История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-08-03 | 212 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
Ход урока
III. Организационный момент
IV. Анализ контрольного диктанта
(Проводится работа над каждой группой ошибок.)
IV. Пропуск, перестановка букв.
IV. Буквосочетания жи - ши, ча — ща.
IV. Разделительный мягкий знак.
CCCLXXXV. Безударные гласные в корне слова.
CCCLXXXVI. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
CCCLXXXVII. Непроверяемые гласные.
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.)
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
М..л..ко — ценный продукт. Из него делают сливочное масло. H i м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо... Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки. (Мышь.)
— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)
— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
— Сформулируйте тему урока.
• Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 64 (с. 40).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
— Согласны ли вы с его мнением?
— Выполните задания.
— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)
|
— По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)
Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)
— Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
• Физкультминутка
CCCLXXXVIII. Закрепление изученного материала
CCCLXXXVIII. Работа по учебнику Упр. 66 (с. 41).
— Прочитайте текст.
— О каком явлении природы идёт речь? (Оросе.)
— Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.
— Выполните задание.
— Значение какого слова вы определяли по словарю?
III. Работа со словом из словаря
— Узнайте слово по его лексическим значениям.
• Тетрадь из плотных листов для рисунков.
• Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
• Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Ответ: альбом.
— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом альбом, запишите.
— Запомните, как пишется это слово. Материал для учителя
По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
• Рефлексия
(Работа в парах.)
— Пользуясь толковым словарём, разделите слова на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.
Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря.
— Оцените свою работу на уроке.
• Подведение итогов урока
— Что такое лексическое значение слова?
|
— С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?
Домашнее задание
Упр. 67 (с. 42).
Урок 1 8. Синонимы и антонимы
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антони- mi.i, работать со словарями синонимов и антонимов.
Ход урока
CCCLXXXIX. Организационный момент
CCCXC. Проверка домашнего задания
— Прочитайте лексические значения слов.
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём.
• Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, остальные однозначные.)
• Корень, язык, зима, группа. (Зима — однозначное слово, остальные многозначные.)
— Какие слова называются однозначными?
— Какие слова называются многозначными?
• Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пары слов.
Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — помпа.
— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Белый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по значению); 2) храбрый — отважный, веселье — радость (слова, близкие по значению).)
— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
— Как называются слова, близкие по значению? {Синонимы.)
— Сформулируйте тему урока.
• Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 68 (с. 42).
— Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)
— К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.)
— Что такое синонимы?
— К каким из данных слов вы подобр;иш антонимы? (Здравствуйте — до свидания, весело — грустно, мороч жара.)
— Что такое антонимы?
— Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют?
— Прочитайте предложения с «вежливыми" сломами, которые вы составили.
Упр. 69 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 70 (с. 43).
— Прочитайте стихотворение.
— Как вы понимаете значение выделенного с лона? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.)
— Какие слова автор использует, чтобы и юбра ян ь светофор как живое существо? Назовите их.
— Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)
|
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке начинают снопа с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте на с. 43 сведения о слонах погода И непогода.
— Какое значение раньше имело слово погода'! Л непогода? 2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово погода в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом погода, шншнитс.
— Запомните написание этого слова.
III. Физкультминутка
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!