Общая характеристика методов педагогической психологии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общая характеристика методов педагогической психологии

2018-01-04 204
Общая характеристика методов педагогической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата, который позволяет добывать новые научные факты и на их основании строить научную картину мира. В психологии принято выделять три уровня методологического[1] анализа:

¨ Общая методология - философский подход к анализу явлений действительности.

¨ Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.

¨ Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Педагогическая психология используется все те методы, которые традиционно имеются в арсенале других отраслей психологии (психологии личности, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент и др.

Кроме общих методов в педагогической психологии существуют еще и специальные методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, которые предназначены для определения степени обученности и воспитанности ребенка.

Но особое место среди прочих методов исследования все же принадлежит психолого-педагогическому эксперименту. Он определяется как исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью - установлением эффективности тех или иных педагогических воздействий на ребенка.

Все методы, которые применяются в педагогической психологии можно условно разделить на следующие группы:

¨ организационные методы (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки);

¨ процедурные методы (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей);

¨ оценочные методы (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования);

¨ методы сбора и обработки данных (это методы, с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).

Кроме того, выделяют еще две большие группы методов, которые предназначены для оказания прямого практического психологического воздействия на ребенка. Ими являются психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование – это оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Традиционной формой проведения консультации является беседа с ребенком, родителями или людьми, которые принимают участие в его обучении и воспитании. Отличительной чертой этого метода является то, что оно всегда носит рекомендательный характер.

Психологическая же коррекция в отличие от консультирования предполагает непосредственное воздействие психолога на заинтересованное лицо. К ней, например, относят методы психотерапевтического воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка.

Рис. 1.2. Специальные методы педагогической психологии

 

                           
 
Психолого-педагогический эксперимент
 
Психолого-педагогическое тестирование
 
   
     
     
 
 
     
   
 
 
 
 
Психологическая коррекция
 
Психологическое консультирование

 

 


Вопросы для самопроверки

1. Какие научные школы и направления в наибольшей степени способствовали становлению педагогической психологии как самостоятельной области знания?

2. Дайте оценку вкладу русских психологов в становление педагогической психологии как самостоятельной науки.

3. Каковы основные этапы развития педагогической психологии и хронологические рамки этих этапов?

4. Какие методы исследования использует педагогическая психология?

5. Что общего и чем отличаются психологическое консультирование и психологическая коррекция?

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.