Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности

2018-01-04 823
Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды внимания Психологические особенности их актуализации в учебной деятельности
Непроизвольное Субъект как бы невольно отдается воздействующим на него предметам и объектам, не ставит сознательных целей, не прилагает усилий, не осуществляет волевых действий; отличается легкостью возникновения и переключения
Произвольное Субъект, действуя на основе осознанных целей и намерений, сосредотачивает внимание на связанных с ними предметах и объектах; для возникновения требуется определенные волевые действия, опосредованные речью; вероятность быстрого утомления и пресышения
Послепроизвольное Зарождается как произвольное, но функционирует как непроизвольное; волевые действия требуются только при возникновении, но не требуются для поддержания; является основой наиболее плодотворной и интенсивной умственной деятельности; является типичным для вхождения в деятельность и возникающего в связи с этим интереса

 

Учебная деятельность предъявляет высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Организовать внимание школьников на уроке – значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать. Концентрация внимания достигается за счет выработки ориентировочной основы действий: школьники должны уяснить для себя условия и порядок выполнения самостоятельной работы. Необходимо также связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение вопроса – обдумывание способа решения – контроль над ходом выполнения действий - проверка результата. Распределение внимания, необходимое на уроке легче достигается тогда, когда два (или более) вида действий подчинены одной, ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и частично автоматизированным. Устойчивости внимания на уроке способствует такое изложение учебного материала, когда учитель размышляет, рассуждает, ведет их мысль от решения одной проблемы к решению другой. При переходе от одного вида учебной работы к другому необходимо переключение внимания. Оно будет полным и быстрым в том случае, если учитель подведет итого предыдущего вида работы и четко сформулирует учебную задачу для нового вида учебной работы.

Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания. В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределением. Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач. Поэтому тренировка распределения внимания может способствовать улучшению успеваемости. Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа. При этом чем выше индивидуальный темп у внимательных учащихся, тем лучше они учатся. А у невнимательных учащихся высокий индивидуальный темп может сочетаться с низкой успеваемостью.

Нарушения внимания, проявляющиеся как отвлечения, могут быть вызваны монотонной, неинтересной или непосильной учебной деятельностью, неверным темпом работы, сильными посторонними раздражителями, плохим физическим состоянием ребенка, утомлением. рассеянности представляют собой те случаи, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит от одного объекта (явления) к другому, ни на чем не задерживаясь. К числу расстройств внимания относится и рассеянность, которая довольно часто встречается у детей. Бороться с ней надо путем длительного воспитания всей личности ребенка, в особенности его волевых качеств. Помимо рассеянности наблюдаются и другие расстройства внимания. К их числу относят болезненное сужение сознания, его уменьшенную сферу действия. С этим нередко связывается слабая распределяемость внимания. Такого рода патологические явления наблюдаются при некоторых органических заболеваниях мозга. При других заболеваниях наблюдается легкая отвлекаемость внимания, его чрезмерная подвижность, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому. В отдельных случаях такой постоянный переход от одного объекта к другому делает невозможным выполнение какой бы то ни было работы. При некоторых психических заболеваниях наблюдается инертность, малая подвижность внимания или патологическая фиксация его. Подобные обстоятельства учитель должен знать и предупреждать своей деятельностью.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.