II.А. Представление бхуми в тантрах и комментирующих трактатах. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

II.А. Представление бхуми в тантрах и комментирующих трактатах.

2019-07-11 164
II.А. Представление бхуми в тантрах и комментирующих трактатах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В парамитаяне говорится, что существует десять ступеней обучения арья, от первой ступени Возрадовавшийся до десятой ступени Облако Дхармы. Если прибавить над этими десяти ещё одну ступень вне обучения Вездесущий свет, тогда их станет одиннадцать. Если же вначале добавить ступень обычного человека Устремлённый (mos pa spyod pa’i sa), то их станет двенадцать. В некоторых текстах упоминаются две ступени обычного человека – Устремлённый и Начинающий (las dang po pa’i sa).

Согласно представлению о бхуми в системе ануттара-йога-тантры, их количество в разных коренных и пояснительных тантрах, а также в комментирующих трактатах, различно: их бывает десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать и даже шестнадцать. Иногда бхуми получают одинаковые названия, иногда разные. В одиннадцатой главе «Коренной тантры Гухьясамаджи» (gSang 'dus rtsa rgyud) есть только упоминание десяти ступеней: «Они станут бодхисаттвами десяти бхуми». «Ясная лампада» объясняет эти ступени с точки зрения десяти ветров.

«Пояснительная тантра Ваджрамала» (bShad rgyud rdo rje 'phreng ba) утверждает: «Каждое из четырнадцати посвящений – одиннадцати посвящений сосуда и трёх высших – само по себе уже является ступенью». Кроме этого упоминания четырнадцати ступеней, о них там по сути ничего толком не рассказывается, и даже не приведено их названий.

 

Вообще говоря, согласно парамитаяне существует десять ступеней обучения арья-бодхисаттвы – от ступени Возрадовавшийся (rab dga') до ступени Облако Дхармы (chos kyi sprin). Иногда к ним добавляется одиннадцатая ступень вне обучения, относящаяся к состоянию будды; она называется Вездесущий свет. Когда к ним прибавляется ступень обычного человека, которая называется Устремлённый и включает в себя путь накопления и путь подготовки, тогда ступеней становится двенадцать. В некоторых текстах эта ступень обычных людей делится ещё на две; в этом случае момент реализации пути накопления называется ступенью Начинающий, а число бхуми возрастает до тринадцати.

Перечисление ступеней ануттара-йога-тантры можно встретить в коренных и пояснительных тантрах, а также в комментариях к ним. Там упоминается различное количество бхуми, от десяти до четырнадцати и даже до шестнадцати. Что касается их названий, то в одних источниках они совпадают, а в других – нет.

Одиннадцатая глава «Коренной тантры Гухьясамаджи» просто упоминает сам факт существования десяти ступеней, по которым восходят бодхисаттвы. В «Светильнике» объясняется связь этих десяти ступеней с десятью ветрами. Десять ветров делятся на две группы – первичные ветра и вторичные ветра. К пяти первичным ветрам относятся: жизненосный ветер – прана-вайю, опоражнивающий ветер – апана-вайю, восходящий ветер – удана-вайю, выравнивающий ветер – самана-вайю и всепроникающий ветер – вьяна-вайю. Пять вторичных ветров это: подвижный ветер, весьма подвижный, быстро подвижный, полностью подвижный и явно подвижный.

В тантре «Ваджрамала», одной из шести пояснительных тантр Гухьясамаджи, говорится, что каждая из одиннадцати инициаций сосуда и трёх высших посвящений является ступенью. К одиннадцати инициациям сосуда относятся посвящения воды, короны, дильбу (колокол), ваджры, имени и мантры, исповеди и освобождения вместе, посвящения в ваджрный распорядок и кодекс поведения, необратимое посвящение ваджрачарьи и последующее разрешение (rjes gnang). Три высшие посвящения включают в себя тайное посвящение, посвящение мудрости-знания и посвящение слова. Однако в «Ваджрамале» эти четырнадцать ступеней только упоминаются, но не приводится ни их имён, ни, тем более, их содержания.

 

В пояснительной тантре «Откровение мысли» (dGongs ра lung ston) сказано: «Та ступень, где будды – тринадцатая». Кроме упоминания о том, что прямой ясный свет четвёртого уровня – это тринадцатая ступень, не приведено ни названий ступеней, ни их значений.

В «Панчакраме» говорится: «Восьмая ступень достигается посредством подготовительной йоги (dang po las kyi sbyor ba). А те, кто зрит три проявления, уверенно занимают десятую ступень». Ей вторит «Собрание деяний» (sPyod bsdus): «Согласно ваджраяне, восьмая ступень достигается с помощью практики кьерима. А вот десятая ступень достигается путём явной реализации тела, речи и ума». Эти два текста согласны в том, что практика подготовительной йоги, или стадии зарождения, – это восьмая ступень, а созерцание трёх видений (явная реализация тела, речи и ума), то есть особый ум, соответствует десятой ступени.

В «Коренной и пояснительной тантрах Гухьясамаджи», равно как и в традиции Арьев, отца Нагарджуны и его духовных сыновей, рассмотрение ступеней дальше этого не идёт.

 

«Откровение мысли» (dGongs pa lung ston), ещё одна пояснительная тантра Гухьясамаджи, тоже всего лишь называет прямой ясный свет четвёртого уровня в качестве тринадцатой ступени; кроме этого упоминания, там нет ни названий ступеней, ни каких бы то ни было объяснений.

Великий Нагарджуна в «Панчакраме» утверждает, что с помощью подготовительной йоги (las kyi sbyor ba) достигают восьмой бхуми, а те, кто узрел три видения, уверенно перешагнули на десятую ступень.

Его основной ученик Арьядева в «Собрание деяний» (sPyod sdus) подтверждает, что с помощью практики стадии кьерима ваджраяны достигается восьмая ступень, а путём явной реализации тела, речи и ума – то есть, особого ума –достигается десятая ступень. По этому вопросу «Панчакрама» и «Собрание деяний» соглашаются друг с другом. Оба трактата считают, что практикующий подготовительную йогу достигает стадии зарождения, а через реализацию особого тела, особой речи и особого ума стадии завершения – десятой ступени. На этом заканчивается рассмотрение ступеней в «Коренной и пояснительной тантрах Гухьясамаджи», а также в трактатах, которые сочинили Арья Нагарджуна и его духовные сыновья – Арьядева, ачарья Нагабодхи, ачарья Шакьямитра, ачарья Чандракирти и другие. В «Коренной Тантре» восемнадцать глав, причём первые семнадцать называют Коренной, а восемнадцатую – Дополнительной тантрой.

 

В «Хеваджра-тантре» (Kye rdor gyi rgyud) и в пятой главе «Сампута-тантры» говорится: «Вот эти двенадцать бхуми: Трон и Смежный трон, а также Поле и Смежное поле, Чандоха ('dun rtog) и Смежная чандоха (nye ba’i 'dun rtog), а также Собрание и Смежное собрание, Кладбище и Смежное кладбище, Пилава (thung gcod) и Смежная пилава (nye ba'i thung gcod)». Очевидно, что названия этих двенадцати ступеней не совпадают с названиями ступеней парамитаяны.

Далее в той же главе «Сампута-тантры», а ещё в пятидесятой главе «Коренной тантры Чакрасамвары» ('Khor lo bde mchog gi rtsa rgyud) сказано: «Трон – это ступень Возрадовавшийся, а Смежный трон – Безупречный; Поле здесь соответствует ступени Озаряющий, а Смежное поле – Сияющий; Чандоха – это Трудноодолимый, а Смежная чандоха – Проявившийся (mngon du gyur ba); Собрание – это Превзошедший, а Смежное собрание – Неколебимый; Кладбище – это Премудрый, а Смежное кладбище – Облако Дхармы». Таким образом, налицо совпадение бхуми Трон и остальных с десятью ступенями парамитаяны. Правда, некоторые тексты, вроде «Сампута-тантры» или трактата «Непревзойдённое разъяснение» (mNgon brjod bla ma), утверждают, что Чандоха ~ это Проявившийся, а Смежная чандоха – Трудноодолимый, но семнадцатая глава трактата «Букет глубочайших наставлений» (Man ngags nye ma) с ними не согласна. Там сказано: «Ступень Стремленья постижение ('dun rtog) – это Трудноодолимый, а смежная с ней – это Проявившийся». Мы должны принять именно такую формулировку, потому что чандо в слове чандоха переводится как «сильное стремление», а уха означает «постижение». Там же говорится: «Ступень Пилава ('thung gchod) – это Устремлённый (mos ра spyod pa), а двенадцатая ступень Вездесущий свет – это Смежная пилава». Итак, Пилаве соответствует ступень Устремлённый, а Смежной пилаве – ступень Вездесущий свет.

 

«Хеваджра-тантра» и пятая глава «Сампута-тантры» перечисляют двенадцать бхуми, названия которых совсем не похожи на имена десяти бхуми парамитаяны. Вот они: Трон и Смежный трон, Поле и Смежное поле, Чандоха и Смежная чандоха, Собрание и Смежное собрание, Кладбище и Смежное кладбище, Пилава и Смежная пилава. Пятая глава «Сампута-тантры» и пятидесятая глава «Коренной тантры Чакрасамвары» соотносят эти ступени с десятью ступенями парамитаяны, начиная с бхуми Возрадовавшийся и далее по списку.

Такие первоисточники, как «Непревзойдённое разъяснение» и «Сампута-тантра», соотносят ступень Чандоха с Проявившийся, а ступень Смежная чандоха – с Трудноодолимый. Комментируя этот момент, семнадцатая глава трактата «Букет глубочайших наставлений» объясняет значение слова чандоха. Там говорится, что чанд в слове чандоха означает «сильное стремление, жажда» ('dun pa), уха – «постижение» (rtog pa), а вместе получается Высокого стремленья постижение ('dun rtog). Далее сказано, что бхуми Высокого стремленья постижение – это Трудноодолимый, а ступень Проявившийся приводит к ступени Смежное постижение стремленья (nye ba’i 'dun rtog). Следуя нашему тексту, мы должны придерживаться последней версии. Далее. Тот же «Букет глубочайших наставлений» соотносит последние две ступени «Хеваджра-тантры» со ступенями парамитаяны Устремлённый и Вездесущий свет. Там сказано, что Пилава – это Устремлённый, а Смежная пилава – это двенадцатая ступень, которая носит название Вездесущий свет. Устремлённый – это четырёхуровневый путь подготовки, который принимается за первую ступень.

 

Тантра «Украшение ваджрной сущности» (rDo rje snying po rgyan gyi rgyud) приводит двенадцать ступеней со своими названиями – от «великой ступени Вездесущий свет (kun tu 'od)» до «двенадцатой ступени Самопознание (so so bdag rig pa)». Вот эти ступени: Вездесущий свет, Свет амриты, Свет акаши, Свет ваджра, Свет ратны, Падмадхара, Свет кармы, Несравненный (dpe med pa), Беспримерный (dpe dang bral ba), Свет джняны, Всеведение и Самопознание. В тридцатой главе трактата «Непревзойдённое разъяснение» упоминается тринадцать бхуми. Там сказано: «Двенадцать получается, если прибавить ступень Несравненный и Одарённый джняной (уе shes ldan) к десяти ступеням, начинающимся с Возрадовавшийся и Безупречный. А тринадцатой будет Ваджрная ступень».

 

Тантра «Украшение ваджрной сущности» предлагает свой список бхуми, но и эти двенадцать ступеней соответствуют ступеням парамитаяны и «Сампута-тантры». Вот этот список: Вездесущий свет, Свет амриты, Свет акаши, Свет ваджра, Свет ратны, Падмадхара, Свет кармы, Несравненный, Беспримерный, Свет джняны, Всеведение и Самопознание.

Тридцатая глава трактата «Непревзойдённое разъяснение» приводит тринадцать ступеней, добавляя ещё три к десяти ступеням парамитаяны (от Возрадовавшийся до Облако Дхармы). Вот они: Несравненный (одиннадцатая ступень), Дар джняны (двенадцатая ступень) и Ваджрная ступень (тринадцатая).

 

Во второй главе трактата «Бинду махамудры» (Phyag chen thig le) говорится: «Посвящение Ачарьи считается одиннадцатой ступенью; тайное посвящение – двенадцатой; посвящение мудрости-знания – тринадцатой; и посвящение слова-татхаты – четырнадцатой. Каждое посвящение есть бхуми, а получившие эти посвящения – владыки бхуми». Сказанное согласуется с текстом «Ваджрамалы».

В восемнадцатой главе трактата «Бинду джняны» (Ye shes thig le) сказано: «Первая ступень – это Устремлённый, вторая – Возрадовавшийся, третья – Безупречный, четвёртая – Озаряющий, пятая – Сияющий, шестая – Трудноодолимый, седьмая – Проявившийся, восьмая – Превзошедший, девятая – Неколебимый, а десятая – Премудрый. Всё это ступени бодхисаттвы.

Облако Дхармы – это ступень будды. Вездесущий свет – это ступень совершенно пробуждённого будды. Всеозаряющий сеет (кип tu snang ba mched pa’i 'od) – это ступень нирманакаи Шри Бхагавана Ваджрасаттвы. Свет всеозарения (kun tu snang ba thob pa’i 'od) – это ступень самбхогакаи. Невыразимое-безмерное (brjod du med pa tshad med pa) – это ступень великого блаженства. А далее утверждается, что «все эти этапы ананды (блаженства) мысленно приписаны к соответствующим ступеням». В том же тексте говорится: «Одиннадцатая ступень закрепляется за нирманакаей, двенадцатая – за самбхогакаей, а тринадцатая – за дхармакаей. Четырнадцатая ступень – это Великое блаженство, пятнадцатая называется ступенью Джняны, а шестнадцатая осталась без названия».

 

Десять бхуми от Возрадовавшийся до Облако Дхармы – это ступени обучения, а следующие за ними – это ступени вне обучения. Некоторые учёные полагают, что уже десятая ступень относится к состоянию будды. Однако это ещё не ступень полностью пробуждённого будды. Такие ступени как Несравненный входят в состав одиннадцатой ступени, которая называется Вездесущий свет.

Вторая глава трактата «Капля махамудры» упоминает четырнадцать бхуми, которые соответствуют ступеням «Ваджрамалы». Каждое из четырнадцати посвящений считается отдельной ступенью. Посвящение ваджрачарьи (наставника), соответствующее одиннадцатой ступени, делится на три: тайное посвящение (двенадцатая ступень), посвящение мудрости-знания (тринадцатая ступень) и посвящение слова-татхаты (четырнадцатая ступень).

Восемнадцатая глава трактата «Бинду джняны» несколько иначе перечисляет ступени. В ней говорится, что бхуми от Устремлённый до Премудрый являются ступенями бодхисаттвы, а Облако Дхармы – ступенью будды. Кроме того, там говорится, что Вездесущий свет (одиннадцатая ступень) – это ступень совершенно пробуждённого будды, Всеозаряющий свет (двенадцатая ступень) – это ступень нирманакаи Шри Бхагавана Ваджрасаттвы, Свет всеозарения (тринадцатая ступень) – это ступень самбхогакаи, Невыразимое-безмерное (четырнадцатая ступень) – это ступень Махасукхи, и ступень Джняны – это пятнадцатая ступень. А вот шестнадцатая ступень остаётся безымянной. Все эти ступени – это этапы ананды, или великого блаженства, просто расписанные по ступеням.

 

Бхуми Устремлённый – это ступень обычного человека, ибо сказано, что она имеет отношение к четырём уровням пути подготовки, начиная с уровня Разогрева. Остальные бхуми относятся к ступеням арьев. Далее говорится, что десятая ступень, Облако Дхармы, хоть и называется ступенью будды, однако ступенью совершенно пробуждённого будды не является. Этого мнения придерживаются сутры «Праджняпарамиты» (Sher 'phyin gyi mdo), а также «Абхисамая-аламкара» (mNgon rtogs rgyan). Когда бхуми Устремлённый принимают за первую, то Облако Дхармы становится одиннадцатой.

 

Бхуми Устремлённый – это обычная ступень, потому что относится к пути подготовки с его четырьмя уровнями: Разогрев (drod), Вершина (rtse то), Терпение (bzod pa) и Наивысшая дхарма (chos mchog). Остальные бхуми, начиная с Возрадовавшийся, – это ступени арьев, которые снискали прямое постижение шуньяты. Согласно «Абхисамая-аламкаре» и сутрам «Праджняпарамиты», десятая ступень, Облако Дхармы, только называется ступенью будды, но не является ступенью полностью пробуждённого истинного будды.

 

Если теперь ступень Вездесущий свет разделить на четыре – три тела будды и махасукхакаю – и посчитать их отдельными ступенями, тогда получится пятнадцать бхуми. А можно за первую ступень взять Возрадовавшийся, прибавить три тела будды, да ещё махасукхакаю с джнянакаей, тогда ступеней снова будет пятнадцать. Если же при таком раскладе ступень Устремлённый принять за первую, то мы имеем уже шестнадцать бхуми. Вот почему «Комментарий к трактату Бинду джняны» и упоминает шестнадцать бхуми. Следовательно, никак нельзя сказать, что эта система не признаёт больше, чем пятнадцать ступеней.

 

Согласно парамитаяне и тантраяне, все тела будды, или Пробуждённого, обретаются одновременно. Этот означает, что и все ступени вне обучения достигаются также одновременно. Сколько бы ни было бхуми, пятнадцать или шестнадцать, последние ступени, как, например, три тела Пробуждённого, взятые по отдельности, являются гранями всеведущей мудрости блаженства.

Согласно парамитаяне, бодхисаттвам десятой ступени, обретающим полное Пробуждение в своей последней жизни, предстоит переродиться в высшей чистой земле Акаништха ('Og min), где они и станут Пробуждёнными. Их эманации в других мирах, вроде нашего, достигнут Пробуждения одновременно с ними. Оставаясь в состоянии самбхогакаи, они могут излучать свои эманации в другие миры на благо всех живых существ.

 

 

II.B. Подведение итогов.

 

Ранее уже говорилось, что десять ступеней парамитаяны в таких тантрических текстах, как «Коренная Херука-тантра» или «Сампута-тантра», перечисляются по-своему: «От бхуми Трон вместо Возрадовавшийся до бхуми Смежное кладбище вместо Облако Дхармы». Это десять ступеней арья-бодхисаттвы, или высшего обучения. Несмотря на то, что их названия не совпадают с названиями десяти бхуми парамитаяны, по сути, речь идёт об одних и тех же ступенях.

 

Различное количество бхуми в парамитаяне и ануттарайоге – это лишь вопрос классификации; по сути своей они не противоречат друг другу. Если считать Возрадовавшийся первой ступенью, тогда десятой ступенью будет Облако Дхармы; если же за первую ступень взять Устремлённый, тогда Облако Дхармы станет одиннадцатой. Если же теперь разделить ступень Вездесущий свет на три тела будды и махасукхакаю, тогда получится пятнадцать ступеней. А ещё можно ступень Вездесущий свет разделить на пять тел – дхармакаю, самбхогакаю, нирманакаю, махасукхакаю и джнянакаю – и прибавить их к десяти бхуми от Возрадовавшийся до Облако Дхармы; тогда снова выйдет пятнадцать ступеней. Если теперь снизу в качестве первой ступени к ним приставить бхуми Устремлённый, то их станет вообще шестнадцать. «Комментарий к трактату "Бинду джняны"» как раз упоминает шестнадцать ступеней. Различные источники предлагают свои способы подсчёта бхуми. Вот почему в текстах упоминается и десять, и одиннадцать, и двенадцать, и тринадцать, и четырнадцать, и пятнадцать и даже шестнадцать ступеней. Десять ступеней высшего обучения, перечисленные в «Коренной Херука-тантре» и в «Сампута-тантре», – это всё те же десять ступеней парамитаяны, только имена там другие, вроде Трон и Смежный трон. Десять ступеней парамитаяны связаны с десятью парамитами, от Щедрости до Высшей мудрости. Кроме того, согласно парамитаяне, бодхисаттвы десяти ступеней, выбрав одну из парамит (например, щедрость на первой ступени), достигают совершенства в этой конкретной парамите. Однако это вовсе не означает, что они не практикуют никаких других парамит. Наоборот, достойно восхищения то, что в рамках любой одной парамиты они практикуют все остальные.

На вопрос: «Есть ли смысл в названиях, присвоенных различным ступеням в тантрической системе?» отвечаю: «Да, есть».

Первая ступень называется Трон, потому что, образно говоря, она похоже на состояние пребывающего на троне всемогущего властелина, который испытывает огромную радость от возможности удовлетворить любые просьбы подданных, жалуя им всё необходимое. Только обращённая к такому практику просьба что-нибудь подарить уже приносит ему бесконечную радость или даже счастье. Обращение «даруй» становится магическим заклинанием для тех, кто достиг первой ступени.

Вторая ступень называется Смежный трон, потому что действительно является смежной, то есть расположенной вплотную к предыдущей ступени, с которой она к тому же связана причинно-следственным отношением.

Третья ступень называется Поле, потому что она подобна ниве, с которой снимают урожай терпимости, ясновидения и других достоинств.

Четвёртая ступень называется Смежное поле, потому что действительно является смежной, то есть расположенной вплотную к предыдущей ступени, с которой она к тому же связана причинно-следственным отношением.

Пятая называется Чандоха из-за непреодолимого стремления наделять остальных любыми удивительными вещами.

Шестая ступень называется Смежная чандоха, потому что действительно является смежной, то есть расположенной вплотную к предыдущей ступени, с которой она к тому же связана причинно-следственным отношением.

Седьмая называется Собрание по той простой причине, что йогины способны собрать самадхи и ясновидение в своей сантане. Например, занимаясь практикой Херуки, они порождают шестьдесят два божества в своём теле, а затем собирают (приглашают) божеств из двадцати четырёх священных мест Херуки на Земле, чтобы растворить их в божествах мандалы своего тела.

Восьмая ступень называется Смежное собрание, потому что действительно является смежной, то есть расположенной вплотную к предыдущей ступени, с которой она к тому же связана причинно-следственным отношением. На этой ступени бодхисаттвы обретают особую власть над исполнением молитв-пожеланий.

Девятая ступень называется Кладбище, здесь бодхисаттвы достигают особой способности в совершенствовании своего могущества: на этом кладбище кремируются оба заблуждения самости, подобных трупу.

Десятая ступень называется Смежное кладбище, потому что действительно является смежной, то есть расположенной вплотную к предыдущей ступени, с которой она к тому же связана причинно-следственным отношением.

Как мы видим, одни тантрические тексты пользуются для десяти ступеней теми же названиями, что и парамитаяна, а другие дают им новые имена. Однако, невзирая на все эти внешние различия, сами ступени остаются всё теми же.

Как утверждает «Сампута-тантра» и другие источники ваджраяны, десять бхуми согласно тантрической системе относятся к уровню арьев, или высшего обучения. Однако такие названия, как Трон и Смежный трон, упоминаемые в «Хеваджра-тантре» и «Сампута-тантре», совсем не похожи на имена бхуми парамитаяны. А тантра «Украшение ваджрной сущности» приводит собственный перечень названия ступеней, вроде бхуми Свет амриты. И всё же, согласно «Большому руководству к этапам Мантры» и трактату «Прояснение всех скрытых значений» (sBas don kun gsal), несмотря на различные названия, присваиваемые ступеням, все первоисточники говорят об одних и тех же бхуми, разве что по-своему их классифицируют.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.