Охарактеризуйте метод и методики исследования в патофизиологии ? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Охарактеризуйте метод и методики исследования в патофизиологии ?

2019-08-07 192
Охарактеризуйте метод и методики исследования в патофизиологии ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным МЕТОДОМ патофизиологии является экспери­мент. Именно с помощью эксперимента исследователь стре­мится возможно точнее воспроизвести важнейшие наруше­ния, наблюдающиеся у человека при различных заболева­ниях. Причем, если еще недавно такие эксперименты с це­лью моделирования патологии осуществлялись в основном на различного вида животных, то в последние годы с разви­тием науки и техники все чаще используют методы in vitro. Именно благодаря этой особенности патофизиологию подчас называют «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА».

В связи со сказанным следует подчеркнуть, что появле­ние современной компьютерной техники способствовало бо­лее широкому использованию методов математического моделирования патологии, т.е. созданию математических моделей того, что происходит в организме при различных болезнях.

Что касается конкретных методик, используемых в экс­перименте, то для достижения цели исследования они могут быть самыми разнообразными. Это могут быть химические, физические, биохимические, гистологические и др. методи­ки. В принципе, использование конкретных методик зависит от задачи, которую ставит перед собой исследователь.

9. В ЧЕМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ ПАТОФИЗИОЛО­ ГИИ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИ­ НЫ?

Основное значение патофизиологии вытекает из тех пере­численных выше ЗАДАЧ, которые она призвана решать. И прежде всего подчеркнем, что, раскрывая в процессе моде­лирования интимные механизмы развития болезни и выздо­ровления, патофизиология тем самым способствует выясне­нию сущности патологии, что позволяет вести целенаправ­ленную работу, направленную на разработку способов пре­дотвращения ее развития, лечения возникающих заболева­ний.

Особое значение для клинициста состоит в том, что, ов­ладев знаниями в области патофизиологии, усвоив основные наиболее общие закономерности развития патологии и выз­доровления, врач приобретает тем самым возможность, с одной стороны, мысленно представить себе, как развивалась болезнь до настоящего момента, а с другой - возможность предвидеть дальнейшее развитие патологии. Именно пред­видение, естественно, предполагающее своевременное и ква­лифицированное проведение лечебных мероприятий как пре­пятствующих возможному неблагоприятному развитию, так и способствующих усилению компенсаторно-приспосо­бительных, направленных на выздоровление, механизмов в организме больного, в конечном итоге определяет квалифи­кацию врача.

10. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИЗУ­ЧЕНИЯ ПАТОЛОГИИ?

Значение эксперимента заключается прежде всего в том, что исследователь получает уникальную возможость просле­дить за развитием болезни, начиная с самых ранних ее эта­пов и вплоть до финала. Другими словами, эксперимент дает возможность изучить в динамике все сдвиги в организме, возникающие в ходе развития патологии, оценить значение наблюдаемых изменений функции различных органов и сис­тем органов в развитии патологии.

Кроме того, именно эксперимент позволяет разрабатывать новые лекарственные и иные методы лечения, оперативные подходы, оценивать роль и степень влияния на организм раз­личных патогенных факторов внешней среды.

Следует еще раз подчеркнуть, что в настоящее время набирает силу тенденция к замене экспериментов на живот­ных разнообразными способами, в первую очередь, мате­матического моделирования. Действительно, в сочетании с возможностями графического изображения, получаемого с помощью современных компьютеров, можно в целом ряде случаев получить достаточно наглядное представление о сущности происходящих процессов.

К этому следует добавить расширяющиеся возможности моделирования с использованием культуры тканей, клеток и даже на молекулярном уровне. Все это позволяет постепен­но уменьшать количество экспериментов на животных, про­водить их только в случае невозможности получить необхо­димые результаты иными способами моделирования.

Подчеркнем, что в ходе таких работ должно быть обеспе­чено максимально возможное гуманное отношение к живот­ному, включая (при необходимости) способы его умерщвле­ния.

11. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕ­НИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА?

Планирование эксперимента включает в себя несколько обязательных этапов.

а).Научное обоснование цели эксперимента.

б).Тщательная формулировка конкретной задачи (или задач) исследования, раскрывающих выбранную цель.

в). Выбор оптимального способа моделирования патоло­гии (in vivo, in vitro, математическое моделирование).

г). В случае необходимости использования животных-выбор наиболее подходящего вида, определение оптималь­ного количества животных для формирования опытной и кон­трольной групп.

д). Выбор методик исследования, обеспечивающих ре­шение поставленной задачи (задач) и получение достовер­ного результата.

е). Выбор сроков наблюдения.

ж). Математическая обработка полученных результатов.

з). Формулирование выводов из проведенной работы.

  12. КАКИЕ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА?

а). Полностью, скрупулезно соблюдать принципы постро­ения эксперимента.

б). Предусматривая обязательную контрольную группу (или группы) животных, помнить, что с ними следует проводить все те же манипуляции, что и с животными опытной группы; на контрольных животных должны действовать все те факто­ры, что и на животных опытной группы, за единствеАным исключением того, влияние которого на организм хотят изу­чить.

г). Считать значимыми отличия, наблюдаемые у живот­ных опытных и контрольной групп, если они обнаружены не менее, чем у 90% использованных животных.

13. ЧТО ДАЕТ ОСНОВАНИЕ ПЕРЕНОСИТЬ РЕЗУЛЬ­ ТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ЖИВОТНЫХ, В КЛИНИКУ. ЧТО ОГРАНИЧИВАЕТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Это можно делать, так как человек - существо и социаль­ное, и биологическое. Действительно, хотя мы и подчеркива­ем, что человек находится на высшей ступени эволюции жи­вотного мира, во всяком случае на нашей планете, он, тем не менее и как раз поэтому не отделен какой-либо стеной от других живых существ. Другими словами, вполне естествен­но, что в организме человека и животных есть много общего не только в строении, но и в функции различных органов и систем. Речь идет прежде всего именно о базисных законо­мерностях (напр., система свертывания крови, принципы работы почек и др.).

Ограничивает эту возможность то, что человек- прежде всего существо социальное, у которого исключительно силь­но развита центральная нервная система, который обладает высокоразвитой высшей нервной деятельностью, а это не только накладывает отпечаток на течение различных болез­ней, но и может стать основой развития патологии.

Например, для человека даже слово может стать пато­генным фактором, что прекрасно показано в известном рас­сказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». Или такой пример. Перед полетом в космос Ю.А.Гагарина медики очень волновались, конечно же, не столько за техни­ческую сторону проекта (взлетит ли ракета, будет ли выдер­жана троектория полета и пр.), что в общем-то естественно для каждого человека, даже далекого от космической техни­ки и технологии, сколько за то, что никак нельзя было ранее смоделировать на животных: не окажутся-ли факторы кос­мического полета (невесомость, одиночество в космосе и др.) непереносимыми для человека-сточки зрения состоя­ния его психической сферы. Другими словами, не произой­дут ли необратимые нарушения психики у космонавта в ре­зультате этого полета. Ответ на этот вопрос не мог быть получен ни на одном виде животных. Кроме того следует учитывать, что человек, по сравне­нию с любыми видами животных, обладает более совершен­ными системами регуляции функций, он имеет более совер­шенную иммунную систему и пр. Все это предопределяет серьезные различия как в течении патологии, так и в самой возможности ее возникновения, делает проблематичным даже создание адекватной модели целого ряда заболеваний. Например, мы упоминали выше о тождественности меха­низмов свертывания крови у человека и животных. Однако, человек в наши дни, к сожалению, нередко умирает вслед­ствие тромбоза сосудов мозга, коронарных сосудов сердца, в то время как у животных свертывания крови в неповреж­денных сосудах достоверно не зарегистрировано.

II. Общая нозология

15. Что такое "норма"? В чем заключается диалектика отношения врача к понятию "норма"? Норма – среднестатистическая величина, характеризующая признак человека. Норма – это среднестатистическая величина, характеризующая совокупность тех или иных признаков, свойств организма (напр., t тела, количество эритроцитов). Очень формализованный показатель, т.к. не учитывает индивидуальных особенностей à нужно относится диалектически: если абсолютизировать цифры, то многих людей нужно отнести к разряду больных, если на норму не смотреть, то как вести диагностику. Используется понятие "индивидуальная норма", исходящее из того, что человек в 18-20 лет достигает наилучшего здоровья, и эти параметры врачу неплохо бы знать в дальнейшем.

16. Дайте определение понятию "здоровье". Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия (а не просто отсутствие болезни или каких-либо дефектов). Определение ВОЗ.

17. Какие 3 черты характеризуют это понятие?

1) Сохранение уравновешивания организма со средой (подразумевает легкую адаптацию к изменяющимся условиям существования)

2) Сохранение высокой трудоспособности (т.е. способности оптимально трудиться на своем рабочем месте, выполнять свой профессиональный долг). Но есть и естественные состояния, при которых трудоспособность человека может быть снижена, например –утомление, что болезнью не является.

 

3) Сохранение целостности организма (отсутствие серьезных физических дефектов, повреждений, которые могли бы ограничить профессиональную трудовую деятельность, нарушить адаптивные возможности)

18. Дайте определение понятию "болезнь". Болезнь – это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенной функции. (по Адо).

19. Какие черты характеризуют это понятие? Тоже самое, что в п.17, но со знаком минус ("не" поставить).

20. Дайте определение понятия "предболезнь" по Павленко. В чем сущность этого понятия? Предболезнь – это состояние организма, характеризующееся нарушением одного или нескольких саногенетических механизмов или их комплексов. Сущность данного определения заключается в признании недостаточности защитно-приспособительных сил организма как основы возможного в дальнейшем развития болезни при действии на организм патогенных факторов.

21. Опишите 3 возможных механизма формирования предболезни.

1) Наследственное (либо врожденное) состояние предболезни, в основе которого находится генетически (хромосомно) обусловленный дефект, ограничивающий функцию того или иного органа, либо системы органов (идет речь о уменьшении физиологической нормы реакции).

2) Постепенное действие фактора малой патогенности при изначальной достатности защитных систем организма приводит к снижению саногенетических механизмов в отношении этого фактора. Так формируется предболезнь в отношении этого фактора, который, в последующем, сам может вызвать болезнь.

3) Состояние предболезни обусловлено действием одного фактора, вызвавшего ограничение компенсаторно-приспособительных механизмоворганизма, а саму патологию вызывает другой фактор, действующий на основе этого ограничения.

22. Можно ли болезнь, недолеченность рассматривать как виды предболезни? Почему? А почему бы и нет, поскольку предболезнь это состояние ограничения компенсаторно-приспособительных возможностей, которые как при болезни, так и при недолеченности ослаблены.

23. Как можно выявить различные формы предболезни?

1) Выявление болезни, являющейся предболезнью к другому, более опасному заболеванию (полипоз кишечника предболезнь по отношению к раку оного).

2) Вывление предболезни использованием разнообразных функциональных проб, нагрузок, позволяющих обнаружить отклонения показателей физиологических функций организма от нормы (выявление преддиабета сахарной нагрузкой)

3) Выявление предболезни, обусловленной нарушением функционального состояния систем регуляции: нервной, эндокринной, иммунной, что предполагает развитие разнообразной патологии.

24. Объясните значение для медицины выявления предболезни. Выявление предболезни позволяет, используя соответсвующие оздоровительные, профилактические мероприятия, предотвратить развитие серьезной патологии и тем самым способствует улучшению состояния общественного здоровья. Этот способ улучшения состояния здоровья населения самый эффективный.

25. Дайте определение понятия "патологическая реакция". Примеры. Патологическая реакция – это кратковременная, необычная по интенсивности, физиологически не оправданная реакция организма на какой-либо раздражитель. К длительным нарушениям трудоспособности не приводит. Например, кратковременный подъем величены АД, боли в области сердца при отрицательных или положительных эмоциях. Может перейти в болезнь.

26. Дайте определение понятия "патологический процесс". Виды, примеры. Патологический процесс – это сочетание патологических реакций. Некоторые сочетания патологических и компенсаторно-приспособительных реакций называют типическими (типовыми) патологическими процессами (воспаление, лихорадка), которые встречаются при многих заболеваниях и составляют их сущность.

27. Чем отличается патологический процесс от болезни? Патологический процесс отличается от болезни отсутствием тех 3 специфических черт, ей присущих (при фурункуле их нет).

28. Что такое "патологическое состояние"? Примеры. Патологическое состояние – это медленно развивающийся патологический процесс, или его последствия, либо это врожденные пороки, дефекты развития, уродства (культя после операции, заячья губа).

29. Назовите периоды и исходы болезни.

Периоды:

1) продромальный (период предвестников)

2) период клинически выраженной болезни (время постановки диагноза)

3) исход:

- выздоровление (полное, с остаточными явлениями)

- хронизация

- смерть

30. Принципы классификации болезней.

Существуют различныепринципы классификации болезней:

1) по причинному принципу:

- наследственные

- инфекционные (бактериальные, паразитарные, вирусные)

- интоксикации

- травмы

- кинетозы

- лучевая болезнь

- лекарственная болезнь и др.

2) по особенностям патогенеза:

- болезни обмена веществ

- аллергические болезни

- опухоли

- отёчная болезнь

- шок

- коллапс и др.

3) по органному принципу (сердца, лёгких и т.д.)

4) по возрастному принципу (новорожденных, детские, старческие; отдельно стоят женские болезни

5) С целью унификации диагнозов существует международная классификация болезней, где помимо разделения заболеваний на классы, подклассы, группы в соответствии с вышеуказанными принципами, каждой нозологической единице присвоен свой код. Современная классификация – МКБ-10.

31. Охарактеризуйте понятие "этиология". Этиология – это учение о причинах и условиях развития болезни.

32. Дайте характеристику понятия "причина" Виды причинных факторов. Причина – это тот фактор, который непосредственно вызывает заболевание и придает ему характерные, специфические черты (которые и позволяют поставить диагноз и назначить специфическое лечение). Причины могут быть:

1) внешние (химические, физические, биологические)

2)  внутренние (связанные с измененным аппаратом наследственности – генами, хромосомами)

33. Какая роль причин и условий в возникновении болезни? Причинный фактор абсолютно необходим, а иногда и достаточен для возникновения заболевания. Условия – те факторы, которые могут влиять на возникновение болезни, причем обязательными они не являются, т.е. носят элемент случайности.

34. Как можно классифицировать условия? Условия делят на благоприятные и неблагоприятные в зависимости от того, способствуют или препятствуют они болезни. Условия подразделяют на внешние и внутренние (особенности состояния самого организма, обусловленные его наследственными и приобретенными свойствами).

37.Охарактеризуйте понятие "патогенез". Что такое "основное звено патогенеза"? Примеры. Патогенез – это учение о механизмах возникновения и течения болезней. Знание патогенеза позволяет рационально проводить терапию, подавляя механизмы развития патологии и всячески поддерживая, укрепляя саногенетические механизмы. Основное звено патогенеза – это то явление или процесс, который совершенно необходим для развертывания всех звеньев патогенеза, предшествует им и обычно возникает непосредственно под влияние этиологического фактора. Как правило, специфично для конкретной болезни. (Расширение артериол при артериальной гиперемии, повреждение кровеносных сосудов при острой постгеморрагической анемии).

38.Что такое "ведущие патогенетические факторы"? Примеры. Ведущие патогенетические факторы – это все те изменения, которые можно наблюдать в динамике развития патологии вслед за первичным повреждением (гипоксия, изменение АД, нарушение функции ЖКТ). Неспецифичны, как правило.

39На какие группы подразделяю этиологические факторы по их роли в патогенезе?

1) Пусковые факторы - только запускаю болезнь, которая дальше течет по своим закономерностям (ионизирующее излучение)

2) Этиологические факторы – играют пусковую и определяющую роль, вызывают болезнь и определяют клинику – отравление.

3) В довольно большой группе болезней определяющая роль этиологических факторов сохраняется все время, но её значение неодинаково на различных этапах болезни (инфекционные болезни)

40Какой тип отношений существует между патогенетическими факторами? Примеры. Причинно-следственные. Травма à повреждение кровеносных сосудов à кровопотеря à уменьшение ОЦК à уменьшение кровоснабжения почек à острая почечная недостаточность.

41Что такое "порочный круг"? Пример. Порочный круг – это такое развитие взаимосвязанных событий, в результате которого возникающие в ходе болезни нарушения усугубляют первичное нарушение.

 травматический шок

 


нарушение функции ЦНС

 


     падение АД   

 

замедление кровотока,

Нарушение кровоснабжения

   органов и тканей


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.