Глава 3. Ваш безграничный разум — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 3. Ваш безграничный разум

2023-02-03 47
Глава 3. Ваш безграничный разум 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Возможно, читатель, ты сейчас думаешь: «Эй, Джим, я прекрасно понимаю, что ты пытаешься донести мне, рассказывая о технологиях. Мне не хотелось бы от них отказываться, но сейчас я ощущаю себя более уставшим, рассеянным и забывчивым, чем когда-либо». Так вот, у меня для вас есть хорошая новость – вы родились, уже обладая самой совершенной технологией на свете, величайшей сверхспособностью.

       Давайте хотя бы на мгновение задумаемся о том, какая необычная штука этот наш мозг. Он генерирует до 70 000 мыслей в день. Он работает со скоростью самого быстрого гоночного автомобиля. Он так же индивидуален, как ваши отпечатки пальцев – во вселенной нет двух одинаковых мозгов. Он обрабатывает информацию значительно быстрее любого из существующих компьютеров, обладая практически бесконечной емкостью. Даже если он поврежден, человек может оказаться гением, а если у кого-то останется только одно мозговое полушарие, он продолжит вести нормальную, полноценную жизнь.

       Существует удивительное множество доказывающих этот тезис историй. Вроде той, которая рассказывает о лежащем в коме пациенте, который, однако, умудрился придумать, как ему общаться с лечащим врачом. Или о той женщине, которая могла вспомнить даты всех важных событий, начиная с двенадцати лет. Или о бездельнике, который стал математическим гением, получив удар по голове во время пьяной потасовки в баре. И это вовсе не небылицы из фантастических книжек или супергеройских комиксов, нет. Это всего лишь примеры того, какие экстраординарные способности таятся в той удивительной биологической машине, что расположена в вашей черепной коробке.

       Большую часть ее возможностей мы принимаем как должное. Давайте просто представим себе, чем обладает «средний» человек, не прилагая к этому никаких особых усилий. К первому году жизни вы уже можете ходить, а это непростая задача, учитывая, сколько для ее осуществления задействуется сложных неврологических и физиологических процессов. Примерно через год, вы узнаете, как общаться при помощи слов, используя язык. Вы узнаете десятки новых слов и их значений ежедневно, продолжая это делать вплоть до поступления в первый класс школы. И одновременно с приобретением коммуникативных навыков, вы также учитесь рассуждать, вычислять и анализировать бесконечное число сложных концепций – и все это только для того, чтобы прочитать одну страницу учебника или высидеть урок!

       Наш мозг – это то, что отличает нас от остального животного мира. Только задумайтесь: мы не умеем летать, мы не особенно сильны или быстры, мы не можем сравниться в ловкости с некоторыми животными, мы не в состоянии дышать под водой. Если судить с точки зрения большинства чисто физических функций, то мы весьма средние создания. Но благодаря силе нашего мозга мы стали доминировать на этой планете среди всех остальных созданий. Используя невероятную силу разума, мы изобрели способы, позволяющие нам исследовать океанские глубины, перемещаясь в них словно рыба, поднимать тонны веса, как слон, и даже летать подобно птицам. Да, наш мозг это настоящий дар.

       Мозг настолько сложен, что об окружающей вселенной мы знаем намного больше, чем об особенностях его работы; при том, что за прошедший десяток лет узнали об этом больше, чем за всю предыдущую историю человечества. И узнаем еще больше, когда эта книга выйдет из печати и попадет на книжные полки. Наше понимание особенностей работы мозга постоянно совершенствуется, и нет никаких сомнений, что текущий объем знаний о нем – всего лишь крохотная часть того, что нам еще предстоит изучить. Но то, что уже известно, просто ошеломляет. Итак, давайте отправимся в путешествие по вашему «безграничному» мозгу.

       Мозг является частью центральной нервной системы (ЦНС). Так же, как диспетчерская башня в аэропорту, мозг выступает в качестве «центра управления полетами», командуя входящими и исходящими пакетами информации, процессами и импульсами. Он делится на три основных отдела: мозговой ствол, мозжечок (cerebellum) и кору головного мозга (cerebral cortex). Последние два отдела имеют в названии корень «cere», что в переводе с латыни означает «воск», из-за их схожести с пчелиным воском. Мозг состоит из жира и воды, весит почти полтора килограмма и дает нам невероятную силу и способности.1

       Мозговой ствол управляет нашими основными жизненными функциями, такими как дыхание, поддержание ровного сердечного ритма, импульсы поесть или заняться сексом; также он отвечает за реакцию на вызовы вроде «сражайся или беги». Он расположен в верхней части позвоночника, у основания черепа, глубоко укоренившись в мозге. Расположенный в задней части мозга, мозжечок отвечает за наши способности к движению и координации. Появляется все больше доказательств того, что он также принимает участие в процессе принятия решений. Кора головного мозга является самым большим отделом нашего мозга, где концентрируется бо́льшая часть сложных мыслительных процессов, кратковременная память и сенсорная стимуляция. Она делится на затылочную, теменную, височную и лобную доли. Наши лобные доли – это место, где базируется большая часть нашего мышления: оттуда проистекают логика и креативное начало.

       Мозг разделен на два полушария, которые соединяет мозолистое тело, действующее по принципу пучка телефонных проводов между долями – оно транслирует в обе стороны сообщения. Прямо сейчас у вас работает около 86 миллиардов нейронов (также называемых мозговыми клетками), которые действуют сообща, пока вы читаете эти страницы и усваиваете полученную информацию.2 Эти нервные сигналы направляются в мозг, где принимаются нейромедиаторами[23], которые затем передают сообщение другим нейромедиаторам или вообще отсекают сообщение, если этого требует ситуация.

       Мы привыкли считать, что достигаем неврологического пика в конце подросткового возраста, после чего наш мозг уже не развивается – наоборот, лишь постепенно ухудшается. Теперь мы знаем, что это далеко от истины. Наш мозг обладает способностью к нейропластичности, а это значит, что он может меняться и формироваться в зависимости от наших действий и воздействия внешней среды. Мозг всегда меняется, приспосабливаясь к вашему окружению и требованиям, которые вы к нему предъявляете.

       Поскольку наш мозг подвержен влиянию генов и зависит от окружающей среды, то у каждого из нас он уникален. Это как в случае со снежинками: в природе не найти двух одинаковых. Каждый мозг подстраивается под нужды своего владельца. Возьмем, к примеру, кого-нибудь, воспитанного в среде, полной стрессов: бедность, нехватка еды или опасное социальное окружение. У этого человека будет совсем другой мозг, чем у счастливчика, росшего в комфортном, богатом и безопасном окружении. Однако, прежде, чем спешить с выводом, что одна среда может быть «лучше», чем другая, и порождает мозг, который лучше функционирует, я предлагаю вам рассмотреть этот вопрос внимательнее.

       Как я уже отмечал ранее, мозг способен приспосабливаться, а это означает, что каждый из нас может его изменить в любой момент. Легко предположить, что человек, выросший в более напряженной и тяжелой обстановке, может не раскрыть в полной мере свой потенциал, поскольку его мозг развивался в суровых условиях. Однако, все больше фактов свидетельствует о том, что эти люди могут добиваться процветания и достигать больших успехов благодаря мышлению, которое вынужденно формировалось в столь неблагоприятной среде. Учитывая истории успеха немалого количества людей, которым довелось преодолеть издержки воспитания в сложных условиях, можно сделать вывод, что трудное детство или проблемы с воспитанием воспитывают стойкость, которая может входить в числе тех факторов, что способствуют достижению успеха.

 
Что такое нейропластичность?

       Что нам может дать исследование работы мозга лондонских таксистов?

       Этот вопрос принадлежит нейробиологу Элеоноре Магуайр из Университетского колледжа Лондона, поскольку именно она изучила огромное количество информации, хранящейся в мозгах городских таксистов, которая получила соответствующее обозначение: «Знание». Чтобы получить соответствующую лицензию, претенденты путешествовали на мопеде по определенному району города – в пределах 10-километрового радиуса станции Чаринг-Кросс – от трех до четырех лет, пытаясь запомнить лабиринт из 25 000 улиц, а также тысячи расположенных там достопримечательностей. Но даже после столь интенсивной подготовительной работы, только около 50 % претендентов успешно сдавали лицензионные экзамены. Возможно, подумала Магуайр, успешные кандидаты имеют более развитый гиппокамп (hippocampi)[24].

       Магуайр и ее коллеги обнаружили, что лондонские таксисты действительно обладают «большим количеством серого вещества в задних отделах гиппокампа, чем люди схожего возраста, образования и интеллекта, которые не работают в службе такси». Другими словами, у таксистов оказались более развиты центры памяти, чем у их сверстников. «Создается такое впечатление, что чем дольше человек работал в такси, тем более развитым оказывался его гиппокамп, словно мозг расширялся, дабы приспособиться к когнитивным требованиям навигации по улицам Лондона».3

       Исследование лондонских таксистов – это убедительный пример нейропластичности мозга или, иными словами, его способности реорганизоваться и трансформироваться в процессе обучения и получения нового опыта. Из-за того, что лондонским таксистам постоянно приходится осваивать новые маршруты, у них в мозгу образуются новые нейронные связи. Эти связи изменяют саму структуру и объем головного мозга, что является удивительным примером того, насколько безграничны его возможности.

       Нейропластичность, также называемая пластичностью мозга, означает, что каждый раз, когда вы узнаете что-то новое, ваш мозг создает новую синаптическую связь[25]. И каждый раз, когда это происходит, ваш мозг физически меняется – он обновляет свое «оборудование», чтобы должным образом отражать новый уровень сознания.

       Нейропластичность зависит от способности наших нейронов расти и устанавливать связи с нейронами в других частях мозга. Она работает путем создания новых связей и укрепления (или ослабления, в зависимости от обстоятельств) старых.4

       Наш мозг крайне податлив. Он обладает невероятной способностью постепенно изменять свою структуру и организацию путем формирования новых нейронных связей, когда мы испытываем новые ощущения и обучаемся чему-то новому. Таким образом, он приспосабливается к новым условиям. Понятие нейропластичности помогает объяснить, как это работает. Исследователи считают, что любой мозг обладает необходимой гибкостью, что сложные сети взаимосвязанных нейронов могут быть перекоммутированы для формирования новых связей. Иногда это означает, что мозг может компенсировать потери, когда одно полушарие учится функционировать, замещая второе. Как в случае с перенесшими инсульт людьми, у которых получается восстановить функции своего мозга, или с теми, кто обычно склонен все откладывать на потом, терзаться негативными мыслями или безудержно поглощать «мусорную» еду, а потом они вдруг меняют свои привычки и, таким образом, трансформируют свою жизнь.

       Если обучение создает новые связи, то запоминание способствует поддержанию этих связей. Когда у нас возникают проблемы с памятью, вероятно, это является следствием разрыва связей между нейронами. В процессе обучения, когда у вас не получается что-то вспомнить, считайте, что у вашего мозга не получается создать связь между изучаемым предметом, уже имеющимися знаниями и пониманием того, как вы будете использовать эти знания в дальнейшей жизни.

       Например, если вы чувствуете, что полученные знания имеют некую ценность на данный момент, но использовать их вам никогда не придется, вряд ли они отложатся у вас в памяти. Точно так же, когда вы узнаете что-то не имеющее для вас особой ценности, ни для жизни, ни для работы, то вполне вероятно, что ваш мозг не будет хранить эту информацию. Это нормально, когда в памяти присутствуют некоторые провалы – мы ведь люди, а не роботы. Но если мы принимаем их как должное, мол, «что поделать, память дырявая» или «я не шибко умен, чтобы все запомнить», тогда это отрицательно влияет на нашу способность учиться и развиваться. Другими словами, предубеждения, которые формируются в ответ на огрехи памяти, наносят гораздо больше вреда, чем сами проблемы с запоминанием. Такое отношение к себе лишь укрепляет ограничивающие предубеждения, но никак не способствует распознаванию ошибок и получению необходимой информации.

       Какое значение это несет для процесса обучения? Пластичность означает, что вы может формировать и изменять ваш мозг в соответствии с собственными желаниями. Это словно тренировка памяти – когда вы знаете, как помочь вашему мозгу принять, раскодировать, обработать и консолидировать поступающую информацию. Это означает, что всего лишь несколько простых изменений, – например, смена окружающей среды, системы питания или занятий, – позволят вам резко изменить формат работы вашего мозга. Я поделюсь с вами этими полезными советами в Части VIII.

       Если вкратце, пластичность означает, что ваши способности к обучению, да и вообще вся ваша жизнь – вовсе не неизменны. Вы можете жить, творить, обладать и делиться чем угодно, когда оптимизируете и перепрограммируете свой мозг. Любые ограничения испаряются, как дым, когда вы используете правильное мышление, мотивацию и методы.

 
Ваш второй мозг

       Мои студенты рассказывают, что когда они узнают о бездонных возможностях мозга, у них происходит полное переосмысление жизненных ценностей, а самооценка вырастает буквально в одночасье. И вот еще хорошие новости: вы не ограничены одним лишь только мозгом, у вас есть еще второй – и это ваш кишечник. У вас когда-нибудь было такое ощущение, которое можно емко описать фразой «нутром чую»? Тот момент, когда вы просто знали, что происходит? Если когда-нибудь у вас появлялось такое ощущение, «нутром чую», вы не задавались вопросом, в чем причина его возникновения? Сокрытый в стенках пищеварительной системы, этот «кишечный мозг» произвел революцию в понимании медициной взаимосвязи между пищеварением, настроением, здоровьем и даже мышлением.

       Ученые называют этот маленький мозг кишечной нервной системой (КНС). И ее масштабы впечатляют. КНС – это два тонких слоя из более чем ста миллионов нервных клеток, которыми полностью выстлан желудочно-кишечный тракт от пищевода до прямой кишки. Наука только начинает подходить к пониманию того, как работает ось «мозг/кишечник» и какое влияние она оказывает на наше мышление, настроение и поведение. Возможно, вы слышали, как ее называют «кишечно-мозговое взаимодействие». В последнее десятилетие мы обнаружили, что кишечник оказывает огромное воздействие на работу нашего мозга. Можно сравнить это с тем, как функционирует дерево. Корни впитывают жизненно важные питательные вещества из воды и почвы, а также сообщаются с другими растениями. Эти питательные вещества затем поднимаются в ствол, позволяя ему расти и укрепляя, а также снабжая дерево всеми необходимыми элементами, чтобы ветви выпускали каждую весну новые листья, которые, в свою очередь, впитывают солнечный свет – другой источник энергии.

       Точно так же, те питательные вещества, которые мы принимаем, всасываются через стенки кишечника. Мы употребляем эти вещества, чтобы в дальнейшем питать ими наш мозг.

       Хотя весит он немного, по сравнению с остальным телом, но забирает себе двадцать процентов потребляемой нами энергии, поэтому питательные вещества играют огромное значение в повседневной работе мозга.


 


       Кишечник выстлан слоем ткани из более чем ста миллионов нервных клеток, которые являются неотъемлемой частью КНС. Когда ребенок растет в материнской утробе, КНС и ЦНС развиваются из одной и той же ткани, оставаясь на связи благодаря особому блуждающему нерву. Во многом две эти системы очень похожи. Они обе используют много нейромедиаторов, в том числе серотонин, дофамин и ацетилхолин. Касательно ЦНС мы привыкли к мысли о том, что каждый из нас рождается с определенным количеством клеток – и это верно. Но, как и в случае с мозгом, теперь мы знаем, что КНС создает новые нейроны в течение всей нашей жизни и может восстанавливаться в случае получения каких-либо повреждений.5 Кишечник состоит из нейронов, а также из целой сети бактерий, которые образуют так называемый микробиом, и каждый из нас может похвастаться собственным уникальным микробиомом.

       Более того, способ взаимодействия этих нервных клеток поразительно напоминает тот, которым пользуются клетки мозга. В 2010 году невролог Диего Бооркез из Университета Дьюка обнаружил, что энтероэндокринные клетки кишечника имеют своеобразные отростки-«ножки», напоминающие синапсы, которыми нейроны пользуются для общения. Это заставило Бооркеза задаться вопросом – не могут ли эти клетки «общаться» посредством сигналов, как это делают нейроны? Он предположил, что если это предположение верно, то для этих целей должен использоваться блуждающий нерв, который соединяет кишечник и ствол мозга.6 Дальнейшие исследования показали, что клетки кишечника используют блуждающий нерв, чтобы отправлять сигналы в мозг, поскольку таким образом скорость их прохождения быстрее, чем через кровеносную систему.

 Командная работа

       Особенности взаимодействия между мозгом и кишечником еще изучаются, но кажется, что они функционируют очень схожим образом, работая в тандеме. «Малый» мозг в сочетании с «большим» отчасти определяют наше психическое состояние. Когда у вас возникает внутреннее ощущение, что что-то идет не так, или, наоборот, ваше чутье подсказывает, что надо поступать так, а не иначе – следует понимать, что это не просто какое-то суеверие: просто вы обладаете способностью по-своему интерпретировать происходящие события и полагаетесь на предупреждения, поступающие от вашего мозга. Более того, поглощая некачественную пищу, вы насыщаете свой мозг плохим «топливом».

       В этот самый момент ваш кишечник переваривает поглощенную ранее пищу, снабжая мозг полезными веществами. Одновременно какая-то часть вашего мозга ощущает прикосновение бумажных страниц этой книги к кончикам пальцев (либо поверхность экрана вашей «читалки», смотря что вы предпочитаете), испытывает ощущение комфорта от мягкого кресла, в котором вы расположились, и контролирует происходящее вокруг, чтобы убедиться, что вы в безопасности. Другая часть вашего мозга воспринимает окружающие вас запахи, может быть, это кофе, духи или запах перелистываемых книжных страниц. Еще одна часть вашего мозга поглощает слова-символы с этих страниц, расшифровывая их смысл, который затем обрабатывается и сохраняется в кратковременной памяти, откуда позже он будет отправлен в долговременную память (при соблюдении должных условий, до сути которых мы скоро доберемся).

 
Ответ лежит на поверхности

       Если наш разум обладает такой огромной силой, почему же нам тогда так тяжело живется? Если мозг действительно настолько великолепен, почему нас так сильно терзают усталость, рассеянность, забывчивость и ощущение неадекватности всего происходящего? Как можно сопоставить эту интеллектуальную мощь с тем фактом, что в временами нам тяжело даже просто вспомнить чье-то имя или делать какие-то элементарные вещи? Ответ столь прост, что лежит на поверхности: нас просто неправильно учили.

       Подкиньте человеку какую-нибудь хорошую идею, и его день заиграет яркими красками. Обучите его науке учиться, и он сам раскрасит в них всю свою жизнь.

       Школа – это отличное место для учебы. Там нам объясняют, что нужно учить, как это делать и как запоминать полученные знания. Однако, этого недостаточно. В своей основополагающей книге по образованию, «Творческие школы», сэр Кен Робинсон[26] утверждает следующее: «Одно из моих глубочайших убеждений заключается в том, что, хотя системы образования во всем мире реформируются, многие из этих реформ продиктованы интересами политиков и бизнесменов, которые имеют в корне неверное представление о том, как действительно учатся обычные люди и каким образом выстроена работа великих школ. В результате, наносится удар по жизненным перспективам бесчисленного множества молодых людей. Рано или поздно, к добру или к худу, но это повлияет на вашу жизнь или жизнь кого-то, кто вам небезразличен».7

       Я думаю, что это уже повлияло на вас и всех ваших близких. Как вам уже известно, мой собственный опыт общения с образовательной системой был трудным, хотя я признаю, что мои личные обстоятельства были довольно неординарными. На самом деле, даже если бы я не получил ту роковую травму в детском саду, то, вероятно, все равно получил бы от учебы в школе гораздо меньше пользы, чем мог бы получить в идеале.

       Единственный способ победить – это учиться быстрее всех остальных.

 Эрик Рис[27]

 


       Я уверен в этом, поскольку очень мало школ в мире имеют в своей образовательной программе такой предмет, как «Наука учиться». Да, они обеспечат нас информацией. Познакомят с великими литературными произведениями и с личностями, которые изменили ход истории. Oни будут тестировать нас, – иногда до бесконечности, – чтобы определить, можем ли мы повторить то, чему нас учили. Но во всем этом не будет ни крупицы знания о том, как нам самостоятельно учиться, чтобы обогащать свой разум, открывать новые концепции и по-настоящему впитывать знания, важные для нашей повседневной жизни.

       Не поймите меня неправильно, я вовсе не собираюсь обвинять учителей, которые в поте лица учат наших детей. На мой взгляд, учителя – это одни из самых заботливых, отзывчивых и умных членов нашего общества. На самом деле, моя мама стала учителем именно после того, как я получил черепно-мозговую травму, из-за которой мне было так трудно – она захотела помочь мне и другим детям, оказавшимся в схожей ситуации. Проблема заключается в устаревшей образовательной системе, в которой учителя вынуждены работать. Если бы Рип Ван Винкль проснулся после десятилетий сна, единственное, что показалось бы ему знакомым в дивном новом мире – это классные комнаты, потому что за прошедшие годы они практически не изменились. Образовательная система закоснела и не в состоянии подготовить нас к миру, в котором мы сейчас живем. В эпоху управляемых автопилотом электромобилей и космических кораблей, способных доставить нас на Марс, эта система напоминает собой запряженную лошадьми древнюю карету. Еще дело в том, что способы зарабатывания себе на жизнь меняются сейчас очень быстро и самым кардинальным образом. Автоматизация и искусственный интеллект влияют на будущее многих профессий; в данном случае я имею в виду не только заводы, где рабочих уже заменили роботы. Помимо этого многие из нас сталкиваются с необходимостью перейти от привычной офисной работы к нестабильному фрилансу. За последние годы появилось множество профессий, которые мало кто мог представить себе еще каких-то пять лет назад; а прямо сейчас появляются новые специализации, которые окажут влияние на рынок труда в самые ближайшие годы.

       Все вышесказанное ставит нас перед фактом: мы должны сами заняться собственным обучением. Если в школе нам указывают, что учить, но не объясняют как, значит, остальную часть работы мы должны сделать сами. Если цифровой поток угрожает поработить наш мозг, нам нужно использовать все имеющиеся знания о том, как учиться, чтобы восстановить базовые правила игры. Если рынок труда развивается с такой скоростью, что невозможно прогнозировать, какое значение будет иметь завтра наша текущая работа, значит, только взяв под полный контроль свое обучение, мы можем действительно подготовиться ко всем превратностям судьбы, которые нам несет неведомое будущее.

 Включите питание

       Для начала небольшая популярная байка: как-то раз одна электростанция полностью остановила работу. Все ее механизмы застыли намертво. Воцарившаяся тишина казалась просто оглушительной. Рабочий персонал станции чуть с ума не сошел, но спустя долгие часы работы, никто так и не смог решить проблему. Руководитель подразделения, совсем отчаявшись, решил пригласить помощь со стороны.

       На станцию прибыл технический эксперт, который полностью осмотрел объект. Затем он подошел к одному из множества электрических щитков, открыл его и окинул взглядом поблескивающие внутри ручки и провода. Подумав, он повернул одну из ручек, и электростанция, как по мановению волшебной палочки, тут же воспряла к жизни.

       Руководитель подразделения с облегчением выдохнул. Поблагодарив эксперта, он осведомился, сколько должен заплатить ему за работу. Тот ответил: «Десять тысяч долларов». Руководитель застыл, как громом пораженный. «Как это десять тысяч долларов? Вы провели тут всего несколько минут. Повернули один несчастный рычажок. Любой бы мог сделать то же самое. Выпишите мне счет с разбивкой по видам проведенных работ, пожалуйста». Эксперт достал из кармана блокнот, что-то писал там несколько секунд, а потом передал листок руководителю. Тот прочитал написанное и без лишних споров уплатил запрошенную сумму. Счет гласил: «Поворот рычага – 1 доллар. Знание, какой рычаг нужно повернуть – 9999 долларов».

       Какова мораль этой истории? Вовсе не в том, что внутри вас есть некий рычаг, который нужно поворачивать. Нет, она учит нас двум другим вещам:

       Во-первых, тому, сколько добавленной стоимости может дать вам и остальным людям безграничный разум. Мы вступили в эру «экспертной экономики», в которой интеллект превосходит грубую силу. В которой содержимое вашей черепной коробки – это главный актив, способствующий вашему обогащению. Есть те, кто обладает знаниями и те, кто их лишен. И эти прикладные знания не просто делают вас сильнее – они несут вам выгоду. Ваша способность думать, разрешать проблемы, принимать верные решения, создавать, внедрять инновации и представлять – все это позволяет себе создавать добавочную стоимость.

       И это подводит нас к следующему выводу. В этой истории один поворот этого рычага изменил все. Мне довелось обучать и наставлять ряд очень светлых умов, и, поверьте, вам вовсе не нужно быть гением для понимания того, что гениальность дает нам подсказки. Одной из таких подсказок является способность выдающихся интеллектуалов фильтровать информацию и выбирать только те «рычаги», которые имеют первостепенное значение и влияют на все остальное. Эта книга под завязку набита множеством поведенческих привычек, инструментов и стратегий, которые я разработал, чтобы научить вас достигать максимальных результатов и получать вознаграждение за свои усилия. Мир забрасывает нас проблемами сильнее, чем когда-либо, и есть все признаки того, что впредь их будет становиться еще больше. В то же самое время, должным образом настроенное мышление может сейчас принести гораздо больше выгоды, чем раньше, и теперь вы знаете, что вашего потенциала с лихвой хватит, чтобы достойно встретить любой из грядущих вызовов. Но для этого нужно будет взять под контроль свое обучение.

       Возможно, вам кажется, что для соответствия требованиям современных реалий нужны какие-то сверхчеловеческие способности. Однако, у вас уже есть главная сверхспособность – ваш мозг. Возможно, вы не умеете выстреливать нитями паутины из ладоней, но зато у вас есть кое-что гораздо получше: паутина из нейронов в вашем головном мозге. Эта сверхмощная сеть и есть ваш самый большой дар, и огромное преимущество. Все, что нам нужно сделать, это «перепрошить» ваш мозг – так же, как вы обычно «перепрошиваете» настройки в своем телефоне. И как же инсталлировать новое программное обеспечение в свой мозг? Один из моих любимейших способов – то, чем вы сейчас занимаетесь. И называется это чтением.


 
 

       Я использую все возможности не только своего мозга, но еще и у других одалживаю.

 Вудро Вильсон

 


Глава 4. Как правильно читать, чтобы запомнить содержание этой и любой другой книги

       Время – это одно из самых главных ваших активов. Единственный, который тратится безвозвратно.

       Как интеллектуальный тренер, я хочу, чтобы вы достигли наилучших результатов, вернув себе чувство внимательности, поэтому вот вам несколько рекомендаций по тому, как получить максимальную отдачу от чтения этой книги. Эти советы легко применимы практически ко всему, что вы захотите изучить и прочитать в будущем.

       Для начала, ответьте на один вопрос: приходилось ли вам когда-нибудь читать какой-нибудь текст, который забывался уже на следующий день?


 


       Поверьте, вы в этом не одиноки. Психологи называют это «кривая забвения». Она представляет собой математическую формулу, которая помогает определить скорость, с которой информация забывается после первоначального ознакомления. Исследования показывают, что люди забывают примерно 50 % выученного материала в течение часа, и в среднем 70 % в течение 24 часов.1

       Ниже приводится несколько рекомендаций, которые помогут вам всегда оставаться на вершине этой кривой.

       Исследования показывают, что наша природная способность к концентрации внимания начинает уменьшаться в интервале от 10 до 40 минут. Если работа отнимает у нас больше времени, то польза от прикладываемых усилий значительно снижается, поскольку наше внимание начинает рассеиваться. Поэтому, я предлагаю вам использовать «метод помидора» – это способ повышения производительности, разработанный Франческо Чирилло[28], который основывается на идее, что оптимальное время для выполнения какого-либо задания составляет 25 минут, а затем должен следовать 5-минутный перерыв.2 Тот самый отрезок в 25 минут и называется «помидор». Я предлагаю вам читать эту книгу в интервале одного «помидора», а затем брать на 5 минут перерыв, прежде чем продолжить.

       Когда дело касается обучения, «метод помидора» работает по причинам, связанным с особенностями памяти, в частности, с эффектом «первенства» и «новизны».

       Эффект «первенства» заключается в том, что вы, скорее всего, вспомните то, что учили в самом начале сессии, урока, презентации или какого-то социального взаимодействия. Если вы идете на вечеринку, то можете повстречать там, предположим, тридцать незнакомцев. Вероятнее всего, вы запомните только первые несколько человек (в том случае, если вы не владеете разработанной мною методикой запоминания имен, о которой я расскажу чуть позже).

       Эффект «новизны», наоборот, означает, что вы, вероятнее всего, вспомните последнюю вещь, человека или событие из тех, с которыми вам пришлось столкнуться (самые свежие по времени). Если снова обратиться к примеру с вечеринкой, это означает, что вы вспомните несколько имен людей из числа тех, с которыми вам довелось познакомиться последними.

       Мы всегда откладываем все напоследок, а потом, в ночь перед экзаменом, судорожно пытаемся втиснуть в себя как можно больше информации, позабыв о необходимости делать перерывы. Первенство и новизна – это лишь две из множества причин, по которым подобный способ не работают. Но, когда вы делаете перерывы, то создаете больше «начал» и «концов», соответственно, вы запоминаете гораздо больше изучаемого материала.


 
 


       Если вы читаете книгу больше двух часов без перерыва, вероятнее всего, вы запомните тот материал, который читали первые двадцать минут; затем в районе тридцати минут у вас произойдет провал памяти – после этого вы вспомните лишь то, что читали ближе к концу.

       То есть, во время чтения необходимо выделять время для отдыха, поскольку, если вы не будете делать перерывов, на каком-то этапе все, что вы изучаете, начнет проваливаться в пустоту. Поэтому читайте эту книгу в течение одного «помидора», чтобы получить максимальную пользу от процесса. Если вы все таки выбираете метод зубрежки, то в этой книге вы найдете способы, как сохранить «промежуточную» информацию.

       Догадываетесь ли вы, что, даже просто читая мою книгу, вы уже становитесь умнее? Понимаю, что это звучит весьма претенциозно, но я абсолютно уверен, что это правда. С одной стороны, это научит вас развивать свой ум с помощью инструментов и способов, которыми я вскоре поделюсь на этих страницах. А с другой, когда вы вдумчиво читаете эти строки, у вас в голове возникают определенные картины и образуются связи между вашим собственным багажом знаний, и тем, что вы сейчас узнаете. Вы начнете раздумывать над тем, как это соотносится с вашей жизнью и каким образом можно применить новые знания на практике. А это способствует развитию нейропластичности. Оливер Уэнделл Холмс однажды сказал: «Разум, успешно усвоивший новый опыт, уже никогда не вернется в свои прежние границы»3.

       КВИК – СТАРТ

       Прямо сейчас установите таймер на 25 минут и сконцентрируйтесь на чтении этой книги строго в рамках указанного периода времени. Когда прозвенит сигнал, заложите нужную страницу закладкой и отложите книгу в сторону. А затем запишите то, что вам удалось почерпнуть из нее за эти 25 минут.

 

Используем метод «FASTER»

       Чтобы извлечь максимальную пользу из этой книги, вот простой метод, который подходит для быстрого изучения чего угодно. Я называю его так: метод «FASTER» (Быстрее). Мне бы хотелось, чтобы вы начали использовать его прямо сейчас. Название представляет собой аббревиатуру и расшифровывается так: забудь (forget), действуй (act), состояние (state), обучай (teach), вноси (enter), рассматривай (review). И вот, что это означает:


 
       З – Забудь (F – Forget)

       Чтобы усилить фокус вашего внимания, необходимо отодвинуть в сторону или вообще забыть все, что вас отвлекает. Существуют три типа вещей, которые вам хотелось бы забыть (хотя бы на время). Во-первых, это то, что вам уже известно. Узнав что-то новое, мы склонны считать, что теперь разбираемся в изучаемом предмете больше, чем это есть на самом деле. Наше представление о том, что мы полностью овладели какой-либо темой, может воспрепятствовать способности усваивать новую информацию. Одна из причин, почему дети учатся так быстро, заключается в том, что они представляют собой пустые сосуды; они знают, что ничего не знают. Некоторые люди, которые утверждают, что обладают двадцатилетним опытом работы в какой-либо сфере, на самом деле, имеют за плечами один год реального опыта, который они просто растянули на двадцать лет. Для избавления от чувства скованности, мне бы хотелось, чтобы вы временно отринули весь ваш жизненный опыт и знания, войдя в состояние, которое в дзен-буддизме называется «ум новичка». Помните, что ваш разум похож на парашют – он работает только, когда раскрывается.

       Затем вам нужно полностью выбросить из головы все, что не является важным и насущным. Вопреки распространенному мнению, ваш мозг вовсе не многозадачен (подробнее на этом остановимся позже). Если вы полностью не соберетесь, вам будет сложно обучаться.

       КВИК – СТАРТ

       Когда вы читаете эту книгу, когда ваш ум неизбежно пытается думать над чем-то еще. Это «что-то», наверное, важное, но явно не сильно срочное дело – постарайтесь об этом не думать. То, чему вы сопротивляетесь, наоборот, не будет выходить у вас из головы. Вместо этого держите рядом блокнот, чтобы иметь возможно


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.