Подробно о Воронском – журналисте и критике — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Подробно о Воронском – журналисте и критике

2019-08-07 554
Подробно о Воронском – журналисте и критике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1923, в статье «Искусство как познание жизни и современность» Воронский писал, это и есть его творческого кредо, есть что-то от «натуральной» школы 19 века: «Прежде всего искусство есть познание жизни. Искусство не есть произвольная игра фантазий, чувства, настроений; искусство не есть выражение только субъективных ощущений и переживаний поэта; искусство не задается целью в первую очередь пробуждать в читателе „чувства добрые“. Искусство, как и наука, познает жизнь. У искусства, как и у науки, один и тот же предмет — жизнь, действительность. Наука познает жизнь с помощью понятий, искусство — с помощью образа, в форме живого чувственного созерцания». (Узнаете Белинского??)

Еще две известных статьи – «Искусство видеть мир» и «Искусство и жизнь». Интересно так же определение интуиции: опыт прошлых поколений, превратившийся для живущих в подсознательное. Вот почему «идеалом художественного типа является художник, в котором богатый дар интуиции сочетается с тонкой аналитической способностью».

Воронский считал, что несмотря на то, что цель художника – подражать действительной жизни, бессознательно он проводит идеи своего класса, не разлучен со своим классом.

Для искусства рабочего класса величайшее значение усвоение классической культуры – дворянской и буржуазной, которая многие годы была им недоступна. Воронский делает вывод об отсутствии и о невозможности пролетарского искусства: «Пролетарского искусства сейчас нет и не может быть, пока перед нами стоит задача усвоения старой культуры и старого искусства. На деле есть вот что: есть буржуазная культура и искусство, к которым впервые получил доступ пролетариат... То, что называется пролетарским искусством, есть прежнее искусство, имеющее однако своеобразную целевую установку: быть полезным не буржуазии, а пролетариату»

Воронский писал о том, что, чтобы увидеть мир таким, каким он является, художник должен скинуть общественную оболочку. Этот тезис противоречит идеям марксизма, что человек – это сущность человека есть совокупность общественных отношений.

За отказ от марксизма и принятия пролетарской культуры, Воронского всю жизнь критиковали.

Воронский не только теоретик, но и критик, публицист и мемуарист. Его перу принадлежит ряд литературных характеристик как отдельных писателей (Горького, А. Толстого, Белого, Б. Пильняка, Е. Замятина, др.), так и целых групп («Кузница», «Октябрь», «Серапионовы братья»), ряд публицистических очерков и набросков.

Как мемуарист («За живой и мертвой водой») Воронского отмечали современники. Его мемуары, охватывающие разнородные социальные явления, представляют собой интересный документ из истории русской общественности.

 

Билет 19: Великая Отечественная война и журналистика («Правда», «Известия», «Красная звезда»). Реорганизация работы редакций периодических изданий. Военная публицистика (И. Эренбург, К. Симонов, А. Толстой).

 

Исторический контекст:

В середине 30-ых годов надвигается волна террора.

Страна готовилась к войне, однако оказалась не готова. Немецкие войска вошли в Чехословакию. Гитлер успел присоединить Австрию. Получил огромную промышленную базу.

Планировалась другая война. "Малой кровью, могучим ударом на чужой территории".

Первые часы немцы бомбили безнаказанно. Потом советские войска стали отвечать. Сотни тысяч советских бойцов и командиров оказались в окружении. Немцы захватили 1,5 миллиона пленных (за 1941). Немцы вели победоносную войну в Европе. Шли бои в Африке. Франция практически сразу потерпела поражение. Во Франции тоже было сопротивление, но не такое, как в Польше. Англия была в состоянии войны с Германией, топили корабли. Англия была союзником Советского Союза. К осени вступили в войну США. Немцы подходили к Москве. Была страшная паника. Молодежь угоняли в Германию. Началось массовое партизанское движение.

1939 год - "Незнаменитая война" с Финляндией. Велась бездарно. Красная армия показала свою боеспособность. Карл Маннергейм - линия Маннергейма, это была непреодолимая линия обороны. Более полугода штурмовали. Линию Маннергейма проломили.

Заключили пакт Молотова-Ребентропа в 1939, согласно которому Советские войска не препятствуют действиям немецкой армии, а взамен немецкая армия не препятствует действиям советской армии. 1939 год - одновременно с немецкими войсками на Польшу напали Советские войска. Вся Польша воевала. В Польше погиб каждый 4-ый. Поляки заявили, что они не сдадутся. Создано формирование "армия краёва", группировка коммунистов "гвардия людова".

 

В Советском Союзе, конечно, велась мощнейшая пропагандистская подготовка. Вся страна была охвачена идеей войны. Вспомним фильм «Если завтра война» (1938). И фильмы снимались и пьесы писались. Характерна популярнейшая пьеса Симонова - "Парень из нашего города".

 

Невероятно популярна идея всемирной революции. Люди учили иностранные языки, чтобы идти в Европу и нести социалистические идеи.

Итак, страна готовилась к войне. Институт философии, литературы и искусства - легендарный институт, в котором учились студенты-поэты. Слуцкий, Левитанский, Твардовский - целое поколение поэтов, которые участвовали в войне. Позднее были опубликованы стихи и все была поражены как они смогли предугадать свое будущее. Они считали, что им выпала великая удача - сражаться за правое дело. Почти все были сразу призваны.

 

Объявление войны требовало серьезной пропагандистской подготовки. Облик советской печати был сразу изменен. Количество газет сократилось вдвое. Перестали выходить отраслевые газеты, некоторые газеты были объединены в одну: «Литературная газета» и «Советское искусство» стали одной газетой «Литература и искусство».

Значительно сократилось число местных изданий. В Московской области перестали выходить 57 многотиражных газет. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканский, краев и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Сокращению объема подвергалась даже «Правда».

Все эти меры позволили преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронтах. К концу 1942 года задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями времени была решена: выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных и 600 дивизионных и бригадных газет.

Конечно, листовки и газеты издавались и в тылу врага. Были и подпольные издания, выходившие на оккупированной территории: «За Советскую Украину», «Большевистская правда» (Минская обл.), «Красны партизан» и так далее.

Кроме «Красной звезды» и «Красного флота» возникли ещё две центральные военные газеты: «Сталинский сокол», «Красный сокол». Издавались «Вести с Советской Родины» - эта листовка постоянно информировала советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.

 

Произошли изменения и в журнальной периодике. Созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», только в Москве было 18 военных журналов. Большим успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт).

 

В это время создано Советское информационное бюро. 25 июня 1941 года появилась первая сводка Совинформбюро. За время войны их вышло свыше 2,5 тысяч.

 

Стала очень популярна газета «Красная Звезда». Она стала общенациональным изданием. Именно туда попали самые известные советские писатели, военные коры: Шолохов, Симонов, Гроссман, Платонов, Вишневский, Толстой.

Одним из самых известных журналистов, авторов «Красной Звезды» становится Илья Эренбург - "Лето 25-ого года", "Жизнь и гибель Николая Курбова". Судьба удивительная у этого человека: он родился на закате империи, учился в гимназии, увлекся марксизмом, состоял с Бухариным в большевистской организации, сумел уехать за границу, затем 7 лет работал в Париже, стал журналистом-международником, писал очерки. Был очень хорошо известен во Франции. За годы войны опубликовал на русском и французском более 3 тысяч статей. По несколько в день (в разных изданиях: «Правда», «Красная Звезда», «Известия»). В начале 60-ых годов он выпустил книгу "Люди. Годы жизни". Едва ли не лучшее пособие по советской литературе.

Василий Гроссман тоже был очень известным журналистом того времени. Участвовал в битве за Сталинград и создавал очерки, имевшие колоссальным успех. 1943 год - "Народ бессмертен», повесть Гроссмана. Вместе с Эренбургом создал «Чёрную книгу» - сборник свидетельств и документов о Холокосте. После войны приступил к созданию произведения «Жизнь и судьба».

 

Один из пропагандистских ходов - «создание» легенды о панфиловцах. Их придумал А. Кривицкий, корреспондент, он опубликовал заметку в ноябре 1941 года в газете «Красная звезда», затем статью «Завещание 28 павших героев», а следом и очерке «О 28 павших героях». Вся информация, появлявшаяся о «панфиловцах» была создана им. Дивизия была, но детали - миф.

 

Следует знать и о рассказе Михаила Шолохова «Наука ненависти». Он был написан в 1942 году и опубликован в «Правде» ровно через год после начала войны. Начало пропаганды ненависти. С появлением этого рассказа связан и лозунг, созданный Ильей Эренбургом и Константином Симоновым «Убей немца!».

 

Яркую страницу в историю советской печати периода Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. В редакции свято чтут память Александра Кузнецова, Михаила Сувинского, Сергея Галышева, Павла Трошкина.

С первых же дней войны редакционному коллективу пришлось пережить немало трудностей. 24 июля в здание редакции попала фашистская бомба. Немецкое радио немедленно сообщило, что «отважные ассы» сравняли с землей здание редакции ненавистной им газеты. Но на следующий день читатели снова получили «Известия». Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов. В октябре 1941 г. издательство «Известий» было эвакуировано в Куйбышев. Здесь печатали газету с матриц, присылавшихся из Москвы.

 

Концепция Сталина - пропагандистская программа. Он начал развивать её ещё перед войной. Нельзя изображать Россию сатирически: Демьян Бедный написал либретто комической оперы «Богатыри» о крещении Руси. Молотов и Сталин были возмущены, Сталин назвал пьесу «литературным хламом». Вообще, стоит сказать, что в 20-ых годах Бедный отчаянно отстаивал линию партии. Однако после публикации фельетонов «Слезай с печки» и «Без пощады» на него началась опала.

 

В этот момент начинается культ всего русского. Акцент в литературе и журналистике. Началось формирование национального самосознания: фильмы о полководцах («Александр Невский»). Идея, которую несут в массы: «русская история - история величественная», «русский народ - старший брат в семье народов СССР». Участвовали в этом все. Анна Ахматова писала стихи про русский язык. Появляется произведение «Товарищи по оружию» - роман Симонова, выходит стихотворение Гумелева: "Жди меня - я не вернусь".

 

Тем временем под Москвой немцы остановились (обязательно упомянуть произведение Александра Бега "Волоколамское шоссе" (по нему шли к Москве). Идея молниеносной войны провалилась: союз не рухнул. Было почти 2 миллиона "предателей" - все они попали в лагеря. Все страны мира подписали Женевскую конвенцию о правах военнопленных. Советский Союз не подписал конвенцию - у пленных не было прав. Отрицалась сама возможность пленения.

 

Приказ 227 - вводились штрафные батальоны. Семьи офицеров, оказавшихся в плену подлежали высылке. Советские военнопленные умирали в лагерях. Сильна была память о врагах коллективизации. Они были против большевиков - 2 миллиона. Карательные операции армии Власова (герой обороны Москвы попал в плен). Немцы блокировали Ленинград. Началась блокада Ленинграда. Царицын - Сталинград - Волгоград. Город сравняли с землей. Бои были тяжелейшие. К концу 1942 года скопились силы советские и немецкие.

 

Вспомним и В. Некрасова и его произведение "В окопах Сталинграда". Некрасов был инженером-сапером. Был капитаном, тяжело ранен и демобилизован. Имя Сталина на обложке.

 

Одним из ведущих изданий остается "Правда" - ЦО (центральный орган).

 

Появляются пьесы, объясняющие, что произошло - "Фронт" Корнейчука (первые месяцы войны описаны в этой произведении).

 

Во время войны развивалась журналистика и поэзия. Было не время для романов.

 

В Германии капитуляция Паульса объявлена национальной катастрофой. Полмиллиона человек погибло - много для Германии. С этого момента стало понятно, что война будет выиграна.

 

1944 год - под Курском и Орлом развернулось одно из самых масштабных сражений мировой истории - сражение на Курской дуге. Построена глубокая оборона - немцы вынуждены атаковать в лоб. Громадные потери - несколько месяцев. Немцы вынуждены отступить. Война пошла на запад.

Война была во всем мире. 1941 год - Перл-Харбор. Началась война на Тихом океане: в воздухе и на море. Шли морские сражения. Шла война в Африке, где легендарным стало имя Роммеля (немецкий кардинал). Весь земной шар был в войне. Это была действительно Мировая война.

Главные события происходили на Восточном фронте - на войне с СССР, именно там были самые большие потери. 1944 год - союзники полномасштабно вступили в войну. До этого только технически помогали. Все было американское. С/х районы СССР были захвачены. Кормила Россию коалиция союзников. Первое же наступление захлебнулось.

 

Вся страна жила войной. Всё на военную тематику. За исключением нескольких книг - литература "заступорилась". Её качество упало.

 

Итак, война шла к концу. 1944 год - освободительный поход. Немцы дрались отчаянно. И понимали за что придется держать ответ. Пройдя через всю Европу, Польшу, Венгрию, Румынию, Югославию войска вышли в Германию.

 

1945 год - взят Берлин. 9 мая - безоговорочная капитуляция. Пока войска шли по Германии, Эренбург писал, что те немцы, которые будут взяты в плен, будут в лагерях убиты и проч. В "Правде " появилась статья без подписи: тотального мщения не будет. 

 

Война закончена.

Котовский", "Чапаев", "Свинарка и пастух", "Трактористы", "Пархоменко", "Парень из нашего города", "Два бойца", "Воздушный извозчик", "Небесный Тихоход", "Александр Невский"

 

Что было дальше? Кратко.

Советский Союз ударил по Японии. Там стояла миллионная армия. Хиросима и Нагасаки.

1946 год - Фултонская речь Черчилля - Холодная война. Солдаты старшего возраста демобилизованы. Начались новые пропагандистские компании. В первую очередь Зощенко и Ахматова.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.