Что человек, то нрав. Но все равны во зле. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Что человек, то нрав. Но все равны во зле.

2023-02-16 23
Что человек, то нрав. Но все равны во зле. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И если на меня похожи дети Евы,

То, что вы стоите? Да пропадите все вы!

Как бейт с неправильным по метрике стихом,

Как вздор, написанный неграмотным писцом,

Так ваша близость мне под жалкой вашей сенью.

Пора недужный дух предать уединенью”.

Привду также одно двустишье из стихотворния аль-Маарри “Восславим Аллаха…”:

 

“Посмотришь, одни простецы и глупцы,

Другие обманщики и хитрецы”.

По своим убеждениям аль-Маарри был рационалистом и скептиком. Как скептик аль-Маарри предлагает во всем следовать голосу разума. В связи с этим я приведу фрагменты трех его стихотворений:

“Пусть никто из вас не надеется на иного указующего путь.

Не гасите свет, данный вам Владыкой, ведь он

Даровал в пользование каждой голове светильник” (Там же, с. 116).

“Размышление – это веревка, и если ухватиться за один ее конец,

То она поднимет тебя до Плейяд…

Мы опровергаем разум, вря обманщику,

А ведь разум больше всего достоин почитания и веры” (Там же, с. 118).

“Измышления ложны! Нет имама кроме разума,

Указующего путь и поутру и вечером.

И если ты повинуешься ему, он повлечет к тебе

Счастье и милость и в пути, и на остановке” (Там же, с. 124).

Аль-Маарри болезненно рагировал на факты страданий людей. Всю человеческую жизнь он воспринимал как цепь несчастий. Сам поэт страдал не только от слепоты, но также от одиночества, хотя и был окружен учениками. В этом смысле симптоматичны первые две строки его стихотворения “Я одинок, и жизнь моя пустынна..”:

“Я одинок, и жизнь моя пустынна,
И нет со мной ни ангела, ни джинна”.

Выше уже приводилась его мысль о “двух темницах”, в которых ему приходится жить, –  это его слепота и дом. Однако в одном стихотворении он пишет уж о трех темницах. Третья – это его тело:

“Я вижу, что нахожусь в трех темницах –

Н спрашивай уже об ужасной вести.

Я в темнице из-за того, что утратил зрение, постоянно сижу дома

И потому, что душа находится в бренном теле…

Сколько раз наши стопы попирают в прахе

Лоб горделивого и череп великолепного…

О душа, о птица, о пленница того, кто ею владеет,

Хвала Аллаху, ты станешь когда-то свободной! (Там же, с. 120)

Во многих стихотворениях аль-Маарри высказывает откровенно пессимистичные оценки жизни. Приведу в связи с этим пару строк из стихотворения "Одно мученье жизнь...":

“Одно мученье – жизнь, одно мученье – смерть.

Но лучше плоть мою прими, земная твердь!”

Приведу также одну строчку из стихотворения “Побольше скромности”:

“Вплоть до нетления страдает человек”.

Переживание жизни как тяжкого бремни присутствует также в стихотворении “О, если б, жалкое покинув пепелищ…”, где есть следующие стороки:

“Земная жизнь – война. Мы тягостное бремя

Нсем, покуда нас не остановит время”

Бессмысленность Космоса и жизни в нем аль-Маарри выражает также в стихотворении "Предвестия судьбы...":

“В явлениях своих все те же ночь и день,

И прежним чередом проходят свет и тень.

Все повторяется: рождение детей

И бегство стариков на волю из сетей.

Кляну, о злобный мир, обман коварный твой,

Опутавший людей в пучине мировой!

Твержу бессмыслицу, и голос мой - что гром,

А правду говорить придется шепотком...”

В стихотворении "Мы сетуем с утра..." присутствут также тема тяжкого бремени жизни. При этом в последнем двустишии стихотворения, которо я опять же привожу в сокращении, вообще высказывается мысль о том, что небытие, возможно, лучше жизни:

“Мы сетуем с утра и жизнь спешим проклясть:

Разуверением чревата наша страсть.

Для каждого из нас у жизни есть в запасе

Обиды, бедствия и горечь в каждом часе…

Мирская жизнь – мираж, и пусть ее обманы

Не выпьют по глотку твой разум богоданный.

 

За днем приходит ночь: жизнь – пестрая змея,

И жало у нее острее лезвия.

Порывы юности дряхлеют понемногу,

Мы сдержанность берем в дальнейшую дорогу…

Живые существа от века скорбь тиранит,

Она крылом своим с налету насмерть ранит…

Дряхлеет человек, слабеет с жизнью связь,

И смерть удар ему наносит, притаясь…

Под власть небытия страшимся мы подпасть,

Но, может быть, не столь опасна эта власть?”

Жизнь человека превращается в бессмысленность не только благодаря мучениям, которые претерпевает человек, и вечное повторение событий, но также смерть. Тема смерти вообще занимает особое место в поэзии аль-Маарри. Его стихотворение "Подобно мудрецам..." посвящено теме бессмысленности жизни перед лицом смерти:

“Подобно мудрецам, и я теперь обрушу


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.