Жизнь и творчество А. П. Чехова — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Жизнь и творчество А. П. Чехова

2023-02-07 22
Жизнь и творчество А. П. Чехова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чехов Антон Павлович (1860-1904) - прозаик, драматург.

Родился в Таганроге в семье мелкого торговца. Учился и сам зарабатывал. Писать начал рано, еще в гимназии. Медфак МГУ, звание врача.

  Литературной деятельностью Чехов стал заниматься в конце 70-х гг. Тогда себя он зарекомендовал как автор коротеньких юмористических рассказов, которые публиковали в журнале «Стрекоза», «Осколки» и многих других. Там он издавался под псевдонимами Человек без селезенки, Чехонте, Антошка и др. К сожалению, сборник «Шалопаи и благодушные», который был уже подготовлен к печати в 1882 году, не увидел свет по цензурным причинам. А в 1884 году была издана первая книга Чехова «Сказки Мельпомены», после которой последовали «Пестрые рассказы» в 1886г.

1890 путешествие на остров Сахалин с целью понять народ и его заботы, его стремления. На обратном пути - в Индию, Сингапур, на Цейлон, в Порт-Саиде, Константинополе. Впечатления от поездки были богатыми, сложными и противоречивыми.

  В 90-е годы Чехов уже стал писателем с европейской известностью. В это время он печатает такие шедевры, как «Палата №6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч».

Основнаятема —этожизньобыкновенныхлюдей, современниковписателя. М.Горький«страшнаясилаеготалантаименновтом, чтоонникогданичегоневыдумываетотсебя, неизображаеттого, «чегонетнасвете», ночтоможетбытьихорошо, можетбытьижелательно».

А.П.Чеховвыступилподлиннымреформаторомтеатра. Егопьесы«Чайка»(1895), «ДядяВаня»(1896) «Трисестры»(1901), «Вишневыйсад»(1903) открылиновуюэпохувисториидрамыиоказалиогромноевлияниенаразвитиемировой драматургии XX века. ВэтихпьесахЧехованашливоплощениеужесложившиесядраматургические принципы. Пьеса«Вишневыйсад» былапоследнейвжизниА.П.Чехова. Весной1904 годаздоровьеегорезкоухудшилось, ипосоветуврачейЧеховотправилсяналечениевнемецкийкурортныйгородокБаденвейлер. Тамонискончался.

 

РассказыЧехова«Беззаглавия», «Припадок», «Пари»

Без заглавия

В монахе он передал то, что сам хотел иметь. Монахи, их настоятель, горожанин, город.

Рассказдемонстрируеткартинувсеобщейпогибели—развратилисьнетолькогородскиежители, ноимонахи-пустынники, сбежавшиевгородпослевдохновенногорассказанастоятеляотом, как«прекраснозло».

Однако не следует делать вывод о чеховском желании показать неправедность монашеского пути, ведь перед нами настоящая пародия. В рассказе изображен католический средневековый монастырь («орган»,«латинские стихи»), а не православная отшельническая обитель. Кроме того, с точки зрения духовных традиций монашеского жития, все изображенные Чеховым монахи находились в состоянии «духовной прелести», вели антимонашескую жизнь (гнев и другие страсти, любопытство, оставление монашеского делания и монастыря).

 

Припадок

 Студент-медик Майер, студент-художник Рыбников; кончил естественный фак.,студент-юрист Васильев (Я) «талантливый человек» - чутьё к боли вообще.

Пошли в С-в переулок. Падшие женщины. Ресторан. Дома – оркестр. Блондин, к-ый побил девицу. Плачущая была пьяна. «Порок есть, — думал он, — но нет ни сознания вины, ни надежды на спасение. Их продают, покупают, топят в вине и в мерзостях, а они, как овцы, тупы, равнодушны и не понимают. Боже мой, боже мой!» О возможностях помочь-нет. К психиатру. Чехов не отвечает однозначно, является ли такой человеческий грех, как проституция, действительно грешным, и надо ли с ним бороться. Писатель предоставляет читателю право решить. Он лишь показывает одного человека, который в припадке добра и справедливости хочет изменить мир. Но припадок припадком, а дальше построения грандиозных планов дело не доходит. Если от одних только размышлений Васильев начинает сходить с ума, то что стало бы с ним, возьмись он воплощать эти идеи в жизнь? Может быть, Чехов хотел сказать, что надо принимать мир таким, какой он есть? Что ко всему в нашем несовершенном обществе надо относиться с легким оттенком философии? Можно ведь, действительно сойти с ума, если относиться ко всему так, как Васильев? С другой стороны, описывая все однообразие домов С-кого переулка, Чехов высмеивает безразличие и апатию людей, их лень, которая толкает их на такие грехи? Никто ведь не скажет им в лицо, что это плохо, аморально и мерзко продавать свое тело за еду и кофе. Их много, таких Васильевых-то, но лишь единицы действительно пойдут менять мир в лучшую сторону. И скорее всего потерпят неудачу, так как их сочтут ненормальными, сумасшедшими, недопустимыми в нашем обществе. Героев посадят за решетку, и все снова встанет на свои места. Сложившееся за множество веков общество невозможно изменить. Если хочет перемен к лучшему, начни с себя. Наверняка, автор мог подразумевать именно это. Но каждый выберет то, что подходит ему. В этом-то и прелесть рассказов Чехова. Размышляя над ними, любой читатель сам решает, в чем заключалась мысль. И какой конец! Чехов снова превращает серьезные размышления в шутку. Но от этого она не становится менее серьезной.

Пари

Вовступленииглавныйгерой, старыйбанкир, вспоминаетсобытияпятнадцатилетнейдавности: званыйвечер, беседы"умныхиинтересных" людей, споропожизненномзаключении.Банкирописываетсяавторомкакнервный, вспыльчивыйчеловек. Онвсерьёзпринялпредложениеодногоизгостейпятнадцатьлетпробытьводиночномзаключениииполучитьзаэтодвамиллиона. "Вышелизсебя", "ударилкулакомпостолу", "крикнул" - такглавныйгеройвёлсебяпризаключениипари. Идалеевновьпротивопоставление: описаниежизнибанкира, пустой, суетной. Затежепятнадцатьлетоноказалсяпочтиразорёниз-заспекуляций.

15 лет во флигеле – за 5 часов ушёл. Про казнь – «Жить как-нибудь лучше, чем никак».

(1 г) страдал от одиночества и скуки. Музыка + романы с сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии и т.п.

(2 г) только классики. 

(5 г) снова послышалась музыка, и узник попросил вина.

(6 г) занялся изучением языков, философией и историей.

(до 10г) – 600 т. Записка на 6 языках (+)– выстрел из ружья.

(после 10 г.) – одно Евангелие =>история религий и богословие. С высоты знаний начал презирать человека.

(Последние 2 г.) читал чрезвычайно много, без всякого разбора. Его чтение - будто он плавал в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой! Несгораемый шкаф. «Все ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж».

Отитогапариивыплатыдвухмиллионовзависитегодальнейшеесуществование. Иглавныйгеройвновьидётнаповодуусвоейгорячности: решаетубитьдобровольногопленника. Ночьнаканунепоследнегоднязаточения, банкирпробираетсявофлигель, застаётузникаспящим- кульминациядействия! Нотот, когонужноубить, итакнепохожнаживого: измождённый, бледный, худой. "Жалкийчеловек", - думаетонёмбанкир, новэтихсловахнетжалости- толькозлобанаузника, которыйзавтрадолжензабратьсвоиденьги. Нописьмонастолепереворачиваетдушуглавногогероя.

В нём - отречение от земных благ и благ духовных, презрение к человеческому существованию и к людям. За время заключения узник понял о жизни нечто такое, что навсегда отделило его от себе подобных. Чтобы доказать своё презрение, он, за несколько часов до освобождения и выигрыша, отказывается от денег и собирается уйти до назначенного срока. Банкир потрясён, он плачет, целует спящего странного человека... Его недавние мысли об убийстве вызывают презрение к себе. Рассказ кончается тем, что банкир запирает лист с отречением в несгораемый шкап. И за этим видится похожий путь переосмысления жизни, который главный герой пройдёт вслед за тем, кто прошёл его из-за вздорной прихоти. Конец бытия у каждого свой, но страданий на пути к нему не избегнет никто.

 

 

10. «Скучнаяистория»и«Рассказнеизвестногочеловека»А. П. Чехова(89)

Равнодушие—параличдуши, преждевременнаясмерть. НиколайСтепановичравнодушенковсему. Емукажется, чтожизньегообманула, егославноеимя, блестящеепрошлоенеоблегчаютсегодняшнейболи. Онненаходитсчастьявтом, вчемвиделегораньше. Деловтом, чтовегомыслях, чувствах, сужденияхнетобщейидеи, илибогаживогочеловека. «Аколинетэтого, то, значит, нетиничего». Еслинетчего-тообщего, чтосвязывалобывсеводноцелое, достаточнобылосерьёзногонедуга, страхасмерти, чтобывсе, вчемвиделисьсмыслирадостьжизни,разлетелосьвклочки.

Скучная история краткое содержание: Профессор медицины Николай Степанович — учёный, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почётом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России. Носящий это имя, то есть он сам, — старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода. В своих записках он пытается понять положение, в котором оказался: его, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни. Он описывает обычное течение своей теперешней жизни.

 

Бессонница каждую ночь. Домашние — жена и дочь Лиза, которых он прежде любил, теперь своими мелочными житейскими заботами только раздражают его. Ближайшие сотрудники: чудаковатый и преданный университетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и учёный тупица. Работа, которая раньше доставляла Николаю Степановичу наслаждение, его университетские лекции, когда-то равные произведениям поэта, теперь приносят ему одно только мучение.

 

Николай Степанович не философ и не богослов, всю жизнь судьбы костного мозга интересовали его больше, чем конечная цель мироздания, его душа не хочет знать вопросов о загробных потёмках. Но то, чем радовала его жизнь — покой и счастье в семье, любимая работа, уверенность в себе, — ушло безвозвратно. Новые мысли, каких он раньше не знал, отравляют его последние дни. Ему кажется, что жизнь его обманула, его славное имя, блестящее прошлое не облегчают сегодняшней боли.

 

Обычные посетители старого профессора. Коллега по факультету, нерадивый студент, выпрашивающий тему диссертант — все кажутся Николаю Степановичу смешными, недалёкими, ограниченными, каждый даёт повод для раздражения или издёвки. Но вот ещё один, желанный посетитель: знакомые шаги, шорох платья, милый голос...

 

Катя, дочь покойного товарища-окулиста, выросла в семье Николая Степановича. Ещё к пятнадцати годам ею овладела страстная любовь к театру. Мечтая о славе и служении искусству, доверчивая и увлекающаяся, она ушла в провинциальные актрисы, но года через два разочаровалась в театральном деле, в товарищах по сцене, утратила веру в свой талант, пережила несчастную любовь, покушалась на самоубийство, похоронила своего ребёнка. Николай Степанович, любивший Катю как дочь, пытался помочь ей советом, писал ей длинные, но бесполезные письма. Теперь, после пережитого крушения, Катя живёт на остатки отцовского наследства. Интерес к жизни она утратила, лежит у себя дома на кушетке и читает книги, да раз в день навещает Николая Степановича. Его жену и Лизу она не любит, те платят ей взаимностью.

 

Обычный семейный обед тоже не несёт Николаю Степановичу ничего, кроме раздражения. Присутствуют жена, Лиза, две-три ее подруги по консерватории и Александр Адольфович Гнеккер — личность, внушающая профессору острую антипатию. Поклонник Лизы и претендент на ее руку, он бывает в доме ежедневно, но никто не знает, какого он происхождения и на какие средства живёт. Продаёт где-то чьи-то рояли, знаком со знаменитостями, судит о музыке с большим авторитетом — приживал при искусстве, делает для себя вывод Николай Степанович.

 

Он с тоской вспоминает прежние, простые и весёлые семейные обеды, угрюмо думает о том, что уже давно внутренняя жизнь жены и Лизы ускользнула от его наблюдения. Они давно не те, какими он знал и любил их прежде. Отчего произошла перемена — он не знает.

 

После обеда жена, как обычно, упрашивает его съездить в Харьков, откуда родом Гнеккер, навести там справки о его родителях и состоянии.

 

От чувства одиночества, от страха перед бессонницей Николай Степанович выходит из дома. Куда идти? Ответ давно ему ясен: к Кате.

 

Только у Кати ему тепло и уютно, только ей можно пожаловаться на своё состояние. Прежде, говорит он ей, у него было чувство короля, он мог быть снисходительным, прощал всех направо и налево. Но теперь в его голове день и ночь бродят злые мысли, приличные только рабам. Он стал не в меру строг, требователен, раздражителен. Вся его прошлая жизнь представляется ему красивой, талантливо сделанной композицией, остаётся только не испортить финала, встретить смерть бодро и со спокойной душой. «Но я порчу финал...»

 

У Кати бывает ещё один гость, филолог Михаил Федорович. Он, очевидно, влюблён в неё и не решается ей в этом признаться. Он развлекает анекдотами из университетской жизни, и его злословие также раздражает Николая Степановича. Разговоры об измельчании нового поколения, об отсутствии идеалов у молодёжи он прерывает резкими возражениями. Но про себя он чувствует, что злые, «аракчеевские» мысли владеют и его существом. И к собеседникам, которых он сравнил со злыми жабами, его тянет снова каждый вечер.

 

Наступает лето, профессор с семьёй живёт на даче.

 

Ночью по-прежнему бессонница, но днём вместо работы — чтение французских книжек. Николай Степанович знает, что такое творчество и главное его условие: чувство личной свободы. Его суждения о литературе, театре, науке метки и точны. Но мысли о близкой смерти, теперь уже через три или четыре месяца, его не оставляют. Посетители бывают те же: швейцар, прозектор; обеды с участием того же Гнеккера.

 

Заезжает, чтобы прокатить профессора на своём шарабане, Катя. Она понимает, что жизнь ее не складывается, что время и деньги уходят бесцельно. «Что же мне делать?» — спрашивает она. «Что ответить ей?» — размышляет Николай Степанович. Легко сказать «трудись», или «раздай своё имущество бедным», или «познай самого себя», но ведь эти общие и шаблонные советы вряд ли помогут в данном отдельном случае. По вечерам на даче у Кати бывает все тот же Михаил Федорович, влюблённый и злословящий. И Николай Степанович, прежде осуждавший нападки на университет, студентов, литературу, театр, сам теперь участвует в злословии.

 

Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождём и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одну такую ночь переживает и Николай Степанович.

 

Он просыпается от страха внезапной смерти, не может совладать со своим безотчётным ужасом. Вдруг слышатся не то стоны, не то смех. Прибегает жена, зовёт его в комнату Лизы. Та стонет от какой-то муки, бросается отцу на шею: «Папа мой хороший... Я не знаю,что со мною... Тяжело!» «Да помоги же ей, помоги! — умоляет жена. — Сделай что-нибудь!» «Что же я могу сделать? Ничего не могу», — размышляет отец. «На душе у девочки какая-то тяжесть, но я ничего не понимаю, не знаю и только могу бормотать: — Ничего, ничего.. Это пройдёт... Спи, спи...»

 

Спустя несколько часов он у себя в комнате, все ещё не спит, слышит стук в окно. Это Катя. И у неё в эту ночь какие-то тяжёлые предчувствия. Она умоляет Николая Степановича забрать у неё ее деньги и поехать куда-нибудь лечиться. После его отказа она уныло уходит.

 

Николай Степанович в Харькове, куда настойчиво посылала его жена. На смену состоянию злости и раздражения пришло новое: полного равнодушия. Он узнает здесь, что о Гнеккере в городе ничего не знают, но когда приходит телеграмма от жены с сообщением, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой, он встречает известие равнодушно. Это его пугает: ведь равнодушие — паралич души, преждевременная смерть.

 

Утро застаёт его сидящим в постели в гостиничном номере, занятым все теми же неотвязными размышлениями. Ему кажется, что он понял причину той слабости, которая привела его накануне конца к злым, рабским мыслям, а потом к равнодушию. Дело в том, что в его мыслях, чувствах, суждениях нет общей идеи, или бога живого человека. «А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Если нет чего-то общего, что связывало бы все в одно целое, достаточно было серьёзного недуга, страха смерти, чтобы все, в чем виделись смысл и радость жизни, разлетелось в клочки. Николай Степанович окончательно сдаётся и решает сидеть и молча ждать, что будет.

 

Раздаётся стук в дверь, перед ним стоит Катя. Приехала, говорит она, просто так, роняет письмо от Михаила Федоровича. Потом, бледнея и сжимая руки, обращается к Николаю Степановичу: «Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту: что мне делать? ...Ведь вы мой отец, мой единственный друг!.. Вы были учителем! Говорите же, что мне делать?»

 

Николай Степанович еле стоит на ногах, он растерян. «По совести, Катя, не знаю... Давай, Катя, завтракать». Не получив ответа, она уходит — куда, не знает сама. И видит ее, вероятно, в последний раз. «Прощай, моё сокровище!»

 

(1) Профессор медицины Николай Степанович, старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода, преподаёт в ун-те.

Семья: жена и дочь Лиза

Ближайшие сотрудники: чудаковатый и преданный университетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и учёный тупица.

Катя, дочь покойного товарища-окулиста, выросла в его семье (любовь к театру).

Александр Адольфович Гнеккер — личность, внушающая профессору острую антипатию, поклонник Лизы и претендент на ее руку. Воробьиная ночь с громом – Лизе плохо. «Что же я могу сделать? Ничего не могу», — размышляет отец.

О Гнеккере в Харькове ничего не знают, но когда приходит телеграмма от жены с сообщением, что Тайное венчание=>равнодушие — паралич души, преждевременная смерть. Дело в том, что в его мыслях, чувствах, суждениях нет общей идеи, или бога живого человека. «А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Катя: «Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту: что мне делать? ...Ведь вы мой отец, мой единственный друг!.. Вы были учителем! Говорите же, что мне делать?»

Николай Степанович еле стоит на ногах, он растерян. «По совести, Катя, не знаю... Давай, Катя, завтракать». Не получив ответа, она уходит — куда, не знает сама. И видит ее, вероятно, в последний раз. «Прощай, моё сокровище!»

 

Краткое содержание Рассказ неизвестного человека:

Повесть А. П. Чехова Рассказ неизвестного человека состоит из восемнадцати частей. Действующие лица повести: чиновник Орлов Георгий Иванович, его гражданская жена Зинаида Федоровна Красновская, горничная Поля, и лакей, от лица которого ведется повествование.

 

Автор, рассказанной А. П. Чеховым истории, поступает к Орлову в лакеи по определенным причинам. В действительности он отнюдь не принадлежит к столь низкому сословию, а в лакеи поступает из-за отца Орлова, видного государственного деятеля, который считается серьезным врагом для него. Однако впоследствии выясняется, что отец с сыном практически не общаются и в доме Орлова совершенно ничего нельзя узнать об этом видном деятеле.

 

В доме Орлова живет горничная Поля, хорошо упитанная избалованная тварь. Поля с первой же минуты знакомства крепко невзлюбила лакея и всем своим поведением постоянно стремится показать свою неприязнь.

 

Первое время герою очень трудно приходится у Орлова: сказывается непривычка лгать – говорить барина нет дома, когда он дома; постоянно молчать и ни в чем не высказывать его мнения. А сотни записок и бумаг, которые лежат в кабинете Орлова, совершенно никакого отношения не имеют к громкой деятельности его отца.

 

По четвергам в дом Орлова приезжают гости. Как правило, это всегда одни и те же люди. Это – солидный чиновник Пекарьский, действительный статский советник Кукушкин и сын генерала по прозвищу Грузин. Гости обычно сходились к вечеру и почти до утра играли в карты. Затем расходились или уезжали вместе за город.

 

У Орлова имеется любовница, Зинаида Красновская, молодая женщина двадцати пяти лет. Орлов часто передает через лакея письма для нее. А однажды Зинаида Федоровна сама появляется в доме Орлова. Как выясняется позже, она ушла от мужа к Орлову, предварительно устроив супругу громкий скандал. Орлов шокирован ее поступком – она нарушила привычный уклад его жизни. Сама же Зинаида Федоровна была полна горделивого сознания, что ею совершено что-то смелое и необыкновенное.

 

Оказавшись в доме, Орлова Зинаида Федоровна пытается изменить его жизнь: нанять повара, отправится в путешествие, но все ее попытки оборачиваются неудачами: Орлов против каких – либо перемен в жизни. В то же время Зинаида Федоровна встречает неприязнь к своей персоне со стороны Поли. Та потихоньку приворовывает вещи барышни: деньги, часы, перчатки. А когда Зинаида пытается сообщить об этом Георгию, он ей не верит, а на ее предложение выгнать Полю отвечает отказом.

 

… Жизнь в доме Орлова у Зинаиды Федоровны не ладится. Все чаще она сознает, что совсем не понимает его: его характера, поступков, привычек. Сам же Орлов однажды совершает прескверный поступок: обманув Зинаиду, что едет в командировку, в действительности же в течение нескольких дней скрывается у друга. Обо всем этом знает и Поля, и лакей, от лица которого ведется повествование.

 

А однажды между Орловым и Зинаидой Федоровной происходит действительно крупная ссора, после которой он вновь уезжает к другу. А вскоре в дом к Орлову приходит его отец, важный государственный деятель. Но так как Орлова нет, он оставляет ему письмо. Лакей, все это время живший мысленно о встрече с этим человеком, вдруг осознает, что его персона не имеет для него абсолютно никакого значения. Тогда герой понимает, что надо скорее уходить. Он оставляет Орлову свои фальшивые документы и записку, в которой признается о своей истинной сущности. Перед уходом он входит к Зинаиде Федоровне, рассказывает всю правду о себе, о Орлове, о том, что тот смеется за ее спиной над ее любовью… Герой уговаривает Зинаиду бежать вместе с ним за границу, не признаваясь в главном - своей любви к этой женщине.

 

Таким образом они оказываются в Венеции. Первое время жизнь их движется вполне размеренно и спокойно. Но однажды герой застает Зинаиду Федоровну в слезах. Она задает ему множество вопросов, с горечью восклицает, почему же он раньше не сказал ей о равнодушии Орлова. Затем Зинаида Федоровна с горечью говорит, что герой привез ее за границу лишь с одной целью: чтобы она стала его любовницей. А вечером Зинаида Федоровна родила ребенка, девочку. После родов она приняла какой-то яд, и спасти ее не удалось; хотя окружающим было сказано, что она умерла от родов.

 

Прошло два года. Герой вновь оказался в России. Все прошедшее время он занимался воспитанием Сони, дочери Зинаиды Федоровны и Орлова. Теперь же он задался целью определить судьбу девочки, так как считал себя не слишком молодым для ее дальнейшего воспитания. Он встречается с Орловым. Тот достаточно благодушно беседует с ним и соглашается устроить Соню в один из широко известных пансионатов.

 

(2) Неизвестный – отставной лейтенант российского флота, болен чахоткой. Вначале повести представлен, как Степан, позже открывает настоящее имя — Владимир Иванович.

Орлов Георгий Иванович – петербургский чиновник (около 35 лет), Красновская Зинаида Федоровна – любовница Орлова (на вид не более 25 лет), приятели Орлова: Пекарский (около 45 лет) – служащий в управлении ж/д дороги и в банке, статский советник Кукушкин, Грузин (по годам ровесник Орлова) – постоянно меняет место работы, женат и имеет детей, горничная Поля.

Место действия: Петербург, позже Венеция, Флоренция и Ницца.

Сюжет повести: Владимир Иванович под фальшивым паспортом (под именем Степан) нанимается лакеем в дом Орлова Георгия Ивановича с целью добыть информацию об отце Орлова, известном государственном служащем, которого по необъясняемым в книге причинам главный герой считает своим врагом; Зина беременна =>девочка Соня, З. умирает то ли от родов, то ли от яда.

11. ПовестьЧехова«Дуэль»(1891)

Иван Андреевич Лаевский, «опасен для общества как холерная микроба» (фК)делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко. Из Петербурга на Кавказ – с Надеждой Федоровной, замужней, смерть мужа. У Самойленко столуются молодой зоолог фон Корен и только что окончивший семинарию Победов дьякон.

Полицейского пристава Кирилина принимала НП+ с молодым Ачмиановым.Марья Константиновна Битюгова – пикник.

Вповестиприведеномножестворазличныхмненийперсонажейдругодруге. Носудздесьвыступаетвсовершенноразличныхкачествах.

Лаевский — персонаж, о котором в повести высказано наибольшее число мнений. Самые серьезные обвинения в его адрес высказываются фон Кореном. Лаевский пытается осмыслить себя в качестве представителя поколения и этим оправдать свои поступки. Попытка объяснения, исходящая от самого героя, показана в повести как фальшивая.

Лаевскиймогбытьпоказантолькослабым, неопытныммолодымчеловеком, илилживымэгоистом, прикрывающимсвоюсущностьболтовней, иличеловеком, страдающимотсвоихнедостатков. Ноистинныйсмыслповестикакразвотрицаниивозможностидаватьисчерпывающуюоценкучеловекуокружающими. Никтоизгероевниокомнезнает“настоящейправды”. Ниодингеройнеможетбытьоднозначноопределенчьим-тоодниммнением. ФонКореиназываетНадеждуФедоровну“обыкновеннойсодержанкой, развратнойипошлой”. Нонельзяпонятьеесудьбы, неучитываятого, чтоонасамавременамичувствоваласебя“дрянной, ничтожнойженщиной”.

ЛаевскийверноотметилдеспотическиечертывобликефонКорена: “Онздеськорольиорел: ондержитвсехжителейвежахигнетихсвоимавторитетом”.

ВнешнеЛаевскийифонКореирезкопротивопоставлены. Природапротиворечиямеждуглавнымигероямивиднавихссоре. Сутьвсехмногочисленныхрассужденийвтом, что“Лаевскийбезусловновреденитакжеопасендляобщества, какхолернаямикроба”, ипоэтомуегонадоуничтожить.

Но поведение фон Корена говорит об обратном: собираясь идти на дуэль, он не намеревался стрелять и считал, “что дуэль ничем кончится”. Решение стрелять пришло к нему в голову неожиданно, под влиянием вспыхнувшего чувства. И в других случаях фон Кореи ведет себя не как идейно убежденный в своей правоте человек. Ведь не он же вызывает на дуэль, хотя так он должен был бы поступить, следуя своей теории. Но он, прекрасно понимая, что Лаевскому тяжело и мучительно стыдно за истерику, дразнит его, по существу, провоцирует на вызов, А перед этим фон Кореи бросает своему противнику издевательскую записку и не скрывает своей радости при виде его унижения. Все это мало похоже на принципиальную борьбу в интересах общества. И никто из окружающих не верит объяснениям фон Корена. Им верит только он сам. Это важнейшая черта для понимания замысла всей повести, Главная ошибка зоолога не в том, что он не понял Лаевского и не смог предусмотреть его духовный переворот, а в том, что он не понял самого себя. Искренне веря, что преследует своего противника из идейных побуждений, он в действительности был движим только чувством личной неприязни.

Лаевский — первый герой Чехова, который совершает самостоятельный, свободный поступок, исходя из своего разума и совести. Первым вполне самостоятельным поступком было для Лаевского сближение с Надеждой Федоровной перед дуэлью. Он бежал от “нелюбимой” женщины, которая, как ему казалось, делала его жизнь невыносимой. Им двигала не чувственность, как раньше, а высокое чувство сострадания, свойственное только нравственному человеку. Он смог полюбить даже изменившую ему “порочную женщину”. Вся суть его трагедии, все ее причины оказались в нем. Лаевский остается в том же городе, с той же женщиной, а проблемы оказались решенными. Решил он их самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны. Чехов настойчиво выделяет духовный переворот как центральное событие сюжета, как единственное, идейное плодотворное. “Спасение надо искать только в себе самом...” — и эта мысль обосновывается последними словами Лаевского. Человеку только самому доступно понимание наиболее скрытных его свойств и душевных качеств.

 

12. «Черныймонах»(94) и«Рассказстаршегосадовника»А. П. Чехова

Черныймонахкраткоесодержание:

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать своё хозяйство. В ночь,когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочерёдно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьёз увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьёз занимает его.

 

Вдеревнеонведёттакуюженервнуюжизнь, какивгороде: многочитает, пишет, малоспит, частокуритипьётвино. Онкрайневпечатлителен. ОднаждыонрассказываетТанелегенду, которуюнетослышал, нетовычитал, нетовиделвосне. ТысячулетназадодетыйвчёрноемонахшёлпопустыневСирииилиАравии. Занесколькомильрыбакивиделидругогочёрногомонаха—мираж, которыйдвигалсяпоповерхностиозера. ПотомеговиделивАфрике, вИспании, вИндии, даженаДальнемСевере... НаконецонвышелизпределовземнойатмосферыитеперьблуждаетвоВселенной, его, возможно, видятнаМарсеилинакакой-нибудьзвездеЮжногоКреста. Смысллегендывтом, чточерезтысячулетпослепервогопоявлениямонахдолженсноваявитьсяназемлю, ивотэтовремяпришло... ПослебеседысТанейКовринидётвсадивдругвидитчёрногомонаха, возникающегоизвихряотземлидонеба. ОнпролетаетмимоКоврина; томукажется, чтомонахласковоилукавоулыбаетсяему. Непытаясьобъяснитьстранноеявление, Ковринвозвращаетсявдом. Егоохватываетвеселье. Онпоёт, танцует, ивсенаходят, чтоунегоособенное, вдохновенноелицо.

 

ВечеромэтогожеднявкомнатуКовринаприходитЕгорСеменыч. Онзаводитразговор, изкоторогопонятно, чтоонмечтаетвыдатьТанюзамужзаКоврина. чтобыбытьувереннымвбудущемсвоегохозяйства. «ЕслибыутебясТанейсынродился, тоябыизнегосадоводасделал». Таняиотецчастоссорятся. УтешаяТаню, Ковриноднаждыпонимает, чтоболееблизкихлюдей, чемонаиЕгорСеменыч, унегонетвцеломсвете. Вскорееговновьпосещаетчёрныймонах, имеждунимипроисходитразговор, вкотороммонахпризнается, чтоонсуществуетлишьввоображенииКоврина. «Тыодинизтехнемногих, которыепосправедливостиназываютсяизбранникамибожьими. Тыслужишьвечнойправде». ВсеэтооченьприятнослушатьКоврину, ноонопасается, чтопсихическиболен. Наэтомонахвозражает, чтовсегениальныелюдибольны. «Другмой, здоровыинормальнытолькозаурядные, стадныелюди». РадостновозбуждённыйКовринвстречаетТанюиобъясняетсяейвлюбви.

 

Идётподготовкаксвадьбе. Ковринмногоработает, незамечаясутолоки. Онсчастлив. Разилидвавнеделювстречаетсясчерныммонахомиподолгубеседует. Онубедилсявсобственнойгениальности. ПослесвадьбыТаняиКовринпереезжаютвгород. ОднаждыночьюКовринавновьпосещаетчёрныймонах, онибеседуют. Танязастаётмужаразговаривающимсневидимымсобеседником. Онанапугана, какиЕгорСеменович, гостящийвихдоме. ТаняуговариваетКовриналечиться, онвстрахесоглашается. Онпонимает, чтосошёлсума.

 

Ковринлечилсяипочтивыздоровел. ВместесТанейпроводитлетоутестявдеревне. Работаетмало, непьётвинаинекурит. Емускучно. ОнссоритсясТанейиупрекаетеёвтом, чтооназаставилаеголечиться. «Ясходилсума, уменябыламаниявеличия, нозатоябылвесел, бодридажесчастлив, ябылинтересениоригинален...»

 

Онполучаетсамостоятельнуюкафедру. Новденьпервойжелекцииизвещаеттелеграммой, чточитатьнебудетпоболезни. Унегоидётгорломкровь. ОнужеживётнесТаней, асдругойженщиной, старшеегонадвагода—ВарваройНиколаевной, котораяухаживаетзаним, какзаребёнком. ОниедутвКрымиподорогеостанавливаютсявСевастополе. Ещёдома, зачасдоотъезда, онполучилписьмоотТани, ночитаетеголишьвСевастополе. Таняизвещаетосмертиотца, обвиняетеговэтойсмертиипроклинает. Имовладевает«беспокойство, похожеенастрах». Оняснопонимает, чтоон—посредственность. Выходитнабалконивидитчёрногомонаха. «Отчеготынеповерилмне? —спросилонсукоризной, глядяласковонаКоврина. —Еслибытыповерилмнетогда, чтотыгений, тоэтидвагодатыпровёлбынетакпечальноискудно». Ковринопятьверит, чтоонизбранникбожий, гений, незамечая, чтоизгорлаидёткровь. ЗовётТаню, падаетиумирает: «налицеегозастылаблаженнаяулыбка».

 

(1) Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов - в деревнюк подруге детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем (страстный садовод).

Живёт Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребёнком =>в Крым, по дороге, письмо от Тани с проклятьем.

 

Рассказ старшего садовника краткое содержание:

В оранжерее графов N. происходила распродажа цветов. Покупателей было немного: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом.Беседующие говорят: В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием и аффектами, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут.

Садовник Михаил Карлович говорит - Я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений? Веровать в бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует Христа. Рассказывает легенду покойной бабушки про доктора, который лечил людей, и его не тронули даже разбойники, когда встретили и узнали того самого доктора. Но однажды его нашли убитым. «Окровавленный, с пробитым черепом, он лежал в овраге, и бледное лицо его выражало удивление. Да, не ужас, а удивление застыло на его лице, когда он увидел перед собою убийцу.» Но вдруг,можете себе представить, случай наводит на убийцу. Увидели, как один шалопай, уже много раз судившийся, известный своею развратною жизнью, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. Сделали у него обыск и нашли в постели рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. Каких же еще нужно улик? Злодея посадили в тюрьму. Жители возмущались и в то же время говорили:

— Невероятно! Не может быть! Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду!

Убийца отрицал вину на суде.

- Обвиняемый! — обратился главный судья к убийце. — Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к…

Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:

— Нет! Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет бог, но, клянусь, он не виноват! Я не допускаю мысли, чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить нашего друга доктора! Человек неспособен пасть так глубоко!

— Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

— Нет! — откликнулась толпа. — Отпустите его!

Мораль: вера в человека.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.