Трактаты тибетских наставников. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Трактаты тибетских наставников.

2019-07-11 176
Трактаты тибетских наставников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гьялцаб Чойчзке (он же Гьялцаб Дхарма Ринчен, он же Гьялцаб Ринпоче).

«Украшение сути», подробный комментарий к Праджняпарамите

Shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par brtogs pa'i rgyan gyi 'grel pa don gsal ba'i rnam bshad snying po'i rgyan

Избранные труды (gsung 'bum), TCPP, Vol. Kha

 

Заметки Гъялцаба Чже о «Панчакраме»

rGgyal tshab rje'i rim lnga'i dzin bris (Rdzogs rim dpyid kyi thig le'i dzin bris?)

Избранные труды, TCPP, Vol. Ка.

 

Кедруб Чже (он же Кедруб Гелек Пэлсанг, он же Кедруб Ринпоче)

 

Общее описание Тантры

 rGgyud sde spyi'i rnam gzhag

Избранные труды (gsung 'bum), TCPP, Vol. Nya

Так говорил Кедуб Чже

mKhas grab rje'i gsung dzin bris (Полное название: (rGyud kyi rgyal po) dPal gsang ba 'dus pa'i rdzogs rim gyi man ngag, или Глубокие наставления по дзогриму Шри Гухьясамаджи, Царицы всех тантр)

Избранные труды, TCPP, Vol. А, рр. 812-813

Заметки Кедуба Чже о панчакраме

mKhas grub rje'i rim lnga'i dzin bris (Полное название: (rGyud kyi rgyal po) dPal gsang ba 'dus pa'i rdzogs rim gyi man ngag, или Глубокие наставления по дзогриму Шри Гухьясамаджи, Царицы всех тантр)

Избранные труды, TCPP, Vol. А, рр 828.

 

Записка Кедуба Чже

mKhas grub je'i yig chung (Полное название: mKhas grub thams cad mkhyen pa'i man ngag yig chung bzhugs so, или Записка с глубокими наставлениями Кедубпа Тамче Кхенпа)

Избранные труды, TCPP, Vol. А. рр 860.

Торжество вступления в Йогу

rNal 'jor rol pa'i dga' ston

Избранные труды, TCPP, Vol. Та. pp 860-985

 

Лама Цонкапа (он же Чже Ринпоче, он же Гьялва Лобсанг Дакпа, он же 'Jam mgon rgyal ba tsong kha pa chen po)

Комментарий по уровням совершенной реализации

Man ngag mthar thug gi mngon par byang chub pa'i rim pa'i bshad pa

Избранные труды (gsung 'bum), TCPP, Vol. Cha

 

Светильник прояснения панчакрамы

 dPal gsang ba 'dus pa'i man ngag rim lnga gsal sgron Избранные труды, TCPP, Vol. Ja

 

Большое описание этапов мантраяны

rGyal khyab bdag rdo rje 'chang chen po'i lam gyi rim pa gsang ba kungyi gnad rnam par phye ba (Sngag rim chen mo) Избранные труды, TCPP, Vol. Ga

 

Подробное разъяснение принципов посвящения

dPal gsang ba 'dus pa mi bskyod rdo rje'i dkyil 'khor gyi cho ga dbang gi don de nyid rab tu gsal ba

Избранные труды, TCPP, Vol. Ca

 

Комментарий к «Поэтапному представлению Гухьясамаджи»

rNam gzhag rim pa'i rnam bshad dpal gsang ba 'dus pa'i gnad don gsal ba

Избранные труды, TCPP, Vol. Cha

 

Драгоценный росток подробного анализа

rGyud kyi rgyal po dpal gsang ba 'dus pa'i rgya cher bshad pa sgron ma gsal ba'i dkah ba'i gnas kyi mtha' gcod rim po che'i myu gu Избранные труды, TCPP, Vol. Ca

 

Прояснение всех скрытых значений (краткой Чакрасамвара-тантры)

'Khor lo sdom pa bde mchog bsdus rgyud kyi rgya cher bshad pa sbas don kun gsal

Избранные труды, TCPP, Vol. Nya

 

 

4. Дополнительная литература.

 

Atisha. Lamp of the Path to Enlightenment. Translated by Ven. Losang Norbu Shastri, Central Institute for Higher Tibetan Stadies, Sarnath: 1984.

Cozort, Daniel. Highest Yoga Tantra. Snow Lion Publications, New York: Ithaca, 1986.

Dhargye, Geshey Ngawang. Kalachakra Tantra. Translated by Gelong Jhampa Kalsang (Allen Wallace), Co-ordinating Editor Ivanka Vana Jakic, LTWA, Dharamsala: 1985.

Hopkins, Jeffery. Emptiness Yoga. Snow Lion Publications, New York: Ithaca, 1987.

Hopkins, Jeffery & Asst. Elizebeth Napper, ed. Meditation on Emptiness. Wisdom Publications, London: 1983.

Komito, David Ross. Nagarjuna's Seventy Stanzas: A Buddhist Psychology of Emptiness. Translation and commentary by Geshey Sonam Rinchen, Tenzin Dorjee and David Ross Komito. Snow Lion Publications, New York: Ithaca, 1987.

Mullin, Glenn H. Death and Dying – The Tibetan Tradition. ARKANA, London: 1986.

Mullin, Glenn H. The Practice of Kalachakra. Snow Lion Publications, New York: Ithaca, 1991.

Napper, Elizebeth. Dependent Arising and Emptiness. Wisdom Publications, London: 1989.

Rinpoche, Lati and Jeffery Hopkins. Death, Intermediate State and Rebirth in Tibetan Buddhism. Rider and Company, London: 1979.

Shantideva. A Guide to the Bodhisattva's Way of Life. Translated by Stephen Batchelor. LTWA, Dharamsala: 1979.

Sherbune, Richard F. A Study of Atisha's Commentary on Lamp of the Enlightenment Path. University of Washington, Washington: 1976.

Sopa, Geshe Lhundup, Roger Jackson and John Newman. The Wheel of Time: The Kalachakra in Context. Edited by Beth Simon. Deer Park Books, Madison: 1985.

The Kalachakra Initiation. Deer Park Books, Madison: 1981.

Thurman, Robert A.F., ed. The Life and Teachings of Tsongkhapa. LTWA, Dharamsala: 1982.

Tsongkhapa. The Yoga of Tibet – The Great Exposition of Secret Mantra 2 and 3. Edited by Jeffery Hopkins. George Allen and Unwin, London: 1981.

Tsongkhapa. Tantra in Tìbet – The Great Exposition of Secret Mantra. Edited by Jeffery Hopkins. George Allen and Unwin, London: 1977.

Yeshe, Lama. Introduction to Tantra: A Vision of Totality. Compiled and edited by Jonathan Landaw, Wisdom Publications, London: 1987.

 

 

Основные первоисточники.

 

Кедруб Чже

Океан сиддхи стадии зарождения Шри Гухъясамаджатантры, Царицы всех тантр

rGyud thams cad kyi rgyal po dpal gsang ba 'dus pa'i bskyed rim dgnos grab rgya mtsho zhes bya ba bzhugs so

Class No Ga-2, 17; Асе No-4085, Tibetan Manuscript Section, LTWA, Dharamsala, H.P., India.

 

Цонкапа

Светильник прояснения панчакрамы Шри Гухьясамаджи, Царицы всех тантр

rGyud kyi rgyal po dpal gsang ba 'dus pa'i man ngag rim pa lnga rab tu gsal ba'i sgron me zhes bya ba bzhugs so

Class No Pa-1, 11; Асе No-2055, Tibetan Manuscript Section, LTWA, Dharamsala, H.P., India.

 

Янгчен Гаю Лодой

Обзор путей и ступеней Мантры для готовых вступить в неё счастливцев, изложенный согласно Шри Гухьясамадже традиции Арьев

dPal gsang ba 'dus pa 'phags lugs dang mthun pa'i sngags kyi sa lam rnam gzhag legs bshad skal bdzang 'jug ngogs zhes bya ba bzhugs so

Class No Ga-4,34; Асе No-1043, Tibetan Manuscript Section, LTWA, Dharamsala, H.P., India.

 

 

 

 

Глоссарий*.

* Глоссарий составлен В.М. Монтлевичем.

 

абсолютная шуньята – в процессе умирания после переживания чёрного близкого достижения (чёрного кануна) и видения великой шуньяты наступает восприятие абсолютной шуньяты, ещё называемой умом ясного света. Видение сравнивается со светом солнца и луны в чистом безоблачном небе на раннем рассвете, когда от ночной темноты не остаётся и следа. Этот ясным свет является истинной основой и называется прямым ясным светом.

авадхути – невидимый обычным зрением, нематериальный, главный энергетический канал в человеческом теле; проходит от макушки до конца полового органа, почти вплотную к позвоночнику.

анусмрити (rjes dran) – постоянство ума, память, пятый член шестичленной йоги ступени завершения Шри-Калачакры.

ануттара-йога-тантра (rnal 'byor bla na med pa'i rgyud) –«йога-тантра, выше которой нет», в системе новых школ группа из четырёх тантр: Гухьясамаджа, Ваджрабхайрава, Чакрасамвара, Хеваджра. Ануттара-йога-тантра, в отличие от трёх низших тантр, позволяет йогину достичь полного Пробуждения всего за одну жизнь даже в текущую эпоху упадка. Единственный класс тантр, где на пути используется энергия сексуальной страсти.

арья ('phags pa) – господин (над самим собой), высший; из рода арьев.

Арьи – Арья Нагарджуна и его духовные сыновья, продолжившие его традицию – Арьядева, Ачарья Нагабодхи, Ачарья Шакьямитра, Ачарья Чандракирти и другие.

бардо наяву – бардо жизни, которое длится наяву между рождением и смертью; по словам Цонкапы – это самое важное из трёх бардо, потому что именно в состоянии бодрствования практик средних способностей может легче всего достичь успеха в тантрической практике.

бардо сна – состояние между засыпанием и пробуждением от сна.

бардо становления или бардо смерти (санскр. антарабхава) – относится к периоду между смертью и новым рождением. Во время умирания происходит естественное растворение махабхут, после чего приходит переживание четырёх шуньят, четвёртая из которых – ум ясного света. Затем, если речь идёт об умирании опытного практика, йогин входит в бардо, где использует технику управления энергиями-ветрами, заставляет тело бардо преобразиться в иллюзорную самбхогакаевую форму идама. Это называется «бардо становления в посмертном состоянии». Если это обычный человек, то рождение из бардо становления наступает, когда карма пребывания в посмертном состоянии исчерпана, и сознание снова готово войти в новое тело.

белое сияние – см. процесс умирания.

бинду – капля (thig le) – синонимы в контексте стадии завершения. В триаде: «прана, нади, бинду», бинду – это замкнутый концентрат мысли (зародыш), прана – это энергия движущегося бинду, нади – след (канал) от движущегося бинду.

бодхичитта (byang chub kyi sems) – просветлённая мысль; установка сознания на обретение Пробуждения ради блага всех живых существ (относительная бодхичитта) или ум, непосредственно познающий абсолютную истину (абсолютная бодхичитта); выражение единства мира, всеобщей всесвязности в аспекте нравственного отношения ко всему живому. [В тантре бодхичиттой называют сгустки энергии, имеющие сферическую или каплевидную форму (бинду) и движущиеся в процессе йоговских практик периода дзогрима по каналам ваджрного тела. Ламы, проповедующие на Западе, в том числе и Лама Еше, автор книги «Блаженство внутреннего огня», идя навстречу аудитории, не совсем корректно вместо бинду и бодхичитты употребляют индуистский термин кундалини; Кундалини – сексуальная энергия, гнездящаяся в нижних чакрах и не имеет никакого нравственного вектора, чем кардинально отличается от бодхичитты буддийской тантры. Бодхичитта буддийской тантры на уровне завершающих практик проявляется как красная и белая тонкая энергия, распределённая повсеместно по каналам тела, причём красная преобладает в пупочной чакра, а белая – в теменной чакре. (Прим. пер.)].

великая шуньята – в процессе умирания и последовательного угасания первоэлементов земли, воды, огня, воздуха, затем возникновения ума белого сияния (snang ba; англ. appearance; на языке современных тантристов – белый приход) и ума красного увеличения (mched pa – разгораться, распространяться; англ.: increase; на языке современных тантристов – красный разлив); последний растворяется в третьей «великой шуньяте», которая связана с переживанием появления чёрного близкого достижения или чёрного кануна (nyer thob; англ. near-attainment). Это третье видение сопровождается видением абсолютно непроглядной темноты, подобной той, что заполняет ночное безлунное небо. Умирающий впадает в обморочное состояние и теряет сознание.

ветер (вайю; тиб. rlung) – направленное движение тонкой энергии, праны (srog), поток праны (прана-вайю); есть пять основных ветров: прана-вайю (ветер, поддерживающий жизнь), апана-вайю (нисходящий ветер), вьяна-вайю (наполняющий, всепроникающий ветер), удана-вайю (восходящий ветер), самана-вайю (равномерный ветер). Ветер также является носителем мысли, которая неотделима от него; нераздельность мысли от ветра обозначается термином лунсем (rlung sems – ветер мысли или движение мысли), они не появляются один без другого. Неподвижная (без ветра) мысль не существует. Используя известное выражение из физики, можно сказать: масса покоя мысли равна нулю. Задача йоги заключается во введении энергий-ветров в центральный канал авадхути, что приводит к их успокоению и, соответственно, к успокоению мысли.

вместерождённое (великое) блаженство (сахаджамахасукха; тиб. lhan skyes kyi bde chen) – четвёртый восторг (ананда), проявляется, когда белое бинду из макушки достигает нижнего центра, приводит к прямому постижению шуньяты.

внешнее возникновение (phyi ldang) иллюзорного тела – возникновение иллюзорного тела вне скандхового тела посредством деяний, ускоряющих созревание.

внешнее условие – практика кармамудры для проникновения ветров в бинду сердца.

внутреннее возникновение (nang ldang) иллюзорного тела – реализация иллюзорного тела в центре сердечной чакры.

внутреннее условие – практика ваджраджапы всепроникающего ветра для полного развязывания узлов, стягивающих канал в сердце, в результате чего часть всепроникающего ветра (вьяна-вайю) вместе с первичными и вторичными ветрами угасает в нерушимом бинду сердца, и тогда рождается мудрость сияния.

грубое тело – наше обычное тело, рождённое от спермы и яйцеклетки родителей; состоит из мяса, крови и костей.

грубая йога стадии зарождения, йога, глубоко ушедшая в мантру (sngags la mchog tu gzhol ba’i rnal 'byor) или грубая йога однонаправленного ума. Грубая йога стадии зарождения называется грубой, потому что по сравнению с тонкой йогой объекты её концентрации, например, божества-обитатели мандалы, по виду грубые. Это йога идама, в которой используется однонаправленная концентрация на образе идама-божества или божеств.

грубый ум – осознание шести чувств.

Гухьясамаджа – название одной из четырёх тантр класса ануттара-йога-тантры. «Толкование "Гухьясамаджа-тантры" двояко: тантра, значение которой должно быть объяснено, и тантра слов, которые её объясняют. Согласно первой интерпретации, термин Гухьясамаджа означает три аспекта: Тело, Речь и Мысль, называющиеся гухья, т.е. тайными, а их соединение называется самаджа, или собрание. Это соединение символизирует всех будд. По этой причине трансцендентальные Тело, Речь и Мысль будд называются тайными, гухья, потому что они скрыты от шраваков и пратьекабудд, и даже от тех последователей махаяны, что лишены особого счастливого дара». (Гой-лоцава Шоннупэл. «Синяя Летопись». СПб., 2001, с.203). Гухьясамаджа – божество-идам, относящееся к разряду отцовских тантр, уделяющих больше внимания практикам иллюзорного тела. «Гухьясамаджа-тантру» называют Царём тантр за подробнейшее изложение наставлений, в особенности по иллюзорному телу. Главный личный идам ламы Чже Цонкапы.

геше (dge bshes = dge ba'i bshes gnyen; санскр. кальянамиmpа) – «духовный друг». Это учёное звание присваивается высокообразованным ламам, окончившим полный курс высшего буддийского обучения, сдавшим экзамены в монастырских университетах школы гелуг.

дакини (mhha' 'gro та) – «шествующая по небу», существо женского рода. Дакини бывают двух типов: дакини как божества-идамы, субъекты созерцательной практики, и мирские дакини – женщины, обладающие тантрическими реализациями, которые помогают йогину породить вместерождённое блаженство.

дакини-вестницы (pho nya mo) ~ три типа дакинь: питха-дакини (дакини земли Будды, «поле-рождённые») – дакини, рождённые в особых священных местах или, глубже, – дакини, появляющиеся в особых точках тела йогина; мантра-рождённые дакини; вместерождённые дакини (реальность недвойственности блаженства и шуньяты). Каждый тип выражает Тело, Речь и Мысль дакинь-вестниц, или же является внешней дакини, внутренней и тайной, соответственно.

два объекта устранения в тантре (два препятствия, устраняемые тантрой): – обыденная внешность и привычная привязанность. Это два главных препятствия, устранением которых занимается тантрическая система. Обыденная внешность означает не только наш собственный обычный облик, но и обычное восприятие всего, что только существует. Подобным же образом и привычная привязанность также распространяется на все типы привязанности к заурядному представлению о чём бы то ни было. Первое из этих двух препятствий есть препятствие на пути к Всеведению, а второе – к Освобождению. Устраняются на стадии зарождения Гухьясамаджи. См. противоядие обычной внешности и противоядие обычной привязанности.

два Пробуждения (mngon par byang chub pa gnyis): внешнее Пробуждение – это обретаемый на рассвете прямой ясный свет; внутреннее Пробуждение – это тот же прямой ясный свет, но при этом особо подчёркивается, что он сам по себе свободен от умов трёх видений.

дзогрим (rdzogs rim; санскр. утпаннакрама) – стадия завершения, вторая и высшая ступень практики ануттарайогатантры. Дзогрим имеет дело с так называемым ваджрным телом йогина, состоящим из системы каналов, чакр и движущихся (ветер) по ним бинду (капли бодхичитты), обладающим энергией (прана). Дзогрим – это такая йога, когда ветра под воздействием созерцания входят, удерживаются и угасают в авадхути. Синонимы: невыдуманная стадия, истинная йога и йога второй ступени.

джнянакая (уе shes sku) – тело мудрости, оно запредельно чувственному восприятию и проявляется в сфере самбхогакаи.

джнянасаттва (уе shes sems dpa') – истинное божество, пребывающее в дхармадхату, трансцендентном пространстве обитания нирванистических существ; чистое знание качеств божества-идама.

дхарана ('dzin ра) – единонаправленность ума; четвёртая ступень шестичленной йоги Шри-Калачакры.

дхармакая – тело абсолютного бытия; не имеющая формы природа будды; в практике дзогрима связана с сознанием ясного света, в котором нет ни двойственности восприятия, ни чувства множественности. В «Гухьясамаджа-тантре» проводится параллель этого состояния с ощущениями на пике сексуальной страсти, когда йогин испытывает только блаженство, сияние и чувство единства со всем миром. Эти три качества сознания во всей полноте разворачиваются в блаженстве, вызванном методами практики йоги туммо.

дхармапалы – божества, охраняющие Учение; божества сторон света, в этом аспекте изображаются в виде древнеиндийских царей в воинском снаряжении.

дхьяна (bsam gtan) – сосредоточенность, второй член шестичленной йоги ступени завершения Шри-Калачакры.

жизненные энергии-ветра – энергии-ветра, жизненные энергии, движение праны. Тонкие энергии, связанные с различными уровнями ума, протекание которых по каналам тела позволяет ему функционировать. Направленное движение бодхичитты (бинду) по каналам.

затвор – уединение для созерцательной практики; в данном издании этот термин используется вместо английского retreat.

изначальный, или истинный ваджр – мудрость нераздельности блаженства и шуньяты.

иллюзорное проявленное тело = нирманакая.

иллюзорное тело – тонкое тело, состоящее из ветра и ума. Ветер с пятью разноцветными лучами света, как носитель ясного света, выступает как основная причина, а сам ум ясного света служит вторичным условием иллюзорного тела.

йога, глубоко ушедшая в мантру – см. грубая йога стадии зарождения

йога, глубоко ушедшая внутрь (nang la mchog tu gzhol ba’i rnal 'byor) – см. тонкая йога и примечание 42.

йога йидама (lha'i rnal 'byor) – созерцание божества-йидама вплоть до полного отождествления себя с субъектом созерцания.

йога со знаком (mtshan bcas kyi rnal 'byor) и йога без знака (mtshan med kyi rnal 'byor) – это две йоги трёх низших тантр, аналог стадии зарождения и аналог стадии завершения ануттара-йога-тантры. Йога со знаком – это йога идама, не связанная с мудростью, познающей шуньяту. Йога без знака – это йога идама, включающая в себя мудрость, познающую шуньяту. То есть эти две йоги различаются в зависимости от того, отмечены они или нет знаком концепции истинного существования.

йога-тантра (rnal 'byor rgyud) – третья из четырёх классов буддийских тантр, в которой на пути к Пробуждению используется блаженство, переживаемое от прикосновения рук и объятий; в этой тантре акцент сделан исключительно на созерцании идама и отождествлении себя с ним, на созерцание ваджрного дворца идама и отождествления его с окружающим миром.

кармический ветер – развёртывание инерции виджняны и содержания неведения предыдущего рождения. Когда приходит время родов, кармический ветер заставляет дитя перевернуться головой вниз, после чего наступают роды.

кармамудра – тантрическая партнёрша в практике уровня дзогрима, имеющая посвящения; необходима для активизации туммо, считается внешним условием для проникновения ветров в бинду сердца. Кармамудрой может быть также любая женщина, обаятельная для конкретного йогина и имеющая благоприятные свойства нижнего центра.

косвенный ясный свет конечного особого ума – концептуальный ум, воспринимающий шуньяту посредством её символического образа. красный разлив (красное увеличение) (mched pa – разгораться, распространяться). См. процесс умирания,

крия-тантра (bya bai rgyud) или тантра действия – первый из четырёх классов тантры, в котором на пути к Пробуждению используется блаженство, возникающее при обмене взглядами с тантрической партнёршей; называется так, потому что её приверженцы ставят во главу угла именно деятельность, очистительную практику, внешнюю активность, соблюдение правил поведения, а не созерцание божества-идама и шуньяты.

кьерим (skye rim) – «стадия зарождения» в ануттарайогатантрах. Первая из двух стадий ануттарайогатантры, на которой йогин практикует преображение обычного опыта смерти, бардо, и нового рождения в чистое переживание дхармакаи, самбхогакаи, и нирманакаи; а затем, визуализируя себя в нирманакаевой форме божества, развивает два основных качества ступени зарождения: чёткость самосозерцания и гордость идама. лоцава (lo tsa ba) – переводчик.

мандала (dkyil 'khor) – символическое изображение мира; графическая программа созерцания.

мантрачарья – тантрический Учитель.

мудрость сияния – в данном переводе часто употребляется вместо термина ум белого сияния; мудрость одного из трёх видений – белого сияния, красного разлива и чёрного кануна, нади (rtsa) – канал; система нади и центральный из них, авадхути, образуют структуру так называемого ваджрного тела.

недвойственность блаженства и шуньяты – превращение тончайшего ветра и тончайшего ума в саморождённое великое блаженство, которое напрямую познаёт шуньяту.

нерушимое бинду (mi gzhig pa’i thig le) – пространственное сфероподобное образование в центре сердечной чакры. Иногда его описывают как красно-белую каплю размером с горчичное зерно, расположенную в сердечной чакре центрального канала. Нерушимое бинду есть предельный квант мысли и его колебание (ветер), имеющий форму абсолютно пустой сферы. Но чаще пишут, что очень тонкий ум и очень тонкий ветер находятся внутри этой сферы, как её содержимое, и что этот самый тонкий ветер и ум действительно являются нерушимой каплей, потому что всегда сохраняют свою неизменность при переходе из одной жизни в другую. По этой причине это и есть истинно нерушимая капля. Но и она в мельчайший квант времени исчезает в шуньяте и вновь возникает внутри нерушимого сердечного бинду. Этот момент исчезновения и есть дхармакая.

нечистое иллюзорное тело – форма с природой высшей мудрости блаженства. Существует два типа иллюзорного тела: нечистое и чистое. Они различаются с точки зрения свободы от загрязняющих омрачений. Несвободное от них нечистое иллюзорное тело поэтому ещё так и называют «загрязнённой джнянакаей». Нечистое иллюзорное тело есть категория Пути, оно не является сознанием; само иллюзорное тело является тончайшей энергией, и ни умом, ни психическим фактором не является. Нечистое иллюзорное тело как таковое бытует с момента своего появления, до тех самых пор, пока не достигается прямой ясный свет. Нечистое иллюзорное тело возникает в виде полной мандалы и обители с обитателями, а не в виде единичного тела. Тот, кто обретает нечистое иллюзорное тело, непременно достигает и Пробуждения за одну эту жизнь.

опора и опирающиеся – мандала и её обитатели, божества окружения.

особое тело стадии завершения – это медитативная йога, во время которой практик созерцает мудрость тождества блаженства и шуньяты, возникающую от угасания ветров в авадхути. Особое тело называется так потому, что это есть йога, которая отмечает тело, – основу обособления, – состоящее в сантане йогина из скандх, махабхут, клеш печатью блаженства и шуньяты стадии завершения. Обособленное от обыденной внешности и привычной привязанности особое тело возникает в виде чистого божества. См. два объекта устранения в тантре.

особая речь – называется так потому, что эта йога обособляет тончайший ветер (или дыхание, основу речи) от представления о его привычном функционировании и от обычной привязанности к такому представлению, нераздельно соединяя его с мантрой. Особая речь использует врождённое свойство естественного процесса дыхания – трёхтактное функционирование тонкого ветра – вдох, задержка и выдох пребывать в естественном резонансе с тремя слогами ваджрамантры – ОМ А х ХУМ. На уровне особой речи йогины переживают мудрость сияния.

особый ум – возникает, когда ветра входят, остаются и угасают в нерушимом бинду внутри сердечного канала в результате использования внутренних и внешних методов, которые полностью развязывают узлы, стягивающие канал в сердце. Йога особого ума обособляет, или отделяет ум, – который является корнем всего как в сансаре, так и вне её, – от понятий-указателей и ветров, выступающих в роли их носителей, после чего ум предстаёт уже в виде особой сущности – нераздельности блаженства и шуньяты.

очень тонкое тело – тонкая энергия, питающая сознание четырёх шуньят, особенно последнее из них, называемое абсолютной шуньятой, представляет собой ум ясного света.

очень тонкий ум – это аспект сознания, пребывающий в сердечном бинду, имеет ту же природу, что и четыре шуньяты, в особенности, абсолютная шуньята. Кроме того, очень тонкий ум – это ум ясного света, тончайший уровень ума, пробуждаемый с помощью таких практик, как йога внутреннего огня.

парамитаяна – колесница совершенств, бодхисаттваяна; раздел учения махаянских сутр; вместе с тантраяной составляет махаяну.

первоэлементы – (санскр. махабхуты). Точный перевод санскритского махабхута означает «великий элемент». Их всего четыре (пять): земля, вода, огонь и воздух, (пространство). Названы они великими, так как ни одна дхарма не появляется сама по себе, но всегда вместе с четырьмя великими. Кроме того, когда буддисты излагают картину мира, то описание процесса развития проявленного начинается как раз с махабхут, поэтому их иногда называют первоэлементами. В контексте процесса умирания уместно использовать их второе название – первоэлементы. Иногда первоэлементов насчитывают больше, вплоть до восьми. Пятым первоэлементом считается акаша – пустое пространство.

полная шуньята – в процессе умирания и последовательного угасания первоэлементов земли, воды, огня, воздуха и возникновения ума белого сияния, ум белого сияния растворяется во второй шуньяте, которая называется полная шуньята. Соответствует видению ума красного разлива, воспринимается как желтовато-красный свет, разливающийся по небу на закате солнца.

посвящение мудрости-знания (shes rab ye shes kyì dbang) – является залогом достижения дхармакаи, которая означает всеведущий ум будды. Учитель предлагает ученику видью, с которой сам соединился во время тайного посвящения. Ученик получает посвящение путём рождения четырёх восторгов, что достигается движением белого бинду от головной чакры до конца ваджрной драгоценности и при втягивании праны в авадхути.

посвящение слова (tshig dbang) – разъясняет суть прямого ясного света, блаженства-пустоты и их единства (парного слияния), что и есть юганаддха; очищает совокупные загрязнения тела, речи и ума йогина, порождает семена юганаддхи; в результате достигается состояние юганаддхи вне обучения.

посвящение сосуда (bum dbang) – очищает заблуждения привычных представлений о проявленности и обыденной привязанности к телу; наделяет правомочностью созерцать кьерим. Это посвящение зарождает в нас единство блаженства и шуньяты, семена будущего созревания нирманакаи плода. Посвящение сосуда бывает обычное и особое. Кроме того, есть пять типов посвящения сосуда: посвящение воды, посвящение короны, посвящение ваджра, посвящение гханты (колокольчика, тиб. дильбу) и посвящение имени.

пранаяма (srog rtsol) – жизненная сила, энергичность, третий член шестичленной йоги ступени завершения Шри-Калачакры.

пратьекабуддаяна – одинокий будда, самостоятельно обретает Пробуждение и спасает только себя.

пратьядхара (so sor sdud pa) – уравновешенность, первый член шестичленной йоги ступени завершения Шри-Калачакры.

противоядие обычной внешности – взгляд на самого себя как на божество-идама со свитой, а на окружающий мир как на безмерный небесный дворец.

противоядие обычной привязанности – взращивание гордости идама. Здесь главное – созерцать гордость идама, владыки обители и обитателей мандалы, в качестве противоядия к греховной гордыне. По сравнению с этим, визуализация вида обители и облика обитателей мандалы для прекращения обыденной внешности – вторична.

процесс умирания – постепенное растворение, или угасание, физических и психических функций человека, естественным образом происходящее во время смерти. Такое растворение происходит и во время созерцания, когда йогин заставляет ветра войти, остаться и угаснуть в центральном канале. В процесс умирания входит восемь стадий, каждая из которых сопровождается внутренним знаком, или видением. К первым четырём видениям, сопутствующим растворению четырёх махабхут и пяти чувств, относятся мираж, дым, рой искр или светлячков и мерцающее пламя. Следующие четыре видения переживаются как белый свет, красный свет, чернота и ясный свет. Эти последние четыре видения связаны с восприятием четырёх шуньят: шуньяты, полной шуньяты, великой шуньяты и абсолютной шуньяты. Тибетские созерцатели переживание каждой из упомянутых шуньят сопоставили с определённым видом ума. Переживанию шуньяты соответствует ум белого сияния, или, на языке современных российских тантрических практиков, ум белого прихода, которому соответствует видение белого сияния, подобного ясному зимнему небу в лунном свете. Переживанию полной шуньяты соответствует ум красного увеличения, или, на языке тантрических практиков, ум красного разлива, которому соответствует видение сияющей красноты, напоминающей вечернюю зарю, когда яркий красный свет заходящего солнца разливается по закатному небу. Переживанию великой шуньяты соответствует ум близкого чёрного достижения, или ум чёрного кануна – видение темноты ночного безлунного неба. И, наконец, переживанию абсолютной шуньяты соответствует ум ясного света ('od gsal; англ.: clear light) – видение ясного свечения предрассветного неба. Итак, завершающий этап процесса умирания сопровождается четырьмя последовательными состояниями сознания: белое сияние, красный разлив, чёрный канун, ясный свет или т. н. тремя видениями и ясным светом.

прямой (конечный) ясный свет – это мудрость, для которой все условные конструкции исчезли благодаря тому, что субъективное самовозникшее блаженство напрямую познаёт объективный ясный свет изначальной истины. Прямой ясный свет узнаёт шуньяту непосредственно, поэтому и называется прямым ясным светом. Как только йогин достигает прямого ясного света, он перестаёт быть простым существом и становится арьем, или высшим, сверхчеловеком. Поскольку это происходит на рассвете, когда небо свободно от трёх загрязнений – лунного света, солнечного света и кромешной тьмы, прямой ясный свет называют внешним пробуждением (phyi’i mngon byang). Его также называют внутренним пробуждением (nang gi mngon byang), ибо он реализуется после того, как все грубые понятия – даже умы трёх видений – угасли, как они угасают в момент смерти и умирания. Чтобы считать достигнутое прямым ясным светом, оно должно быть как внутренним, так и внешним пробуждением, к тому же обретённым на рассвете. Если ум чёрного кануна, за которым следует прямой ясный свет, – суть сознание с двойственным проявлением, соответствующее косвенному ясному свету, то прямой ясный свет как таковой – суть сознание, лишённое даже намёка на двойственные проявления. Прямой ясный свет считается четвёртой абсолютной шуньятой, которая познаётся напрямую.

самадхи (ting nge 'dzin) – глубинное вхождение в созерцание, шестой член степени завершения шестичленной йоги Шри-Калачакры.

самадхи начального слияния – его кульминацией является соединение главной пары божеств мандалы яб-юм, которое символизирует безраздельное слияние метода и мудрости и предшествует порождению божеств окружения. Это самадхи продолжается от начала «Садханы Гухьясамаджи» до момента соединения с видьей (ríg та 'du byed pa).

самадхи Победоносного владыки мандалы – представляет собой полный разворот мандалы от полного порождения божеств мандалы из бодхичитты главного идама яб-юм до вывода их на предписанные им позиции. Такое созерцание начинается с соединения с видьей, во время которого опора и опирающиеся, то есть мандала и её обитатели, сначала порождаются в лотосе юма, а затем поочерёдно вытягиваются из её лотоса и излучаются из сердца яба. После выполнения ими общих и особых деяний на благо живых существ они помещаются на соответствующие троны внешней мандалы. Это процесс продолжается до начала созерцания тонкого кьерима. (См. тонкая йога или йога, глубоко ушедшая внутрь).

самадхи высших деяний мандалы – называется так, потому что все многочисленные действия созерцания, начиная с тонкого бинду, рассматриваются как деяния тела, речи и ума будды.

сантана – поток сознания и связанных с ним дхарм, составляющих вместе длящееся бытие личности.

секс без ритуала (shin tu spros med kyi spyod pa) – йогины, занимающиеся сексом без ритуала, полностью отказываются от всех внешних ритуалов двух типов сексуального контакта: с полным ритуалом и неполным ритуалом. Живут эти подвижники в уединении, кармамудра им не нужна: они вступают в связь с джнянамудрой, то есть визуализируемой супругой. В своей практике ясного света сна они созерцают мудрость недвойственности блаженства и шуньяты в состоянии ясного света сна, практикуя йогу соединения с джнянамудрой.

секс неполного ритуала (spros med kyi spyod pa) – практикующий секс неполного ритуала вступает в связь с кармамудрами (от одной до пяти), наряженных в маскарадные костюмы божеств. Этот сексуальный контакт называется так, потому что в сравнении с сексом полного ритуала в нём отсутствуют такие составляющие ритуала как пение, танцы и взаимные жесты. У этого типа секса три разновидности: расширенное, среднее и краткое.

секс полного ритуала (spros bcas kyi spyod pa) – полный ритуал предусматривает участие одной или нескольких кармамудр (до двадцати), использование масок, костюмов, украшений и т.д., а также тщательно разработанную церемонию, включающую пение, танцы, жесты, взаимные телодвижения. Всё это действо доводит самадхи блаженства и шуньяты до совершенства; именно в этом и состоит его цель.

сердечная чакра = сердечный центр.

совершенное воззрение (yang dag pa'i lta ba) – мудрость постижения шуньяты.

тайная Мантра = мантраяна, тантра, ваджраяна – колесница тантр. Тайные учения Будды, проповеданные им в форме Ваджрадхары; высшие стадии махаянской практики, правильное применение которых может привести к Пробуждению за одну жизнь.

тайное посвящение (gsang dbang) – даруется с помощью смешанного в мандале бхаги кармамудры красно-белого бинду или через неотличимое от джнянамудры самадхи созерцающего, при этом прана входит в авадхути, устанавливается там и растворяется, познаются четыре шуньяты и обретается иллюзорное тело, созданное из ветров и ума.

тонкая йога или йога, глубоко ушедшая внутрь (nang la mchog tu gzhol ba’i rnal 'byor); по сравнению с грубой йогой объекты её концентрации по виду тонкие, например, бинду на кончике носа, с расположенной внутри полной мандалой, или созерцание крошечной семенной капли (бинду) на нижнем конце авадхути и порождения внутри неё обители и обитателей мандалы. Ещё она называется тонкой концептуальной йогой стадии зарождения, потому что созерцает воображаемую основу объекта, которая тоньше, чем основа грубой йоги.

тонкий ум – воспринимает шесть коренных и двадцать вторичных клеш, а также восемьдесят типов концептуального, то есть порождающего понятия, мышления.

тонкое тело – система каналов и энергетических потоков, текущих по ним.

три особых – особое тело, особая речь, особый ум.

три видения (иногда говорят: три прихода) – этот термин использует автор настоящего Комментария Геше Лобсанг Цепхел, подразумевая под ним ум белого сияния, красного разливая и чёрного кануна. Белое сияние (snang ba) – переживание появления белого сияния, подобног


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.