Стадии развития взрослого мышления по Шайи. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Стадии развития взрослого мышления по Шайи.

2017-07-01 258
Стадии развития взрослого мышления по Шайи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шайисчи­тает, что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с ко­торой взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми к этому времени обладают.

Он полагает, что в детстве, отрочестве и юности мы приобретаем все более сложные структуры для понимания и объясне­ния мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций явля­ются высшим достижением этого периода. Шайи называет его периодом приобре­тения.

В ранней взрослости мы используем свои интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. И Шайи называет это время перио­дом достижения.

Это важный период в когнитивном развитии взрослого человека, период, в котором мы применяем в жизни наши способности думать, решать про­блемы и принимать решения. Однако речь здесь не о решении заданий интеллекту­альных тестов или даже абстрактных проблем. Большей частью подразумевается, что достигший взрослости человек должен принимать личные решения, которые складываются в план его жизни.

Люди, которые успешно справляются с этим, приобретают определенную сте­пень личной независимости и переходят к следующей фазе в использовании когни­тивных навыков — периоду социальных обязанностей.

Для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается в гибком использовании интеллекта в разные пери­оды жизни человека.

За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Важную роль в становлении такого склада мышления играет овладение приемами учебной деятельности, к которым следует отнести:

- прием предварительной подго­товки к предстоящей лекции, актуализация необходимых для ее восприятия знаний. Особенно он ценен в математике и других точных науках. К сожалению, к этому приему прибегает столь малое количество обучающихся (14% первокурсников 15% пятикурсников, 16,7% вечер­ников), что практически приходится кон­статировать отсутствие его в арсенале наших студентов.

- углубленное изучение студентами наиболее важных, профес­сионально значимых учебных дисциплин. Среди первокурсников этим приемом пользуются 75%, среди пятикурсников — 84,6%.

- прием предпочтитель­ного начала самостоятельных занятий с трудных (легких) пред­метов. Малоподвижные флегматики медленно втя­гиваются в работу, поэтому им лучше начинать занятия с лег­ких предметов. Быстро утомляющиеся меланхолики со слабой нервной системой вряд ли могут оставлять сложные предметы на конец. Им следует за трудный материал приниматься со све­жими силами.

Таким образом, сту­денческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологическою, социального раз­вития.Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего аби­туриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведе­ние студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к сво­им ролям.

Второй курс — период самой напряженной учебной дея­тельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно вклю­чены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные зап­росы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основ­ном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углуб­ления профессиональных интересов студентов. Необходимость в специализации приводит к сужению сферы интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со спе­циальностью в период прохождения учебной практики. Для по­ведения студентов характерен интенсивный поиск более рацио­нальных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс фор­мирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положе­нием, местом работы, которые становятся все более актуальны­ми. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

 

2. Первые месяцы обучения в вузе связаны с процессом адаптации.

Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаясяпознавательно-информа­ционного приспособлениястудентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней инте­грации групп студентов-первокурсников и ин­теграция этих же групп со студенческим окружением в це­лом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.

Среди главных трудностей адаптации к обучению в вузе обычно выделяются следующие:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной по­мощью и моральной поддержкой;

- неопределенность мотивации выбора профессии;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

-неумение осуществлять психологическое саморегулиро­вание поведения и деятельности;

- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних усло­вий в общежитие

- отсутствие навыков самостоятель­ной работы, неумение конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать зна­ния из первоисточников, словарей, справочников, указателей анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Процесс адаптации может вызывать нервные срывы и стрессовые реакции и обусловить сравнительно низкую успеваемость первокурсников и трудности в общении.

Одной из основных задач работы с первокурсниками являет­ся ознакомление их с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы. При хороших же потенциальных возможностях, высокой интеллектуальной лабильности студента, которая слу­жит критерием хорошей обучаемости, педагог имеет основания предъявить к нему более высокие требования, апеллировать к его волевым качествам.

Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Юно­ши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адап­тируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники - к академической работе.

 

3. Разработанная Лисовским типология студентоввыглядит следующим образом:

1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и обще­ственной работе.

Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, события­ми общественной жизни, занимается спортом.

Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо.

Ориентирован на послевузов­скую практическую деятельность, поэтому в научно-исследовательской работе участвует редко.

Принимает участие в об­щественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется лите­ратурой и искусством, главное для него — хорошая учеба.

Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользует­ся уважением в коллективе.

3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично».

Ориентирован на учебу в аспиранту­ре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склон­ность к общественной деятельности, которая зачастую пре­обладает над другими интересами и порой отрицательно ска­зывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно.

Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы на­правлены в основном в сферу литературы и искусства.Ему свойствен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем осоз­нанно, но учится добросовестно, прилагая максимум уси­лий. И хотя не обладает развитыми способностями, но за­долженностей, как правило, не имеет.

Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых уси­лий. И даже гордится этим. Выбирая профессию, осо­бенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный, но из­бранная специальность оказалась для него малопривлекатель­ной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кон­чить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испыты­вает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различно­го рода хобби, искусстве, спорте.

9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принципу «наи­меньшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез.

В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает.

В студенческой группе к нему отно­сятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, восполь­зоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в ос­новном в сфере досуга.

10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба, или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, акку­ратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно».

Занимаясь науч­но-исследовательской работой, ищет оригинальное самосто­ятельное решение проблем, не считаясь с мнением признан­ных авторитетов.

11. «Богемный». Как правило, успешно учится на так называе­мых «престижных» факультетах, свысока относится к сту­дентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же сту­дентам относится пренебрежительно.

«Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересу­ется, главным образом, «модными» течениями. Всегда име­ет «свое мнение», отличное от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.