Свойства голоса Характеристика голоса — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Свойства голоса Характеристика голоса

2017-09-28 151
Свойства голоса Характеристика голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темп Быстрый

Средний

Медленный

Сила Громкий

Средний

Тихий

 

Высота Низкий

Средний

Высокий

 

Для юриста четкость произношения - профессиональная необходи­мость, Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, сло­гов, звуков.

Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой ар­тикуляции - движения органов речи. Этому служит специальная артику­ляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата, и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, сло­гов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, облада­ют силой эмоционального воздействия на слушателя» (К.С.Станислав­ский).

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логи­ческих пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна.

Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют инто­нацию.

Интонация - ритмико-методическое и логическое членение речи. Работа над обогащением интонации включает в себя умение изменять высоту тона речи, разнообразить ритмическую организацию, тембро­вую окраску голоса, темп речи, увеличивать или снижать силу звука, правильно делать логическое ударение во фразе и смысловых местах.

Работа над интонацией включает в себя:

· интонационную раз­метку знаков препинания;

· смысловое акцентирование;

· интонаци­онную окраску голоса.

1. Интонационная разметка знаков препинания. Для обозначения речевой интонации, связанной со знаками препинания, существуют свои графические обозначения. Они могут использоваться при размет­ке текста перед чтением:

/ - короткая пауза, // - более длительная пауза, пауза точки; - ровный тон;

- низходящий тон, - вос­ходящий тон.

Точка предполагает сильное понижение голоса.

Запятая обладает значением уточнения, она может связывать между собой слова, мысли, перечисления. К.С.Станиславский говорил, что при запятой «звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую».

Скобки. Слова в скобках обычно произносятся быстрее основного текста.

Тире требует некоторого повышения голоса на предшествующем ему слове и паузе.

Многоточие не меняет интонации, оставляя ее на прежней высо­те, заставляя как бы «таять», по словам К.С.Станиславского «инто­нация многоточия должна дать ощущение недосказанности, длительно­сти действия».

Восклицательный знак предполагает сильное повышение голоса.

Двоеточие предполагает соединительную, разъединяющую, уточня­ющую интонацию и соответственно паузу.

Вопросительный знак - предполагает повышение интонации на ударном, вопросительном слове.

Кавычки требуют выдерживать паузу перед словом, взятым в ка­вычки, смыслового акцента на этом слове.

Точка с запятой предполагает обращение к соединительной инто­нации, которая не позволяет рвать фразу.

2. Смысловое акцентирование. При разметке текста интонацион­ное членение должно соответствовать смыслу фразы, логическому уда­рению в ней. В каждой фразе есть слово иди несколько слов, кото­рые несут на себе основную смысловую нагрузку. Если эта группа слов интонационно не выделяется, то слушатель затрудняется выделить глав­ное.

3. Интонационная окраска голоса включает в себя работу на громкость (разные стежки громкости произнесение текста); на темб­ровую окраску и высоту; эмоционально-смысловые отношения.

Рекомендуем работать с магнитофоном. Запись и прослушивание отрывков или целых выступлений дает возможность составить предста­вление о своих голосовых возможностях. Умение окрашивать голос различными эмоционально-смысловыми оттенками включает в себя уме­ние придать речи строгость, торжественность, грусть, доверитель­ность, просьбу, разъяснение, радость, восторг, удивление, негодо­вание, презрение, высокомерие, безразличие и т.п.

Работа над обогащением интонационных возможностей голоса опи­рается:

· на изучение современных интонаций русской речи;

· на чтение художественных текстов и прослушивание грамзаписей с испо­лнением художественных произведений известными чтецами;

· на чте­ние текстов с «отношением», то есть учетом вымышленных, предпола­гаемых обстоятельств.

Значительного эффекта достигает экспрессивность выступающего, когда она выражается при помощи жестов и мимики.

Все жесты делятся на четыре группы: иллюстраторы, регуляторы, адаптаторы, аффекторы и эмблемы.

«Руки - это глаза тела» (Е.Вахтангов), «Руки доказывают мысль» (К.Станиславский). Жесты оживляют речь, но ими следует пользова­ться осторожно.

1. Жесты - иллюстраторы - это жесты подкрепляющие информацию. («указующий перст») пиктографы (вот такого размера, какая конфигурация).

Кинектографы - движение телом, т.е. различные отмашки (стук по столу и т.д.).

Идеографы, т.е. движение руками, как бы соединяющие отдель­ные воображаемые предметы вместе.

2. Жесты регуляторы - это улыбка, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками. Жесты регуляторы сигна­лизируют об отношении говорящего к аудитории. Ладонь руки, выдви­нутая вперед – «Подождите»; ладонь вниз – «Я сейчас объясню»; ла­донь к верху – «Вот как надо».

А также - поглаживание волос; приглаживание галстука; паузы молчания.

3. Жесты адапторы объединяют три группы специфических движе­ний рук:

· почесывание, подергивание отдельных частей тела;

· касания, пошлепывание слушателей;

· поглаживание, перебирание, перебрасывание каких-то пред­метов (карандаша, пуговиц, ключей). Эти жесты являются привычками человека, часто нежелательными (часто слушателями воспринимаются негативно).

4. Эмблемы - жесты - заменители слов или целых фраз. Сжатые руки - на уровне груди - «здравствуйте!».

5. Аффекторы выражают эмоции. Это движение различных частей тела, но прежде всего мышц лица. Это означает чтение лица человека.

Искусство чтения лица известно с глубокой древности. Они за­фиксированы в литературных памятниках Индии, Китая. Психологи потратили много сил и времени, чтобы найти сходства между чертами лица и ха­рактером.

Уже давно экспериментально доказано, что весь спектр эмоцио­нальных переживаний человека отражается на его лице в небольшом количестве экспрессий.

Арсенал основных человеческих эмоций, которые отражаются на лице включает: удивление, страх, негодование (злость), отвращение, радость, печаль.

Итак, интонация, жесты, мимика создают образное выражение от­ношения говорящего к материалу, с которым он обращается к слуша­телям.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.