Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе

2018-01-04 358
Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. История развития технических средств обучения

2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности

3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе

История развития технических средств обучения

Передача знаний, опыта - основа существования и поступательного развития человеческого общества. Поэтому с первых шагов развития возникла целенаправленная передача общественного опыта от поколения к поколению посредством обучения и воспитания. Они осуществляются в игровом подражании действиям и поступкам взрослых, практическом овладении орудием труда под руководством мастера, в речевом общении, несущем инструктивные указания, выражающем эмоциональные отношения и передающем знания. Устная речь, действие с реальным предметом, демонстрация движений - все это естественные средства обучения.

Первое техническое опосредование обучения - письменная речь - знания, воспринимаемые в визуально представленном знаке. Использование письменной речи позволило ученику фиксировать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные результаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукописная книга стала хранителем информации наряду с памятью учителя. Техника рукописного размножения книги охватывает более чем тысячелетний период истории. Однако лишь книгопечатание создало условия, при которых письменная речь оказала значительное влияние на процесс обучения.

Позднее (в XVI-XVII веках) начинает вырабатываться принцип наглядности обучения, наиболее ярко сформулированный в дидактике Я.А. Коменского. Суть этого принципа в том, что слово должно вызывать в сознании ученика адекватный образ.

Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным может быть образ реального предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, а созданного нашим воображением. Наглядность или ненаглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей этого образа, от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

Таблица 10.1

Основные этапы развития ТСО

Содержание этапа Используемые средства Психологические особенности использования
Использование естественных средств обучения Игровое подражание, практическое овладение орудиями труда, вербальное и невербальное общение, демонстрация движений Опосредование знаний, умений и навыков только действием и речью
Использование письменной речи и книгопечатания Чтение и конспектирование письменных источников знания Опыт, усваиваемый учащимися, опосредован визуально представленным знаком
Использование средств наглядности Наглядный материал (учебные картины, схемы и знаковые модели) служат внешней опорой для внутренних, психологических действий, совершаемых учащимся в процессе обучения Использование психологического свойства предметов или объектов вызывать яркий и понятный образ у учащегося
Использование средств статической проекции и аудиозаписи Фотографии, аудиозаписи, кинофрагменты сохраняют и доносят до учащегося учебную информацию Учитель может подтвердить данными средствами свою мысль, высказанную в устной или письменной речи
Использование аудиовизуальных средств изложения знаний Обучения прибегает к возможностям звукового кино и телевидения Учитель передает техническому средству на время свою информационную функцию
Использование компьютеров и компьютерных обучающих программ Интеграция всех предшествующих типов ТСО сочетается с возможностями диалогового режима работы с компьютером, доступность информации в глобальном масштабе Учитель передает этим средствам обучения наряду с информационной функции обобщения, контроля и упражнения

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

¨ какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении;

¨ в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Обогащая опыт учащихся, помогая им в анализе изучаемой проблемы, средства наглядности облегчают и труд учителя. Но избыток наглядности, и особенно построение ее без учета механизмов ее восприятия детьми, может не облегчить, а затруднить учебный процесс. Учителю следует учитывать возможность осознания школьниками не заложенных в учебном пособии соотношений между объектами и явлениями, а непосредственно изображенной на нем предметной реальности. В связи с этим удобными (более однозначно воспринимаемыми) являются абстрактные схемы и знаковые модели. Как известно, они лучше усваиваются и приносят наибольший развивающий эффект при самостоятельном построении учащимися.

Учебная картина - средство наглядности - важное техническое опосредование процесса обучения. Изображение предметов или явлений, сделанное в целях обучения, получило название дидактической картины. Рассказывая, преподаватель показывает, и эта связь слова с образом выступает как один из основополагающих механизмов мышления. Не следует путать дидактическую картинку с картиной как произведением искусства. Последняя представляет собой объект эстетического потребления и не является средством обучения. Дидактическая картина – это носитель учебной информации и интересна лишь как средство обучения.

Принципиально новое направление в техническом опосредовании обучения связано с появлением фотографии, кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фиксация событий, процессов, образов, людей на киноленту, видеопленку, грампластинку, магнитофонную ленту - это принципиально новые способы хранения общественно и лично-значимой информации. Очень важным для этих ТСО является возможности тиражирования и многократного воспроизведения событий и явлений.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.