Теория Дэвида Аусюбеля: научение путем рецепции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Теория Дэвида Аусюбеля: научение путем рецепции

2017-07-01 623
Теория Дэвида Аусюбеля: научение путем рецепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство людей научаются чему – то путем рецепции (восприятия), т.е. они получают знания в относительно законченной форме. При таком обучении используется экспозиционное бучение – прием, при котором педагог отвечает за поиск и организацию информации для обучаемых и преподнесение этой информации.

Открытия – пустая трата времени. Такой подход директивный. Но в нем есть компромисс между директивным обучением (центрированном на педагоге) и конструктивистском (центрированном на обучаемом)

Теория Аусюбеля занимается «осмысленным вербальным научением». Согласно Аусюбелю, объект обретает смысл, когда он связан с чем – то, уже известным (понятие «Автомобиль» – образ автомобиля).

Осмысленное обучение требует усвоения родственных понятий, с которыми можно соотнести (присоединить) новый материал. Присоединение может быть производным и коррелятивным.

При производном новый материал очень похож на уже знакомый. Его можно вывести из старого.

При коррелятивном материал достаточно новый и требует некоторых изменений и в существующей когнитивной структуре «Зебры и ослы»

В теории Аусюбеля важной переменной является легкость, с которой обучаемый может разграничить новый материал и предшествующее научение. Она определяет устойчивость изучаемого материала. Он считает, что если информация напоминает предшествующие знания (производное присоединение), то она быстро забывается. Наоборот, если новая информация отличается от предшествующей сильно (коррелятивное присоединение), то она сохраняется дольше.

В модели Аусюбеля конструирование нового знания полностью зависит от предшествующего осмысленного научения. В этом плане он близок Брунеру.

Говоря о когнитивной структуре (знаниях), Аусюбель отмечает, что она представляет собой иерархическое образование, где на вершине находится общее понятие, а по краям конкретные. Обучение должно двигаться от общей идеи к деталям и конкретным примерам. Это тоже близко к спиральному плану Брунера.

Предварительные организаторы – сложный набор идей и понятий, предлагаемых обучаемому перед изложением материала, который следует изучить.

Функции организаторов:

– обеспечить когнитивную структуру, к которой можно будет привязать новое знание;

- улучшить припоминание.

Использование организаторов эффективно, когда:

- обучаемые не обладают соответствующей информацией, с которой они могут соотнести новое знание;

- соответствующая присоединяющая информация есть, но маловероятно, что она будет распознана обучаемыми как таковая.

Характеристики предварительных организаторов.

1. Их представляют до начала занятия.

2. Они должны оживлять в памяти предшествующие знания, которые соответствуют проводимому занятию.

3. Они соответствуют более высокому уровню абстракции, чем ранее изложенный материал, т.е. это более широкие понятия.

4. Они делают наглядной связь между предшествующими знаниями и текущим занятием.

Типы организаторов: экспозиционный (используется при абсолютно новом материале), сравнительный (используется при знакомом материале).

Какой подход лучше. Имея различия, эти подходы не столь уж различны. Каждый из них миеет свои области применения.

Научение путем открытий можно использовать при работе с людьми, не имеющими большого запаса информации, с которой можно соотнести новое знание. Экспозиционные подходы в этом случае не всегда будут наполнены для обучаемых смыслом.

Можно использовать его для проверки осмысленности нового научения, например, попросить обучаемых обобщить примеры, к которым может быть приложено новое знание.

Обучаемые более охотно используют в новых ситуациях информацию, которую открыли сами.

Подходы путем открытий более мотивирующие, чем экспозиционные.

Экспозиционные подходы более эффективны с точки зрения экономии времени и сил.

 

3. Социально – когнитивная теория научения Альберта Бандурыобъясняет социальное научение человека через подражание, используя принципы оперантного обусловливания наряду с исследованием интеллектуальных действий (воображение, предвидение)

Социально приемлемое поведение человека меняется от культуры к культуре. Задача семьи, школы и других институтов воспитания стимулировать развитие адекватного поведения (социализацию)

Основные положения теории

1. Большая часть социального научения происходит через подражание (научение через наблюдение). Копирование поведения других — широко встречающийся феномен.

2. Когда подражательное повеление приводит к положительным последствиям или удалению чего – то неприятного, оно становится более вероятным.

Источники подкрепления в подражании: прямое и косвенное.

Прямое подкрепление происходит, когда последствия ведут к подкреплению.

Например, когда родители хва­лят ребенка за правильное повторение слова или ползунка за то, что он катнул мяч обратно к матери.

Подражательное поведение эффективно для дости­жения цели, например, получение бутылки молока в ответ на просьбу о молоке. Даже если ребенок может научиться говорить «молоко» частично в результате подражания, а частично - в результате того, как мо­дель его подкрепляет, маловероятно, что он начнет говорить «молоко» до тех пор, пока кто-либо иногда не будет говорить «молоко», подавая его ему.

Прямое подкрепление - тип подкрепле­ния, воздействующий на данного человека пря­мо, а не косвенно. Эталонная модель — эталон для подража­ния. Учитель, например.

Косвенное подкрепление — подкрепление как результат наблюдения какого-либо под­крепляемого поведения. Оно состоит в получении чего-то вроде вто­ричного, следовательно, косвенного, подкрепления от наблюдения того, как кто-то ведет себя определен­ным образом. Подражая, наблюда­тели зачастую ведут себя так, как если бы они получали подкрепление, на самом деле не полу­чая такового; скорее, они знают или просто предполагают, что модель получает подкреп­ление. По логи­ке наблюдателя, если некто будет вести себя подобным образом, то он получит такое же подкреп­ление.

Косвенное подкрепление может привести наблюдателя к неэффективному поведе­нию в течение продолжительного времени.

Эффекты подражания

Исследование реакций, включенных в научение через наблюдение, наводит на мысль о том, что су­ществует три типа подражательного поведения. Бан­дура описывает их как эффекты подражания: эффект моделирования, тормозяще-раскрепощающий эффект и эффект индук­ции.

Эффект моделирования - тип подража­тельного поведения, состоящий в научении но­вым реакциям.

Он заключается в усвоении ново­го поведения в результате рассматривания модели, выполняющей данное поведение,

Тормозяще-раскрепощающий эффект -тип подражательного поведения, происходя­щий в результате либо подавления (торможе­ние), либо появления (раскрепощение) ранее усвоенного девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения.

Торможение — в научении через подража­ние — подавление ранее усвоенного поведения. Иногда происходит при обнаружении наблюдателем того, что модель наказывается за поведение.

Раскрепощение — появление подавляемого поведения.

Эффект индукции — подражательное поведение, при котором наблюдатель не копирует реакции модели, а просто ведет себя сходным образом. Он проявля­ется, когда наблюдатель предпринимает действия родственные (но не идентичные) действиям модели.

Например, человек может служить моделью щедрости, если он на общественных началах помога­ет в работе школы, церковной общины, гражданских организаций. Некоторые из соседей по его примеру могут проявить щедрость различными способами. Один может сделать взнос в местную благотвори­тельную организацию, другой может пожертвовать приз для церковной лотереи, третий может быть щедр на советы. Ни один из этих наблюдателей не подражает в точности действиям модели, но каждый демонстрирует родственное поведение, включающее разные аспекты щедрости.

Другую иллюстрацию эффекта индукции можно обнаружить в эффекте толпы, который иногда про­является на спортивных соревнованиях. Подбадри­вающий крик одного человека может вызвать апло­дисменты и овацию всей толпы; свист и улюлюканье другого может вызвать сходное поведение у других. Подобно этому, когда люди начинают вставать для заслушивания национального гимна, многие встают, не вполне осознавая, почему и для чего они это дела­ют.

Эффект толпы — тип подражательного поведения, вовлекающий большие группы лю­дей.

Процессы научения через наблюдение: процессы внимания,процессы сохранения, процессы процессы двигательного воспроизведения, мотивационные процессы.

Процессы внимания. Мы учимся многому у людей, за которыми внимательно наблюдаем. Наблюдение носит выборочный характер. Действия, которые не представляют для нас никакой ценности, не привлекают нашего внимания.

На процессы внимания воздействует множество различ­ных факторов. Они включают силу модели, а также различимость, сложность и преоблада­ние стимулов. В число не менее важных характерис­тик учащегося входят возбуждение (мотивация), ус­тановка восприятия (готовность к наблюдению) и история предшествующих подкреплений.

Процессы сохранения

Нам необходимо не только уделить внимание тому, чему нужно научиться, но и запомнить то, что мы наблюдали. Из-за эффектов подражания, кото­рые обычно являются отсроченными, а не немедлен­ными, нам нужно каким-то образом понимать, орга­низовывать и переводить в символьную форму свои наблюдения.

Научение через наблю­дение включает два типа репрезентаций: визуальную (образную) и вербальную. Напри­мер, для научения сложному двигательному навыку иногда полезно внимательно наблюдать за моделью и сохранять зрительную последовательность дей­ствий. Затем можно еще раз проиграть в уме желае­мое поведение. Так проигрывание в уме сложной двигательной последовательности (прыга­нье в высоту, плавание или гимнастика, например) может существенно улучшить результаты. Он утвер­ждает, что наилучшим способом усвоения поведения модели является мысленная организация и повторе­ние действий перед их реальным выполнением.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.