Жизнь и творчество ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Жизнь и творчество ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910)

2023-02-07 29
Жизнь и творчество ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизнь и творчество ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910)

 

- прозаик, драматург, критик, общественный деятель.

Р. вЯснойПолянев1828 в семье графа. Здесь прошли его детские годы. Фантастическая память с детства. Помнит как его пеленали а он плачет и помнит как его в корыте моют отрубями. Рано лишился родителей. В13 лет переехал в Казань, к сестре своего отца, где прожил 6 лет. В1844 г поступил в Казанский ун-тет, сначала на восточный,а затем на юрфак. Вун-те увлекся самостоятельной работой над исторической темой, но через3 г оставил университет.( не очень хорошее образование: образовательная система как откорм гусей, получаем кусочки знания а зачем никто не говорит»Уехал в Ясную Поляну, владельцем которой он стал после раздела отцовского наследства и там улучшает быт крестьян. Но крестьяне не хотят улучшать быт. (иррациональное начало)

Писать начал в конце1850 г. в Москве. 6 лет- автобиографическая трилогия«Детство», «Отрочество», «Юность» (51-56).

Он поступил в действующую армию. События Кавказской войны - вр. «Набег»(53) и др., +основа повести «Казаки»(1863) и рассказа«Кавказский пленник». Когда началась Крымская война, перевелся сначала в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Мужество и героизм защитников города- «Севастопольских рассказах».

В1856 году Толстой уезжаетв Ясную Поляну–р. «Утро помещика», показав себяг лубоким знатоком крестьянского быта и сумев верно передать мужицкий«взгляд на вещи». + р.«Метель»,

В1862 Толстой женился навосемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берси сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам

роман-эпопея «Война и мир»(1863—1869).

роман «Анна Каренина»(1873—1877).

Последняя и одна из лучших пьес—«Живой труп».

В рассказе «После бала» чувствуется глубокая боль за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей. Роман «Воскресение» (1899) (10 л).

А.Франс говорил: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

Н.Г.Чернышевский, “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”.

«Я чувствую что через меня говорит Бог» Верую в Бога единого и справедливого, … не понимаю непорочного зачатия и триединства Бога, но религию отцов почитаю. Чувствовал что дома через него не говорил Бог.

В 1910 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции. Здесь, в доме начальника станции он и провел последние семь дней своей жизни.

 

Война и мир». Т. 2.

роман-эпопея «Война и мир» (1863—1869). По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе. «Война и мир» — русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба.

Три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

1. Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе — семьи Болконских, Ростовых и Курагиных. 

• Семья Болконских — это старый князь Болконский и его дети — Андрей и Марья. Основные черты этого семейства — следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма.

• Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских — это разум, а для Ростовых — это чувства. Основные черты семейства Ростовых — доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость.

• Курагины — это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное — это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

2. Мысль народная

В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

• Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе — символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен.

• Артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

• Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же — словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

3. Мысль духовная

Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте.

• Андрей Болконский. В начале романа — это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

• Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него — это бороться за счастье и благополучие русского народа.

Что движет историей? Проведение. Итостория слагается из воль отдельных людей. Наполеон полагает, что двигает историю, но история движется солдатами и Наташами Ростовыми. Историю и можно предвидеть и нельзя, можно, когда разнонаправленные воли складываются в одну (война 1812).

 

Т. 1

Федор Долохов

Василий Курагин, Элен

В Лысых Горах, имении Николая Андреевича Болконского (дочь Марье), Андрей с беременной женой Лизой. Осень 1805 г.; русская армия в Австрии принимает участие в походе союзных государств (Австрии и Пруссии) против Наполеона. Кутузов,. Юнкер Николай Ростов с ротмистром Василием Денисовым (кошелёк взял поручик Телянин

Во время Шенграбенского сражения Ростов ранен; он видит приближающихся французов и «с чувством зайца, убегающего от собак» бежит. Император Александр, Аустерлицкое сражение. Кутузов (спит на совете + не приказывает). Андрей хочет славы и готов отдать за неё все: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». «Вот прекрасная смерть», — говорит Наполеон, оставлен на попечение жителей.

Краткоесодержаниетом2:

НиколайРостовприезжаетвотпускдомой; Денисоведетсним. Ростоввезде—идома, изнакомыми, тоестьвсейМосквой—приняткакгерой; онсближаетсясДолоховым(истановитсяоднимизегосекундантовнадуэлисБезуховым). ДолоховделаетпредложениеСоне, нота, влюблённаявНиколая, отказывает; напрощальнойпирушке, устроеннойДолоховымдлясвоихдрузейпередотъездомвармию, онобыгрываетРостова(по-видимому, невполнечестно) накрупнуюсумму, какбымстяемузаСонинотказ.

 

ВдомеРостовыхцаритатмосферавлюблённостиивеселья, создаваемаяпреждевсегоНаташей. Онапрекраснопоёт, танцует(набалууИогеля, учителятанцев, НаташатанцуетмазуркусДенисовым, чтовызываетобщеевосхищение). КогдаРостовпослепроигрышавозвращаетсядомойвугнетённомсостоянии, онслышитпениеНаташиизабываетобовсем—опроигрыше, оДолохове: «всеэтовздор<…>авотоно—настоящее». Николайпризнаетсяотцувпроигрыше; когдаудаётсясобратьнужнуюсумму, онуезжаетвармию. Денисов, восхищённыйНаташей, проситеёруки, получаетотказиуезжает.

 

ВЛысыхГорахвдекабре1805 г. побывалкнязьВасилийсмладшимсыном—Анатолем; цельКурагинасостоялавтом, чтобыженитьсвоегобеспутногосынанабогатойнаследнице—княжнеМарье. КняжнунеобычайновзволновалприездАнатоля; старыйкнязьнехотелэтогобрака—оннелюбилКурагиныхинехотелрасставатьсясдочерью. СлучайнокняжнаМарьязамечаетАнатоля, обнимающегоеёкомпаньонку-француженку, m-lle Бурьен; крадостисвоегоотца, онаотказываетАнатолю.

 

ПослеАустерлицкогосражениястарыйкнязьполучаетписьмоотКутузова, вкоторомсказано, чтокнязьАндрей«палгероем, достойнымсвоегоотцаисвоегоотечества». Тамжеговорится, чтосредиубитыхБолконскийнеобнаружен; этопозволяетнадеяться, чтокнязьАндрейжив. МеждутемкнягиняЛиза, женаАндрея, должнародить, ивсамуюночьродоввозвращаетсяАндрей. КнягиняЛизаумирает; наеёмёртвомлицеБолконскийчитаетвопрос: «Чтовысомнойсделали?»—чувствовиныпередпокойнойженойболеенеоставляетего.

 

ПьераБезуховамучаетвопрососвязиегоженысДолоховым: намёкизнакомыхианонимноеписьмопостоянновозбуждаютэтотвопрос. НаобедевмосковскомАнглийскомклубе, устроенномвчестьБагратиона, междуБезуховымиДолоховымвспыхиваетссора; ПьервызываетДолохованадуэль, накоторойон(неумеющийстрелятьиникогданедержавшийпреждепистолетавруках) ранитсвоегопротивника.ПослетяжёлогообъяснениясЭленПьеруезжаетизМосквывПетербург, оставивейдоверенностьнауправлениесвоимивеликорусскимиимениями(чтосоставляетбольшуючастьегосостояния).

 

ПодорогевПетербургБезуховостанавливаетсянапочтовойстанциивТоржке, гдезнакомитсясизвестныммасономОсипомАлексеевичемБаздеевым, которыйнаставляетего—разочарованного, растерянного, незнающего, какизачемжитьдальше, —идаётемурекомендательноеписьмокодномуизпетербургскихмасонов. ПоприездеПьервступаетвмасонскуюложу: онввосторгеототкрывшейсяемуистины, хотясамритуалпосвящениявмасоныегонесколькосмущает. Преисполненныйжеланияделатьдоброближним, вчастностисвоимкрестьянам, ПьередетвсвоиимениявКиевскойгубернии. Тамоноченьрьяноприступаеткреформам, но, неимея«практическойцепкости», оказываетсявполнеобманутымсвоимуправляющим.

 

Возвращаясьизюжногопутешествия, ПьернавещаетсвоегодругаБолконскоговегоименииБогучарово. КнязьАндрейпослеАустерлицатвёрдорешилнигденеслужить(чтобыотделатьсяотдействительнойслужбы, онпринялдолжностьпосборуополченияподначаломсвоегоотца). Всеегозаботызамыкаютсянасыне. Пьерзамечает«потухший, мёртвыйвзгляд»своегодруга, егоотрешённость. ЭнтузиазмПьера, егоновыевзглядырезкоконтрастируютсоскептическимнастроениемБолконского; князьАндрейполагает, чтонишколы, нибольницыдлякрестьянненужны, аотменитькрепостноеправонужнонедлякрестьян—онипривыкликнему, —адляпомещиков, которыхразвращаетнеограниченнаявластьнаддругимилюдьми. КогдадрузьяотправляютсявЛысыеГоры, котцуисестрекнязяАндрея, междунимипроисходитразговор(напаромевовремяпереправы): ПьеризлагаеткнязюАндреюсвоиновыевзгляды(«мыживёмненынчетольконаэтомклочкеземли, ажилиибудемжитьвечнотам, вовсем»), иБолконскийвпервыепослеАустерлицавидит«высокое, вечноенебо»; «что-толучшее, чтобыловнем, вдруградостнопроснулосьвегодуше». ПокаПьербылвЛысыхГорах, оннаслаждалсяблизкими, дружескимиотношенияминетолькоскняземАндреем, ноисовсемиегороднымиидомашними; дляБолконскогосовстречисПьеромначалась(внутренне) новаяжизнь.

 

Возвратившисьизотпускавполк, НиколайРостовпочувствовалсебякакдома. Всебылоясно, заранееизвестно; правда, нужнобылодуматьотом, чемкормитьлюдейилошадей, —отголодаиболезнейполкпотерялпочтиполовинулюдей. Денисоврешаетсяотбитьтранспортспродовольствием, назначенныйпехотномуполку; вызванныйвштаб, онвстречаеттамТелянина(вдолжностиобер-провиантмейстера), избиваетегоизаэтодолженпредстатьпередсудом. Воспользовавшисьтем, чтоонбыллегкоранен, Денисовотправляетсявгоспиталь. РостовнавещаетДенисовавгоспитале—егопоражаетвидбольныхсолдат, лежащихнасоломеинашинеляхнаполу, запахгниющеготела; вофицерскихпалатахонвстречаетТушина, потерявшегоруку, иДенисова, которыйпосленекоторыхуговоровсоглашаетсяподатьгосударюпросьбуопомиловании.

 

СэтимписьмомРостовотправляетсявТильзит, гдепроисходитсвиданиедвухимператоров—АлександраиНаполеона. НаквартиреБорисаДрубецкого, зачисленноговсвитурусскогоимператора, Николайвидитвчерашнихврагов—французскихофицеров, скоторымиохотнообщаетсяДрубецкой. Всеэто—инеожиданнаядружбаобожаемогоцарясвчерашнимузурпаторомБонапартом, исвободноедружескоеобщениесвитскихофицеровсфранцузами—всераздражаетРостова. Оннеможетпонять, зачемнужныбылисражения, оторванныерукииноги, еслиимператорытаклюбезныдругсдругоминаграждаютдругдругаисолдатнеприятельскихармийвысшимиорденамисвоихстран. СлучайноемуудаётсяпередатьписьмоспросьбойДенисовазнакомомугенералу, атототдаётегоцарю, ноАлександротказывает: «законсильнееменя». СтрашныесомнениявдушеРостовакончаютсятем, чтоонубеждаетзнакомыхофицеров, какион, недовольныхмиромсНаполеоном, аглавное—себявтом, чтогосударьзнаетлучше, чтонужноделать. А«нашедело—рубитьсяинедумать», —говоритон, заглушаясвоисомнениявином.

 

Тепредприятия, которыезатеялусебяПьеринесмогдовестинидокакогорезультата, былиисполненыкняземАндреем. Онперевёлтристадушввольныехлебопашцы(т. е. освободилоткрепостнойзависимости) ; заменилбарщинуоброкомвдругихимениях; крестьянскихдетейначалиучитьграмотеит. д. Весной1809 г. Болконскийпоехалподеламврязанскиеимения. Подорогеонзамечает, каквсевокругзеленоисолнечно; толькоогромныйстарыйдуб«нехотелподчинятьсяобаяниювесны»—князюАндреювладсвидомэтогокорявогодубакажется, чтожизньегокончена.

 

ПоопекунскимделамБолконскомунужноувидетьсясИльёйРостовым—уезднымпредводителемдворянства, икнязьАндрейедетвОтрадное, имениеРостовых. НочьюкнязьАндрейслышитразговорНаташииСони: Наташаполнавосторгаотпрелестиночи, ивдушекнязяАндрея«подняласьнеожиданнаяпутаницамолодыхмыслейинадежд». Когда—ужевиюле—онпроезжалтусамуюрощу, гдевиделстарыйкорявыйдуб, тотпреобразился: «сквозьстолетнююжёсткуюкорупробилисьбезсучковсочныемолодыелистья». «Нет, жизньнеконченавтридцатьодингод», —решаеткнязьАндрей; онедетвПетербург, чтобы«принятьдеятельноеучастиевжизни».

 

ВПетербургеБолконскийсближаетсясоСперанским—государственнымсекретарём, близкимкимператоруэнергичнымреформатором. КСперанскомукнязьАндрейиспытываетчувствовосхищения, «похожеенато, котороеонкогда-тоиспытывалкБонапарте». Князьстановитсячленомкомиссиисоставлениявоинскогоустава. ВэтовремяПьерБезуховтожеживётвПетербурге—онразочаровалсявмасонстве, примирился(внешне) сосвоейженойЭлен; вглазахсветаон—чудакидобрыймалый, новдушеегопродолжается«труднаяработавнутреннегоразвития».

 

РостовытожеоказываютсявПетербурге, т. к. старыйграф, желаяпоправитьденежныедела, приезжаетвстолицуискатьместаслужбы. БергделаетпредложениеВереиженитсянаней. БорисДрубецкой, ужеблизкийчеловеквсалонеграфиниЭленБезуховой, начинаетездитькРостовым, невсилахустоятьпередобаяниемНаташи; вразговоресматерьюНаташапризнается, чтоневлюбленавБорисаинесобираетсявыходитьзанегозамуж, ноейнравится, чтоонездит. ГрафиняпоговориласДрубецким, итотпересталбыватьуРостовых.

 

ВканунНовогогодадолженбытьбалуекатерининскоговельможи. Ростовытщательноготовятсякбалу; насамомбалуНаташаиспытываетстрахиробость, восторгиволнение. КнязьАндрейприглашаетеётанцевать, и«виноеёпрелестиударилоемувголову»: послебалаемукажутсянезначительнымиегозанятиявкомиссии, речьгосударявСовете, деятельностьСперанского. ОнделаетпредложениеНаташе, иРостовыпринимаютего, нопоусловию, поставленномустарымкняземБолконским, свадьбаможетсостоятьсятолькочерезгод. НаэтотгодБолконскийуезжаетзаграницу.

 

НиколайРостовприезжаетвотпусквОтрадное. Онпытаетсяпривестивпорядокхозяйственныедела, пытаетсяпроверитьсчетаприказчикаМитеньки, ноизэтогоничегоневыходит. ВсерединесентябряНиколай, старыйграф, НаташаиПетясосворойсобакисвитойохотниковвыезжаютнабольшуюохоту. Вскорекнимприсоединяетсяихдальнийродственникисосед(«дядюшка»). Старыйграфсосвоимислугамипропустилволка, зачтоловчийДанилоегообругал, какбызабыв, чтографегобарин. ВэтовремянаНиколаявышелдругойволк, исобакиРостоваеговзяли. Позжеохотникивстретилиохотусоседа—Илагина; собакиИлагина, Ростоваидядюшкипогнализайца, новзялегодядюшкинкобельРугай, чтопривеловвосхищениедядюшку. ЗатемРостовсНаташейиПетейедуткдядюшке. Послеужинадядюшкасталигратьнагитаре, аНаташапошлаплясать. КогдаонивозвращалисьвОтрадное, Наташапризналась, чтоникогдауженебудеттаксчастливаиспокойна, кактеперь.

 

Наступилисвятки; НаташатомитсяоттоскипокнязюАндрею—накороткоевремяеё, какивсех, развлекаетпоездкаряженымиксоседям, номысльотом, что«даромпропадаетеёлучшеевремя», мучаетеё. ВовремясвятокНиколайособенноостропочувствоваллюбовькСонеиобъявилонейматерииотцу, ноихэтотразговороченьрасстроил: Ростовынадеялись, чтоихимущественныеобстоятельствапоправитженитьбаНиколаянабогатойневесте. Николайвозвращаетсявполк, астарыйграфсСонейиНаташейуезжаетвМоскву.

 

СтарыйБолконскийтожеживётвМоскве; онзаметнопостарел, сталраздражительнее, отношениясдочерьюиспортились, чтомучаетисамогостарика, ивособенностикняжнуМарью. КогдаграфРостовсНаташейприезжаюткБолконским, тепринимаютРостовыхнедоброжелательно: князь—срасчётом, акняжнаМарья—самастрадаяотнеловкости. Наташуэтобольноранит; чтобыеёутешить, МарьяДмитриевна, вдомекоторойРостовыостановились, взялаейбилетвоперу. ВтеатреРостовывстречаютБорисаДрубецкого, теперьженихаЖюлиКарагиной, Долохова, ЭленБезуховуиеёбратаАнатоляКурагина. НаташазнакомитсясАнатолем. ЭленприглашаетРостовыхксебе, гдеАнатольпреследуетНаташу, говоритейосвоейлюбвикней. Онтайкомпосылаетейписьмаисобираетсяпохититьеё, чтобытайновенчаться(Анатольужебылженат, ноэтогопочтиниктонезнал).

 

Похищениенеудаётся—СоняслучайноузнаетонемипризнаетсяМарьеДмитриевне; ПьеррассказываетНаташе, чтоАнатольженат. ПриехавшийкнязьАндрейузнаетоботказеНаташи(онаприслалаписьмокняжнеМарье) иоеёроманесАнатолем; ончерезПьеравозвращаетНаташееёписьма. КогдаПьерприезжаеткНаташеивидитеёзаплаканноелицо, емустановитсяжалкоеёивместестемоннеожиданнодлясебяговоритей, чтоеслибыонбыл«лучшийчеловеквмире», то«наколеняхпросилбырукиилюбви»её. Вслезах«умиленияисчастья»онуезжает.

Анна Каренина». Ч. 1—4

Роман строится на том, что нельзя мстить людям. Анна отомстила Вронскому, хотя любила его. Также роман строится на стихотворении Тютчева: о как убийственно мы любим, как в бурной слепоте страстей мы то всего вернее губим что сердцу нашему милей. Такое же великое событие как смерть Андрей из Войны и мира – смерть Анны Каренины. Второе прозрение человека, рождение души – ее смерть. Вронский идет на смерть чтобы умереть.

Героиня романа посмела переступить «законы» великосветского общества, и это общество отвернулось от нее, преследовало ее клеветой, грязными сплетнями.

Вчемсекретчеловеческогосчастья?

Долли полностью посвятила себя семье и детям, но не нашла счастья, потому что ее муж - Степан Аркадьевич Облонский постоянно изменяет ей, и не видит в этом ничего предосудительного. Для него нет ничего необычного в измене, и хотя он любит Долли и своих детей, он не понимает, что счастье и нормальные семейные отношения не могут быть построены на лжи. Долли решила сохранить семью и обман продолжается. Автор подчеркивает, что не имеет значение, изменяет ли ей Стива и дальше, главное – нарушено внутреннее духовное единство между людьми, каждый живет сам по себе, и руководствуется не велениями собственного сердца и не принципами христианской морали, а светскими законами, которые сами по себе противоречат природной морали.

Анна К - прелестная, но своеобразие ее душевного облика. Равнодушна к своему сухому мужу Алексею Александровичу( изображен саркастически – враждебное мнение автора к бюрократии в стране) Она жертвует сыном, общ положением, ради любви к В и требовала от него такого же, но видя охлаждение, решилась на смерть.Толстой осуждает Анну за то что она ради личного чувства разрушила семью.

Вронский – красив,богат, молод. Служит в гвардейском полке, много тратит и кутит. Полюбив Анну, он решает искать новые формы жизни. Но моральная перестройка так и не дала ему выход к жизненному удовлетворению. И у А и у В конфликт с социальной средой что и приводит к их гибели.

Левин – близок к крестьянству. Но не может быть на одном уровне из за социального неравенства. Семья, хозяйство – его счастье.

1.

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Все смешалось в доме Облонских".

 Облонские: Степан Аркадьич = Стива, брат Карениной, Долли, 6 детей; сестра Кити Щербацкая

Константин Левин, братья Сергей Иванович Кознышев, Николай.

граф Вронский (пьяный железнодорожный сторож падает под поезд)( как началась их встреча так и закончилась)

Алексей Александрович, Серёжа, 8 лет

Ч 2. нервный срыв Кити. Двоюродная сестра Вронского княгини Бетси Тверская. Левин - рачительный хозяин. Скачки. Объяснение. На водах Кити с ма-дам Шталь (коляска) и Варенькой; художник Петров.в Москву.

Ч 3. Кознышев в деревню к Левину отдохнуть (Покровскос) рядом деревня Облонских (Ергушово)

Анна беременна. Вронский в отставку. За Левина сватают дочь предводителя уезда Свияжского. Во время визита к Свияжскому необходимость ведения хозяйства в России на русский. "Школы не помогут, а поможет такое экономическое устройство, при котором народ будет богаче, будет больше досуга, - и тогда будут и школы".

Ч 4. (Долли)"Простить я не могу, и не хочу, и считаю несправедливым. Я для этой женщины сделал все, и она затоптала все в грязь, которая ей свойственна". Разговор Кити и Левина (пишут мелком первые буквы слов объяснения). Подготовка к свадьбе.

Роды Анны – девочка. Вронский не едет в Ташкент, а вместе с Анной и маленькой Аней уезжает в Италию. Алексей Александрович остается с Сережей один.

Ч 8. Каренин забирает дочку Аню. Счастливая Кити растит Митю, которого Левин также очень любит. Левины отдают Долли часть их имения для поправки материального положения семьи Облонских. Вронский уезжает в Сербию. Левин, много размышлявший о Боге, приходит к мысли о том, что "несомненное проявление божества - это законы добра... в признании которых я ... соединен с другими людьми в одно общество верующих, которое называют церковью... жизнь моя теперь...не только не бессмысленна,как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!"

 

6. «Крейцеровасоната»Л. Н. Толстого1890

В повести поднимаются вопросы брака, семьи, отношения к женщине.

Отношение к женщине:

Он обвиняет матерей, желающих выгодно выдать своих дочерей замуж и для этого наряжающих их в соблазнительные наряды. Он говорит о том, что женщины прекрасно осознают свою власть над мужчинами и активно пользуются ей, зная, что плотские желания преобладают над всеми другими самыми возвышенными намерениями сильного пола. И все эти суждения относятся не только к падшим особам, чьими услугами, не скрываясь, пользуются представители богатых сословий. Фактически он называет проституцией поведение дам высшего света и утверждает, что женщины всегда будут в униженном положении, пока не научатся быть скромными и целомудренными.

Отношение к браку:

Он считает плотские удовольствия противоестественными и отвратительными. Думает, что его отношения с женой испортились благодаря животным инстинктам, которые он непозволительно часто проявлял по отношению к ней. Он считает, что человеческая природа неиспорченной девушки противится всяким проявлениям телесной любви. Если возвышенные стремления человек осуществляет во имя любви к богу, то низменные, плотские – из любви к самому себе, а это приближает грешника к дьяволу. А нечистый провоцирует на еще большие преступления, в случае с Позднышевым – на убийство.

Отншение к детям:

Появление пятерых отпрысков в семействе Позднышева не только не улучшило отношения в семье главного героя, но окончательно их испортило. Легковерная и чадолюбивая жена беспрестанно беспокоилась о детях, чем окончательно отравила жизнь Позднышеву. Когда кто-нибудь из ребятишек заболевал, существование для Василия оборачивалось совершеннейшим адом. Кроме того, супруги научились "биться" друг с другом… детьми. У каждого был свой любимчик. Со временем ребята выросли и научились принимать сторону одного из родителей, что только лишний раз подливало масло в огонь. Однако Толстой устами своего героя утверждает, что деторождение спасло его от мук постоянной ревности, поскольку супруга занималась только семейными делами и не имела желания кокетничать. Самое страшное началось, когда медики научили ее предупреждать беременность.

Развращающая роль искусства:

Его он считал еще одним злом, пробуждающим в людях самые низменные пороки. Жена Позднышева перестала рожать, похорошела и вновь увлеклась игрой на фортепиано. Это стало началом конца.

• Во-первых, по мнению главного героя, большая часть прелюбодеяний совершается в благородном обществе под предлогом занятия искусствами, в особенности музыкой.

• Во-вторых, музыка производит «раздражающее впечатление» на слушателей, она заставляет почувствовать то, что ощущал в момент написания автор произведения, слиться с переживаниями, которые человеку не свойственны, заставить его поверить в новые возможности, раздвинуть, так сказать, горизонты собственного восприятия. А зачем? Что почувствовала жена Позднышева в минуту исполнения «Крейцеровой сонаты», какие новые желания вкрались в ее восприимчивую душу? Главный герой склонен винить в окончательном падении жены именно развращающую силу музыки.

Поезд, спор о женском вопросе, о браке и свободной любви. Власть женщины не только сексуальная, но и экономическая. Позднышев, помещик и кандидат университета, в 30 после одного дня женился. Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов.

(Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел) Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.

8 лет – 5 детей – тревоги. Очнулась - ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь - Трухачевский, скрипач

Крейцерова соната Бетховена «между ними связь музыки — самой утончённой похоти чувств». Уехал в уезд по делам, но вернулся раньше. Ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное. «Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего...» Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, тёплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провёл 11 месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.

Краткое содержание: Ранняя весна. Конец века. По России идёт поезд. В вагоне идёт оживлённая беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине её речи, раздаётся странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый ещё, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор. До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством. Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

 

Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведён к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу. Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живёт, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать. Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения. Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашёл такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счёл достойной себя.

 

Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она. Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведённого с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение. Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвёртый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся. Неужели влюблённость истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев ещё не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием. Но потом произошла ещё ссора, потом ещё одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжёлое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

 

В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвёртый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребёнком». И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла. Ах, как бы не пропустить! Уйдёт время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось. Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно... И тут явился этот человек.

 

Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский. (Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная весёлость, говорил все больше намёками, отрывками.) Трухачевский, приехав в Москву, зашёл к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашёл разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует. Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно». У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.

 

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на ф


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.