Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника

2018-01-04 400
Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная ситуация развития личности в ранней юности характеризуется значительным своеобразием, обусловленным тем, старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним стоит задача выбора дальнейшего жизненного пути, определения своего места в жизни. Происходит формирование мировоззрения, жизненных планов, мотивов, ценностных ориентаций, стремлений, намерений. Это ставит перед юношами и девушками два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?». Для них эти вопросы тесно связаны между собой. Как правило, самоопределение личности осуществляется через профессиональное самоопределение. Выбор профессии на уровне самоопределения требует осознания требований будущей профессии и своих внутренних ресурсов, умения принимать решения на основе сознательного намерения и высокой степени психического развития. Это действительный акт самоопределения, упорядочивающий мотивационно-потребностную сферу личности. Впрочем, часть девушек и юношей, выбравших профессию, учатся уже не в общеобразовательной школе, а в средних профессиональных учебных заведениях.

Очевидно, что само­оп­ре­де­ле­ние личности в ранней юности имеет два плана: первый – деловой выбор профессии; второй – через общие, лишенные конкретности поиски смысла своего существования. В этом возрасте у человека складывается устойчивое, более или менее верное представление о своем «Я» как некотором индивидуальном целом, отличном от других людей. Это обобщенное представление о собственной личности и индивидуальности. Еще одним важным психологическим новообразованием возраста является стабилизация характера, которая базируется на устойчивости большого числа личностных качеств в старшем школьном возрасте. Важное новообразование в психике старшеклассников - это их более реалистическая, чем у подростков, направленность на будущее. Старшеклассники осознают свои возросшие возможности быть самостоятельными в своих воззрениях, выборе круга общения, определении своего будущего. Важное место в их отношениях к людям, друг к другу занимают явления избирательной дружбы и любви. Круг общения может выходить далеко за пределы их формального положения как членов семьи и собственно школьников.

Личностное и профессиональное самоопределение накладывает заметный отпечаток на отношение к школе и учебе. Школа для старшеклассников – это учреждение, готовящее к жизни и труду, в учебе они стремятся выйти за пределы школы и взглянуть на нее с позиций будущего. Так, факт выбора профессии существенно влияет на формирование учебных интересов и предпочтений одних учебных предметов другим. Как правило, старшеклассники глубже интересуются и обстоятельнее изучают предметы, непосредственно связанные с будущей профессией. Направленность на будущее существенно определяет отношение учащегося к разным учебным предметам, это отношение становится избирательным. Предпочитаются предметы, мысленно связываемые с будущим делом жизни. Педагог-предметник не должен сетовать на то, что учащийся увлечен, положим, не его предметом, а другим, связанным с его, как тот полагает, трудовым будущим. Важно, чтобы выполнялась учебная программа. Существенной чертой молодежи данного возраста является тенденция усматривать существенные отношения между явлениями и в связи с этим системно строить свой опыт, связное мировоззрение.

Учебная деятельность старшеклассника, как правило, побуждается многими мотивами. Мотивы переплетаются, действуют в сложном комплексе и определяют каждый акт поведения и деятельности. В то же время о повышении обобщенности и действенности мотивов, о снижении их числа. Так, по данным Л.И. Божович, чем старше юноша, тем меньше он называет мотивов в качестве побудителей учебной деятельности. Побудительные силы поведения и деятельности личности (мотивационная сфера) в старшем школьном возрасте претерпевает качественные изменения. Сдвиги в мотивационной сфере являются центральным психологическим новообразованием возраста. В мотивационной сфере на первое место выходят мотивы, связанные с жизненными планами, намерениями и мировоззрением. Мотивы перестают быть рядоположенными, выстраиваются в иерархическую систему и действуют не на основе психологического механизма непосредственного (импульсивного) побуждения, но на основе осознанных жизненных целей и намерений. Усиливается обобщенность и действенность мотивов. Происходит упорядочивание системы потребностей и стремлений (на основе формирования мировоззрения). Требования к себе становятся более устойчивыми и действенными вследствие установления устойчивой иерархической структуры убеждений, намерений, идеалов.

С учебной деятельностью тесно связано умственное развитие в ранней юности. Мышление становится более критичным и самостоятельным, как правило, старшеклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания, поиска законов и принципов. В уровне и качестве развития умственных способностей проявляются все большие индивидуальные различия, что делает актуальным индивидуальный подход в обучении и воспитании. Развитие познавательных психических функций имеет две стороны: количественную (возможность решать более или менее сложные задачи) и качественную (способы решения задач, подходы к их решению). Ж. Пиаже указывает, что именно в этом возрасте у человека складывается гипотетико-дедуктивное мышление. Можно смело сказать, что в старшем школьном возрасте складывается особая позиция, особое отношение к миру, присущее только для этого возраста. Обращенность в будущее составляет принципиальное отличие старшего школьного возраста, а все настоящее предстает в свете этой основной жизненной направленности личности старшеклассника.

Старшекласснику уже присущи развитые формы теоретического мышления, приемы оперирования отвлеченными понятиями, способность так или иначе ориентироваться в сложных событиях жизни общества. Наблюдаются явления активного и систематического самовоспитания. В ранней юности когнитивные процессы, и, прежде всего, мышление приобретают целостный, завершенный характер. Интеллектуальное развитие детей этого возраста можно ускорить по трем направлениям: понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий. Развитию мышления в старших классах способствуют занятия риторикой. Ускоренного образования научных понятий можно добиться на занятиях специальными предметами, где соответствующие понятия вводятся и изучаются. Становлению внутреннего плана действий могут помочь специальные упражнения, направленные на то, чтобы одни и те же действия как можно чаще совершались не с реальными, а с воображаемыми предметами, т.е. в уме. Например, на уроках математики следует побуждать учащихся считать в уме, а не на бумаге или калькуляторе.

Следует у учащихся старших классов школы развивать практический интеллект, в который входят такие качества ума, как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. Под предприимчивостью понимают способность человека в сложной жизненной ситуации находить несколько решений возникшей проблемы. Предприимчивость у детей можно развивать с помощью ученического самоуправления, а также участия школьников в различных видах общественно полезного коммерческого труда, увеличении самостоятельности подростков и юношей в домашних делах (при условии, что работа выполняется ребенком самостоятельно, по его собственному замыслу).

Экономность практического ума - человек, обладающий таким качеством, способен найти в сложившейся ситуации способ действия, приводящий к нужному результату с наименьшими издержками и затратами. Он формируется путем побуждения детей в школе и дома самостоятельно производить расчеты материальных затрат на интересующие их дела. Расчетливость проявляется в умении заглядывать далеко вперед, предвидя последствия принятых решений и действий. Умение оперативно решать поставленные задачи проявляется в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до ее практического решения. Данное умение зависит от темперамента и жизненного опыта ребенка. Одинаково думать и действовать всех детей научить невозможно, но каждого можно приучить руководствоваться правилом: как только возникает проблема, надо не откладывая, сразу же приступать к ее решению. Развитым считается такое практическое мышление, которое обладает всеми указанными выше свойствами.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.