Тема № 4: Характеристика учебной деятельности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема № 4: Характеристика учебной деятельности

2017-07-01 543
Тема № 4: Характеристика учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание учебной деятельности

Структура учебной деятельности

1. В широком смысле УД – это деятельность по овладению субъектом обобщенными способами учебных действий и операций и саморазвитию в процессе решения учебных задач.

Специфика УД в отличие от других видов деятельности:

 

Учебная деятельность Трудовая деятельность
Конечный продукт: изменившийся субъект деятельности и его желание (нежелание) продолжать деятельность, которое вызвано этими изменениями Конечный продукт: духовный, материальный
Осваиваются общие способы деятельности Осваиваются житейские понятия, эмпирический опыт
Общие способы действия всегда предваряют решение Задача решается методом «проб и ошибок»
Субъект и объект совпадают Субъект и объект деятельности не совпадают
Субъект изменяется Субъект не всегда изменяется

 

Содержание УД

Предмет УД – усвоенные ЗУН, обобщенные способы действий.

Средства, с помощью которых осуществляется УД:

- интеллектуальные (анализ, синтез);

-знаковые (вербальные);

- фоновые знания (новые знания, включенные в старый опыт)

Способы, с помощью которых получают знания:

- репродуктивный (традиционное обучение);

- проблемно – творческий (Л.В.Занков, Н.Ф.Талызина)

- исследовательско – поисковый (В.В.Давыдов)

Продукт - усвоенные знания, личностные новообразования.

Результат – желание / нежелание продолжать деятельность.

 

 

2.

Структура УД

 

Мотивационно – целевой компонент   Учебная задача Исполнительный компонент (учебные действия, операции)   Контрольно–оценочный компонент  

 

 

Мотивационно – целевой компонент представлен мотивами и целями.

мотивы

понимаемые Реально – действующие
внешние Внутренние (познавательные)
Широкие социальные -профессионального самоопределения -самосовершенствования - долга Узко – личностные -отметочный -избегание наказания -желание получить поощрение -самоутверждения Мотивы содержания -узнавать новые факты -овладевать способами действий -проникать в суть явлений Мотивы процесса   -интерес к процессу -рассуждать, мыслить -открывать новое
       

 

Факторы обеспечения познавательных мотивов к учению:

- воспитание широких социальных мотивов;

- возможность проявления инициативы в УД;

- задания, требующие поисковой деятельности;

- создание проблемных ситуаций;

- деятельность, требующая умственных усилий;

- разнообразие приемов педагогического воздействия;

- эмоциональная окраска материала;

- учение как открытие нового;

- целеполагание.

Цели должны быть определенными, ясными, осознаваться и приниматься обучаемыми. Они должны участвовать в постановке цели, анализе условий ее достижения, пока цель не станет побудительной силой.

 

Учебная задача

Цель, заданная в условиях учебной ситуации, называется учебной задачей. Она отличается от конкретно – практической.

Учебная задача Конкретно – практическая задача
Объект усвоения – способы изменения единичных предметов Объект усвоения – единичные предметы
Результат – измененный субъект действия (ученик) Результат – измененный объект действия (задача)

 

В У.З. обучаемые усваивают наиболее общие способы работы с материалом, которые распространяются на решение других задач.

Формулирование задачи зависит от цели обучения. Она может предлагаться как конкретное задание и как общая установка на освоение способов выполнения деятельности. Второй случай более эффективен.

Требования к У.З.:

- конструируется не одна, а набор задач;

- У.З. должна обеспечить достижение ближайших и отдаленных целей;

-в У.З. усваивается система средств, необходимых для выполнения У.Д.: ориентировка, исполнение, контроль, коррекция.

Этапы усвоения У.З.

1 этап – У.З. дает педагог. Он же обеспечивает ее понимание и принятие, эмоциональные переживания по поводу решения У.З.

2 этап – обучаемые сами формулируют У.З., ищут пути ее решения.

Следует помнить, что У.З. обладает неопределенностью, неоднозначностью. Поэтому педагог и обучаемые могут вкладывать в нее разный смысл.

Для достижения цели требуется решение не одной, а комплекса задач. В то же время для достижения одной цели требуется набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.

Исполнительный компонент УД

Средством решения У.З. являются уд, которые выступают как единица У.Д. Уд характеризуются целенаправленностью, осознанностью, наличием субъекта и предмета.

В их состав входят операции, имеющие автоматизированный характер. Граница между уд и операциями расплывчатая. Вывод: для закрепления операций их надо упражнять.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.