Наблюдение за ударными слогами — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наблюдение за ударными слогами

2019-05-26 173
Наблюдение за ударными слогами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(На доске запись.)

О-са, ба-боч-ка, па-ук, жук.

— Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове «оса»? (Два.)

С одинаковой ли силой они произносятся?

(Учащиеся хором произносят слово «оса».)

— Какой слог произносится сильнее? (Второй.)

В слове «оса» ударение падает на второй слог.

(Учитель ставит ударение в слове «оса». Аналогичная работа проводится со словами «бабочка», «паук».)

— На какой слог по счёту может падать ударение? (И на пер­вый, и на второй, и на третий, и на четвёртый.)

Работа по учебнику

№73 (с. 43).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы сегодня узнали?

Урок 2 2. Слово и слог. Ударение

Цель: развивать умения определять количество слогов по ко­личеству гласных звуков, обозначать ударение в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Работа в группах.)

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки и разделите их на слоги. (Учитель записывает слова-отгадки на доске.)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (О-са.)

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Ба-боч-ка.)

В тёмном уголке живёт,

Шёлковую нить плетёт,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Па-ук.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук.)

— Какое слово вы не разделили на слоги? Почему? (Жук - в этом слове один слог.)

— Из каких звуков может состоять слог? Приведите приме­ры. (Из одного гласного: о-са. Из одного гласного и одного со­гласного: па-ук. Из одного гласного и нескольких согласных: ба-боч-ка.)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записано стихотворение.)

На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог.

— Прочитайте. Найдите слова, одинаковые по написанию. (Сороксорок, дорог — дорог.)

— Почему вы читаете их по-разному? (Они имеют разное зна­чение.)

— Поставьте ударение в этих словах. Что означают данные слова? (Сорок — число, количество, сорок — птица семейства вороновых, дорог — имеет высокую цену, дорогполоса земли для передвижения.)

— Чем отличаются эти слова по произношению? (Ударением.)

— Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, чему мы бу­дем учиться на уроке? (Обозначать в словах ударение, делить слова на слоги.)

IV. Работа по теме урока

Сказка про ударение

Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они были трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит. Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда слоги живут сами по себе. Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, ко­нечно, нужно. Только слоги об этом не знали. Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятными, а некоторые — нет.

Когда, например, слоги образовывали слова «ель», «ёжик», «селёдка», «клюква», всё было понятно. А вот со словами «село», «замок», «пугало», «гвоздики» получались недоразумения.

Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замок. А про­давец удивляется: «Откуда я вам замок достану?!» А другой человек хотел купить дочке к 8 марта гвоздики, а ему предложили килограмм гвоздиков.

Тогда слоги написали письмо в страну Грамматику, и оттуда им прислали ударение. Вот такое:Чтобы они устанавливали его над теми гласными, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недоразу­мения кончились. Солнце село за село, замок закрыли на замок, гвоздики и гвоздики стали продавать в разных магазинах, а огородное пугало всех пугало, а не наоборот.

— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)

— А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Если все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)

2. Работа по учебнику № 74 (с. 43).

— Прочитайте загадку. Отгадайте. (Замок.)

— Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? (Замок.)

— Сравните эти слова. Чем они похожи? (Написанием.)

— Чем различаются слова? (Произношением и значением.)

— Какое значение имеет слово «замок»? (Приспособление для запирания чего-либо.)

— А какое значение имеет слово «замок»? (Дворец.)

— Выполните задания к упражнению.

— Прочитайте слова с ударением.

V. Физкультминутка

В небе плавает луна,

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы должны луну достать.

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять —

И пониже перевесить.

Десять, девять, восемь, семь —

Чтоб луна светила всем.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.