Переписка Ивана Грозного и Курбского — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Переписка Ивана Грозного и Курбского

2019-08-07 267
Переписка Ивана Грозного и Курбского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 15-16 веке жанр послания меняется, частное письмо превращается в литературное произведение. Послания приобретают ярко выраженную публицистическую направленность и предназначаются широкой аудитории. Так письма Курбскому и другие послания царя встречаются в литературных сборниках 17 века.

 

История этой переписки вкратце такова. В апреле 1564 г. царский воевода князь A. М. Курбский бежал под покровом ночи в сопровождении верных ему слуг из новоприсоединенного к Русскому государству ливонского города Юрьева в соседний ливонский город Вольмар, принадлежавший в это время польскому королю Сигизмунду II Августу. Поводом для поспешного бегства послужили полученные Курбским сведения о готовящейся над ним царской расправе. А. М. Курбский — потомок владетельных ярославских князей, был не только видным военачальником Ивана Грозного; сражавшийся под Казанью и в Ливонии, он был также одним из влиятельных государственных деятелей этого времени и был близок к кругу самых близких к царю лиц, которых он впоследствии назвал «Избранной радой». В начале 60-х гг. XVI в. после падения «Избранной рады» многие из близких сподвижников царя были подвергнуты опалам и репрессиям. Бежав в Вольмар, Курбский обратился к Ивану IV с обличительным посланием, в котором обвинил русского царя в неслыханных гонениях, муках и казнях бояр и воевод, покоривших ему «прегордые царства» и завоевавших «претвердые грады». Иван Грозный, получив обличительное письмо от изменившего ему боярина, не мог удержаться от резкого пространного ответа «государеву изменнику». Так было положено начало знаменитой полемической переписке. Послания обоих политических противников были написаны с конкретными публицистическими целями. Всего известно два послания Ивана Грозного и три послания Курбского царю.

Переписка с длинными перерывами шла в 1564 – 1579 гг.

 

Позиция:

Иван Грозный:

Рассматривает историю и как результат, и как процесс. С одной стороны Божий замысел о человеке предопределяет весь ход событий, с другой – человеческие поступки могут быть в согласии с замыслом или противоречить ему. Поэтому не всякая власть угодна Богу (поступки правителя тоже могут противоречить замыслу), а только та, что дана избранному монаршему роду. Процветание и могущество государств зависит от того, насколько полно и неукоснительно соблюдается принцип монархического единовластия. Когда царство отступает от самодержавства, оно гибнет. Духовные лица не могут вмешиваться в дела мирской власти на правах полноценных участников в управлении государством.

Неподобающее поведение подданных нарушает установленный Богом порядок и подрывает единоличную власть правителя. Этим оправдывается царское насилие – оно совершается в соответствии с высшими требованиями. Царь – посредник между богоизбранным христианским народом и Господом. Царь «жертва», он должен пожертвовать личным спасением ради спасения остальных, потому что очистительная миссия власти не предполагает безусловной правоты царя как человека (совершая насилие, царь грешит). Но правитель сохраняет чистоту веры, поэтому его грехи и заблуждения не освобождают подданных от повиновения. Подданные царя должны быть готовы принять мучения во имя сохранения установленного порядка. Отсюда вытекает идея опричнины – людям лучше пострадать от мук в земной жизни, чем в загробной. Если же царь заблуждается и отправляет на смерть невинных, то Бог накажет такого правителя. Если раскаяния правителя будет недостаточно, он пожертвует личным спасением.

Царь подлежит суду Божественному, а не людскому, и не обязан отчитываться пред подданными – противоречие с Курбским.

Если царь слушается советов подданных, то под угрозу поставлено всемогущество Божьего промысла. Слушать советы подданных греховно. Бог действует через царя, таким образом Грозный освобождается от необходимости объяснять смысл своих деяний.

 

Курбский: Русь – последнее прибежище истинной веры, но ее будущее плачевно. Неправый суд, хищения, посягательства на чужую собственность, беззаконие священников. Те, кто должен защищать угнетенных, сами их грабят. Единственный заступник – Господь. Все это символизирует скорый приход Антихриста и начало мировой катастрофы.

Светская власть должна быть разумной и терпимой. Каждый имеет право защитить себя, нужно остановить практику заочных осуждений. Избавиться от грехов можно покаянием – его Курбский и предлагает царю. Царь должен управлять своими страстями, самодержавство должно быть подконтрольным. Государя создает его окружение, царю нужен мудрый опекун, который будет исправлять его недостатки. Этот советник – союзник Бога, подданный, которому может подчиниться даже царь. Его голос решающий, царь должен подчиняться мнению совета, который контролирует его поступки и постоянно за ним наблюдает. Отсюда концепция Избранной рады как советников, избранных Богом.

Главный акцент на том, что от личных свойств человека зависит судьба царства и всей мировой истории.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

 

Иван Пересветов: божественный замысел не противоречит самостоятельности действий каждого человека. Идея свободного самоопределения личности. Понятия «правды» (совокупность Божьих заповедей, норма жизни, основанная на Евангелии) и «веры», которые должны воссоединиться. Разобщенность «правды» и «веры» - исторический конфликт, который разрешится в будущем. Смысл и оправдание истории человечества в создании земного царства, царства великой справедливости. Мессианской фигурой мировой истории будет православный царь. Он должен поступать со своими поддаными, как Бог поступает с людьми, суд царя равен суду господа. Государь способствует спасению душ, врачует духовные недуги. Параллелизм земного и духовного, ангельская иерархия подчиняется Творцу, земная – царю.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.