Нарушение обработки сенсорных сигналов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Нарушение обработки сенсорных сигналов

2019-08-07 178
Нарушение обработки сенсорных сигналов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У детей с аутизмом, состояние которых позволяет проходить стандартные тесты, оценивающие сенсорную интеграцию, как правило, обнаруживаются симптомы, сходные с диспраксией. Им трудно локализовать тактильные стимулы и уразуметь, где находятся их руки, если они их не видят. Двигательное планирование тоже дает сбои: об этом можно судить по тесту, в котором тестирующий встает в необычную позу, предлагая ребенку ее скопировать. Постуральные ответы у ребенка с аутизмом развиты не очень хорошо, но все же лучше, чем у других детей с нарушениями сенсорной интеграции. Это означает, что ствол мозга нормально обрабатывает проприоцептивные и вестибулярные ощущения, необходимые для многих постуральных ответов. Также вероятно, что нормально функционируют нервные пути, несущие информацию к сенсорным зонам коры головного мозга. Проблема коренится в чем-то ином, неполадки происходят в какой-то другой части мозга.

Существует три вида плохой обработки сенсорных сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. Во-первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко. Во-вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность. В-третьих, дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенноновым, или же к смене действий: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются конструктивными и полезными.

В мозгу (в лимбической системе) есть область, которая «решает», какой сенсорный импульс регистрировать и предлагать нашему вниманию. У детей с аутизмом она функционирует плохо.

«Регистрация» сенсорной информации

Многие из нас хотя бы однажды замечали на знакомой улице, по которой ходили множество раз, что-то, чего не замечали прежде. Поинтересовавшись, давно ли здесь появился этот знак, дом или что-то еще, мы удивляемся, узнав, что он стоит тут давным-давно. Наш мозг только сейчас «решил», что объект достоин быть замеченным. Обычно мы даже не осознаем, почему «новый» предмет вдруг привлек наше внимание. Просто вокруг что-то слегка изменилось, возможно, его как-то непривычно высветили солнечные лучи, - и это небольшое отличие заставило мозг «зарегистрировать» образ, который он ранее игнорировал.

В мозгу (в лимбической системе) есть область, которая «решает», какой сенсорный сигнал регистрировать и предлагать нашему вниманию, а также предпринимать ли какие-либо шаги в связи с новой информацией. У детей с аутизмом эта область функционирует плохо, поэтому они не фиксируют многое из того, что замечают остальные. Чем хуже работает эта зона мозга, тем труднее помочь ребенку с аутизмом приобрести навыки, необходимые в ежедневной жизни.

Бывает, что ребенок с аутизмом не обращает внимания, к примеру, на звонок или другие шумы и даже умудряется не слышать слов, обращенных непосредственно к нему. Но мозг может вдруг решить, что неплохо бы зарегистрировать этот сигнал, и тогда ребенок откликается. Временами он воспринимает звук более громким, чем его слышат окружающие. Большинство людей перестают регистрировать звуки, если они длятся достаточно долго и при этом остаются неизменными. Дети с аутизмом часто непривычны к продолжительным монотонным звукам и не умеют их «выключать», поэтому склонны обращать на них больше внимания. Иногда на одних звуках они зацикливаются, а другие не фиксируют вовсе.

Дети с аутизмом могут игнорировать видимое окружение: они смотрят «сквозь» человека, избегают смотреть в глаза. Игрушки их часто не интересуют, но временами их мозг принимается тщательно и упорно всматриваться во что-либо, в какие-нибудь мельчайшие детали, например в пятно на полу. При аутизме мозгу трудно разобраться, какой зрительный образ важен, а какой - нет. Существует один вид зрительных стимулов - движущиеся полоски, который привлекает внимание большинства детей с аутизмом. «Зебра» из цветных и белых полосок, ползущая перед глазами, активирует оптокинетический нистагм, который, в свою очередь, стимулирует вестибулярные ядра. (Мы уже обсуждали постротаторный нистагм - остаточные движения глаз, наблюдающиеся после вестибулярной стимуляции.Оптокинетический нистагм сходен с движениями, вызываемыми определенными зрительными сигналами.) Мы считаем, что активация вестибулярных ядер помогает мозгу регистрировать зрительные импульсы и наделять их значением.

При аутизме трудно поддаются регистрации и другие ощущения. У нас есть такой тест: мы пускаем на тыльную сторону шеи воздушную струю. Большинство людей, включая детей с задержками в развитии и проблемами с обучением, почувствуют дискомфорт и съежатся или обернутся посмотреть, что мы делаем. Дети с аутизмом часто никак на это не реагируют. По-видимому, у многих из них также ослаблены обонятельные и вкусовые ощущения. Упав или стукнувшись обо что-либо, они редко реагируют, словно не чувствуют боли, пока она не становится слишком сильной. Однако в отдельных случаях встречается гиперчувствительность к текстурам предметов. В младшем возрасте дети могут из-за текстуры отвергать твердую пищу. Чужие прикосновения тоже служат для них источником негативной реакции. Такие нарушения обработки сенсорных импульсов бывают иногда характерны для детей с сильно выраженной диспраксией.

Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи, чтобы вычленить сенсорную информацию, необходимую для взаимодействия с окружающим миром.

Дети с аутизмом часто положительно реагируют на такой вид тактильной стимуляции, как сильное давление. Им нравится, когда их кладут между матами, а сверху прокатывают чем-то тяжелым, например большим валиком. Также они засовывают руки под тяжелые предметы, наслаждаясь ощущениями, которые другим детям показались бы неприятными. Ребенок стремится что-либо почувствовать, но, по-видимому, его мозг регистрирует лишь очень сильные ощущения. Некоторые дети ведут себя так, словно руки доставляют им неудобство, и только сильное давление позволяет им почувствовать себя лучше. Дети с диспраксией тоже любят сильное давление, но представляется, что их мозг регистрирует импульсы куда лучше, чем мозг ребенка с аутизмом.

При аутизме мышечные и суставные ощущения острее, чем зрительные и звуковые. Если слегка дернуть человека за руку или за ногу, это стимулирует рецепторы суставов и мышц, поэтому дети с аутизмом часто протягивают терапевту руку или ногу, предлагая за нее дернуть. На наш взгляд, это означает, что подобные ощущения приносят удовлетворение. К тому же, как уже было сказано, при аутизме мозг регистрирует только очень сильные импульсы (настолько сильные, что другим они доставляли бы дискомфорт).

Аутичный ребенок склонен либо настойчиво стремиться к Двигательной активности, либо категорически ее отвергать. Ни одна из реакций не является здесь типичной, некоторые дети жаждут все время двигаться, получая отдвижения удовольствие. Вращение и качание вообще не вызывают у них недомогания. Иными словами, их мозг недостаточно тщательно регистрирует вестибулярные сигналы.

Толкать, тянуть, прыгать, висеть на турнике - все эти виды активности успокаивают ребенка с аутизмом. Так же на него действует и ощущение сильного давления.

Почти всегда при аутизме наблюдается короткий постротаторный нистагм (условия тестирования: дневной свет, глаза открыты). Как и в случае билатеральных нарушений вестибулярной системы, укороченный нистагм свидетельствует о неполадках в нервных путях, передающих вестибулярные импульсы. Отдельные области мозга, видимо, избыточно подавляют активность вестибулярных ядер. Это не означает, что ни одна из составляющих в потоке вестибулярной информации не фиксируется мозгом. Укороченный нистагм нередко сопровождается гравитационной неуверенностью: часть вестибулярных сигналов не только прекрасно регистрируется, но и является причиной дистресса, поскольку не модулируется мозгом.

Неполная «регистрация» ощущений делает ребенка «капризным» при общении с людьми. Однажды зарегистрировав сенсорный импульс, мозг может в следующий раз проигнорировать схожие сигналы. Такая непоследовательность дает родителям повод говорить: «При желании он все прекрасно слышит», или «Почему ему нравится играть с моим ботинком, не обращая внимания на свои?», или «Он умеет жарить яичницу для себя, отчего же ему не накрыть на стол?» Внешне его поведение выглядит так, словно ребенок намеренно упрямится или старается насолить родителям, на самом же деле причина вдругом: его мозг просто-напросто не позволяет ему быть последовательным в своих реакциях день за днем или от задачи к задаче.

При наличии адекватного стимула ребенка можно подтолкнуть к регистрации сенсорных импульсов. Терапевтические программы, ориентированные на сенсорную интеграцию, предоставляют такие стимулы, причем они носят внутренний и естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации, особенно зрительной. Многие дети с аутизмом смотрят терапевту в глаза во время или сразу после выполнения двигательной задачи.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.