Проблема воспитания в высшей школе. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проблема воспитания в высшей школе.

2017-07-01 396
Проблема воспитания в высшей школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5. Основные направления воспитания студентов.

1. Воспитание – процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и ее поведение. Это вторая форма присвоения социального опыта человеком. Центром воспитания выступает формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

В воспитании выделяют 2 основные тенденции.

Социализация личности, т.е. стремление освоить социальные условия жизни, нормы поведения

Индивидуализация – противостояние обществу, отстаивание своей индивидуальности.

В отличие от обучения основной целью воспитания выступает: развитие мировоззрения, морали; становление мотивации; формирование личностных черт, характера, человеческих поступков.

Главная задача – воспитание личности, обладающей качествами, которые необходимы для жизни в обществе.

Наряду с главной целью существуют задачи воспитания. Они не устанавливаются раз и навсегда, а меняются в соответствии с системой общественного устройства и социальными отношениями.

В стабильном обществе они определяются нормами морали, которая носит классовый, социальный характер. В нестабильном - общечеловеческими нравственными ценностями: понятие добра и зла, порядочности, гуманности, любви; а также ответственность, свобода, духовность – «приоритет нравственных идеалов над сиюминутными» (Сахаров).

Цели достигаются с помощью определенных средств воспитания. Это способы организованного и неорганизованного воздействия, направленные на изменение личности: научение с последующим формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок. А также комплексные способы: психотерапия, социально – психологический тренинг, личный пример воспитателя.

По характеру воздействия на человека средства воспитания делятся на: прямые и косвенные.

Прямые – непосредственное личностное воздействие одного человека на другого в прямом общении друг с другом..

«+»: можно продемонстрировать. Механизмы заражения, подражания, внушения.

«-»: Персональная и временная ограниченность применения.

Косвенные – с помощью каких – либо средств, без личных контактов.

«+»: многократность воспроизведения.

«-»: отсутствие эмоциональной силы, возрастные ограничения.

По включенности сознания воспитателя и воспитанника – осознанные, неосознанные.

Осознанные – воспитатель осознает цель, воспитанник тоже ее знает и принимает.

Неосознанные – без сознательного контроля со стороны воспитателя и воспитанника.

По направленности воспитательных воздействий:

Эмоциональные – поддерживают аффективные состояния, которые облегчают (затрудняют) принятие другими психологических влияний;

Когнитивные – преобразуют систему знаний человека;

Поведенческие – преобразуют поступки человека.

Воздействие на личность оказывается общественными организациями и структурами – институтами воспитания: семья, детский сад, школа, референтные группы, СМИ, самовоспитание

 

2. Большую роль в воспитании оказывает воздействие стихийных механизмов формирования личности: сдвига мотива на цель, идентификации, принятия и освоения социальных ролей.

Субъект, подвергаясь их воздействию, не осознает их в полной мере и не управляет ими сознательно. Воздействуя, они изменяют структуру личности.

Механизм сдвига мотива на цель.

Ребенок рождается с одними потребностями и мотивами, но не испытывает необходимости в других. В процессе воспитания данные мотивы формируются. Однако, встает вопрос: изменяется ли при этом что – либо в личности ребенка или данный процесс похож на дрессировку?

А.Н.Леонтьевым было установлено, что при доброжелательном, но требовательном отношении взрослого происходит перестройка в личности ребенка, изменяются его мотивы и ценности.

Механизм идентификации.

Связан с понятием идеал, эталон. Принятие эталона облегчает вхождение человека в новую социальную роль, усвоение им новых отношений, образование новых личностных структур.

Впервые возникает в дошкольном возрасте. Носит сначала внешний характер, но постепенно усваиваются вкусы, способы поведения родителей, их нормы и ценности. С возрастом круг общения ребенка расширяется, объектов для подражания становится больше.

Насильственное разрушение идеала очень болезненно переживается субъектом и может закончиться суицидом или полной перестройкой личности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.