировать или переносить этот вид активности, может нанести ущерб его эмоциональному развитию и уж точно не поможет нервной системе. Многим взрослым кажется, что подбросить малыша в воздух или перевернуть вниз головой - это просто игра, а прочтя нашу книгу, они, возможно, сочтут подобные вещи еще и терапевтически полезными, однако для ребенка с гравитационной неуверенностью подобный опыт чреват сильным стрессом. Для некоторых детей легкое покачивание в кресле-качалке – это самое большое, что они в силах вынести. Некоторые не любят лежать на животе и спят только на спине. Особенно внимательно наблюдайте за ребенком во время игр: любая нетипичная реакция на вестибулярные стимулы - сигнал к тому, чтобы обратиться за консультацией к терапевту, работающему с сенсорной интеграцией.

Если ваш ребенок все время ищет вестибулярной стимуляции, организуйте для него среду, позволяющую свободно двигаться. Бег, прыжки, лазанье (на свежем воздухе), а также занятия на игровом оборудовании, предполагающем неограниченное движение, помогут стабилизировать нервную систему. Работа по дому, когда нужно что-то нести, поднимать, толкать, даст необходимые проприоцептивные стимулы. Помните, что физическая работа не только укрепляет мышцы, но и обеспечивает нас сенсорными импульсами и адаптивными ответами, организующими нервную систему.

Выше уже говорилось о том, что физические отношения с силой тяжести важнее даже отношений с родителями. Это утверждение не умаляет значимости семейных связей. Именно родители, в числе прочего, должны позаботиться и о развитии у ребенка чувства гравитационной безопасности. Знакомьте малыша с гравитацией: поднимайте, носите на руках, качайте (на руках, в кровати-качалке, на качелях), сажайте в игрушечный автомобиль. Когда он станет постарше, расширьте терапевтический арсенал, включив в него уличные качели, карусели, бассейн, прогулки по холмам и на пляж. Как правило, дети, которым не нравятся эти виды активности и которые быстро устают, нуждаются в них больше всего. Никогда насильно не заставляйте ребенка ими заниматься, ибо он сам должен организовывать работу своего мозга. Просто обеспечьте к ним доступ и упростите задачи до необходимого уровня. Если ребенку не нравится то или иное занятие, позвольте ему самому выбирать виды стимуляции мозга.

Если ребенок стремится к движению и наслаждается им, следует организовать для него среду, стимулирующую двигательную активность.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.