Основные социальные институты воспитания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные социальные институты воспитания

2018-01-04 2835
Основные социальные институты воспитания 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Под институтами воспитания мы будем понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них являются семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации (см рис 5.2).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину, по мнению Р.С. Немова, сформирован как личность. Следует учитывать и то, что семья выступает в роли начальной структурной единицы общества. Семья – это колыбель детства. Самой значимой социальной средой для новорожденного является его семья, поэтому именно ее особенности воплощаются в личности ребенка. Американский психолог Э. Торндайк утверждал, что до трех лет человек проходит 50 % своего психического развития, а Л.Н. Толстой - что за всю свою жизнь он не получил и одной сотой доли того, что сформировалось в детстве. Уже это доказывает, что семья, где ребенок приобретает опыт общения, проживает самые ранние этапы своего развития, играет огромное значение для всей жизни человека.

Рис. 5.3. Основные социальные институты воспитания

 


Семья на протяжении своего исторического существования выполняет ряд функций. Одной из самых важных является функция воспитательная. Социологические исследования констатируют, что современная российская семья все хуже реализует данную функцию. Рост детских правонарушений, наркомания и токсикомания среди подростков, детское бродяжничество и т.д. свидетельствуют о кризисе семейного воспитания.

Таким образом, семья может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с этим воспитательное воздействие семьи ограничено, потому что оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.

Кризис отечественного семейного воспитания - результат не во всем продуманной перестройки политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства. В результате к традиционным, существующим уже несколько десятилетий проблемам семейного воспитания (отделение молодой семьи от родительской и утрата ими возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших поколений; утрата традиций этнопедагогики; анонимное общение детей и взрослых вследствие организации общества) добавились современные. К наиболее ярко выраженным из них обязательно относят: возрастающие социальные и экономические трудности; однодетность, в результате чего дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами; гипертрофированная политизация общества; увлеченность родителей сериалами на телевидении и видеопросмотрами боевиков, в результате чего на общение с детьми не остается времени и т.д.

Анализируя причины приобретения детьми пограничных состояний психического здоровья, детский психиатр М.И. Буянов предложил классификацию традиционных ошибок современного семейного воспитания:

¨ гипоопека (ребенок ощущает дефицит доброты и ласки, ребенок самостоятельно, без помощи любящего взрослого формирует навыки социальной жизни);

¨ гиперопека (ребенок лишен самостоятельности);

¨ воспитание по принципу Золушки (ребенок ощущает скрытое или явное эмоциональное отторжение, родители предъявляют к нему завышенные требования);

¨ воспитание по типу современного кронпринца (ребенок ощущает недостаток внимания от любящих его родителей, которые, в свою очередь, испытывают чувство вины перед ребенком за собственную занятость и заглаживают ее большим количеством дорогих подарков).

Психологические исследования позволяют утверждать, что к причинам кризиса современной российской семьи как института воспитания необходимо также отнести недостаточную психолого-педагогическую подготовку родителей: у одних нет минимума педагогических знаний, у других отсутствуют педагогические умения, третьи не понимают важность специфических методов воспитания детей в семье.

Поэтому сегодня актуальной является задача вооружения родителей педагогическими знаниями. Решить эту задачу можно в результате целенаправленного содержательного взаимодействия школы и семьи.

В этом плане школа, как институт воспитания находится в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась с 6-7 лет до 16-17 лет). Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.). В школе каждый новый человек для ребенка несет для него что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Это все достоинства школы как института воспитания.

К недостаткам школы, как института воспитания, относят: обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно устранить за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения.

Проанализируем возможные пути взаимодействия семьи и школы как самостоятельных институтов воспитания, которые позволяют при этом во много раз увеличить эффективность процесса воспитания. При этом необходимо исходить из того, что категория взаимодействия рассматривается по-разному в философии (И.И. Жбанкова), психологии (А.А. Бодалев, Э. Гоффман, Дж. Мид), педагогике (Б.З. Вульфов, Л.И. Ваховский).

Взаимодействие как педагогическое явление в интерпретации Б.З. Вульфова выступает как «…реализуемые отношения различных воспитательных коллективов - школьного, производственного, педагогического, ученического, родительского и многих других, воздействия которых испытывают учащиеся». Цель взаимодействия всех воспитательных институтов - формирование личности ребенка.

Попытку анализа содержания воспитательного взаимодействия школы и семьи сделал Л.И. Ваховский. Он показал, что содержание взаимодействия школы и семьи зависит от политики государства в области народного образования, цели воспитания и образования. Исторический анализ взаимодействия школы и семьи позволили Л.И. Ваховскому сформулировать основную проблему современного взаимодействия: несогласованность школьного и семейного воспитания, противоречие между активной деятельностью школы и пассивностью большинства семей.

Сегодня в педагогической литературе школа и семья рассматриваются как самостоятельные субъекты взаимодействия, оказывающие влияние друг на друга, имеющие собственный воспитательный потенциал. Поэтому под взаимодействием следует поднимать процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие школы и семьи должно учитывать не только деятельность и отношения педагогов, родителей, но и их установки на общение друг с другом, ребенком, а также реакцию самого ребенка на данное взаимодействие и весь учебно-воспитательный процесс. Сегодня взаимодействие школы и семьи реализуется через родительские комитеты, родительские собрания, беседы, посещения учителем семей воспитанников, родительский всеобуч. Формы работы школы с семьей подразделяются на индивидуальные (беседа, консультации, посещения семьи, переписка и т.д.) и коллективные (родительские собрания, родительские университеты, открытые уроки для родителей, день открытых дверей, педагогический практикум, вечера вопросов и ответов, работа с родительским активом и т.д.).

Основными психологическими условиями эффективного взаимодействия школы и семьи являются:

¨ наличие у педагога заинтересованности в судьбе ребенка и педагогического профессионализма, позволяющего расположить к себе родителей, умение работать с каждой группой родителей;

¨ наличие совместной деятельности;

¨ раскрытие творческого потенциала родителей и детей в совместной деятельности.

Рассмотрим содержание работы других институтов воспитания, среди которых значительное место принадлежит учреждениям дополнительного образования. Их деятельность строится исходя из того, что они должны помочь в решении важнейшей задачи воспитания, которой является формирование у ребенка культуры жизненного самоопределения. Сформировать ее только через урок, и только используя школьный потенциал представляется просто невозможным. По этой причине особые надежды (а они, как показывает практика, вполне оправданы) возлагаются именно на значительную и активную помощь в этом непростом деле со стороны системы внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Традиционно внешкольная воспитательная работа осуществляется на базе учреждений дополнительного образования (более раннее их название - внешкольные учреждения). По определению В.А. Горского «дополнительное образование - это процесс освоения опыта сотрудничества детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности в свободное от освоения основной (школьной) учебной программы время». Учреждения дополнительного образования призваны: компенсировать отсутствие в основном образовании деятельности, обеспечить ребенку комфортную предметную среду, «ситуацию успеха», развивающее общение; содействовать выбору «индивидуального образовательного маршрута» и темпа его освоения.

И.В. Бестужев-Лада определил суть дополнительного образования следующим образом: «… творчество, которое проявляется у человека, при любой интересующей его деятельности».

Но следует, конечно, помнить и о том, что дополнительное образование в значительной степени отличается от школьного. Основные отличия, по крайней мере, можно свести к следующим трем группам факторов:

¨ в школе дети объединены в формальные объединения по возрастному признаку, в учреждениях дополнительного образования - неформальные объединения, в основе существования которых - интерес к совместной деятельности, сотворчество взрослых и детей;

¨ в основе образовательного процесса в школе лежат государственные стандарты и разработанные на их основе программы; деятельность педагога дополнительного образования базируется на государственной программе, которая видоизменяется им, исходя из особенностей учреждения дополнительного образования, среды, детей;

¨ для школы приоритетной стороной является информационная сторона, а для учреждений дополнительного образования - практическая, т.к. важнейшая их задача - дополнить основное образование способами, формами, которые мало доступны школе;

¨ в учреждениях дополнительного образования образовательный процесс не имеет фиксированных сроков, объединения разновозрастны, велик уровень самостоятельного творчества, ведущий к самообразованию и самовоспитанию.

Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Но им присущ и один достаточно существенный недостаток, который состоит в том, что влияние их воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность, а поэтому в принципе не может дойти до каждого ребенка. СМИ как распространитель нравственности – пожалуй, самая трудная тема для психологических исследований. Хотя много дискутируют и рассуждают о воздействии СМИ на общественные ценности, существует очень мало хороших исследований, которые бы дали четкие ответы на все вопросы. Проводились эксперименты, в которых исследовался характер ценностей, проповедуемых в масс-медиа, и воздействие СМИ на мораль.

По мнению Р. Харриса, плодотворными для проведения экспериментов стали теория культивации и подход с точки зрения получения пользы и удовольствия. Поскольку СМИ на наглядных примерах показывают своей аудитории, что хорошо и правильно, то тем самым эти ценности незаметно культивируются в зрителе, читателе и слушателе. Насколько сильно укореняются новые установки, зависит от того, почему человек просматривает газеты или смотрит телевизор, и что он приобретает в результате получения информации.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенка наиболее влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.