Литературные альманахи первой трети XIX в. («Полярная звезда», «Северные цветы») и их роль в истории русской журналистики. Альманахи и проблема коммерциализации отечественной журналистики. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Литературные альманахи первой трети XIX в. («Полярная звезда», «Северные цветы») и их роль в истории русской журналистики. Альманахи и проблема коммерциализации отечественной журналистики.

2019-08-07 968
Литературные альманахи первой трети XIX в. («Полярная звезда», «Северные цветы») и их роль в истории русской журналистики. Альманахи и проблема коммерциализации отечественной журналистики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Альманах (от араб. календарь), сборник произведений, объединённых по тематическому, жанровому или др.признаку. Альманах был очень удобен как форма, так как официально был освобожден от цензуры (в нем нет единой авторской позиции, он не трогает политику, а просто публикует любовную лирику).

 

«Полярная звезда» («Полярная звезда. Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности») — литературный альманах, издававшийся К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым-Марлинским в Санкт-Петербурге в 1822—1825 гг. Вышло три книжки: на 1823, на 1824 и на 1825 годы. Последний альманах «Звёздочка» на 1826 год был отпечатан лишь частично и в продажу не поступил.

Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии. Бестужев ведал прозой.

В новой книжке собралось тридцать восемь прозаиков и поэтов: Пушкин, Жуковский,

Крылов, Дельвиг, Вяземский, Баратынский и десятки иных, не говоря уже о самих издателях. Публика разбирала новую „Звезду" с удвоенным рвением.

Если в Европе существовали писатели-профессионалы, живущие на доходы от своих произведений, то в России такие случаи были редки, писатели зарабатывали только за счет меценатов. Сочинительство считалось делом побочным. Бестужев и Рылеев впервые в России объявляют, что намерены покупать для своего альманаха стихи и прозу и собираются платить авторский гонорар. Поэтому они вынуждены отказаться от комиссионерских услуг Сленина — и все расходы по изданию впредь берут на себя.

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов» Бестужева, которым открывается «Полярная звезда», – это не только литературное, но в полном смысле слова политическое выступление. Снова выдвигается тезис: у нас нет литературы, т.е. такой литературы, которая удовлетворяла бы потребностям русской общественной жизни. Почему? Нет настоящего общественного возбуждения, и поскольку ум «не занят политикою», то он «кинулся в кумовство и пересуды... Я говорю не об одной словесности: все наши общества заражены тою же болезнею», – подчеркивает критик.

«Полярная звезда» Бестужева и Рылеева явилась родоначальницей большого числа альманахов 1820–1830-х годов. По справедливому замечанию Белинского, «успех «Полярной звезды» произвел в нашей литературе альманачный период, продолжавшийся с лишком десять лет»

Иван Васильевич Сленин, перестав быть комиссионером „Полярной звезды", обратился к Дельвигу с предложением о новом альманахе —„Северные цветы". Дельвиг пользовался

уважением в литературных кругах — и в том числе в Вольном обществе любителей российской словесности, где состояли членами Бестужев и Рылеев и откуда вышла „Полярная звезда". Он был знаком и со старшим поколением поэтов — Гнедичем, Крыловым, Жуковским,— и с младшим, к которому принадлежали его близкие друзья — Пушкин, Баратынский, Кюхельбекер. Книгопродавец оказался на высоте: он рассчитал, что альманах Дельвига будет довольно близок к „Полярной звезде" по составу участников. Издание и продажу он брал на себя, за что Дельвиг должен был получить 4 тысячи рублей ассигнациями. В результате несмотря на то что обеспечивать материалом оба конкурирующих альманаха стало труднее, большинство авторов «Звезды» одновременно оказались авторами «Цветов».

«Северные цветы» («Северные цветы, собранные бароном Дельвигом») — литературный альманах, издававшийся А. А. Дельвигом в Санкт-Петербурге в 1824—1830 гг. (альманахи на 1825—1831 годы) и А. С. Пушкиным в 1831 году (на 1832 год). Один из самых долговечных альманахов «альманачной эпохи»: вышло восемь книжек.

В «Цветах» прозаические и поэтические произведения были разделены по двум отделам, в отличие от «Полярной Звезды», где они печатались в свободном порядке. В стихотворном разделе участвовали сам А. Дельвиг, А. Пушкин (отрывки из «Евгения Онегина», «Песнь о вещем Олеге», «Прозерпина», «Демон»), В. Жуковский, И. Крылов, П. Вязеский, Д. Дашков, И. Козлов, Е. Баратынский, Ф. Глинки, П. Плетнёв, А. Измайлов, Н. Остолопов, М. Даргомыжская, В. Туманский, Ф. Туманский, В. Григорьев, М. Загорский, П. Ободовский. В прозаическом отделе находился обзор русской поэзии Плетнёва, путевые письма и очерки Дашкова, сочинения Баратынского, А. Воейкова.

Обретя издательский опыт, после выхода второй книжки Дельвиг, как прежде издатели «Полярной звезды», отказывается от услуг зачинателя Слёнина и, с помощью Плетнёва, начинает выпускать альманах собственными силами. «Северные цветы» были одним из немногих по-настоящему доходных альманахов.

В первой половине 1827 года писатель и журналист Орест Сомов сблизился с Дельвигом, который предложил ему работать совместно.

В январе 1831 года, вскоре после выхода альманаха на 1831 год, Антон Дельвиг скончался от простуды. Чтобы почтить память Дельвига и сохранить альманах, друзья покойного решают самостоятельно выпустить ещё один, последний, альманах на 1832 год. Скорее всего, это было идеей Пушкина.

Гласность, публичность, споры в печати, во всеуслышание делали широкий читательский круг участником литературного движения; они вовлекали в литературные дела всех без разбора, кто перелистывал журнальные страницы. Это была журнальная политика нового века, более свободная, более демократическая, нежели ранее. К ней склонялись Рылеев и

Бестужев.

Но, как и всякая демократия, она готова была решать литературные дела большинством голосов. Голоса принадлежали подписчикам, платившим за журналы и альманахи. Забота о коммерческой выгоде изданий стала заставлять редакторов и издателей искать новые – и порой весьма эффективные – средства привлечения и удержания подписчиков, что не могло не сказаться на массовизации российской печати в это время.

Была сильна оппозиция «торговому направлению» в журналистике, представленная сначала именами Пушкина, Дельвига, Вяземского, Надеждина, а затем – Герцена, Майкова, Белинского, Некрасова и др. Неизбежным следствием начавшейся капитализации стали мелкотемье и установка изданий на развлечение.

Век „коммерческой словесности" надвигался неуклонно, Булгарин и Воейков были лишь наиболее яркими его представителями. Последний за нехваткой оригинальных сочинений неоднократно перепечатывал в своем журнале «Новости Литературы» уже опубликованные в других источниках стихи. Этот род литературного пиратства обозначался в обиходе глаголом „воейковствовать".

Высшей точки количество альманахов достигло в 1830-1831 годах, когда их насчитывалось 30, но к 1840-м годам центр тяжести в издательской деятельности переходит к толстым журналам.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.