Публицистичность древнерусской литературы. Переписка Ивана IV и А.М. Курбского – памятник отечественной публицистики. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Публицистичность древнерусской литературы. Переписка Ивана IV и А.М. Курбского – памятник отечественной публицистики.

2019-08-07 1022
Публицистичность древнерусской литературы. Переписка Ивана IV и А.М. Курбского – памятник отечественной публицистики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Публицистичность древнерусской литературы. Переписка Ивана IV и А.М. Курбского – памятник отечественной публицистики.

 

Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского права. В большинстве случаев писатель желал оставаться неизвестным.

Публицистика 40-х гг 16 века – полемическая литература, ориентированная на постановку злободневных вопросов. Острые социальные темы, идейная борьба (антиеретические и антипротестантские трактаты). В основе лежит интерес к христианской нравственности.

 

Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики. Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов. Произведения древнерусской литературы носили дидактический, нравоучительный характер. Они были призваны помочь избавиться от пороков.
Развиваются различные исторические доктрины. Всех их объединял интерес к судьбе мировых царств, понимание свободы человека в отношениях с божественным замыслом, учение о самодержавном единовластии как форме монархической государственности.

 

Вторая половина 20-х гг 16 века – концепция нового мирового центра православия. Москва – третий Рим. Историческая преемственность мировых христианских царств.

Земной царь как образ царя небесного. Идея божественного избранничества – важна преемственность. Земной владыка оказывается звеном в череде поколений. Нужен союз с прошлыми поколениями, чтобы не разрушить связь с настоящим. Царь получал божественные дары как представитель рода, избранного Богом. Власть законна и священна только пока сохраняется преемственность. Недостаточно быть коронованным (как европейские короли), нужно быть наследником великого рода.

 

Русская журналистика во второй половине XVIII в. Сатирические журналы конца 1760-х - 1770-х гг. и полемика о роли сатиры в жизни общества. Н.И Новиков – журналист и издатель.

 

 «Московские ведомости»

По инициативе Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета — «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755).

Нужно сказать, что многие журналы XVIII в. были недолговечны, а две русские газеты («Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости») носили официальный характер. Они были достаточно стандартизированы в отборе информации и ее подаче: на первом месте шли династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и только затем любопытные известия и культурная информация. Объявления печатали в специальных приложениях, и доход от их публикации поступал в бюджет Академии наук или Московского университета.

 

Первый частный журнал

В середине XVIII в. русская журналистика обогатилась новым типом издания — частным журналом, т.е. формально независящим от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства. Первым таким изданием был журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова (1759). Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании, хотя напрашивалось и другое сравнение — самого издателя, журналиста с пчелой, собирающей все полезное и интересное для людей.

Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши.

Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным. Издание «Трудолюбивой пчелы» прекратилось в декабре 1759 г. по причине недовольства его критической направленностью.

 

Радищев

В год Великой французской революции Радищев, работая над своей знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он поднялся до революционного убеждения о неизбежности насильственного свержения самодержавия, уничтожения крепостничества, выступил в журнале дворянской молодежи «Беседующий гражданин». В передовой русской публицистике конца XVIII — начала XIX вв. большое место отводилось воспитанию гражданских доблестей, гражданского достоинства и патриотизма. И одним из основоположников этого направления был Радищев.

В 1789 г. в декабрьском номере журнала «Беседующий гражданин» он опубликовал статью, которая называлась «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Находящиеся под игом рабства недостойны украшаться сим именем, утверждал публицист. Уже в этом заключении сказывается требование борьбы с угнетением, крепостничеством, которое насаждалось и охранялось самодержавием и помещиками-феодалами.

Особенно сожалеет писатель о положении крестьян, которые «уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу...», и призывает образованную молодежь воспитывать себя в духе благородства и свободолюбия, т.е. в духе сочувствия угнетенным.

В конце века заметную роль в журналистике стал играть Н.М. Карамзин. Свои первые шаги в журналистике он сделал в изданиях Н. Новикова «Московские ведомости», «Детский журнал». В 1791 г. он сам стал издавать литературный ежемесячник под названием «Московский журнал». Карамзин не отличался радикальностью своих суждений, но он сумел в легкой увлекательной форме передать современные политические и литературные новости, оценить интересные события. Просвещение читателя и воспитание эстетического вкуса — заслуги Карамзина-журналиста этого периода. Его произведение «Письма русского путешественника» познакомили аудиторию с Европой, швейцарской демократичностью, немецким научным просветительством, знаменитыми учеными и поэтами, комфортабельностью европейской жизни.

При всей ограниченности круга читателей, прежде всего из-за низкой грамотности населения, политическая информация из Франции, критика крепостнических отношений, угнетения крестьян в России, порицание паразитизма помещиков, высмеивание чиновничьего аппарата не могли не пугать правящие классы.

В начале 1790 г. подобная информация резко сокращается. Екатерина, напуганная Французской революцией, крестьянскими выступлениями против помещиков, переходит к преследованию передовых людей своего времени: Радищева, Новикова, наступает реакция, которую усугубил Павел I, сменивший на престоле Екатерину в 1796 г. При нем еще больше ограничиваются возможности независимой передовой журналистики: устанавливаются цензурные учреждения в столице и на пограничных переходах.

 

Некрасов привлёк к участию в журнале И. С. Тургенева, И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), А. И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёва, А. В. Дружинина («Полинька Сакс»), Д. В. Григоровича («Антон-горемыка»), П. В. Анненкова. Журнал печатал произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина. Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западных писателей.

Руководителем журнала с 1853 года стал, наряду с Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 года — Н. А. Добролюбов. С 1858 года журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович.

В июне 1862 года журнал был приостановлен на 8 месяцев «за вредное направление».

В редакцию возобновленного Некрасовым в начале 1863 года журнала вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В журнале печатались произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, П. А. Гайдебурова.

28 мая 1866 года журнал был закрыт личным распоряжением императора Александра II (согласно формуле официального объявления, напечатанного в газете «Северная почта» 3 июня 1866 года, «по высочайшему повелению, объявленному министру внутренних дел председателем комитета министров»). В редакции «Современника» известие о закрытии журнала получено было 1 июня 1866 года.

“Отечественные записки” По договору с Некрасовым Краевский оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем журнала с 1868 года стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

. В апреле 1884 года журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

 

Года. Ссылка

В ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится Марией Дмитриевной Исаевой с которой у него начинается роман. Через несколько лет, когда она овладеет, Достоевский женится на ней.

 

После Вронского

Пролетарская литерутура продолжала группироваться около "Октября" и " Молодой гвардии". Не улучшилось положение вещей и в последнее время при обновленном составе редакции. Уровень беллетристики снизился и идеологически и художественно. Чрезвычайно оскудел отдел критики. Прежде в нем при всех ошибках и недостатках все же давались продуманные и ценные статьи, позднее он почти сплошь был занят работами поверхностными. Общее обеднение сказалось и на общественно-политическом отделе. Содержание "Красной нови" продолжает вызывать в печати ожесточенные нападки.

Осенью 1941 года редакция была эвакуирована, летом 1942 года журнал закрыт.

Перевал (1923-1932)

Вокруг журнала «Красная новь» собралась литературная группировка «Перевал», идеологом которой был Александр Воронский. Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.

Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей. Наиболее видную организационную роль играли в группе прозаики Николай Зарудин, Артём Весёлый, Иван Катаев, Михаил Пришвин, Андрей Платонов.

 

«Октябрь» (1924)

Начал выходить как орган Московской ассоциации пролетарских писателей, под редакцией группы редакторов - Л. Авербаха, А. Безыменского, Г. Лелевича, Ю. Либединского, С. Родова, А. Соколова, А. Тарасова-Родионова.

С 1925 года – орган РАПП. В 1926 журнал редактировался Г. Санниковым, с 1927 до 1931 — А. Серафимовичем, в 1931 — Л. Авербахом. В общем, состав редколлегий за этот период часто сменялся.

С 1932 года главред - Ф. Панферов. Среди прочих в редколлегию входит писатель Михаил Шолохов.

С 1933 года «Октябрь» - орган Оргкомитета Союза советских писателей РСФСР.

Первоначально журнал отражал те идейно-художественные принципы, которые выдвигала группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922). Ядро группы составили писатели, вышедшие из «Кузницы», — А. Малышкин, А. Дорогойченко, С. Родов; члены группы «Молодая гвардия» — А. Веселый, А. Безыменский, Жаров, Шубин, Кузнецов; члены группы «Рабочая весна» — А. Соколов, А. Исбах, И. Доронин, и писатели, не состоявшие в группах, — Ю. Либединский, Г. Лелевич, А. Тарасов-Родионов и др. В последующие годы в «Октябрь» вступили Ф. Березовский, Д. Фурманов и др. Лозунг: «оставить общие воззвания и дать живого человека» - показать рабочий класс в лице конкретных пролетариев.

Абстрактной романтике журналом «Октябрь» была объявлена война, и журнал демонстрировал творчество пролетарских писателей, которые ставили своей задачей показ конкретных людей. В передовой первого номера основными задачами выдвигались сплочение и воспитание пролетарских писателей, борьба с классово враждебными течениями в литературе и критике, теоретическое обоснование путей развития пролетарской литературы.

В творческом отделе журнала проходили значительные, вошедшие в актив пролетарской социалистической литературы произведения: «Разгром» Фадеева, стихи и поэмы Безыменского, «Тихий Дон» Шолохова, «Бруски» Панферова, «Ведущая ось» Ильенкова, «Ненависть» Шухова, «Станица» Ставского и др. Журнал объединил вокруг себя основные силы пролетарской литературы и выдвинул ряд новых крупных имен.

«Октябрь» вел борьбу с троцкизмом в литературе и нападал на главреда «Красной нови» Александра Воронского, обвиняя его в «троцкизме».

«Октябрь» поместил ряд огульно-разносных статей и рецензий, например, о творчестве Сейфуллиной, Леонова и др. Отличалась однобокостью и постановка вопроса учёбы у классиков. «Октябрь» ориентировался преимущественно на «наследство» Л. Толстого. Поместив ряд статей о Л. Толстом, о его методе, «Октябрь» прошел стороной других писателей-классиков.

После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 журнал перестроился. Выдвигаются новые творческие кадры, журнал стремится продвинуть лучшие произведения социалистической литературы, закрепить своей работой творческий подъем. Заметно отстает критический отдел журнала.

Интересно: Журнал открыл для русских читателей творчество Сергея Довлатова и Саши Соколова. В настоящее время «Октябрь» является одним из ведущих русских толстых литературных журналов, имеет либеральную направленность.

Кратко о Воронском

Александр Воронский (псевдоним - Нурин) был исключен из семинарии ввиду «политической неблагонадежности». В 1904 году вступил в социал-демократическую рабочую партию, два года провел в тюрьме, четыре года в ссылке. После революции работал редактором.

С 1921-1927 годы, как нам уже известно, Воронский – главред «Красной нови», а с 1922 года – «Прожектора».

Прожектор (1922-1927)

— советский еженедельный иллюстрированный литературно-художественный и сатирический журнал. Выходил в Москве как приложени е к газете «Правда» в 1923—1935 годах. В то время единственный в СССР многокрасочный журнал. Многие вещи, напечатанные в «Красной нови», появлялись предварительно в отрывках в «Прожекторе». Печатались хроника, очерки (С. Третьяков, А. Габор), фельетоны (А. Зорич), рассказы, стихи, литературно-критические статьи.

В 1925 году Воронский вступает в оппозицию партии большевиков, откуда его в 1927 году выгоняют. Он отказывается от философии марксизма в пользу идеалистического искусства (искусство - доказательство беспредельных возможностей человека и средство его совершенствования, духовного роста).

Началом литературной деятельности считается 1911 год – публикация статей «Литературные заметки» в издании «Ясная зоря».

В 1929 году заявил об отходе от оппозиции и в 1930 году получил разрешение вернуться в Москву, где был назначен редактором отдела классической литературы в Гослитиздате.

В 1935 арестован. Повторно арестован 1 февраля 1937 года. Расстрелян 13 августа 1937 года в Москве.

 

Исторический контекст:

В середине 30-ых годов надвигается волна террора.

Страна готовилась к войне, однако оказалась не готова. Немецкие войска вошли в Чехословакию. Гитлер успел присоединить Австрию. Получил огромную промышленную базу.

Планировалась другая война. "Малой кровью, могучим ударом на чужой территории".

Первые часы немцы бомбили безнаказанно. Потом советские войска стали отвечать. Сотни тысяч советских бойцов и командиров оказались в окружении. Немцы захватили 1,5 миллиона пленных (за 1941). Немцы вели победоносную войну в Европе. Шли бои в Африке. Франция практически сразу потерпела поражение. Во Франции тоже было сопротивление, но не такое, как в Польше. Англия была в состоянии войны с Германией, топили корабли. Англия была союзником Советского Союза. К осени вступили в войну США. Немцы подходили к Москве. Была страшная паника. Молодежь угоняли в Германию. Началось массовое партизанское движение.

1939 год - "Незнаменитая война" с Финляндией. Велась бездарно. Красная армия показала свою боеспособность. Карл Маннергейм - линия Маннергейма, это была непреодолимая линия обороны. Более полугода штурмовали. Линию Маннергейма проломили.

Заключили пакт Молотова-Ребентропа в 1939, согласно которому Советские войска не препятствуют действиям немецкой армии, а взамен немецкая армия не препятствует действиям советской армии. 1939 год - одновременно с немецкими войсками на Польшу напали Советские войска. Вся Польша воевала. В Польше погиб каждый 4-ый. Поляки заявили, что они не сдадутся. Создано формирование "армия краёва", группировка коммунистов "гвардия людова".

 

В Советском Союзе, конечно, велась мощнейшая пропагандистская подготовка. Вся страна была охвачена идеей войны. Вспомним фильм «Если завтра война» (1938). И фильмы снимались и пьесы писались. Характерна популярнейшая пьеса Симонова - "Парень из нашего города".

 

Невероятно популярна идея всемирной революции. Люди учили иностранные языки, чтобы идти в Европу и нести социалистические идеи.

Итак, страна готовилась к войне. Институт философии, литературы и искусства - легендарный институт, в котором учились студенты-поэты. Слуцкий, Левитанский, Твардовский - целое поколение поэтов, которые участвовали в войне. Позднее были опубликованы стихи и все была поражены как они смогли предугадать свое будущее. Они считали, что им выпала великая удача - сражаться за правое дело. Почти все были сразу призваны.

 

Объявление войны требовало серьезной пропагандистской подготовки. Облик советской печати был сразу изменен. Количество газет сократилось вдвое. Перестали выходить отраслевые газеты, некоторые газеты были объединены в одну: «Литературная газета» и «Советское искусство» стали одной газетой «Литература и искусство».

Значительно сократилось число местных изданий. В Московской области перестали выходить 57 многотиражных газет. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканский, краев и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Сокращению объема подвергалась даже «Правда».

Все эти меры позволили преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронтах. К концу 1942 года задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями времени была решена: выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных и 600 дивизионных и бригадных газет.

Конечно, листовки и газеты издавались и в тылу врага. Были и подпольные издания, выходившие на оккупированной территории: «За Советскую Украину», «Большевистская правда» (Минская обл.), «Красны партизан» и так далее.

Кроме «Красной звезды» и «Красного флота» возникли ещё две центральные военные газеты: «Сталинский сокол», «Красный сокол». Издавались «Вести с Советской Родины» - эта листовка постоянно информировала советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.

 

Произошли изменения и в журнальной периодике. Созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», только в Москве было 18 военных журналов. Большим успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт).

 

В это время создано Советское информационное бюро. 25 июня 1941 года появилась первая сводка Совинформбюро. За время войны их вышло свыше 2,5 тысяч.

 

Стала очень популярна газета «Красная Звезда». Она стала общенациональным изданием. Именно туда попали самые известные советские писатели, военные коры: Шолохов, Симонов, Гроссман, Платонов, Вишневский, Толстой.

Одним из самых известных журналистов, авторов «Красной Звезды» становится Илья Эренбург - "Лето 25-ого года", "Жизнь и гибель Николая Курбова". Судьба удивительная у этого человека: он родился на закате империи, учился в гимназии, увлекся марксизмом, состоял с Бухариным в большевистской организации, сумел уехать за границу, затем 7 лет работал в Париже, стал журналистом-международником, писал очерки. Был очень хорошо известен во Франции. За годы войны опубликовал на русском и французском более 3 тысяч статей. По несколько в день (в разных изданиях: «Правда», «Красная Звезда», «Известия»). В начале 60-ых годов он выпустил книгу "Люди. Годы жизни". Едва ли не лучшее пособие по советской литературе.

Василий Гроссман тоже был очень известным журналистом того времени. Участвовал в битве за Сталинград и создавал очерки, имевшие колоссальным успех. 1943 год - "Народ бессмертен», повесть Гроссмана. Вместе с Эренбургом создал «Чёрную книгу» - сборник свидетельств и документов о Холокосте. После войны приступил к созданию произведения «Жизнь и судьба».

 

Один из пропагандистских ходов - «создание» легенды о панфиловцах. Их придумал А. Кривицкий, корреспондент, он опубликовал заметку в ноябре 1941 года в газете «Красная звезда», затем статью «Завещание 28 павших героев», а следом и очерке «О 28 павших героях». Вся информация, появлявшаяся о «панфиловцах» была создана им. Дивизия была, но детали - миф.

 

Следует знать и о рассказе Михаила Шолохова «Наука ненависти». Он был написан в 1942 году и опубликован в «Правде» ровно через год после начала войны. Начало пропаганды ненависти. С появлением этого рассказа связан и лозунг, созданный Ильей Эренбургом и Константином Симоновым «Убей немца!».

 

Яркую страницу в историю советской печати периода Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. В редакции свято чтут память Александра Кузнецова, Михаила Сувинского, Сергея Галышева, Павла Трошкина.

С первых же дней войны редакционному коллективу пришлось пережить немало трудностей. 24 июля в здание редакции попала фашистская бомба. Немецкое радио немедленно сообщило, что «отважные ассы» сравняли с землей здание редакции ненавистной им газеты. Но на следующий день читатели снова получили «Известия». Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов. В октябре 1941 г. издательство «Известий» было эвакуировано в Куйбышев. Здесь печатали газету с матриц, присылавшихся из Москвы.

 

Концепция Сталина - пропагандистская программа. Он начал развивать её ещё перед войной. Нельзя изображать Россию сатирически: Демьян Бедный написал либретто комической оперы «Богатыри» о крещении Руси. Молотов и Сталин были возмущены, Сталин назвал пьесу «литературным хламом». Вообще, стоит сказать, что в 20-ых годах Бедный отчаянно отстаивал линию партии. Однако после публикации фельетонов «Слезай с печки» и «Без пощады» на него началась опала.

 

В этот момент начинается культ всего русского. Акцент в литературе и журналистике. Началось формирование национального самосознания: фильмы о полководцах («Александр Невский»). Идея, которую несут в массы: «русская история - история величественная», «русский народ - старший брат в семье народов СССР». Участвовали в этом все. Анна Ахматова писала стихи про русский язык. Появляется произведение «Товарищи по оружию» - роман Симонова, выходит стихотворение Гумелева: "Жди меня - я не вернусь".

 

Тем временем под Москвой немцы остановились (обязательно упомянуть произведение Александра Бега "Волоколамское шоссе" (по нему шли к Москве). Идея молниеносной войны провалилась: союз не рухнул. Было почти 2 миллиона "предателей" - все они попали в лагеря. Все страны мира подписали Женевскую конвенцию о правах военнопленных. Советский Союз не подписал конвенцию - у пленных не было прав. Отрицалась сама возможность пленения.

 

Приказ 227 - вводились штрафные батальоны. Семьи офицеров, оказавшихся в плену подлежали высылке. Советские военнопленные умирали в лагерях. Сильна была память о врагах коллективизации. Они были против большевиков - 2 миллиона. Карательные операции армии Власова (герой обороны Москвы попал в плен). Немцы блокировали Ленинград. Началась блокада Ленинграда. Царицын - Сталинград - Волгоград. Город сравняли с землей. Бои были тяжелейшие. К концу 1942 года скопились силы советские и немецкие.

 

Вспомним и В. Некрасова и его произведение "В окопах Сталинграда". Некрасов был инженером-сапером. Был капитаном, тяжело ранен и демобилизован. Имя Сталина на обложке.

 

Одним из ведущих изданий остается "Правда" - ЦО (центральный орган).

 

Появляются пьесы, объясняющие, что произошло - "Фронт" Корнейчука (первые месяцы войны описаны в этой произведении).

 

Во время войны развивалась журналистика и поэзия. Было не время для романов.

 

В Германии капитуляция Паульса объявлена национальной катастрофой. Полмиллиона человек погибло - много для Германии. С этого момента стало понятно, что война будет выиграна.

 

1944 год - под Курском и Орлом развернулось одно из самых масштабных сражений мировой истории - сражение на Курской дуге. Построена глубокая оборона - немцы вынуждены атаковать в лоб. Громадные потери - несколько месяцев. Немцы вынуждены отступить. Война пошла на запад.

Война была во всем мире. 1941 год - Перл-Харбор. Началась война на Тихом океане: в воздухе и на море. Шли морские сражения. Шла война в Африке, где легендарным стало имя Роммеля (немецкий кардинал). Весь земной шар был в войне. Это была действительно Мировая война.

Главные события происходили на Восточном фронте - на войне с СССР, именно там были самые большие потери. 1944 год - союзники полномасштабно вступили в войну. До этого только технически помогали. Все было американское. С/х районы СССР были захвачены. Кормила Россию коалиция союзников. Первое же наступление захлебнулось.

 

Вся страна жила войной. Всё на военную тематику. За исключением нескольких книг - литература "заступорилась". Её качество упало.

 

Итак, война шла к концу. 1944 год - освободительный поход. Немцы дрались отчаянно. И понимали за что придется держать ответ. Пройдя через всю Европу, Польшу, Венгрию, Румынию, Югославию войска вышли в Германию.

 

1945 год - взят Берлин. 9 мая - безоговорочная капитуляция. Пока войска шли по Германии, Эренбург писал, что те немцы, которые будут взяты в плен, будут в лагерях убиты и проч. В "Правде " появилась статья без подписи: тотального мщения не будет. 

 

Война закончена.

Котовский", "Чапаев", "Свинарка и пастух", "Трактористы", "Пархоменко", "Парень из нашего города", "Два бойца", "Воздушный извозчик", "Небесный Тихоход", "Александр Невский"

 

Что было дальше? Кратко.

Советский Союз ударил по Японии. Там стояла миллионная армия. Хиросима и Нагасаки.

1946 год - Фултонская речь Черчилля - Холодная война. Солдаты старшего возраста демобилизованы. Начались новые пропагандистские компании. В первую очередь Зощенко и Ахматова.

 

Литературная оппозиция

Казавшаяся единой советская культура раскололась на две неприменимо враждующих группы. Литература разделилась на два лагеря: были те, кто отчаянно сопротивлялся всем начинаниям и инициативе печати публикации ранее не опубликованных советских писателей и поэтов - Союз писателей СССР. С другой стороны была легальная уже к тому моменту оппозиция (см пункт 1).

Эзопов язык

Писатели, журналисты, поэты и деятели искусства пользовались эзоповой речью. Вошло в обычай, норму оценивание художественного образа не только по текстуальному значению, но и по заложенному в них подтексту, по контексту, в котором образ воспринимается.

У читателя вырабатывалась привычка искать аллюзии, намеки, тайны, «закодированные» в словах, фразах, сюжете. В сталинскую эпоху это было неприемлемо - в любом иносказании «литературоведы в штатском» могли увидеть призывы к свержению, подрыву или ослаблению власти Советов (ст. 58 УК РСФСР)

Литература «от противного»

Читатель знал, что если на какое-то произведение, автора, журналиста появляется «официальная» критика, то (скорее всего) он действительно заслуживает внимания. А если книгу расхваливали, то это казалось подозрительным.

Новые жанровые формы

Очерк - литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. «Районные будни» - очерки Валентина Овечкина, публиковались в «Новом мире», «Правде».

 

Журналы периода «оттепели».

«Новый мир» (который издавался с 1925 года) становится журналом-лидером, это его эпоха. Это «толстый журнал», литературное ежемесячное издание.

Главные редакторы в этот период — известные писатели Константин Симонов (1954-58), Александр Твардовский (он был редактором ещё в период с 1950 по 1954, а затем с 1958 до 1970). С новым приходом Твардовского (он был редактором еще в 1950-1954 гг) имя «Нового мира» становится знаком качества, сам журнал — авторитетом для интеллигентов. «Напечатать два рассказа в «Новом мире» и проснуться знаменитым». Издаваться в этом журнале, кроме всего прочего — признак литературного профессионализма.

Первая публикация «Одного дня Ивана Денисовича» (1961) Александра Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева.

 

Отдел литературной критики «Нового Мира» — самый сильный и авторитетный, «звёзды» — Владимир Лакшин и Наталья Ильина.

 

Александр Твардовский был освобожден от обязанностей главного редактора журнала «Новый мир» за «неправильную линию в вопросах литературы» и намерение напечатать «политически вредную» поэму «Теркин на том свете».

Вернулся Твардовский к руководству журналом лишь в середине 1958 г., когда сменивший его Константин Симонов в свою очередь вызвал недовольство у работников идеологических отделов ЦК КПСС за публикацию романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Последующие одиннадцать лет «второго редакторства» Твардовского принесли «Новому миру» большое признание в читательской среде. С каждым годом к нему все больше тянулись те, кто был по-настоящему озабочен будущим страны, которая медленно, но верно сползала в трясину всеобщей фальши, лживых прикрас, угодливой лести в литературе и искусстве.

После прихода на пост редактора Александра Твардовского (автор поэмы о Василии Тёркине, главным «героем народной войны») «Новый мир» стал сосредоточием талантов того времени. У Твардовского было много полномочий, ему многое разрешали, но много требовали. Журнал часто задерживала цензура, на него осуществляли нападки журнал «Октябрь», газета «Литературная жизнь».

Твардовский привел в «НМ» много талантливых и непризнанных писателей, поэтов и критиков того времени. Он «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которых их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «НМ» опубликованы произведения В.Овечкина, В.Быкова, Ф.Абрамова, Б.Можаемва. В начале 60-ых годов Твардовскому удалось опубликовать и «Один день Ивана Денисовича».

Очерки вышеупомянутого В.Овечкина «Районные будни» ставили серьезные и острые вопросы по реорганизации системы сельского хозяйства.

На страницах «НМ» напечатаны «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «Годы войны» А.Горбатова и другие «личные» документы, свидетельства участников войны.

В.Войнович, Ч.Айтматов, Р.Газматов стали открытием журнала «Новый мир» при Твардовском.

 

 

«Юность» (издавался с 1955 года) — журнал литературных дебютов, журнал для юношества; но буквально с первых номеров печататься там хотят все. Главный редактор и создатель — Валентин Катаев.

Здесь начинают свою карьеру классики советской литературы: Василий Аксёнов (печатаются «Коллеги», «Звёздный билет»), Анатолий Гладилин («Хроника времён Виктора Подгурского»), Анатолий Кузнецов («Бабий Яр»), поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

 

За «Новым миром» и «Юностью» охотились, тиража не хватало, чтобы удовлетворить спрос на эти «толстые журналы».

«Новый мир» поддерживал курс Хрущёва в смысле десталинизации, либерализации, критического подхода к реальности. К нему примкнули популярные журналы «Звезда», «Знамя». Против десталинизации и Хрущёва позиционировал себя другой толстый журнал-лидер, «Огонёк» (осн. в 1899 г.), вместе с журналом «Смена».

Билет 21: Журналистика второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. Партийная пропаганда и журналистика. Полемика «националистических» и «либерально-демократических» изданий. Журналы «Наш современник», «Юность», «Новый мир». А.Т. Твардовский – журналист, редактор. Публицистика А.И. Солженицына.

Исторический контекст:

Начало 1960-ых годов для СССР ознаменовалось следующими событиями: завершение периода «оттепели», Карибский кризис (1962 год), начало эпохи «застоя», Семилетка (план развития народного хозяйства, давший неплохие результаты: доходы населения выросли на треть). Отношения с Китаем были разлажены.

В октябре 1964 года Хрущев был отстранен от всех партийных и государственных постов и отправлен на пенсию в полной изоляции. Произошло это неожиданно, Президиум ЦК собрался в его отсутствие на заседание 12 октября, чтобы решить вопрос о его смещении.

 

Рассмотрим тенденции этого времени.

 

СМИ и политический процесс

Во второй половине 70-х – середине 80-х гг. в практику партийного руководства СМИ вошли новые формы: всесоюзные и республиканское летучки, пресс-конференции секретарей партийных комитетов, руководящих советских и хозяйственных работников, встречи с ними журналистов, дни редакторов и др. Главная их цель – ограничить кругозор прессы суждениями, исходившими из директивных органов или «компетентных» лиц.

Прикрывая словесной завесой все больше проявляющиеся в обществе противоречия и деформации, пресса оказалась в чрезвычайно трудном положе


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.