Основные принципы иудейского права — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основные принципы иудейского права

2019-07-12 405
Основные принципы иудейского права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Среди составных компонентов иудейского, равно как и любой иной системы права, важную роль играют принципы права. Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения, которые лежат в основе процесса формирования и развития права, пронизывают собой всю систему права и в значительной мере предопределяют сущность, содержание и характер всего права.

Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Это свойственно многим правовым системам. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.

Принципы права не остаются раз и навсегда данными и неизменными. Вместе с развитием государства, права и общества они также развиваются и изменяются. Одни из них при этом в силу кардинального изменения материальной и политико-социальной среды утрачивают свою актуальность, другие, наоборот, приобретают и усиливают ее. Вместе же они, создавая и поддерживая на всем пути развития правовой системы ее целостность, динамизм и целенаправленность, обеспечивают тем самым наряду с нормами и другими компонентами права ее действенность и практическую значимость.

В тех же случаях, когда правовая система, как это случилось с современным иудейским правом, "главной проблемой" которого является "стагнация"*(391), утрачивает в силу своей ортодоксальности и неприспособленности к современной жизни и порождаемым ею проблемам*(392) свою прежнюю практическую значимость, она остается тем не менее неотъемлемой составной частью культурного наследия народа и одним из важнейших факторов, оказывающих влияние как на процесс формирования и развития правового сознания общества и его правовой культуры, так и на процесс правотворчества и правоприменения. Именно поэтому, как не без оснований отмечается некоторыми исследователями, было бы "трагическим разрывом со всем прошлым еврейского народа, если бы Израиль провозгласил себя чисто светским (purely secular) государством и отказался от иудейского права"*(393). Будущее "еврейского государства во многом зависит от способности сохранения им культурной самобытности (identity) и от непрерываемой религиозности избранных людей".

2. Говоря об основных принципах иудейского права, следует выделить прежде всего такой, как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования нации, - с национальным началом.

Данный принцип прослеживается на протяжении всей истории развития иудейского права - со времени его возникновения и вплоть до наших дней. Разница между его ранним и более поздними периодами развития, включая современный, заключается лишь в выражении и проявлении этого принципа. Суть же его и назначение на протяжении всей истории оставались без изменения. В конечном счете они сводились чаще всего к решению проблем этнического, а затем национального плана в первую очередь с помощью средств религиозного характера и реже - этического. По общему правилу эти проблемы ассоциировались с сохранением и укреплением иудейской общности, этнической и национальной идентичности, религиозной и социальной самобытности.

На ранних этапах развития иудейского общества и его правовой системы эти проблемы решались исключительно на религиозном уровне, с помощью религиозных законов и заповедей.

Для сохранения иудейской общности и этнической идентичности, а также в целях сохранения своего уклада жизни, своей религиозной и социальной самобытности существовавшие в тот период законы и заповеди запрещали, например, иудеям вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. В священной Книге Неемии говорится, в частности, что иудейский народ "вступил в обязательство с клятвою и проклятием" "не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих"*(394). Тем же, кто нарушил данный закон, женившись на иноземках, и чьи сыновья теперь "не умеют говорить по-иудейски", Бог "сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса" и заклинал их, "чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их, и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя"*(395).

Порицая царя Соломона, который "был любимым Богом своим", которого "Бог поставил царем над всеми израильтянами", но которого "однако же чужеземные жены ввели в грех", один из библейских пророков по имени Неемия риторически обращался к иудейскому народу: "И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?"*(396)

Однако в этом риторическом вопросе заложен глубокий смысл. А именно - беспокойство по поводу того, что, нарушая существующие законы и заповеди, иудеи, сами того не подозревая, разрушают основы сложившегося религиозного и социального уклада жизни, благодаря которому они не один раз преодолевали жизненные невзгоды, размывают этническую общность всех евреев, исторически сложившуюся на базе их определенной самодостаточности и самоизолированности, подрывают их самобытность.

Наиболее высокие требования в сфере семейно-брачных и многих других отношений предъявлялись к священникам. По закону священнику, который "не должен порочить семени своего в народе своем", разрешалось брать в жены "девушку лишь из народа своего", но при этом запрещалось брать "вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу"*(397).

Кроме жестокой регламентации семейно-брачных отношений, исключавших браки с чужеземцами, этнические, религиозные и иные проблемы, как они воспринимались иудеями на ранних стадиях развития их общества, государства и права, решались также с помощью других средств. Например, путем законодательного закрепления далеко не одинакового статуса иудеев и проживающих на территории их государства иноземцев.

Так, согласно священному закону иудея нельзя было вечно держать в рабстве, налагать на него "труд рабский", жестоко обращаться с ним, в то время как в отношении иноземца это дозволялось. "Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, - говорится по этому поводу в Книге Левит, - то не налагай на него работы рабской"*(398). Он "должен работать у тебя как наемник, как поселенец до юбилейного года пусть работает у тебя"*(399). А с наступлением "юбилейного года", который согласно древнеиудейским законам праздновался каждые пятьдесят лет, "пусть он отойдет от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое и вступит опять во владение отцов своих". Их "не должно продавать, как продают рабов". Не господствуй над таким иудеем, предупреждается в Книге Левит, "с жестокостью и бойся Бога твоего"*(400).

Если же ты хочешь, говорится далее в Книге Левит, "чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас", а также "из детей поселенцев, поселившихся у вас, которые у них родились в земле вашей"*(401). Они, дозволяется в древнеиудейском законе, "могут быть вашею собственностью" и вы "можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение"*(402). "Вечно владейте ими, как рабами, - резюмируется в законе. - А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью"*(403).

Более высокий социальный, а точнее - религиозно-этнический статус иудея, по сравнению с неиудеями, проявляется и в других отношениях, причем не только в публично-правовых, но и в частноправовых. Например, согласно Второзаконию иудеям не дозволялось отдавать друг другу "в рост ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост", ибо это считалось недостойным иудея, а кроме того могло привести к подрыву религиозно-этнических основ иудейской теократической общины. Что же касается представителей других народов, то это не только не запрещалось, а скорее наоборот, всячески одобрялось и поощрялось. "Иноземцу отдавай в рост, - закрепляется в законе, обращенном к иудею, - а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею"*(404).

На более поздних этапах развития иудейского общества проблемы сохранения и укрепления иудейской общности, этнической и национальной идентичности, а также религиозной и национальной самобытности решались не только на религиозном, но и на государственно-правовом уровне с традиционным использованием многочисленных средств, включая рассматриваемый принцип. В качестве примера можно сослаться на решение вопроса о том, кого следует считать в настоящее время евреем. Данный вопрос, имеющий, казалось бы, по справедливому замечанию И. Энгларда - израильского ученого, "главным образом символический характер", особенно остро встал в связи с принятием в Израиле в 1950 г. "Закона о возвращении" (The Law of Returm, 5710-1950). Он поощрял переселение евреев на их историческую родину со всех стран мира и устанавливал требование об официальной регистрации граждан Израиля, определении в отношении каждого из них "личной идентичности"*(405). Раньше этот вопрос решался исключительно на религиозном уровне и имел в основном социальный, религиозный и этнический смысл. В более поздний период он стал решаться одновременно и на государственно-правовом уровне, приобретая наряду с религиозно-этническим государственно-правовой смысл*(406).

3. Одним из основных принципов иудейского права является принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа.

"Ты народ святый у Господа, Бога твоего, - утверждается во Второзаконии в отношении иудейского народа, - и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле"*(407).

Данный тезис-принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. В одних случаях он повторяется дословно с последующим указанием причин богоизбранности иудейского народа. "Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, - говорится по этому поводу об иудеях в гл. 7 Второзакония, - принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов"*(408). Он это сделал потому, что "любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим". Знайте, что Господь, Бог ваш есть "Бог верный, который хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов"*(409).

В других случаях данный тезис-принцип о мессианской роли и богоизбранности иудейского народа проявляется в форме его возвеличения и указания на его "благословленную, богоугодную природу".

"Я произведу от тебя, - говорится, например, в Книге Бытия в обращении иудейского Бога к патриарху Аврааму - "родоначальнику евреев", - великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении"*(410). И далее: "Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные"*(411).

В третьих же случаях рассматриваемый тезис-принцип выражается лишь в форме божественной констатации "выделения" Богом иудейского народа среди других народов и "приближения" его к себе. "Я отделил вас от народов, - говорится в Книге Левит, - чтобы вы были Мои"*(412). "Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас", - предупреждает Бог иудеев, ибо этот народ развращен и аморален. Я "вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я, Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов"*(413).

Говоря о принципе мессианства и богоизбранности иудейского народа, равно как о некоторых других принципах иудейского права, идеализирующих иудейское сообщество и выделяющих его среди других сообществ, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, определенный элемент идеализации и самовозвышения как одна из форм проявления самоуважения свойствен практически любой религиозной системе и соответственно любому построенному на ее основе сообществу, государству и праву. Главное, чтобы при этом не было противопоставления другим сообществам, государствам и правовым системам*(414).

Во-вторых, мессианство и богоизбранность любого народа, нации, этноса, независимо от того, идет ли речь об иудеях или эскимосах, если бы они на эти экстремальные качества претендовали, - это всего лишь привнесенный их идеологами в сознание своего народа, а вместе с тем и некоторых других легковерных народов или их отдельных представителей миф. Совершенно прав Г. Гече, утверждая, что "нельзя искать за описаниями, служащими культовым целям, реальные истории"*(415).

Наиболее ярко мифический характер мессианства и богоизбранности еврейского народа проявляется на протяжении всей истории его существования в реальной жизни, так сказать на практике. Реальный ход истории показал, резонно заключают исследователи, что избранник божий - народ Израиля - не получил тех благ, которые ему сулил Яхве. Поселил его бог, правда, в земле обетованной, но вскоре другие народы его выгнали оттуда, и он рассеялся по всей земле. Обещал ему Яхве города, которых он не строил, и виноградники, которых он не сажал, попросту говоря, санкционировал удачливый грабеж. Но ничего из этого не получилось. "Обещал непрерывные военные победы над всеми другими народами, на самом деле получилась цепь сокрушительных поражений, в результате которых оба государства еврейских (Иудея и Израиль. - М.М.) погибли"*(416).

И в-третьих, принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа как миф, закрепленный в праве, имеет наряду с другими аналогичными мифами и библейскими историями определенный рациональный - культурный и познавательный смысл. Как справедливо отмечается в литературе, "в Библии сохранились древнейшие сказания, в которых запечатлена память о кочевом образе жизни израильских племен до прихода и поселения их в Ханаане. Составители книг Моисея собрали, сгруппировали и дополнили"*(417) их таким образом, чтобы показать, как Яхве - Бог иудеев помог "своему избранному народу преодолеть все препятствия и достичь обетованной праотцами земли Ханаан, где течет молоко и мед"*(418).

4. Важным принципом иудейского права является принцип четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей.

По общему правилу, сложившемуся в течение последних столетий, данный принцип, известный под названием принципа строгого и неуклонного соблюдения законности и конституционности, относится скорее к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов и должностных лиц, нежели к самому праву.

Применительно к иудейскому праву все обстоит несколько иначе. А именно - требования строжайшего соблюдения правил, содержащихся в законах и иных источниках иудейского права, не только сами собой подразумеваются, как во многих правовых системах, но и пронизывают собой все иудейское право.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать содержание хотя бы нескольких священных книг, составляющих основу признаваемого иудеями Ветхого Завета. Так, в Книге Левит содержится указание Бога иудеев соблюдать "постановления Мои и законы Мои" и не делать всех тех "мерзостей", которые позволяют себе чужеземцы*(419). "Соблюдайте повеления Мои, - убеждает Бог иудеев, - чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими"*(420).

В Книге Второзаконие, наряду с повторением требования Бога к иудейскому народу соблюдать "заповеди, постановления и законы, которые тебе заповедуют исполнять"*(421), содержится также обещание пророка Моисея научить правильному исполнению божественных указаний. "Итак, Израиль, - говорится в гл. 4 Второзакония, - слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших дает вам в наследство"*(422).

Кроме того, в данной Книге содержится весьма характерное предостережение Моисея иудеям - "не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того", а также обоснование необходимости точного соблюдения содержащихся в них требований. Храните и исполняйте "постановления и законы", ибо в "этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышавши о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный"*(423).

В Третьей Книге Царств содержится обязательное для соблюдения всеми иудеями завещание царя Давида своему сыну Соломону - будущему царю иудеев строго "хранить заветы" Господа Бога и соблюдать "уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом"*(424). В Книге Неемии акцентируется внимание на покаянии иудейского народа перед Богом за то, что "цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Третьего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми Ты напоминал им"*(425), а также содержится "твердое обязательство" в будущем строго соблюдать все божественные предписания*(426).

Аналогичные положения и предписания, свидетельствующие о наличии и важности в системе иудейского права принципа четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей, есть и в других священных книгах и отдельных божественных писаниях. В частности, во Второй Книге Царств проводится мысль о том, насколько губительно и разрушительно для общества беззаконие. В песне Давида, воспетой иудейскому Богу, в связи с этим выделяются такие слова: "Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня"*(427). В Книге Второзаконие (гл. 28) говорится о "благословении - исполнителям закона" и проклятии - его нарушителям*(428).

5. Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности своему Богу, "истинной вере" и своему народу.

Конкретное выражение данный принцип находит в законодательно-религиозном закреплении требований, касающихся, с одной стороны, святости и непогрешимости иудейского Бога, веры и религиозно-нравственной чистоты иудейского народа, а с другой - заведомой греховности (с точки зрения "истинной веры") и приниженности неиудейских народов. "Господа, Бога твоего бойся и Ему (одному) служи, - говорится, например, в Книге Второзаконие, - (и к Нему прилепись) и его именем клянись"*(429). И далее: "Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас"*(430); "не искушайте Господа, Бога вашего" и "твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы его и постановления, которые он заповедовал вам"*(431).

Аналогичные положения, обязывающие иудеев соблюдать принцип верности своему Богу, вере, а вместе с тем и всему богоизбранному иудейскому народу, содержатся и в других священных книгах и писаниях. Во всем этом проявляется, однако, лишь одна сторона этого принципа, связанная с утверждением и самоутверждением иудейского Бога, "истинной" веры и богоизбранного народа. Она является главной, определяющей суть и содержание рассматриваемого принципа.

Что же касается другой его стороны, то смысл ее заключается не только в пассивном отрицании всего того, что не соответствует религиозно-этическим представлениям иудеев о Боге, вере и носителе последней - иудейском народе, но и в активном противодействии всему инородному. Так, иудеям во избежание искушения в идолопоклонстве предписывается во время завоевательных походов согласно "постановлениям и законам", которые они "должны стараться исполнять", истребить "все места, где народы, которыми вы овладеете, служили своим богам", разрушить "жертвенники их", разбить "истуканов богов их" и истребить "имя их от места того"*(432).

Аналогично следовало поступать и с непокорными народами - идолопоклонниками. В Книге Второзаконие (гл. 20) по этому поводу говорится: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир", и если он "согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе"*(433). В том же случае, если осажденный город "не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его", и когда "Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужской пол острием меча"*(434). "Только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой"*(435). "Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих", - резюмируется в Книге Второзаконие. И повторяется: "А в городах сих народов, которые Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души", "предай их заклятию", "дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим"*(436).

И далее в отношении самого иудейского народа: "Благословен ты будешь больше всех народов", и не будет "ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем"*(437). И "отдалит от тебя Господь Бог твой всякую немощь". И никаких "лютых болезней" Он "не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя". И "истребишь ты все народы, которые Господь Бог твой дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя"*(438). Если же, просвещает Бог иудейский народ, "в сердце твоем" ты скажешь, что "народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?", то "не бойся их и вспомни то, что сделал Господь Бог твой с фараоном и всем Египтом"*(439). Он сделает то же самое "со всеми народами, которых ты боишься"*(440). "Не страшись их, - убеждает иудеев их Бог, - ибо Господь Бог твой, среди тебя, Бог великий страшный". И будет Он "изгонять пред тобою народы сии мало-помалу", если "не можешь ты истребить их скоро, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя полевые звери"*(441).

Говоря об эволюции принципа поддержания верности своему Богу, "истинной вере" и богоизбранному народу как принципа иудейского права, следует заметить, что он достаточно четко прослеживается не только на ранних развития иудейского права, но и на всех последующих, вплоть до современного этапа. Отголоски его слышны и в современном израильском праве.

Так, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, терпимости к гражданам Израиля, исповедующим другие религии, и строгой ответственности за оскорбление религиозных чувств окружающих, Уголовный кодекс этого государства в то же время содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за переход из одной религии в другую. Уголовная ответственность предусматривается также за искушение верующих одной религии (прежде всего иудейской) перейти в другую, сопровождаемое предложением каких-либо материальных благ. Уголовная ответственность при этом предусматривается в отношении обеих сторон*(442).

6. Среди принципов древнего иудейского права выделяется принцип кровной мести - "кровомщение".

Несмотря на то, что одна из заповедей иудейского Бога, вложенная в уста Моисея, всему его народу гласила: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя"*(443), институт кровной мести, по мнению исследователей, у иудеев, "не знавших христианского всепрощения", был "совершенно обычным явлением жизни"*(444). Причем он признавался и регулировался нормами не только религиозного права, но и морали и распространялся как на иудеев - "сынов народа твоего", так и на иноземцев. По поводу мщения последним в Книге Числа, в частности, говорится: "Отмсти Медианитянам за сынов Израилевых и после отойдешь к народу твоему"*(445). Призыв к мести звучит и в обращении Моисея к иудеям: "Вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Медианитян совершить мщение Господне над Медианитянами"*(446).

Согласно религиозно-нравственным законам иудеев кровная месть считалась не только допустимой, но и в ряде случаев, судя по логике развития иудейского права, даже необходимой. Она способствовала быстрому и радикальному разрешению "кровных" споров, возникавших между иудеями, и тем самым поддержанию относительного спокойствия в обществе.

Следует заметить, что в ветхозаветный период развития истории человечества принцип, или институт, кровной мести был заложен, как отмечают толкователи Библии, не только в иудейское, но и во все древневосточное право*(447). Однако у иудеев он как сдерживающий страсти враждующих имел свои особенности.

Суть их заключалась, во-первых, в том, что в законодательном порядке проводилась строгая грань между убийством по ненависти, вражде и иным мотивам, с одной стороны, и кровомщением - с другой. "Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, - говорится в связи с этим в Книге Числа, - то он убийца: убийцу должно предать смерти". Если кто ударит кого "из руки камнем, от которого можно умереть, так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти". Или же если кто ударит кого "деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти"*(448).

Но кровомститель не является убийцей: "Мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его"*(449). При этом поясняется, что речь идет о кровомщении за убийства "по ненависти", "по вражде", за убийства "с умыслом"*(450), а не об убийствах "без вражды" и "без умысла". Если же кто толкнет кого "нечаянно, без вражды, - устанавливается в законе, - или бросит на него что-нибудь без умысла", бросит "какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя, уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла", то он не является виновным и "общество должно спасти убийцу от руки мстителя за кровь"*(451).

Во-вторых, у иудеев, как отмечают исследователи, согласно действующим законам "всякое убийство (и намеренное, и ненамеренное) подлежало прежде всего формальному судебному расследованию", и только после этого кровомститель получал право на мщение*(452). "Общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлением".

В-третьих, в иудейском праве принцип кровной мести допускал возможность избежать кровомщения в том случае, если убийство было совершено "без вражды" и "без умысла". "Невольный убийца" мог избежать кровной мести со стороны родственников убитого, укрывшись в одном из шести так называемых городов-убежищ, существовавших в стране. Находиться там он должен был "до смерти великого священника, который помазан священным елеем"*(453). Со смертью первосвященника мститель лишался права кровной мести и "невольный убийца" получал все свои прежние права*(454). "По смерти великого священника, - устанавливалось в законе, - должен был возвратиться убийца в землю владения своего"*(455).

В том же случае, если "невольный убийца" выходил до смерти великого священника "за пределы города-убежища, в который он убежал", и был "найден" и убит "его мстителем за кровь", то на последнем "не было вины кровопролития"*(456).

И, в-четвертых, особенность принципа кровной мести, закрепленного в иудейском праве, заключалась в том, что оно, в отличие от религиозных правовых систем других стран древнего Востока, не при каких условиях не допускало выкупа "за душу убийцы". "И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен в смерти, - говорится в Книге Числа, - но его должно предать смерти"*(457). Это касалось виновных в убийстве.

Это же правило действовало и в отношении лиц, совершивших убийство "без вражды" и "без умысла" и скрывавшихся от кровной мести в городах-убежищах. Об этом свидетельствует четко сформулированное в Священной Книге правило: не брать выкупа "за убежавшего в город-убежище, чтобы ему позволить жить в земле своей прежде смерти (великого) священника"*(458).

Страх возмездия и "стеснительное во многих отношениях проживание в городе-убежище", по мнению исследователей иудейского права и толкователей Библии, оказывали сдерживающее воздействие на враждовавших евреев и должны были приучать их к осторожности в обращении с жизнью ближнего*(459).

Наряду с названными принципами иудейское право базировалось также на ряде других принципов. Среди них принцип органического сочетания законов, регулировавших отношения иудеев к своему Богу (порядок жертвоприношения и другие формы богопочитания), с одной стороны, и отношения между членами общества - с другой; принцип установления различного статуса и дифференцированного отношения к представителям иудейского и чужого рода; принцип божественного и шире - религиозного абсолюта, упования прежде всего на Бога, суд Божий, а затем уже - на суд человеческий*(460) и др.

Особо выделяется в системе принципов иудейского права принцип уважительного отношения иудеев друг к другу, к священнослужителям и старшим, а также сострадания и великодушия к обездоленным пришельцам и нищим. "Когда будете жать жатву на земле вашей, - говорилось в одном из законов иудейского Бога, переданном иудеям через Моисея, - не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай - бедному и пришельцу оставь это"*(461). "И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай - оставь это бедному и пришельцу"*(462). Это указание - заповедь иудейского Бога содержится в Книге Левит.

В Книге Второзаконие сострадание и посильная помощь распространяются не только на бедных и пришельцев, но и на вдов и сирот. "Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, - говорится в гл. 24 Книги Второзаконие, - то не возвращайся взять его: пусть он остается пришельцу (нищему), сироте и вдове"*(463). И далее: "Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове"*(464).

Аналогичные положения содержатся и в некоторых других священных книгах. Гуманный смысл этих религиозно-правовых установлений заключается в своеобразном "отражении" права несчастных и обездоленных лиц на существование. Законодатель настойчиво и последовательно требует, чтобы эти люди, по словам толкователей Библии, "не были забыты собственниками и владельцами при сборе хлеба, винограда и, конечно, других произведений земли"*(465). При этом законодатель, как правило, не устанавливает размеров части урожая, отдаваемой бедным, пришельцам, сиротам и вдовам, предоставляя решение данного вопроса на усмотрение "собственника и владельца", полагаясь на их "великодушие и сострадание"*(466). Однако в некоторых случаях этот размер определяется самим законодателем. Например, в Мишне говорится, что минимальный размер недожинаемого края поля и, соответственно, пожертвований должен определяться "в 1/60 всего достояния хозяина"*(467).

Кроме названных принципов иудейского права ему свойственны и другие. Большинство из них рассматривается в специальных исследованиях*(468).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.