ЖизньитворчествоВ. Г. Короленко — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

ЖизньитворчествоВ. Г. Короленко

2023-02-07 28
ЖизньитворчествоВ. Г. Короленко 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

 

В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

 

Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г.он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко — повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант» (1886 г.), «Река играет» (1892 г.).

 

Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.

 

В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.

 

Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.

 

Умер 25 декабря 1921 г. в Полтаве.

 

15. РассказыКороленко«Чудная»(80)и«СонМакара»(83)

Рассказ конвойного-жандарма Гаврилова о девушке - «политичке», Морозовой (прототип — Е. Л. Улановская) «волосы русые, в одну косу собраны, на щеках румянец», «у начальства попросить да в жены её взять. Ведь уж я бы из неё дурь-то эту выкурил»; «побрезгала» с ними чай пить. Рязанцев - товарищ, «настоящая боярыня Морозовой»; сломать её можно. «Вы и то уж сломали… Ну, а согнуть, — сам, чай, видел: не гнутся этакие». Жандармы назвали «чудной» за то, что она «как приехала, так прямо к ссыльному пошла». Сложность жизни «От меня она зла не видала, а я на ней зла не помню». Мать Морозовой.

Макар—главныйгерой, крестьянин«глухойслободкиЧалган». Самавторотнессвоепроизведениек«святочнымрассказам». Написанныйвякутскойссылке(зима1883-го), рассказнавеянреальнымибытовымивпечатлениямимолодогописателя(жилукрестьянинаЗахараЦыкуновапрототип). попикИван, суд«старогоТойона».Различныеинтерпретациисмысла—какреволюционногохарактера, такисугубохристианские. Рассказдопускаетименеедраматическоетолкование: обстоятельствапозволяютпредположить, чтоМакарнезамерзвтайге, авидитсон, отлеживаясьпослепопойки.

 

16. ПовестьКороленко«Вдурномобществе»(85) (=дикенс)

РассказнаписанпочтиполностьювгодыпребыванияКороленковякутскойссылке(1881-1884) Позжеавторработалнаднимв1885 годувПетербурге, вдомепредварительногозаключения, гдеемупришлосьпросидетьнесколькодней. Втомже1885 годурассказбылнапечатанвжурнале"Русскаямысль", No 10.

ВоднойизсвоихкраткихавтобиографийКороленко, касаясьрассказа"Вдурномобществе", говорит: "Многиечертывзятыснатуры, и, междупрочим, самоеместодействияописаносовершенноточносгорода, гдемнепришлосьоканчиватькурс". ЗдесьимеетсяввидугородРовно(названныйврассказе"Княжье-Вено"), гдеКороленкоучился, начинаястретьегоклассареальнойгимназии. Вобразесудьиавторвоспроизвелнекоторыечертысвоегоотца.

г. Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася, сын городского судьи, рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла (6). Сестра Соня (4). Замок. Старый Януш, аристократы – «порядочное общество». Изгнанники - в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе.

«Профессор»; Заусайлов; Лавровский; генерал Туркевич («обличает» почтенных горожан).

Руководитель «тёмных личностей» — Тыбурций Драб, дети: Валек (9) и Маруся (4).

Краткое содержание: Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася — так звали мальчика — был сыном городского судьи. Ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

 

Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.

 

Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: Вася жалеет их.

 

Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Это полубезумный пожилой «профессор», который всегда что-то тихо и грустно бормочет; свирепый и драчливый штык-юнкер Заусайлов; спившийся отставной чиновник Лавровский, всем рассказывающий неправдоподобные трагические истории о своей жизни. А именующий себя генералом Туркевич знаменит тем, что «обличает» почтенных горожан (исправника, секретаря уездного суда и других) прямо под их окнами. Это он делает для того, чтобы получить на водку, и достигает своей цели: «обличаемые» спешат откупиться от него.

 

Руководитель же всего сообщества «тёмных личностей» — Тыбурций Драб. Его происхождение и прошлое никому не ведомы. Иные предполагают в нем аристократа, но наружность его — простонародная. Он известен необыкновенной учёностью. На ярмарках Тыбурций развлекает публику пространными речами из античных авторов. Его считают колдуном.

 

Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне ещё кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырёхлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.

 

У Васи есть сестра, четырёхлетняя Соня. Она, как и ее брат, — весёлый и резвый ребёнок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.

 

Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своём отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья — очень справедливый и честный человек. Валек — мальчик очень серьёзный и смышлёный. Маруся же совсем не похожа на резвую Соню, она слабенькая, задумчивая, «невесёлая». Валек говорит, что «серый камень высосал из неё жизнь».

 

Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжёлое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.

 

Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Тыбурций приносит еду, готовит обед — по его словам Вася понимает, что еда краденая. Это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что Маруся так рада еде... Теперь Вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.

 

Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

 

К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком.

 

Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет... Вася оставляет ей куклу.

 

И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. Отец в гневе... И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несёт куклу.

 

Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражён. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передаёт через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

 

Вскоре почти все «тёмные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда даёт работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.

 

17. ПовестьКороленко«Слепоймузыкант»(98)

Украина, богатые деревенские помещики Попельские. Петруся.

Дядя, Максим Яценко. Мать, Анна Михайловна, фортепиано. Весна – прогулка. Конюх Йохим – дудка. Яскульские, Эвелина. Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, приятель Максима. N-ский монастырь. Могильная плита, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах.

Послушник Егорий, звонарь - озлоблен на весь мир. Роман, ослепший с семи лет, добр. Нищие. В Киев - уроки у известного музыканта, но идёт с нищими слепцами, Федор Кандыба (знакомы дядя), идёт в Почаев. Успокоился. Женится на Эвелине. Сын. 3 г – музыкант. Концерт – дядя «Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»

 

18. РассказыКороленко«Тени»(90), «Необходимость»(98)

Тени

Сократ+ богатыйкожевник. ?, которыйзадаетСократуКронид, смущающийфилософа: «Какойсмыслвтом, чтовзаменверы, хотяиустаревшейинеотвечающейсовременности, нопридающейлюдямсилыивсе-такипозволяющейимразделятьдоброизлоипотомууверенносовершатьпоступки, онпредлагаетоднилишьсомнения?»«Вечнаяночьнеисходныхсомнений, мертваяпустыня, лишеннаяживогодуха»веры, —воткчему, помнениюКронида, ведетскептицизмСократа(2, 351). Легендаосыне, искавшемотца. Неудовлетворенностьиявляютсясамымтвердымоснованиемтого, чтоэтаистина, частокажущаясяиллюзорной, все-такисуществуетиможетбытьнайдена.

Идея, положеннаявосновуэтогорассказа, интересовалаКороленкодавно, иещев1887 годуонпыталсявыразитьеевнаброскахрассказа"Чужоймальчик". Вчерновыхзаписяхрассказ"Тени" носилназвание"Тенибогов" изначительноотличалсяотпозднейшеготекста. ВсвязисработойнадрассказомКороленкозанималсягреческойфилософией, главнымобразомсократическимидиалогамиПлатонаисочинениямиКсенофонта, очемсвидетельствуютзаписивдневникахписателяза1889 год, атакжевыпискиизсочиненийПлатонаначерновикахрассказа. Некоторыедетали"Теней" заимствованыКороленкоотсюда, новцеломобразСократаотразилфилософскиеисканиясамогописателя

Вфантазии«Тени»мудрыйСократ, справедливополагавший, чтоегоотказотпобегаисмертьпоселятновыесомненияизаставятзадуматьсяегосогражданосправедливостиисповедуемыхимиправиливзглядов, послесмертивмиретенейвстречаетсясбогатымкожевником, которого, подобноуреневцам, никогданепосещалиникакиесомненияотносительнобезусловнойистинностисвоихнравственныхнорм. СпорСократасбогатымкожевникомпредставляетсобойтонкийсоциологическийанализтого, какнравственность, привитаячеловекусредой, становитсяуженестолькосистемойвзглядовирациональныхоценок, сколькоинстинктомиливерой, передкоторойбессильнысамыесправедливыедоводыразума. Конечно, вспорескожевникомпобеждаетСократ, ноестьвопрос, которыйзадаетСократуКронид, смущающийсамогофилософа. Какойсмыслвтом, чтовзаменверы, хотяиустаревшейинеотвечающейсовременности, нопридающейлюдямсилыивсе-такипозволяющейимразделятьдоброизлоипотомууверенносовершатьпоступки, онпредлагаетоднилишьсомнения? Этисомненияспособствуютпродвижениюкистине, норазрушаютнепосредственностьиспокойнуюуверенностьвсебе, ведуткпониманиюотносительностилюбыхидеаловинравственныхправил. «Вечнаяночьнеисходныхсомнений, мертваяпустыня, лишеннаяживогодуха»веры, —воткчему, помнениюКронида, ведетскептицизмСократа.

Парадоксальный ответ, который находит Сократ, звучит не только в его словах, обращенных к Крониду, но и в предшествующей им легенде о сыне, потерявшем отца и всю жизнь искавшем его. Не раз хотелось вечному скитальцу признать своими родными людей, даривших ему приют и ласку. Но проходило время, он замечал у приютивших его людей черты несовершенства и покидал гостеприимный кров. Так стремление найти родного отца, т. е. идеал, побеждало желание окончательно принять удобную, но далекую от идеала веру. Поэтому неудовлетворенность, непрестанные сомнения в открытой истине, нежелание превращать ее в веру, тщательно оберегаемую от разрушительного анализа, и являются самым твердым основанием того, что эта истина, часто кажущаяся иллюзорной, все-таки существует и может быть найдена.

 

Необходимость

3 добрых старца: Улайя, Дарну (серьёзный) и Пурана (полный и добрый). Решили приблизить к себе истину. Бог «Необходимость», владычица всех движений), рассказ юному Кассапе. Джевака – раб.

«Если мы с Пураной умрем, - это будет неизбежно, но глупо. Если мне удастся спасти себя и товарища,- это будет тоже необходимо, но умно. Итак, будем спасаться. Для этого нужна воля и усилие.» «Необходимость - не хозяин, а только бездушный счетчик наших движений. Счетчик отмечает лишь то, что было. А то, что еще должно быть - будет только через нашу волю...»

 

19. «Историямоегосовременника». Кн. 1 http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl4/rl4-1432.htm

Личность и общественное движение 60—80-х гг. — вот основная тема автобиографической книги писателя. Он пишет не про себя, а историю своего современника, постоянно переходя от своей личной судьбы к судьбе своего поколения и наоборот.

«У обществ бывают свои настроения и предчувствия», — постоянно подчеркивает автор «Истории моего современника», пытается понять сложный механизм возникновения «социальных предчувствий» и зарождения общественного идеала. Чтобы понять - анализ собственного внутреннего мира — фантазий, воображения, «непонятного говора» души, которого «не выразить грубыми словами, как и речи природы».Герой «Истории моего современника». — одновременно и тип, и яркая индивидуальность.

 «предвзятыми представлениями»: глубокую веру в бога, ощущение «крепостной идиллии»

Повествование то от лица своего героя, то от лица самого автора; «два голоса».

«Извечная сущность» человеческой природы является почвой, на которой «новое рождается постоянно и ежеминутно» и «которая остается одна на протяжении всей сознательной истории человечества».

 

«Вижу, что мог бы сделать много больше, если бы не разбрасывался между чистой беллетристикой, публицистикой и практическими мероприятиями вроде мултанского дела или помощи голодающим… но ничуть об этом не жалею… иначе не мог… Да и нужно было, чтобы литература в наше время не оставалась без участия в жизни». Воспоминания - до приезда из сибирской ссылки в Н.-Новгород, то есть до 1885 года… Диккенс «Домби и сын».

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.