Косвенный ясный свет и прямой ясный свет. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Косвенный ясный свет и прямой ясный свет.

2019-07-11 154
Косвенный ясный свет и прямой ясный свет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Несмотря на то, что и косвенный ясный свет конечного особого ума, и прямой ясный свет являются тонкими, да и возникают сходным образом, они всё же различаются в терминах наличия символического образа. Первый воспринимает шуньяту через посредство её символического образа (а, значит, двойственно), а второй постигает шуньяту напрямую. Может показаться, что один из них грубый, а другой тонкий, но это не так: на самом деле они оба очень тонкие и возникают после того, как все грубые понятия прекратили своё существование. Это чем-то напоминает различие во взглядах на шуньяту в парамитаяне – между уровнем сверхъестественных способностей пути подготовки и пути видения60.

 

60 «...несмотря на то, что в парамитаяне и на двух стадиях ануттарайогатантры созерцают одну и ту же объективную шуньяту, тем не менее, различие в двух колесницах огромно. Оно заключается в методах созерцания и в том субъективном уме, который созерцает объективную шуньяту. Вот это нужно понять обязательно». (Кедруб Ринпоче. Цит. соч., стр. 101).

 

Первый ум, будучи концептуальным, воспринимает шуньяту посредством её символического образа, а вот второй постигает шуньяту непосредственно, напрямую, поскольку символический образ уже был устранён. Фактически сам путь подготовки становится путём видения, как только убирают символический образ. А вот интересно, ум косвенного ясного света, будучи умом концептуальным, тоже ведь, наверное, становится прямым ясным светом после того, как уничтожена двойственность? Похоже, что так. Правда, прямых указаний на этот счёт в тексте Янгчена Гало не имеется.

Время реализации прямого ясного света – рассвет. Как только йогин достигает прямого ясного света, он перестаёт быть простым существом, и становится арьем, или высшим, сверхчеловеком. Поскольку это происходит на рассвете, когда небо свободно от трёх загрязнений – лунного света, солнечного света и кромешной тьмы, прямой ясный свет называют внешним пробуждением (phyi’i mngon byang). Его также называют внутренним пробуждением (nang gi mngon byang), ибо он реализуется после того, как все грубые понятия – даже умы трёх видений – угасли, как они угасают в момент смерти и умирания. Чтобы считать достигнутое прямым ясным светом, оно должно быть как внутренним, так и внешним пробуждением, к тому же обретённым на рассвете. Как утверждает «Светильник прояснения "Панчакрамы"», у косвенного ясного света особого ума ещё есть объективный облик, подобный чистому пространству, но прямой ясный свет не имеет даже тончайшей двойственной проявленности и с этой точки зрения подобен пространству шуньяты как таковому.

 

Виды ясного света.

 

Вообще говоря, с этимологической точки зрения существует два ясных света: объективный ясный свет и субъективный ясный свет. Первый является синонимом шуньяты. Что касается второго, то ясный свет, узнающий шуньяту на примере её концептуального образа, называется косвенным ясным светом, а ясный свет, который узнаёт шуньяту непосредственно, называется прямым ясным светом. Существует множество подвидов косвенного ясного света, например, косвенный ясный свет трёх особых (тела, речи и ума) или косвенный ясный свет иллюзорного тела третьего уровня. А вот подвидов прямого ясного света только четыре:

 

1. прямой ясный свет как точное противоядие для препятствий к Освобождению;

2. прямой ясный свет, уже устранивший препятствия к Освобождению;

3. прямой ясный свет как точное противоядие для препятствий к всезнанию;

4. прямой ясный свет, уже устранивший препятствия к всезнанию.

 

Каждый из всех этих видов косвенного и прямого ясного света ещё называется «мудростью недвойственности блаженства и шуньяты». Однако в состоянии самопроизвольного косвенного ясного света шуньята узнаётся посредством её концептуального образа, вследствие чего тончайшее двойственное проявление не уничтожено. Вот почему на этой стадии ещё только воображают, что блаженство и шуньята становятся одного вкуса. А вот самовозникший прямой ясный свет узнаёт шуньяту непосредственно; следовательно, даже тончайшее двойственное проявление исчезает, и тогда блаженство и шуньята уже по-настоящему становятся одного вкуса.

 

С точки зрения этимологии, ясный свет можно разделить на два: объективный ясный свет как синоним шуньяты, и субъективный ясный свет как мудрость, познающая эту объективную шуньяту. Субъективный ясный свет бывает двух типов: один познаёт шуньяту посредством её символического образа, это косвенный ясный свет, а второй познаёт шуньяту напрямую, это прямой ясный свет. Примеров первого много, это и косвенный ясный свет трёх особых и косвенный ясный свет нечистого иллюзорного тела. А вот примеров второго только четыре: (1) прямой ясный свет непрерываемого пути, точное противоядие для клеш, мешающих Освобождению; (2) прямой ясный свет освобождённого пути, уже устранивший такие помехи; (3) прямой ясный свет как точное противоядие для препятствий к Всеведению и (4) прямой ясный свет освобождённого пути, уже устранивший такие препятствия. В парамитаяне различие между непрерываемым путём – анантарьямарга (bar chad med lam) и освобождённым путём – вимуктимарга (rnam grol lam) иллюстрируется следующим примером. Первый путь похож на то, как, выбросивши вора вон, просто захлопнуть дверь, оставляя ему возможность вернуться в любое время, а второй – на то, как, вышвырнув вора, запереть дверь на засов изнутри, чтобы тот, даже возвратившись, уже не мог войти в дом. Оба ясных света, косвенный и прямой, называют мудростью недвойственности блаженства и шуньяты, но это не значит, что они – одно и то же. Косвенный ясный свет познаёт шуньяту посредством символического образа, а потому всё ещё остаётся двойственным умом. В отличие от того самадхи, в котором блаженство и шуньята естественным образом соединяются в недвойственное целое, здесь такое тождество всего лишь воображается. И совсем другое дело прямой ясный свет, который объединяет в себе блаженство и шуньяту, придавая их тождеству единый вкус реальности.

Йогины стадии зарождения до достижения прямого ясного света ещё только представляют, что их ясный свет характеризуется единым вкусом блаженства и шуньяты после растворения их психофизических первоэлементов друг в друге. Позже, когда они реализуют прямой ясный свет, блаженство и шуньята действительно становятся одного вкуса61.

 

61 В этой связи созерцание недвойственности блаженства и шуньяты на стадии зарождения это не какой-то там психологический экзерсис, вводящий йогина в состояние, не имеющее никакого отношения к истинной природе вещей. Скорее, совсем как интеллектуальное понимание шуньяты необходимо для обретения в дальнейшем опыта её прямого постижения, так и созерцание воображаемого тождества блаженства и шуньяты необходимо для переживания истинной недвойственности их природы на стадии завершения.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.