А.С. Суворин – журналист и издатель (газета «Новое время», книгоиздательская деятельность). — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

А.С. Суворин – журналист и издатель (газета «Новое время», книгоиздательская деятельность).

2019-08-07 787
А.С. Суворин – журналист и издатель (газета «Новое время», книгоиздательская деятельность). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алексей Сергеевич Суворин родился 11 сентября (по старому стилю) 1834 г. в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии. В 1861 г. писательница Е.Тур (псевдоним графини Е.В. Салиас) предложила начинающему литератору стать секретарем редакции издававшейся ею газеты "Русская речь", и он перебрался в Москву, где на литературных собраниях у поэта А.Н. Плещеева познакомился с цветом русской литературы: Л.Н. Толстым и А.Н. Островским, Н.С. Лесковым и М.Е. Салтыковым-Щедриным, Н.А. Некрасовым и Д.В. Григоровичем. В 1862 г. Суворин переехал в Петербург в качестве секретаря редакции "Санкт-Петербургских ведомостей". С этого момента начинается взлет его журналистской карьеры — он делается одним из самых известных русских публицистов, особенной популярностью пользовались его "Недельные очерки и картинки", подписанные псевдонимом Незнакомец, в которых освещались все стороны российской жизни — от проблем экономики и судебных скандалов до литературы и театра. У Суворина к тому времени сложилась репутация "оппозиционера", он даже пострадал за свою книгу "Всякие" (трехнедельное заключение и уничтожение тиража — последнее вдохновило Некрасова на стихотворение "Пропала книга"), что, естественно, только прибавило ему популярности. В феврале 1876 г. он вместе с В.И. Лихачевым купил захудалую газету "Новое время", вскоре под его руководством сделавшуюся самой читаемым печатным органом России.

Первоначально "Новое время" считалось либеральным изданием, с ним сотрудничали Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, но патриотический подъем, охвативший русское общество в связи с событиями на Балканах увлек газету на иной, национальный, путь. Уже в 1876 г. она поддержала Сербию в войне с Турцией, популяризировала генерала М.Г. Черняева, командовавшего сербской армией, сам ее издатель побывал военным корреспондентом в Константинополе и Белграде (позднее, в 1909 г. он, в связи со своим пятидесятилетним юбилеем литературной деятельности, получит поздравление лично от главы сербского кабинета министров). Во время русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. на театр военных действий выезжал и Суворин, и другие сотрудники "Нового времени" (В.П. Буренин, Вл.И. Немирович-Данченко, К.А. Скальковский), так что в освобождении Болгарии от турецкого ига есть и их заслуга. Не вполне либеральной стала позиция газеты и по ряду внутрироссийских проблем, в частности по еврейскому вопросу. Некоторые друзья-"прогрессисты" отвернулись от Суворина, но все возрастающему успеху его детища это уже не могло помешать. Успех этот, во-первых, основывался на гениальном издательском и редакторском чутье Алексея Сергеевича ("Суворин-редактор возможно не имел себе равных", — признают даже не очень-то расположенные к нему авторы предисловия к его дневникам), во-вторых, на блестящем круге сотрудников, среди коих, кроме упомянутых выше: А.В. Амфитеатров, Ю.Д. Беляев, Д.И. Иловайский, Н.И. Костомаров, Н.С. Лесков, А.Н. Майков, С.В. Максимов, М.О. Меньшиков, П.П. Перцов, Я.П. Полонский, И.Н. Потапенко, И.Е. Репин, Н.К. Рерих, В.В. Розанов, В.В. Стасов, Н.Н. Страхов, С.Н. Сыромятников, С.Н. Терпигорев, А.П. Чехов, И.Л. Щеглов и др., а в-третьих, на том, что газета была интересной для самого широкого круга читателей, и по информированности, и по охвату тем, и по стилю подачи материала.
Петербургская бюрократия, офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты. Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию А.П. Чехова создавали несомненный успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали росту тиража. Суворин полностью отрицал необходимость каких бы то ни было радикальных выступлений интеллигенции, студентов или рабочих и постепенно, сохраняя внешний радикализм, становился идеологом самодержавно-бюрократического, буржуазного государства, шел параллельным курсом к правительству и помогал ему.
С годами расширяется диапазон дочерних изданий “Нового времени”: помимо двух ежедневных выпусков отдельный вечерний, еженедельник, журнал, дважды в неделю иллюстрированное приложение, “Книжные новости”, “Вестник книжных магазинов”, “Телефон “НВ”
С 1872 г. Суворин издавал весьма распространенный «Русский календарь». В предисловии к нему составитель писал, что рассматривает свое издание как справочную книгу, содержащую полный круг "сведений о России и данных для ознакомления с ее фактическими, экономическими и нравственно-политическими средствами в наличном их состоянии и причем сравнительно с такими же силами остальной Европы" Почти одновременно с приобретением «Нового времени» Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. С 1895 года издает популярное справочное издание «Вся Россия». В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает серия «Дешёвая библиотека» (с 1879 по 1912 годы вышло почти 500 названий общим тиражом почти 1 млн экз.33 К числу наиболее значительных произведений, вошедших в “Дешевую библиотеку”, следует отнести переиздания новиковских сатирических журналов “Трутня”, “Живописца”, “Кошелька”).Открывалась «Дешёвая библиотека» произведениями крупнейших писателей России – «Горе от ума» Грибоедова, «Недорослем» Фонвизина и повестями Карамзина. К году смерти своего основателя в этой серии вышло почти 500 названий. Злые языки называли серию «Библиотекой мёртвых», тем не менее, она дала дешёвые издания Достоевского, Фонвизина, Шекспира, Шиллера, лучшее из дореволюционных изданий Языкова и многое другое Выходили журнал "Исторический вестник", знаменитые справочники-календари ("Русский календарь", "Вся Россия", "Вся Москва", "Весь Петербург" - Справочник содержал как информацию по самым разным учреждениям и улицам, так и поимённый список квартиросъёмщиков — с адресами, званиями и профессиями, телефонами.), первое массовое, дешевое собрание сочинений Пушкина (в первый день его продажи огромная толпа покупателей сломала прилавок и мебель в магазине), первое легальное переиздание "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, историческая серия "Rossica", книги современных прозаиков и поэтов и т.д. Всего за 40 лет суворинское издательство выпустило около 1600 названий общим тиражом 6,5 миллионов экземпляров.
Конечно, книги Суворина не могли соперничать по дешевизне с книгами для народа Сытина. Они в большей степени предназначались городскому читателю.
Сегодня Суворин важен для нас, прежде всего, как создатель единственной русской национальной газеты, имевшей такой гигантский и длительный общественный (и коммерческий) успех. В "Новом времени" не было унылого монолога одной какой-то, пусть даже самой благородной, доктрины, газета представляла собой, по определению, Меньшикова, "парламент мнений", где совершенно обычным делом была яростная полемика между ее основными авторами, и где на одной и той же полосе соседствовали самые разные, порой полярно противоположные друг другу утверждения, за исключением, конечно, враждебных России. "Меня упрекают, что я будто бы флюгер, — формулировал свое кредо Суворин. — Я совсем не флюгер. …Часто мнения, которым я давал место, мне совсем не нравились, но мне нравилась форма, остроумие, живая струя. Ручей — не Волга, речка — не океан, но и в ручье и в речке есть поэзия, есть правда природы. Так и в человеческой душе. Лишь бы она была искренняя". Именно эта идейная широта и позволила ему вовремя оценить Чехова и сделать его общероссийской знаменитостью (в суворинском издательстве вышло в 1880 — 1890-х гг. пять сборников произведений Антона Павловича, многие из которых до этого появились на страницах "Нового времени").

 


18. Становление советских литературных журналов («Красная новь», «Октябрь»). А. К. Воронский – редактор, журналист, литературный критик

Значительную группу журнальной периодики 2ойполовины ХХ века представляли литературно-художественные и литературно-критические журналы: «Красная новь» (1921–1942), «Новый мир» (с 1925), «Октябрь» (с 1924), «Молодая гвардия» (с 1922), а также иллюстрированные молодежные и детские: «Смена» (с 1924), «Красная молодежь» (1921–1925), «Пионер» (с 1924), «Мурзилка» (с 1924), в 1923 г. начал издаваться один из самых популярных журналов – «Огонек».

Журналы очень популярны! О росте журнальной периодики и изданий журнального типа свидетельствует уже то, что к середине 1923 г. их общий тираж и численность превысили газетный.

Возраставший объем газетно-журнальной периодики требовал значительного расширения издательской деятельности. Крупным центром советского книгоиздания становится Государственное издательство РСФСР, редакционная деятельность которого сосредоточивается в Москве и Ленинграде. В 1924 г. с Госиздатом сливаются издательства «Прибой», «Красная новь», Государственное военное издательство (ГВИЗ), что превращает Госиздат в предприятие, охватывающее все более широкий круг общественно-политических, научных, военных и других проблем.

«Красная новь» и «Октябрь» были полярны друг другу. Журнал «Красная новь» не выделял пролетарскую культуру, как таковую (как Троцкий). «Октябрь» - демонстрировал творчество только пролетарских писателей, остальные течения являлись «классово враждебными». Не трудно догадаться, кто «победил». А теперь подробнее.

«Красная новь» (1921-1942) - первый «толстый» литературный журнал, появившийся после революции. Выходил вначале два раза в месяц, затем ежемесячно.

В первый период существования журнала центральное место в нём занимал научно-публицистический отдел, со статьями политического и экономического характера. Участниками этого отдела были Ленин, Степанов-Скворцов, Бухарин, Ларин, Фрунзе, Варга, Радек, Милютин и многие другие. В дальнейшем центр тяжести переместился в сторону художественной литературы и литературной критики.

Расцвет «Красной нови» связывают с временем редакторской деятельности Александра Воронского, который объединил лучшие молодые силы «попутчиков» (писателей и художников, относившихся с симпатией к большевикам, однако формально не бывшими членами ВКП(б)) и печатал наиболее значительных авторов новой литературы – Горького, Маяковского, Есенина... Воронский отрицал возможность пролетарской литературы, именно поэтому формирование «пролетарского сектора» в литературе проходило вне журнала «Красная новь».

В критическом отделе журнала помещался ряд статей о современной русской литературе. Большая часть их посвящена творчеству попутчиков. Вначале эти статьи носили боевой публицистический характер и были направлены против ослабления веры в революцию, упадочничества, мистицизма. Впоследствии статьи о художественной литературе утратили этот боевой характер, приняв в значительной мере характер эстетической критики. Весь полемический пыл журнала направился против группы "На посту", боровшейся за литературную гегемонию пролетарских писателей и поведшей кампанию против игнорирования "Красной новью" пролетарского крыла литературы.

В результате этой кампании в состав редакции "Красной нови" в 1924—1925 дополнительно были введены новые лица - Сорин и Ярославский. В 1927 году Воронский был выведен из состава редакции.

После Вронского

Пролетарская литерутура продолжала группироваться около "Октября" и " Молодой гвардии". Не улучшилось положение вещей и в последнее время при обновленном составе редакции. Уровень беллетристики снизился и идеологически и художественно. Чрезвычайно оскудел отдел критики. Прежде в нем при всех ошибках и недостатках все же давались продуманные и ценные статьи, позднее он почти сплошь был занят работами поверхностными. Общее обеднение сказалось и на общественно-политическом отделе. Содержание "Красной нови" продолжает вызывать в печати ожесточенные нападки.

Осенью 1941 года редакция была эвакуирована, летом 1942 года журнал закрыт.

Перевал (1923-1932)

Вокруг журнала «Красная новь» собралась литературная группировка «Перевал», идеологом которой был Александр Воронский. Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.

Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей. Наиболее видную организационную роль играли в группе прозаики Николай Зарудин, Артём Весёлый, Иван Катаев, Михаил Пришвин, Андрей Платонов.

 

«Октябрь» (1924)

Начал выходить как орган Московской ассоциации пролетарских писателей, под редакцией группы редакторов - Л. Авербаха, А. Безыменского, Г. Лелевича, Ю. Либединского, С. Родова, А. Соколова, А. Тарасова-Родионова.

С 1925 года – орган РАПП. В 1926 журнал редактировался Г. Санниковым, с 1927 до 1931 — А. Серафимовичем, в 1931 — Л. Авербахом. В общем, состав редколлегий за этот период часто сменялся.

С 1932 года главред - Ф. Панферов. Среди прочих в редколлегию входит писатель Михаил Шолохов.

С 1933 года «Октябрь» - орган Оргкомитета Союза советских писателей РСФСР.

Первоначально журнал отражал те идейно-художественные принципы, которые выдвигала группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922). Ядро группы составили писатели, вышедшие из «Кузницы», — А. Малышкин, А. Дорогойченко, С. Родов; члены группы «Молодая гвардия» — А. Веселый, А. Безыменский, Жаров, Шубин, Кузнецов; члены группы «Рабочая весна» — А. Соколов, А. Исбах, И. Доронин, и писатели, не состоявшие в группах, — Ю. Либединский, Г. Лелевич, А. Тарасов-Родионов и др. В последующие годы в «Октябрь» вступили Ф. Березовский, Д. Фурманов и др. Лозунг: «оставить общие воззвания и дать живого человека» - показать рабочий класс в лице конкретных пролетариев.

Абстрактной романтике журналом «Октябрь» была объявлена война, и журнал демонстрировал творчество пролетарских писателей, которые ставили своей задачей показ конкретных людей. В передовой первого номера основными задачами выдвигались сплочение и воспитание пролетарских писателей, борьба с классово враждебными течениями в литературе и критике, теоретическое обоснование путей развития пролетарской литературы.

В творческом отделе журнала проходили значительные, вошедшие в актив пролетарской социалистической литературы произведения: «Разгром» Фадеева, стихи и поэмы Безыменского, «Тихий Дон» Шолохова, «Бруски» Панферова, «Ведущая ось» Ильенкова, «Ненависть» Шухова, «Станица» Ставского и др. Журнал объединил вокруг себя основные силы пролетарской литературы и выдвинул ряд новых крупных имен.

«Октябрь» вел борьбу с троцкизмом в литературе и нападал на главреда «Красной нови» Александра Воронского, обвиняя его в «троцкизме».

«Октябрь» поместил ряд огульно-разносных статей и рецензий, например, о творчестве Сейфуллиной, Леонова и др. Отличалась однобокостью и постановка вопроса учёбы у классиков. «Октябрь» ориентировался преимущественно на «наследство» Л. Толстого. Поместив ряд статей о Л. Толстом, о его методе, «Октябрь» прошел стороной других писателей-классиков.

После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 журнал перестроился. Выдвигаются новые творческие кадры, журнал стремится продвинуть лучшие произведения социалистической литературы, закрепить своей работой творческий подъем. Заметно отстает критический отдел журнала.

Интересно: Журнал открыл для русских читателей творчество Сергея Довлатова и Саши Соколова. В настоящее время «Октябрь» является одним из ведущих русских толстых литературных журналов, имеет либеральную направленность.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.