Урок 17. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Урок 17. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

2019-08-03 212
Урок 17. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: формировать умения распознавать многозначные и од­нозначные слова, слова в прямом и переносном значении, рабо­тать с толковым словарём.

Ход урока

III. Организационный момент

IV. Анализ контрольного диктанта

(Проводится работа над каждой группой ошибок.)

IV. Пропуск, перестановка букв.

IV. Буквосочетания жи - ши, ча — ща.

IV. Разделительный мягкий знак.

CCCLXXXV. Безударные гласные в корне слова.

CCCLXXXVI. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

CCCLXXXVII. Непроверяемые гласные.

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, мож­но предложить выполнить следующее задание.)

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

М..л..ко — ценный продукт. Из него делают сливочное масло. H i м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо... Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки. (Мышь.)

— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)

— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются слова, которые имеют несколько лексиче­ских значений? (Многозначные.)

— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)

— Сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 64 (с. 40).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел пере­дать автор текста?

— Согласны ли вы с его мнением?

— Выполните задания.

— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.

— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)

— По какому словарю можно определить лексическое значе­ние слова? (По толковому.)

Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)

— Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

Физкультминутка

CCCLXXXVIII. Закрепление изученного материала

CCCLXXXVIII. Работа по учебнику Упр. 66 (с. 41).

— Прочитайте текст.

— О каком явлении природы идёт речь? (Оросе.)

— Кому приходилось наблюдать это явление природы? Рас­скажите о нём.

— Выполните задание.

— Значение какого слова вы определяли по словарю?

III. Работа со словом из словаря

— Узнайте слово по его лексическим значениям.

• Тетрадь из плотных листов для рисунков.

• Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

• Несколько музыкальных произведений одного исполните­ля, объединённых одним названием.

Ответ: альбом.

— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)

— Найдите это слово в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом альбом, запишите.

— Запомните, как пишется это слово. Материал для учителя

По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и вы­ставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцар­ские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.

Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.

Рефлексия

(Работа в парах.)

— Пользуясь толковым словарём, разделите слова на две груп­пы: 1) однозначные; 2) многозначные.

Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря.

— Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова?

— С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?

Домашнее задание

Упр. 67 (с. 42).

Урок 1 8. Синонимы и антонимы

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антони- mi.i, работать со словарями синонимов и антонимов.

Ход урока

CCCLXXXIX. Организационный момент

CCCXC. Проверка домашнего задания

— Прочитайте лексические значения слов.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно восполь­зоваться толковым словарём.

• Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, осталь­ные однозначные.)

• Корень, язык, зима, группа. (Зима — однозначное слово, остальные многозначные.)

— Какие слова называются однозначными?

— Какие слова называются многозначными?

Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пары слов.

Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — помпа.

— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Бе­лый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по зна­чению); 2) храбрый — отважный, веселье — радость (слова, близкие по значению).)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

— Как называются слова, близкие по значению? {Синонимы.)

— Сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 68 (с. 42).

— Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь си­нонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)

— К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.)

— Что такое синонимы?

— К каким из данных слов вы подобр;иш антонимы? (Здрав­ствуйте — до свидания, весело — грустно, мороч жара.)

— Что такое антонимы?

— Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют?

— Прочитайте предложения с «вежливыми" сломами, которые вы составили.

Упр. 69 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 70 (с. 43).

— Прочитайте стихотворение.

— Как вы понимаете значение выделенного с лона? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.)

— Какие слова автор использует, чтобы и юбра ян ь светофор как живое существо? Назовите их.

— Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке начинают снопа с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Прочитайте на с. 43 сведения о слонах погода И непогода.

— Какое значение раньше имело слово погода'! Л непогода? 2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово погода в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом погода, шншнитс.

— Запомните написание этого слова.

III. Физкультминутка


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.