Глава 6. Семь обманов на пути обучения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 6. Семь обманов на пути обучения

2023-02-03 60
Глава 6. Семь обманов на пути обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Какие личные мифы, ограничивают нас больше всего?

       Как преодолеть разрушительный эффект этих мифов?

       Как вы можете превратить эти ограничивающие убеждения в положительные?

 

       Вам лгут. Постоянно. Причем, иногда вы сами себе врете. Нас всех затапливает бесконечный поток дезинформации о наших, якобы, ограниченных возможностях, это происходит так часто, что у большинства людей зачастую не остается иного выбора, кроме как поверить в эту ложь. Проблема в том, что этот поток информации вступает в противоречие с вашими попытками достичь безграничности. Эта ложь может затормозить вас или направить в том направлении, в котором вам не хотелось бы двигаться. Что же, давайте прольем свет на эти семь обманов, рассмотрим, что они из себя представляют, и попробуем заменить их на что-нибудь получше.


       Обман № 1: Интеллект неизменен

       На первый взгляд казалось, что Рэй – весьма позитивная женщина. Она управляла собственным бизнесом, владела процветающей соцсетью, ей нравилось вращаться в кругу людей с большими идеями, думающими о таких возможностях, о которых большинство из нас даже не мечтало.

       Когда у Рэй появилась дочь, она поняла, что, возможно, вовсе не так позитивна, как ей всегда казалось. Иной тип мышления стал проявлять себя исподволь, как оно обычно и происходит. Сначала это проявлялось в том, как она реагировала на отдельные поступки своей маленькой девочки. Рэй склонялась к мысли, что дочка «такая, какая есть, чего уж там», не желая верить в то, что она может как-то повлиять на ее поведение. Когда ее молодой человек пытался обучать дочку Рэй чему-то новому, она ощущала легкий дискомфорт, ощущая импульс защитить ребенка от возможного разочарования, если у нее что-то не получится. Ее постоянно мучила мысль, что дочурка «еще слишком мала, чтобы обучаться».

       Однажды ее молодой человек посмотрел на Рэй и произнес: «Неужели ты думаешь, что она ничему не научится и не станет умнее?». Конечно же, это было не так: ее маленькая дочь отличалась умом и любопытством, каждый день узнавая что-то новое. Это было очевидно… и все же, где-то глубоко внутри Рэй засело твердое убеждение, что «нет, она такая, какая есть». Рэй приходилось бороться с предубеждением относительно интеллекта своей дочки.

       Подобные убеждения невероятно коварны. Мало кто из нас осознает наличие у себя ограничивающих убеждений, которые, по нашему мнению, есть у других. Но они все равно просачиваются, влияя на наше ощущение счастья – в работе, в семье, в отношениях с детьми. Если мы верим, что улучшить ничего нельзя – так оно и будет. Невероятно трудно чего-то добиться, если вы сами не верите в свои силы.

       Кэрол Двек, профессор психологии Стэнфордского университета, описывает разницу между косным и подвижным мышлением:

       «Студенты с косным мышлением верят, что их базовые способности, интеллект и различные таланты неизменны. Они просто обладают определенным количеством этих особенностей, и на этом все – дальше все их усилия сводятся к тому, чтобы все время поддерживать умный вид, не давая повода упрекнуть себя в глупости. В то время как студенты, обладающие подвижным мышлением, считают, что их таланты и способности можно развивать с помощью напряженной работы, учебы и настойчивости. Они не считают, что все равны в своих возможностях, и каждый может стать Эйнштейном, но верят, что каждый может стать умнее, если будет над этим работать».1

       Как и Рэй, большинство из нас не задумывается о том, каким мышление обладает – косным или подвижным. Основная масса людей продолжает мыслить теми же шаблонами, что их родители, даже не подозревая об этом. Как бы то ни было, принятие того или иного формата мышления оказывает глубокое воздействие на наше отношение к собственной жизни. С косным мышлением все остается неизменным – мы бессильны что-либо изменить. С подвижным мышлением, у нас появляется возможность улучшить все, что угодно.

       Если Рэй считает, пускай даже не вполне осознанно, будто ее дочь не способна получать знания, что она делает вместо того, чтобы заняться ее обучением? Вероятно, множество вещей – успокаивает, дает отдохнуть, отвлекает внимание. Все это позволяет облегчить текущий стресс, но никак не способствует развитию ребенка. Точно так же, когда в зрелом возрасте мы решаем, что не в состоянии учиться, как мы начинаем себя вести вместо того, чтобы взять на себя ответственность и приступить к изучению того, что кажется нам интересным и важным? Мы убеждаем себя, что в этом нет особой необходимости, оправдываемся, обвиняем других людей или сложные обстоятельства, а затем отвлекаемся на какое-то занятие, которое дает нам ощущение комфорта.

       Откуда берутся эти ограничивающие убеждения вы либо не можете вспомнить, либо они уходят корнями в ваше детство. И это оказывает огромное влияние на ваше отношение к собственному интеллекту и способностям к обучению. Оценка уровня IQ и различные виды тестов были придуманы в начале прошлого века, чтобы лучше оценить, какие ученики будут испытывать особенные затруднения в школе. Французский психолог Альфред Бине и его ученик Теодор Симон были одними из первых ученых, которые предложили тестирование для измерения интеллекта после того, как это было поручено им французским правительством.2 Они смогли разработать тест, который учитывал фактор возраста, поскольку этот показатель напрямую связан с компетентностью. Их также хвалили за то, что этот тест можно было легко адаптировать к другим языкам и культурам.3

       Прошло уже больше ста лет, однако по-прежнему горячо обсуждается вопрос, могут ли подобные тесты действительно измерять интеллект, который представляет собой способность приобретать и усваивать знания и прочую информацию. Что интересно, сам Бине остался недоволен тем, как использовался разработанный им тест, поскольку он не позволял измерить творческий потенциал или, так называемый, эмоциональный интеллект.4 Кроме того, наше культурное понимание подобных тестов таково, что мы придаем всем этим баллам чрезмерное значение. Нам свойственно считать, что показатели IQ – это зафиксированное отражение нашего интеллекта, что вовсе не так. Тест на IQ, на самом деле, позволяет измерить лишь текущий уровень академических возможностей (знаний), а не врожденный интеллект.5 До сих пор IQ-тесты не могут измерить креативность или практический интеллект (который можно рассматривать как некий «житейский ум»), и уж точно они не могут оценить эмоциональный интеллект6 – в то время, как три этих элемента играют все большее значение в нашей жизни и на работе.

       Важно помнить, что существует огромная разница между результатами теста и вашими способностями к обучению. «Те, кто утверждают, что IQ это данность, с которой придется жить всю жизнь, на самом деле отталкиваются от балльной системы IQ-тестов, результаты которых относительно неизменны. Чего нельзя сказать о нашем уровне интеллекта, который постоянно растет», – считает Брайан Роше из Национального университета Ирландии.7

       Дэвид Шенк развивает эту идею в своей книге «Каждый из нас гениален». Он пишет, что у каждого есть потенциал стать гением, или по крайней мере обрести некое величие. Но причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь. «Вера во врожденную одаренность и, наоборот, ограниченность возможностей очень мягко действует на психическом уровне: оказывается, вы не являетесь великим оперным певцом, просто потому, что не способны им стать. Это всего лишь способ, с помощью которого вас связывают по рукам и ногам. Представление о таланте, как о неком врожденном даре, делает наш мир более управляемым, более удобным. Это освобождает человека от бремени ожиданий».8*

       Ваш интеллект не только гибок, но и зависит от способности культивировать позитивное мышление. Присмотритесь к собственному мироощущению. Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете; косный стиль мышления обычно сказывается на вашей речи. Может быть, вы мысленно говорите себе: «Мне тяжело читать». Подобное утверждение подразумевает, что вы уверены в невозможности исправить ситуацию и считаете, что ничего с этим навыком уже не сделать. Попробуйте вместо этого сказать что-то вроде: «Мне пока еще тяжело читать». Подобная игра со словами применима к любым вещам и ситуациям, которые вам захочется как-то улучшить.

       Результаты тестов не программируют ваше будущее. Они не определяют, что вам по силам изучить и чего вы можете добиться. Ваше образование – полностью в ваших руках.

       Истина: дело не в том, умны ли вы, а в том насколько вы умны. Существует несколько типов интеллекта (подробнее на этом остановимся позже). Как и многие другие вещи, интеллект – это сочетание взглядов и действий, он напрямую зависит от контекста.

       Новое убеждение: интеллект способен меняться.


       Обман № 2: Мы используем только 10 % нашего мозга

       Мы все наслышаны об этом мифе. Кто-то впервые услышал об этом на школьных занятиях, а кто-то – от своего друга. Некоторые могли узнать о нем из средств массовой информации – может быть, это было телешоу, а может документальный или художественный фильм. Обычно этот миф используют, чтобы подчеркнуть, какие удивительные возможности остаются нераскрытыми: мол, если бы мы только могли получить доступ к остальной части нашего мозга, каких вершин нам удалось бы достичь?

       Корни этой истории уходят сразу в несколько источников, но, как часто случается, когда формируется какое-то общественное мнение, она является следствием целой цепочки событий. Некоторые приписывают авторство этой теории писателю и философу Уильяму Джеймсу, который в своей книге «Человеческие энергии» написал: «Мы используем только небольшую часть наших ментальных и физических ресурсов».9 Либо начало могло положено работой французского физика Пьера Флуранса, известного своими открытиями в конце 1800-х годов на тему того, как работают и взаимодействуют мозг с нервной системой.

       Также, этот миф может быть связан с проводившимися в 1920-х годах опытами доктора Карла Лешли. Когда Лешли удалил у крыс часть коры головного мозга, ответственную за когнитивную обработку более высокого порядка, он обнаружил, что крысы все еще могли заново обучаться некоторым задачам. Это привело его к гипотезе (сразу скажем, неверной), что целые части мозга не обязательно могут использоваться в повседневной жизни.10 Некоторые обвиняют в возникновении этого мифа томографию и МРТ-сканирование, которые показали на экране яркие пятна, дав упрощенные объяснения в духе: «Так ведет себя ваш мозг, когда вы что-то изучаете». Эти изображения, как правило, показывали только одну часть мозга, заставляя непрофессионала сделать вывод, что мы используем лишь небольшую его часть.11

       За последние сто лет это предположение было увековечено в бесчисленных рекламных объявлениях и фильмах. Кино-адаптация книги «Области тьмы» 2011 года утверждает, что мы используем только 20 % функций нашего мозга; фильм 2014 года «Люси» заявляет, что мы используем лишь 10 %. В 2017 году в одном из эпизодов сериала «Черное зеркало», славящемся своим скрупулезным подходом к проработке материала, а также продуманным использованием фактов и статистики, прорекламировали этот миф, провозгласив: «Даже в самый лучший день мы используем только 40 % наших умственных способностей». Все эти сюжетные линии закручивались вокруг идеи раскрытия нашего самого большого, пускай и скрытого, потенциала.

       Само собой разумеется, что этот миф, несмотря на свою распространенность, ложен.

       В радио-шоу станции NPR ведущий однажды сыграл в Моргана Фримена, вопрошая характерным для того драматическим басом, в русле сценария, по которому был снят фильм «Люси»: «Что если бы мы получили доступ ко всем 100 % нашего мозга? Что мы тогда могли бы совершить?».

       Нейробиолог Дэвид Иглман дает резкий ответ: «То же самое, что и сейчас. То есть, мы и так уже используем нашего мозг на все сто процентов».12

       Это подтверждается бесчисленными доказательствами – их слишком много, чтобы все перечислять, но Барри Бейерштайн, профессор психологии в Университете Саймона Фрейзера, что в Британской Колумбии, описал некоторые из главных научных открытий, которые опровергают этот миф.13 Позвольте мне их здесь привести:

       – Исследования поврежденного мозга показывают, что нет ни одной его области, которая может выдержать повреждение без потерь для своих способностей, что опровергает старые теории. Сканирование мозга показало, что все его области активны, независимо от того, какого рода эта активность. Даже когда мы спим, все доли нашего мозга продолжают работать.

       – Наш мозг – это, образно выражаясь, энергетический проглот. Он занимает лишь 2 % от нашего общего веса, однако, пожирает 20 % энергии – это больше, чем использует любой другой орган тела. Нам не нужно было бы такое невероятное количество энергии для органа, который функционирует всего лишь на 40 % от своих возможностей (или того меньше).

       – Ученые также определили, что различные области мозга взаимодействуют друг с другом. После десятилетий усердного изучения мозга, они пришли к выводу, что бесполезных частей в нем попросту не существует.

       – И наконец, мы узнали, что мозг, в случае необходимости, использует такой механизм, как обрезание синапсов. Если бы мы перестали использовать большую часть нашего мозга, то вскоре бы увидели, что обширные его области просто-напросто вырождаются (чего мы не наблюдаем – разве что, в случае каких-либо болезней мозга).14

       Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что этот миф не соответствует действительности. В интервью «Scientific American»[50] невропатолог Барри Гордон из балтиморской Медицинской школы Джонса Хопкинса заявил, что эта идея «столь ошибочна, что почти смехотворна».15

       Истина: я хочу, чтобы вы поняли – вам уже сейчас доступен весь потенциал вашего мозга. Утопия, описанная во всех этих фильмах и телепередачах, существует и ждет вас. Просто, хотя мы все уже используем наш мозг на полную катушку, некоторые люди используют его лучше, чем другие. Так же, как большинство людей используют свое тело на сто процентов, есть люди, которые сильнее, быстрее, гибче и энергичней остальных. Смысл в том, чтобы научиться использовать ваш мозг максимально эффективно, и к концу этой книги у вас появятся для этого все необходимые инструменты.

       Новое убеждение: я учусь использовать свой мозг наилучшим образом.


       Обман № 3: Если допустил ошибку – значит, ты неудачник

       Когда мы слышим имя Эйнштейна, то сразу вспоминаем о его блистательных интеллектуальных подвигах, совершить которые, как верит большинство людей, никому из нас не под силу. И это во многом заслуженно: Эйнштейн сделал для развития научной мысли и, в частности, физики больше, чем любой другой ученый нашего времени. Его открытия сделали возможным появление некоторых из самых важных современных технологий.

       Легко предположить, что, обладая столь выдающейся репутацией, Эйнштейн редко допускал ошибки, однако, это не так. Начнем с того, что он считался отстающим в развитии, и оценивался, как ученик, ниже среднего.16 С раннего возраста стало очевидно, что его стиль мышления и учебы разительно отличается от свойственного большинству его сверстников. Например, ему нравилось решать сложные математические задачи, а вот с легкими, как раз, было нелегко справиться.17

       Позднее Эйнштейну доводилось совершать простейшие математические ошибки в некоторых из своих важнейших работ. Среди его многочисленных ошибок можно отметить семь серьезных оплошностей в каждой из версий теории относительности; неточности, связанные с синхронизацией часов во время проведения различных экспериментов; а также массу ошибок в математических и физических расчетах, используемых для определения вязкости жидкостей.18

       Можно ли считать Эйнштейна из-за его ошибок неудачником? Едва ли. Самое главное, что он не позволил этим ошибкам его остановить. Он продолжал экспериментировать, внося весомый научный вклад в исследуемые области. Широко известна его фраза: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал ничего нового». Более того, никто не помнит, что он совершал ошибки – он остается в нашей памяти из-за своих достижений.

       Итак, почему мы же так боимся ошибиться? Возможно, корни этого страха уходят еще в школу, где нас судили, исходя из количества найденных ошибок, и их наличие в каждом конкретном тесте показывало, сдали мы его или нет. Если возле классной доски мы давали неверный ответ, то обычно так смущались, что впоследствии большинство учеников никогда сами не тянули вверх руки. К сожалению, ошибки редко используются в качестве особого инструмента для обучения; в основном, их используют, как способ измерения способностей ученика. Если вы делаете много ошибок, то не проходите тест и проваливаете урок – все, иного не дано.

       Нам нужно это изменить. Слишком многие из нас даже не пытаются воспользоваться всей полнотой своих способностей, боясь допустить ошибку. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки, как доказательство неудачи, оценивайте их, как подтверждение того, что вы стараетесь двигаться вперед.

       Бет Комсток, бывшая вице-председатель «General Electric», и ее команда поняли это, когда компании пришлось отказаться от новой продуктовой линейки, в которую уже были вложены инвестиции. Комсток, написавшая книгу «Представьте себе это: мужество, креативность и сила перемен», часто говорит о том, что сейчас от бизнеса и работающих в нем людей постоянно требуется, чтобы они быстрее адаптировались к постоянно изменяющейся обстановке.19 Она размышляет о том, как вместе со своей командой смогла научиться считать допущенные ошибки не провалами, а некими важными уроками, которые позволили разработать новые продуктовые линейки и принести, таким образом, компании успех.20 Вместо того, чтобы зацикливаться на ошибках, они начали спрашивать себя, какой урок можно из них почерпнуть.

       Истина: ошибки вовсе не означают неудачу. Это признак того, что вы пробуете что-то новое. Вы можете считать, что обязаны быть совершенными, но жизнь не предназначена для того, чтобы постоянно на кого-то равняться; речь идет о том, что надо сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. Когда вы учитесь на своих ошибках, это позволяет вам стать лучше.

       Также, важно помнить, что вы не тождественны вашим ошибкам. Они ничего не говорят о вашей личности. Очень просто сделать вывод, что вы бесполезный человек, но важно знать – это вы делаете ошибки, а не они вас. Представьте себе, что ошибки это ступеньки, и используйте их, чтобы подняться на следующий уровень. Важно не то, как мы совершаем ошибки, а то, как мы с ними справляемся.

       Новое убеждение: неудач не существует. Кроме неудачи в учебе.


       Обман № 4: Знание – сила

       Мы все слышали фразу «знание – сила», обычно ее используют в качестве аргумента, что только знание может дать нам силу. Возможно, вы также слышали, как в нее вкладывают противоположный смысл: что информацию надо скрывать от других людей, например, во время ведения переговоров. Хотя выражение «знание – сила» обычно приписывают сэру Фрэнсису Бэкону, впервые оно было письменно зафиксировано Томасом Гоббсом, которому в юные годы довелось поработать секретарем Бэкона – в 1651 году он в своем сочинении «Левиафан» использовал фразу «scientia рotentia est», что на латыни означает именно «знание – сила». Впоследствии он расширил значение этого выражения в своей книге «De Corpore», 1655-го года издания. Однако эта фраза Гоббса изначально была длиннее, к сожалению, все больше и больше укорачиваясь в трудах последователей. В оригинале Гоббс писал следующее: «Конец знания – власть; смысл создания теорем в построении задач; наконец, возможности всего предположения – выполнение некоторого действия, или вещи, которая будет сделана» (последние слова выделены особо).21

       Другими словами, знания важны, но для того, чтобы они стали силой, требуется «выполнение некоторого действия». И вот тут современное общество застряло намертво. Как я уже писал ранее, нас просто заливает потоками информации. У нас есть доступ ко всем возможным знаниям, обширнее, чем когда-либо за всю историю человечества, но из-за переизбытка информации пользоваться им становится все труднее.

       Я привык верить в этот миф. Когда я был «мальчиком, у которого проблемы с мозгами», все, чего мне хотелось – это иметь возможность учиться так же, как остальные дети в моем классе. Однако, добившись этого, я быстро осознал, что само обладание знаниями никак не отличает меня от остальных людей – дело в том, как я их использую.

       Истина: знание – не есть сила. Оно обладает всего лишь потенциалом превратиться в силу. Вы можете прочитать эту книгу от корки до корки, но если ничего не осознаете и не станете применять полученные знания на практике, это окажется абсолютно бесполезным делом. Все книги, интернет-подкасты, семинары, онлайн-программы и вдохновляющие посты в соцсетях не подействуют, пока вы не заставите свои знания работать.

       Непринужденно рассуждать о том, как правильно учиться легко, но я бы хотел, чтобы вы не просто сотрясали воздух, а показали мне, что вы выучили. Дела говорят больше, чем слова. Не обещай, а сделай. Результат твоих действий говорит сам за себя.

       Новое убеждение: Знание × Действие = Сила.


       Обман № 5: Изучать что-то новое – очень сложно

       Когда мы слышим слово «учеба», то обычно думаем о школе. Мало у кого из нас остались приятные воспоминания об этом месте. Даже если с учебой у нас все было в порядке, помимо этого, школа являлась площадкой для подросткового созревания, где мы впервые ощутили романтическую любовь (вероятно, неразделенную) и где терзались от невероятной скуки. А те, кому учеба давалась с трудом, навсегда набрались там чувства стыда и непреходящего ощущения, что они слишком глупые, чтобы достойно овладевать знаниями. Неудивительно, что когда мы думаем об учебе, то в голову к нам приходят лишь мысли о проблемах и неурядицах.

       Кэрол Грейдер – американский молекулярный биолог, получившая в 2009 году Нобелевскую премию за участие в открытии, которое доказало, что теломеры[51] с возрастом подвержены изменениям. Это открытие дает огромные возможности для понимания того, как бороться с раковыми заболеваниями.22 Грейдер обладает различными научными степенями, являясь заслуженным профессором Университета Блумберга и профессором колледжа Дэниела Натанса; также она занимает пост директора по молекулярной биологии и генетике в университете Джона Хопкинса. Казалось бы, человек с такой выдающейся карьерой, должен был с легкостью пройти через школу, но только не в ее случае.

       «Когда я училась в начальной школе, меня считали косноязычной девочкой, думая, что я вообще с трудом разговариваю, поэтому меня отдали в корректирующий класс», – вспоминает Грейдер. – «Я помню, как вошел учитель, забрал меня из общего класса и отвел в отдельный кабинет. Конечно же, мне тогда показалось, что я чем-то хуже, чем остальные дети».23

       Оказалось, что она страдает дислексией. Это означает неспособность к обучению, которая влияет на области мозга, отвечающие за вербальные навыки. Люди с дислексией имеют проблемы с идентификацией вербальных звуков, а также соответствующих им букв и слов, что приводит к трудностям с чтением и иногда – с речью.24 Грейдер считала себя тогда глупой, вся ситуация, по ее словам, была крайне тяжелой, однако она не сдавалась.

       «Я задумалась, чем можно компенсировать мои недостатки. Я очень хорошо научилась запоминать информацию, поскольку мне было крайне тяжело говорить. Поэтому, позднее, когда начались уроки химии и анатомии, где нужно было запоминать много материала, оказалось, что я неплохо с этим справляюсь. Я никогда не планировала никакой карьеры. На мне всегда были своего рода шоры, из-за которых мне пришлось пережить массу трудностей. Однако я просто шла вперед. Мне помог рано приобретенный навык приспосабливаться».25

       Поначалу в школе ей было тяжело, но она нашла способы компенсировать свою болезнь, благодаря способности адаптироваться; она научилась решать проблемы, и не просто училась, но смогла внести вклад в исследования, которые изменили наше понимание проблемы раковых заболеваний. Учеба давалась Грейдер нелегко, однако ей удалось преодолеть проблемы с дислексией. В конце концов, дело не в том, насколько ты умен, а в чем заключается твой ум. Поскольку Грейдер удалось решить проблемы, связанные с процессом обучения, сейчас у нее блестящая карьера и работа, которая оказывает прямое воздействие на наш мир.

       Суть в том, что учиться это не всегда легко, однако результат с лихвой оправдывает затраченные усилия. На самом деле, обучение должно предполагать некоторый элемент дискомфорта; в противном случае, вы будете просто усиливать те навыки и знания, которыми уже обладаете. Если вы когда-нибудь пытались резать дерево тупым лезвием, то знаете, что для выполнения этой задачи требуется гораздо больше времени и энергии, чем, если бы ваш нож был хорошо заточен. Во многом отсутствие мотивации или неадекватные образовательные методы точно так же вас замедляют, заставляя считать, что учеба это слишком сложный процесс (мы расскажем вам чуть позже, как справляться с подобными проблемами).

       Нужно двигаться вперед маленькими, простыми шагами. Представьте себе камнереза. Кажется, что он может сидеть и стучать по куску камня целую вечность, делая небольшие сколы и выбоины то тут, то там. Но однажды камень вдруг возьмет и треснет. Разве это стало результатом только одного удара? Нет, камень раскололся в результате долгих и упорных усилий мастера.

       Подходите к своему обучению как этот камнерез. Это потребует от вас терпения, позитивного настроя и умения приспосабливаться к собственным потребностям. Если вы представляете собой тот тип ученика, которому лучше всего удается грызть гранит науки с книгой в руках, то это просто чудесно. Однако, если вы уже знаете, что это не ваш метод, то зачем себя зря мучать?

       Ищите другие способы учебы, которые будут для вас эффективны. Имейте в виду, что чрезмерно трудно не будет, но определенные усилия потребуются – хотя, возможно, вовсе не так много, как вам кажется. Главное, делать все последовательно. Вам нужно иметь недюжинное терпение, чтобы возвращаться к изучаемому предмету снова и снова. Сделав это, вы не только сможете пожинать плоды своих с таким трудом обретенных знаний, но сможете с еще большим рвением рваться вперед.

       Истина: иногда учиться чему-то новому – это нелегкая задача. Важно понять, что обучение представляет собой набор методов, процесс, который однозначно может быть проще, если вы знаете, как учиться.

       Новое убеждение: когда вы открываете для себя новые способы обучения, это может стать веселой, простой и гораздо более приятной задачей.


       Обман № 6: Критика со стороны окружающих имеет значение

       Несколько лет назад я был главным докладчиком на мероприятии, организованном «Deepak Chopra». Закончив свое выступление, я сел в зале, чтобы посмотреть остальную часть программы. К моему удивлению, надо мной тут же нависла чья-то высокая фигура, и когда я поднял голову, то увидел, что это один из моих любимых актеров – Джим Керри. За этим последовал серьезный разговор в холле об особенностях творческого метода. На каком-то этапе он произнес: «Джим, я сейчас работаю над фильмом “Тупой и еще тупее – 2”, и мне нужно хорошенько прокачать ум, чтобы сыграть своего туповатого героя».

       Несколько недель спустя я провел целый день у него в гостях. Во время одного из перерывов, когда мы готовили гуакамоле[52] (одно из моих любимых блюд, хорошо влияющее на работу мозга), я поинтересовался у него: «Почему ты занимаешься актерским искусством? Ты уникальный актер, и смотришься в кадре довольно экстремально». На что Джим ответил: «Таким образом я хочу дать людям возможность побыть самими собой. Самая большая чушь в мире – это то, что люди ограничивают себя и постоянно бьют себя по рукам, боясь, что о них подумают другие». Такое мироощущение для Джима сродни личной религии; он называет это «освобождением людей от чувства беспокойства». Он подробно остановился на этом во время своего выступления в Международном университете Махариши:

       «Целью моей жизни всегда было освобождение людей от беспокойства… Как я могу помочь миру? В чем нуждаются люди, и как мой талант мог бы им помочь? Все, что от тебя требуется – выяснить это… То, как вы влияете на других людей, это ваше самое ценное достояние. Все вещи, которые вы приобретете в жизни, так или иначе, сгниют и развалятся, а останется после вас только то, чем было богато ваше сердце».26

       Самые быстро схватывающие знания ученики это дети, и отчасти так происходит потому, что им все равно, что о них думают окружающие. Им не стыдно потерпеть неудачу. Они триста раз упадут и столько же раз встанут, обучаясь ходьбе, и совершенно не будут этого стесняться – они просто знают, что хотят научиться ходить. Взрослея, нам все труднее оставаться столь же открытыми всему новому. Мы могли бы брать уроки пения или пойти на курсы программирования, но стоит нам взять фальшивую ноту или раз ошибиться на занятиях, как мы сразу зажимаемся и все бросаем.

       Отчасти стать безграничным – значит перестать бояться критики других людей. История изобилует примерами тех, кто смог преодолеть негативные суждения окружающих. Братья Райт совершили свой невероятный подвиг, заставив механический аппарат подняться в воздух – хотя никто в это не верил. Когда они вернулись домой после своего первого полета 17 декабря 1903 года, их встречали вовсе не с духовыми оркестрами, подарочными сигарами и восторженными транспарантами. Им пришлось столкнуться с откровенным недоверием.

       Их биограф, Фред Келли, писал, что соседям братьев было трудно поверить в случившееся. Один из них сказал: «Я знаю, что вы, парни, говорите правду, и если утверждаете, что летали по воздуху, то так оно и было. Но там, на побережье Каролины, особые условия, они-то вам и помогли. Конечно же, больше вы нигде не смогли бы это сделать».27

       Не самая восторженная реакция, согласитесь?

       Газеты и СМИ тоже ничего не писали об их достижениях. По словам Келли, известные ученые того времени уже доходчиво объяснили, почему человек не может летать, поэтому ни один газетный репортер не взялся бы за эту историю, опасаясь возможного унижения.28* Ни один редактор не хотел печатать статью, в которой бы прямо опровергались заявления уважаемых ученых о том, что полет невозможен с научной точки зрения. Впрочем, отсутствие общественного признания ничуть не беспокоило братьев Райт. Они знали, что им предстоит еще серьезно потрудиться, поэтому приступили к совершенствованию своего летательного аппарата, который, в конечном итоге, получил заслуженное признание.

       Большинство из нас боятся мнения окружающих, даже просто задумываясь о том, чтобы попробовать что-нибудь новое. История братьев Райт показывает, что общественное мнение ужасно нас подавляет, и людям трудно примирить собственное понимание пределов возможного с реальностью.

       Истина: строить желанную для себя жизнь может быть довольно страшно. Но знаете, что страшнее? Сожаление. Однажды мы все сделаем последний вздох, и в этот момент мнение окружающих и ваши страхи уже не будут иметь никакого значения. Что будет важно, так это то, как вы прожили отмеренный вам кусок жизни. Не принимайте критику от тех, к чьим советам вы не согласились бы прислушаться. Вы никогда не узнаете масштабы своего потенциала, пока не отбросите прочь собственные несправедливые суждения о своих возможностях. Не позволяйте мнению и ожиданиям других людей определять или разрушить вашу жизнь.

       Новое убеждение: вы не обязаны испытывать симпатию, любить или уважать меня. Этим должен заниматься прежде всего я сам.


       Обман № 7: Гениями рождаются

       Сегодня Брюс Ли известен, как кинозвезда, философ и один из самые искусных бойцов боевых искусств в истории спорта. Однако, учитывая его жизненный путь, вы бы никогда не посулили ему в будущем статус иконы, если бы считали, что гениальность дается от рождения.

       Семья Ли переехала из Сан-Франциско в Гонконг вскоре после его рождения.29 Не успели они обосноваться на новом месте, как Гонконг был оккупирован Японией, что сделало его весьма политически- и социально-бурным местом для растущего ребенка. В юношеском возрасте Ли столкнулся с трудностями жизни в статусе абсолютного аутсайдера. Он не был чистым китайцем, поэтому ученики в школе над ним насмехались. Он также не был британцем, как другие дети в его частной школе, поэтому над ним часто издевались, обзывая «азиатом». Он жил в постоянном напряжении, поэтому стал драться, чтобы силой отстоять свое достоинство.30 Драки стали неотъемлемой частью его жизни. Оценки он получал низкие, в школе ему приходилось часто драться, из-за чего его перевели в другое начальное заведение.

       Когда Ли было 13 лет, он встретил своего учителя Ип Мана, который научил его искусству вин-чун[53]. Вскоре он был принят в школу этого знаменитого мастера и начал изучать стиль кунг-фу. Как и в обычной школе, над ним по прежнему издевались китайские дети, которые считали, что он недостаточно похож на них, и поэтому недостоин изучать технику этого боевого искусства. Ему постоянно приходилось доказывать свою состоятельность, и вскоре драки с обидчиками плавно перетекли на городские улицы. Постоянное внутреннее напряжение в сочетании с разгулом в Гонконге уличной преступности привело к тому, что драки стали отнимать у Ли гораздо больше времени, чем учеба. В итоге он заработал себе репутацию крепкого орешка, благодаря постоянной готовности вступить в драку и склонности к этому занятию.

       После одного особенно жестокого уличного боя высокопоставленный полицейский офицер пришел к родителям Ли и объявил, что их сын будет арестован. Мальчик, которого он избил прошлой ночью, был сыном этого самого полицейского. Отец Ли быстро договорился, чтобы Ли смог вернуться в Америку; в конце концов, у него все еще оставалось американское гражданство. И вот, Ли уехал всего со 100 долларами в кармане. «Как и большинство китайских детей, которые только что спустились с борта корабля, моей первой работой было мытье посуды»,31 – отмечал Ли в одном из поздних интервью. Он брался за самые странные предложения о работе, чтобы зарабатывать на жизнь, и в конечном итоге стал преподавать боевые искусства.

       Ли был не просто талантлив – он хотел учить других людей, и принимал всех, кто приходил к нему в качестве ученика, независимо от расы или происхождения. Вскоре это стало раздражать представителей китайской общины в Окланде, которые считали, что этим искусствам не следует учить иностранцев. В конце концов он был вынужден защищать свое право на преподавание боевых искусств. Китайские традиционалисты бросили ему вызов, сказав, что если он выиграет, то сохранит свою школу. Однако, если он проиграет, то будет вынужден закрыть ее, и навсегда прекратит обучать людей боевым искусствам за пределами своей этнической группы.

       Стиль Ли отличался от любой общепринятой в то вре<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.