Характеристика диалогических форм обучения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Характеристика диалогических форм обучения

2017-07-01 370
Характеристика диалогических форм обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4.Возможности гуманизации образования на современном этапе.

1. Образование – капля, в которой отражается объективная реальность.

Развитие ремесел привело к возникновению классно – урочной системы ТО.

Цель ТО – передача ЗУН, накопленных человечеством за историю его существования. Цель воспитания – формирование личности с заранее заданными свойствами.

Единица организации учебного процесса – урок.

Носителем ЗУН и норм нравственности был педагог.

Способ передачи знаний – репродуктивный: через объяснение, закрепление, контроль.

Контроль и оценка направлены на результат, осуществляются педагогом.

Форма передачи знаний – монолог.

Результат: студенты – объекты обучения.

Причины долгого существования.

1. Удачно выполняло социальный заказ.

2. Имеет четкую структуру организации содержания и формы, значит, принимается педагогами и родителями.

3. Имеет опыт, в том числе и положительный:

а) к нему привыкли;

б) позволяет использовать приемы модернизации в соответствии с меняющимися требованиями: интенсификация, индивидуализация, психологическая модернизация.

2. Предпосылки становления РО: НТР, потребность в человеке, способном к саморазвитию.

Цель – формирование личности, способной к развитию.

Цель для учащихся – овладение наиболее общими способами получения знаний.

Единица организации учебного процесса – тема.

Роль педагога. Увеличивается % продуктивных, проблемных заданий, заданий творческого характера. Педагог открыт для обучаемых, т.к. стимулирует их познавательную активность, опирается на прошлый опыт.

Форма взаимодействия педагога и студента – сотрудничество.

Контроль и оценка направлены на способ выполнения деятельности, присутствует самооценка, взаимооценка.

Результат. Обучаемые заинтересованы в учебном процессе и открыты к сотрудничеству.

 

Развивающее обучение, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует УД и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие.

Главный недостаток – монологический характер обучения, действия обучаемого запланированы.

 

Решение глобальных экономических, социальных, политических задач потребовало диалогического мышления, следовательно: проблемного обучения, активных методов обучения, тренингов.

Проблемное обучение активизирует поисковую деятельность обучаемых.

Цели:

- сформировать у учащихся необходимую систему ЗУН;

-достичь высокого уровня развития студентов;

-сформировать особый, научно – исследовательский, стиль умственной деятельности

Единица организации учебного процесса – проблемная ситуация

Условия возникновения проблемной ситуации:

1. Несоответствие между наличными знаниями обучаемых и новыми требованиями.

2. Необходимость выбора из множества знаний одной системы, необходимой для решения ситуации.

3. Возникновение новых условий для использования имеющихся знаний.

4. Теоретическая возможность решения задачи и вопрос о практической целесообразности этого.

Компоненты проблемной ситуации:

- неизвестное усваиваемое отношение, способ действия, условия действия;

-действия, необходимость выполнения которых вызывает потребность в новом знании, подлежащем усвоению;

- возможности обучаемых в анализе условий поставленного задания и усвоения научного знания (очевидные и неочевидные проблемные ситуации).

Правила создания проблемной ситуации

1. Постановка задачи, при решении которой обучаемые должны открыть подлежащие усвоению новые знания, способы действия.

2. Соответствие заданий интеллектуальным возможностям обучаемых.

3. Предшествование заданий материалу, который подлежит усвоению.

4. Проблемную ситуацию формулирует педагог. Он же указывает на причины невыполнения поставленных задач.

 

Этапы преобразования проблемной ситуации в учебную задачу

1. Выявление связи между данным и искомым.

2. Прогнозирование (выдвижение гипотезы).

3. Проверка гипотезы (перебор вариантов решения) – отказ от решения или

4. Дополнительный анализ данных.

5. Инсайт.

 

Роль педагога. С тимулирует их познавательную активность.

Форма взаимодействия педагога и обучаемого – диалог.

Контроль и оценка направлены на способ выполнения деятельности.

Результат. Обучаемые заинтересованы в учебном процессе.

Общий недостаток всех форм обучения – предметоцентрированный характер. Основная цель – ЗУН.

 

3. 80 – г.г.20 века – период глубокихпреобразований бытия и мышления человека, основой которого является диалог.

Выявлена множественность культур (европейская, азиатская, африканская), которые не сводятся друг к другу. Европейская культура выступает как общение разных культур по центральным вопросам человеческой жизни (античность, средневековье, новое время).

Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. Для этого важно понять другие точки зрения и признать их право на существование.

Диалогический подход требует изменения форм организации учебного процесса, методов преподавания, содержания образования.

В школе «Диалога культур» культуры осваиваются учениками не как историческое прошлое, а как современные голоса, которые принимают участие в рассмотрении объективных проблем. Основой для диалога являются тексты, представленные в цельном произведении. Под цельностью понимается объем, который позволяет уяснить композицию произведения, авторский замысел, жанр. Единица организации учебного процесса – урок – диалог.

Он может быть начат 2 способами:

- реплика, вопрос педагога, провоцирующий на обсуждение и обоснование своей точки зрения;

- педагог уделяет особое внимание гипотезе, вопросу ученика, который переопределяет учебную задачу.

В результате подобного построения уроков ученики приходят к необходимости эксперимента для проверки своих предположений.

Специфика эксперимента:

Эти эксперименты всегда мысленные, т.е. не требуют прямого воздействия на объект, специальных приборов.

В них не требуется строгой фиксации условий наблюдения.

Они не сопровождаются созданием идеализированного предмета и проводятся над телом реальным.

Отличие урока – диалога от развивающего урока

Урок - диалог Урок РО
Начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения каждым учащимся своего вопроса, как парадокса, загадки, трудности, требующей удержания в слове. Начинается с принятия всеми учащимися одной учебной задачи как противоречия, требующего однозначного решения снятия.
Смысл – постоянное воспроизведение ситуации «ученого незнания», сгущение своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса. «Самовитый» способ, образ, гипотеза. Смысл – овладение общим способом решения учебной задачи, разрешения противоречия, выраженном в общей для всех модели.
Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, «вечность» Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учеником типовых предметных действий с опорой на модель.
Педагог, поставив учебную проблему, внимательно выслушивает все варианты ее решения, предложенные учениками. Педагог, поставив учебную проблему, заранее предполагает известный единственной возможный способ ее решения в рамках единой логики («от абстрактного к конкретному») Поэтому он отсекает все решения, которые не ведут прямо к эталонному способу действия и к эталонной модели.
Ученики в диалоге стоят на стыке культур. Ни к одной из них они не могут прислониться, как к спасительной парадигме. Это требует от учеников и от педагога индивидуально – неповторимого, непредсказуемого слова – поступка. Ученики – абстрактная точка на восходящей траектории познания. Обучение представляет собой «думание в одном направлении» Пути каждого ребенка по «траектории восхождения» тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами.

 

На уроках – диалогах дети не находят окончательных ответов. Над поставленными проблемами они будут потом думать всю жизнь. Но главная цель таких уроков – сформировать навыки диалогического мышления.

 

4. Специфика современного общества – переход от индустриального к пост – индустриальному, антропологическому направлению, признающему главной ценностью деятельности общества человека.

Гуманизацию ценностей в мировом сообществе подтверждают следующие факты:

1. Признание семьи в качестве базового элемента общества.

2. Признание равных прав и достоинства у каждого человека, независимо от расовых, национальных признаков, места жительства, образования, вероисповедания, требует изменения отношений друг к другу.

3. Понимание того, что общая ответственность и взаимодействие – условия индивидуального и коллективного благополучия.

4. Изменение общего характера деятельности и мышления.

Перечисленные факты гуманизации общества и проблемы, возникающие перед ним в этой связи, привели к выделению в обучении двух, кардинально противоположных направлений:

предметоцентрированного личностно – ориентированного

в центре внимания: ЗУН в центре внимания: личность,

ее мотивы и потребности

цель: усвоение ЗУН цель: самоактуализация внутренних резервов

ребенка (его способностей, индивидуальности)

 

Основоположником личностно – ориентированного обучения является К.Роджерс. В таком обучении он выделил 7 принципов.

1. Выбор учениками учебной деятельности: в условиях свободной и открытой организации обучения или в традиционной форме.

2. Совместное определение учителем и учеником объема и содержания учебной работы, выделение конкретной учебной задачи, в некоторых случаях оценка работы

3. Обучение путем открытий. Следствием этого является углубление понимания материала и развитие способности к учению.

4. Имитация на уроке реальных жизненных ситуаций, следовательно, личностная значимость классной работы для учащихся.

5. Групповой тренинг, направленный на самопознание, самосовершенствование, анализ своей эмоциональной жизни, на освоение техники межличностного общения.

6. Групповое взаимодействие в процессе обучения, позволяющее достичь включения каждого в учебный процесс.

7. Элементы программированного обучения. Но против тотального программированного обучения.

Принципы, выделенные К. Роджерсом, находят отражение как частные приемы в моделях развивающего обучения.

Однако, фрагментарное использование принципов личностно – ориентированного обучения не смещает приоритетов в образовательных моделях. Они продолжают оставаться по сути своей предметоцентрированными.

Полностью сосредоточиться на развитии личности ребенка позволяют целостные модели личностно – ориентированного обучения: Вальдорфская школа.

Проект обучения, положенный в основу ее создания, был разработан Р.Штайнером. Штайнер открыл закон душевной жизни человека. Суть: воспитывая и обучая, надо следовать природным потребностям, определенным для каждого возраста.

Дошкольный возраст: стремление ко всем формам подражания: формальному, в образе мыслей, в моральных качествах.

В младшем школьном возрасте - потребность в авторитете. Таковым становится учитель.

В период полового созревания потребность в ненавязчивом душевном контакте с другими людьми.

Цель Вальдорфской школы - выявление и развитие человеческих способностей, необходимых для гармоничного сосуществования человечества на Земле.

Путь – через подражание к осознанию свободы и неприкосновенности других людей.

Структурное устройство: впервые школа была единой (начальной, средней), 12 – летней.

Дисциплины.

Главное: каждый ребенок должен был получить необходимые представления о сельском хозяйстве, торговле, промышленности, прикладных ремеслах. Каждый ребенок получал возможность для самостоятельного обустройства своей жизни (ложки), получая удовлетворение от создания продуктов, необходимых для других людей.

Важная роль отводилась общеобразовательным наукам: истории, географии, естествознанию и другим, направленным на человека. В них человек изучался как представитель мироздания.

Психотерапевтические предметы: эвритмия, музыка, драматургия, давали возможность для самовыражения, выполняли психотерапевтические функции.

Ход изучения предметов: изготовление, использование, обсуждение или созерцание, вчувствование, обсуждение.

Взаимоотношения учителей и учеников основаны на сотрудничестве. Классный учитель один на 8 лет. Вел основные дисциплины и еще 1 специальную. Он следил за физическим и индивидуальным развитием.

Сотрудничество – стержень Вальдорфской школы.

Школа ориентирована на интересы ребенка, имеет исцеляющее воздействие. Школа находится в удалении от города, на природе. Поэтому дети получают возможность единения с природой.

В России: с осени 1992 г. инициативная московская группа «Аристотель», Московская Вальдорфская школа, Московский центр Вальдорфской педагогики. В Санкт – Петербурге центр по подготовке педагогов. Существуют школы в Рязани, Ярославле, Владимире, Иркутске, Обнинске.

Проблемы Вальдорфской школы.

1. Условие существования ВШ – подготовка педагогов.

2. Элементы ВШ в индустриальной школе не приживаются. Образ жизни трудно увязать с планами индустриальной школы.

3. В ВШ против экзаменов, особенно при поступлении. В старших классах – да.

4. Экзамены в Вузы это проблема. Поэтому + 1 год абитуры, т.е. 13 лет обучения.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.