Классификация учебных действий включает виды и свойства. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Классификация учебных действий включает виды и свойства.

2017-07-01 938
Классификация учебных действий включает виды и свойства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды учебных действий.

По содержанию: специальные уд – обеспечивают усвоение знаний в их конкретном (предметном) содержании. Их состав, последовательность выполнения определяется логикой конкретной задачи, знанием способов ее решения.

Общелогические уд – обеспечивают формирование общего подхода к анализу учебного материала, способы ориентации в нем независимо от конкретного содержания (преобразование, сравнение, классификация).

По месту: предмет усвоения (научиться запоминать); средство усвоения (выучить наизусть).

По функциям: ориентировочные, исполнительные, контрольные, корректировочные.

По характеру познавательной деятельности: перцептивные, мнемические, умственные (аналитические, сравнительные, обобщающие).

По уровню овладения: внешние, внутренние.

По функциональным особенностям: планирующие, исполнительные, контролирующие, оценочные.

По отношению к проблеме: ставящие проблему, открывающие выход из нее.

По процессу актуализации знаний: репродуктивные, продуктивные, контролирующие, оценочные.

Соотношение всех видов действий в учебниках примерно равно, а в учебном процессе они представлены неодинаково

Свойства учебных действий.

Первичные. Вторичные.

-форма (материальные, внешнеречевые, умственные); - прочность;

-мера обобщенности (S границы действия); - разумность;

-мера самостоятельности - осознанность;

(разделение между педагогом и обучаемыми);

-мера свернутости (количество операций);

- мера освоенности (легкость, скорость выполнения, автоматизированность).

Контрольно – оценочный компонент УД

Действия контроля – сопоставление воспроизводимого действия с образцом.

Виды контроля:

Предварительный – предваряет новый материал. В незнакомой аудитории.

Текущий – пошаговый, пооперационный.

Итоговый – направлен на проверку уровня освоенности материала.

Требования к контролю: объективность (нормы, ТСО), надежность (подтверждает оценку), валидность (адекватность).

Оценка – отражает степень усвоения материала и изменений в субъекте.

Отметка – цифра, числовой показатель успешности деятельности ребенка.

Она таит в себе противоречия, т.к.:

- не учитывает усилий и способностей обучаемого;

- не учитывает динамики освоения предмета обучаемым;

- скрывает смысл оценки.

Таким образом, отметка характеризует личность, а не деятельность. Поэтому важно оценивать знания обучаемого и формировать у него это умение.

Этапы формирования действий оценки у обучаемых:

1. Выделить критерии оценки.

2. По критериям оценивает педагог.

3. Вся группа оценивает по критериям одного студента.

4. Взаимооценка.

5. Оценка самого себя.

6. Введение отметки (Ш.А.Амонашвили)

Виды оценки: ретроспективная, прогностическая; внешняя, внутренняя; положительная, отрицательная, неопределенная; индивидуальная (с самим собой), групповая (с группой).

Тема №5: Теория поэтапного формирования

Умственных действий и понятий П.Я.Гальперина

Содержание теории П.Я.Гальперина

2. Возможности и ограничения использования теории «планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе

1. Любое действие начинается с ориентировки, зная которую, можно действие проконтролировать и скорректировать. А в УД ориентировку пропускают, поэтому школьники делают ошибки.

Свойства ориентировки: степень самостоятельности (самостоятельная / готовая); полнота (полная / неполная); область действия (общая / частная). Сочетаясь между собой, свойства дают 8 типов ООД.

ООД – наиболее важный компонент учебного действия, его управляющая часть.

Ее функции:

- обеспечивает правильность выполнения;

- позволяет из нескольких действий выбрать одно, наиболее рациональное;

- позволяет объяснить сделанный выбор. (Отвечает на вопрос почему?)

В соответствии с типами ООД П.Я.Гальперин выделил 3 типа обучения.

 

1 тип – ООД самостоятельная, неполная, частная. (ТО)

Достоинство – самостоятельность.

Недостатки: медленный темп усвоения действий, усвоение действия с ошибками, которые потом надо исправлять; исчезает мотивация учения, не формируется самоконтроль, педагог делит обучаемых на способных и неспособных.

 

 

2 тип – ООД готовая, полная, частная. (Алгоритмизированное обучение)

П.Я.Гальперин выделил 6 этапов усвоения ООД при 2 типе обучения.

1. Мотивационный

2. Уяснение ООД.

3. Действия в материальной форме.

4. Действия с использованием внешней (громкой) речи.

5. Этап проговаривания шепотом, «про себя».

6. Этап умственных действий.

Переход с одного этапа на следующий этап возможен только при полном усвоении предыдущего. Контроль на 3,4 этапах текущий; на 5,6 этапах итоговый.

Достоинства: быстрое и изначально правильное усвоение действия, высокая мотивация обучения, формируется навык самоконтроля, обучаемых не делят на способных и не способных.

Недостатки: маленькая сфера переноса способа действия, дает педагог, значит не вырабатывается способность к самостоятельному созданию алгоритма действия, требуется высокий уровень педагогической рефлексии.

 

3 тип - ООД самостоятельная, полная, общая. (РО)

Достоинства: усваиваются наиболее общие способы выполнения действия; широкий спектр переноса способа выполнения; развиваются познавательные процессы (произвольное внимание, память), а также теоретическое мышление.

Недостатки: высокий уровень педагогической рефлексии, проблема профессиональной подготовки.

 

2. Возможности и ограничения использования теории «планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе

 

Основные закономерности обучения, описанные в теории планомерного формирования умственных действий, понятий и навыков сохраняют свое значение на всех уровнях обучения, включая и обучение в высшей школе.

Особенности использования метода планомерного формирования при работе со студентами или лицами с высшим образованием заключаются в следующем.

1. Некоторые из этапов формирования умственных понятий (в частности, материальный, а иногда и громкоречевой, могут быть пропущены или работа на них может быт существенно редуцирована.

Но если речь идет о формировании принципиально новых действий или навыков, пропуск этапов может негативно сказаться на таких параметрах действия, как его обобщенность, освоенность и особенно прочность.

2. На первом этапе, при формировании мотивации первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов, включение формулируемой задачи, в контекст будущей профессиональной деятельности


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.