Глава 5. Магия системы убеждений — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 5. Магия системы убеждений

2023-02-03 40
Глава 5. Магия системы убеждений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Почему ваши убеждения так влияют на вашу жизнь?

       Почему ограничивающие убеждения мешают вам достигать поставленных целей?

       Как отвергнуть ограничивающие вас убеждения?

 

       Возьмите немного воображаемого попкорна, потому что мы собираемся по-быстрому метнуться на киносеанс. На экране разворачивается следующая сцена:

       Мост собирается обвалиться, поскольку суперзлодей ослабил опоры, и вся конструкция грозит рухнуть в реку. Мост скрипит и раскачивается, а некая супергероиня, узнав о происходящем, мчится на помощь. Она единственная обладает достаточной силой, чтобы предотвратить трагедию и спасти сотни жизней.

       Ей остается меньше десяти секунд, чтобы добраться до моста. Но когда она приближается, перед ее мысленным взором встает неудачное сальто в начальной школе, когда она приземлилась лицом в пол. Через пару секунд она вспоминает слова отца, который просил ее занизить планку желаний ради собственного будущего. В поле ее зрения уже появляется мост, но тут ее настигает еще одно воспоминание: бывший лучший друг высмеивает ее за, якобы, манию величия.

       С моста уже осыпаются в воду обломки. Треск усиливается. Крики десятков людей звенят в воздухе.

       А наша супергероиня, объятая сомнениями, усаживается на обочину дороги, закрывает лицо ладонями и полностью тонет в жалости к самой себе.

       Что… что происходит?!

       Вы никогда не видели ничего такого в супергеройских фильмах, верно?

       И тому есть ряд причин. Во-первых, это была бы просто ужасная история. Другое дело, что независимо от темных пятен в прошлом или моральных конфликтов, с которыми они могут столкнуться, супергерои не могут стать настоящими супергероями, поддавшись собственным ограничивающим убеждениям. Супермен не думает, что однажды, в какой-нибудь особо удачный день, если повезет, он сможет запрыгнуть на высокое здание, ну, или хотя бы на пару этажей вверх. Тони Старк не рассуждает: «Однажды костюм Железного человека меня подведет в самый неподходящий момент, потому что я, по сути, жалкий неудачник». Капитан Марвел не пронзает в полете атмосферу, чтобы потом вдруг начать терзаться мыслью: «Я, на самом деле, недостаточно эмоционально сильна, чтобы летать одной в космосе». У них есть сверхспособности, а все ограничивающие убеждения пусть катятся ко всем чертям!

       И знаете что? У вас ведь тоже есть сверхспособности. Как же ими распорядиться? Для начала, займитесь вашим мышлением.

 Как я нашел своего Роджера Баннистера

       Как-то раз, когда мне было 9 или 10 лет, мы отмечали большую встречу всех членов нашей семьи. За огромным столом в большом, шумном ресторане собралась пара десятков наших родственников. Это был субботний вечер, поэтому заведение забилось под завязку, и официанты носились между столиками, как мячики для пинг-понга.

       Через несколько минут после того, как мы все собрались, подошла официантка, чтобы принять наш заказ. Как вы понимаете, это оказался весьма длительный процесс. Обойдя примерно половину гостей, официантка добралась до меня и спросила, чего бы я хотел заказать из еды и напитков. Именно тогда я догадался, что она не записывала ничего из того, что заказали мои родственники. Мне это показалось чрезвычайно любопытным. Нас было около 25 человек, плюс я видел, как она обслуживает других клиентов, поэтому точно знал, что наш стол был не единственным в ее зоне ответственности. Как она рассчитывала запомнить все, что мы заказали? Я продиктовал ей свой заказ, а затем внимательно наблюдал за тем, как она обходит остальных гостей за нашим столом.

       Я очень сомневался, что мой заказ будет хотя бы отдаленно напоминать то, что я попросил на самом деле. Уже в столь нежном возрасте я успел превратиться в изрядного скептика. Не потому что я рос каким-то мрачным пессимистом или не верил в людей, а скорее из-за того, что мне нужно было увидеть нечто действительно необычное, чтобы я поверил в то, что это возможно. Тогда я предположил, что официантка, в лучшем случае, правильно запомнит большинство заказов, но в итоге разнесет их совершенно не тем, кому они изначально предназначались, и нам придется передавать их друг-другу через весь стол.

       Однако, сначала принесли напитки, и каждый получил именно то, что хотел, даже кузина, которая хотела колу без льда, и еще одна, которая просила, чтобы в ее напиток добавили ломтик лимона, ломтик лайма и две вишенки. Ок, подумал я, это сильно. Однако, это было только начало. Через несколько минут принесли салаты, и снова все оказалось идеально. Одни гости хотели, чтобы заправку для салата принесли отдельно, а другие заказали уже заправленные соусом салаты – каждый получил ровно то, что хотел, и именно с той заправкой, которую заказывал. Мой скептицизм изрядно пошатнулся. А затем настала очередь основных блюд. И вновь – без единой ошибки (хотя у некоторых гостей были какие-то совершенно сумасшедшие запросы). Все оказалось приготовлено в строгом соответствии с нашими пожеланиями, с безошибочно подобранными гарнирами.

       Я приступил к своему блюду, но эта официантка никак не шла у меня из головы. Я тогда только научился читать, а моя черепно-мозговая травма мне очень мешала. И вот мне повезло увидеть человека, который на деле показал, что нашему мозгу по силам гораздо более серьезные вещи, чем я мог себе представить.

       Эта официантка стала моим Роджером Баннистером. Баннистер в 1950-х годах был звездой соревнований по бегу. В те годы, когда карьера Баннистера только начиналась, бытовало мнение, что для спортсмена физически невозможно пробежать милю менее чем за 4 минуты. Считалось, что организм не выдержит раньше, чем будет достигнут такой результат. Однако, 6 мая 1954 года Баннистер пробежал милю за 3 минуты 59,4 секунды, доказав, что 4-минутный предел возможно преодолеть. Что меня больше всего заинтересовало, менее чем через два месяца кто-то побил рекорд Баннистера, а затем и этот результат оказался побит, а после – поставлен еще один рекорд. С тех пор его постоянно улучшают.

       Баннистер доказал, что этот предел – на самом деле вовсе никакой не предел. То же самое доказала мне та официантка. Благодаря ей, я осознал, что мой мозг обладает гораздо более серьезными способностями, чем я привык думать. Как вы знаете, у меня тогда продолжались проблемы с учебой, но с этого момента у меня появился пример, доказывающий, что нет ничего невозможного.

       Официантка в данном случае выступила в качестве примера подлинной безграничности. Она продемонстрировал мне нечто столь важное, что я сам не понял бы и за миллион лет. Я так с ней и не познакомился, но продолжаю ее неустанно благодарить, поскольку именно она раз и навсегда изменила мое восприятие собственных ограничений. Она полностью перевернула мое мышление. Для меня стало невозможным смириться со скромными способностями своего мозга, в то время как другим, оказывается, по силам гораздо больше. Нужно было просто найти подходящий для меня способ.

       И этим способом я собираюсь поделиться с вами на страницах этой книги. В его основе лежит одно фундаментальное понятие: неограниченность возможностей. Ключ к тому, чтобы стать безграничным – это отказаться от ложных предубеждений. Мы так часто не можем ничего добиться, поскольку убеждаем себя, что нам это не по плечу. Давайте на минутку вернемся к Роджеру Баннистеру. До 6 мая 1954 года люди были абсолютно уверены, что пробежать милю за четыре минуты – это выше человеческих возможностей. А уже через сорок шесть дней после того, как Баннистеру это удалось, его результат побил другой бегун, за которым успешно последовали еще 1400 спортсменов. Пробежать милю за четыре минуты до сих пор является выдающимся подвигом – но отнюдь не невозможным. Стоило кому-то один раз преодолеть этот барьер, как многие смогли повторить это достижение.

       Итак, как вы справляетесь со своими предубеждениями?

 
Какой эффект оказывают на нас ограничивающие предубеждения

       Предубеждения зачастую становятся явными в мысленной беседе с самим собой, когда мы фокусируемся на том, что (по нашему мнению) нам не по силам, а не на том, в чем вы уже преуспели и собираетесь закрепить этот успех в будущем. Как часто вам доводилось бить себя по рукам, отказываясь что-то делать и идти за своей мечтой, потому что внутренний голос убеждал вас, что не стоит даже пытаться? Если это так, то вы отнюдь не одиноки, но ничего хорошего это вам не сулит.

       – «Приходя в этот мир, мы понятия не имеем, насколько сложна жизнь, много у нас будет денег или мало, какое положение в обществе мы займем. Мы просто смотрим на двух людей, которые, как нам кажется, знают все – на своих родителей»,1 – рассказал в интервью для нашего подкаста эксперт по коррекции психологических установок Шелли Лефкое. Родители становятся нашими первыми учителями, и хотя они не хотят причинять нам вред, с самого детства мы впитываем те предубеждения, которые они нам внушают.

       Ограничивающие убеждения могут тормозить вас даже тогда, когда вы занимаетесь делами, в которых обычно преуспеваете. Приходилось ли вам оказываться в напряженной ситуации, когда от вас требовалось сделать какое-нибудь действие, – написать записку или быстро прикинуть в уме простейшее вычисление, – но из-за испытываемого давления вы так сильно в себе сомневались, что не справлялись с заданием? В этом были виноваты ваши предубеждения. Если бы вы могли выбросить их из головы, то запросто бы справились с задачей, однако, внутренний голос сбил вас с толку.

       А теперь попробуйте экстраполировать эту ситуацию на всю вашу жизнь. На ваши карьерные устремления или способность заводить друзей. Если ограничивающие убеждения держат вас под контролем, то вы погрязнете в ощущении недостижимости желанных целей, будете вечно задаваться вопросом, почему вам никак не удается продвинуться в жизни, либо решите, что вы этого вообще не заслуживаете.

       Алексис, которая вместе со мной учредила «Квик Обучение», также страдала от проблем с учебой, правда, по совсем иным причинам. Она родилась в Южной Корее, в семье родителей-предпринимателей, которым тяжко давались их бизнес-начинания. Денег у них было немного, но они всегда упорно трудились, чтобы свести концы с концами. Она жила вместе со своей семьей из четырех человек в однокомнатном подвале где-то в Корее. Второй по счету семейный бизнес только что потерпел неудачу, когда они получили письмо из Соединенных Штатов, в котором говорилось, что их заявка на получение визы, поданная еще семь лет назад, одобрена. Балансируя на грани отчаяния, ее семья решила, что это новый шанс, поэтому они заняли сумму денег, равную 2000 долларов, и уехали в Америку.

       Прибыв в новую страну, Алексис ни слова не знала на английском. Ей пришлось испытать настоящий культурный шок – она не понимала, о чем все вокруг говорят, а ее культурные нормы были совершенно иными. Ее родители тоже не знали английского, поэтому им всем вместе пришлось с трудом познавать новый для них мир.

       Алексис поступила в школу возле своего нового дома. Она была стеснительной и замкнутой, и, поскольку не знала языка, то часто сидела за обеденным столом одна или вообще ела тайком в туалете, лишь бы не чувствовать себя изгоем.

       Алексис понадобилось шесть лет, чтобы действительно выучиться английскому, а дети и учителя в ее школе не понимали, почему ей так тяжело это давалось. Уже через пару лет одноклассники начали критиковать ее за медлительность. «Что с тобой такое?», «Ты что, тупая?», «Ну, ты и странная», – все эти фразы она частенько слышала в детстве.

       Школьные проблемы повлияли даже на занятия физкультурой – единственную область, где, казалось бы, от нее не требовалось много говорить. Она помнит, как сидела на трибунах, раз за разом переписывая слова: «Я принесу спортивную одежду на занятия». При этом, она вообще не понимала смысла этих слов, и никто не подсказал ей, что это означает всего лишь, что ей нужно принести с собой сменную одежду.

       Когда ей исполнилось чуть больше двадцати, у Алексис настали тяжкие времена, поскольку ей приходилось буквально вгрызаться в каждую книгу. Ей приходилось бороться со своими внутренними голосами всякий раз, когда она пыталась что-то выучить. Один громогласный голос постоянно критиковал и подвергал сомнению ее способности, в то время как второй тихий голосок с ним спорил. Какая-то часть ее личности отказывалась поверить в то, что она «глупая». Родители трудились в поте лица, чтобы дать ей второй шанс, и она не могла их подвести. Пускай случались такие моменты, когда она готова была смириться с тем, что вряд ли сможет достичь в жизни каких-то высот, но бывали и такие периоды, когда она проникалась уверенностью, что не может просто так взять и смириться с бременем обстоятельств.

       Если бы Алексис позволила этим внутренним голосам на нее повлиять, то полностью остановилась бы в развитии. Она не принялась бы искать решение своих проблем. Однако, вместо того, чтобы смириться, она стала наблюдать за другими людьми и учиться на их примере. Алексис начала задаваться вопросом – что они делают, чтобы достичь успеха и жить счастливо? Ей хотелось понять, что ими движет: удача, гений, либо они используют некую особую методику. В своем стремлении научиться быть успешной, она оказалась на одном из моих ранних занятий. Она не вполне понимала, во что ввязывается, но зато точно знала, что хочет получить нечто особенное – ей нужно было ощутить надежду.

       В первый день мы изучали особенности работы памяти. Тренинг занял восемь напряженных часов, но в конце сеанса Алексис ощутила оживление и даже волнение от того, что ей довелось узнать. «Как еще я могу применять свой мозг?» – задавалась она вопросом. Впервые в жизни она не ощущала себя тугодумом, но была приятно взволнована процессом обучения.

       Второй день был посвящен скорочтению. Изначально она не испытывала особенного энтузиазма, учитывая ее прошлые проблемы. Но когда Алексис освоила навыки «продвинутого» чтения и выполнила упражнения по увеличению его скорости, в ее голове словно бы зажглась яркая лампочка. Она вдруг увидела в чтении огромный потенциал для развития и даже возможность получать немалое удовольствие. Она поняла, что вовсе не является медлительной или глупой девушкой, нет; ее просто не научили должным образом использовать тот самый суперкомпьютер, который каждый из нас носит в своей голове. Стоило ей опробовать возможности настоящего обучения, как все эти годы опустошающих внутренних споров и ограничивающих предубеждений отошли на задний план.

       После этого урока Алексис впервые прочитала книгу полностью и была поражена тем, как много ей удалось понять, запомнить, и насколько ей понравился этот опыт.

       Это стало поворотным моментом в ее жизни. Она отбросила ограниченное мышление, подразумевающее, что «ничего нельзя изменить», поняв, что может измениться и должным образом подготовить свой разум для достижения поставленных целей. Впервые в жизни она начала верить в себя и считать, что в жизни все возможно.

       Сегодня Алексис никогда не уклоняется от возможности узнать что-то новое. Она не чувствует себя некомфортно, если вдруг чего-то не знает. Она старается найти ответы на вопросы и применяет их на практике. Из-за своей страсти к учебе, она вместе со мной дала жизнь проекту «Квик Обучение», чтобы поделиться опытом пережитого ей преображения с людьми по всему миру.

       В своей книге «Яквилибриум», авторы Ян Брюс, доктор Эндрю Шатте и доктор Адам Перлман называют предубеждения подобного рода «айсбергами», поскольку основная их масса скрывается под поверхностью нашего бессознательного. «Айсберги убеждений глубоко укоренены в подсознании и обладают огромной силой, оказывая влияние на наши эмоции», – говорится в их книге. – «Чем больше этот айсберг в вас врастает, тем больше он разрушает вашу жизнь… сбивая вам расписание, мешая придерживаться диеты или удерживая вас от того, чтобы воспользоваться подвернувшимися выгодными возможностями».

       И далее следует, возможно, самый главный вывод: «Если мы возьмем этот айсберг под контроль, то получим невероятную возможность управлять собственными эмоциями и, в целом, всей своей жизнью. Растопите айсберг, и тогда все, что тянет вас на дно, исчезнет без следа».2


 


       Доктор Дженнис Вильхауэр, директор психотерапевтической программы для взрослых амбулаторных пациентов Департамента психиатрии и бихевиоральных исследований Медицинского факультета университета Эмори, убеждает «посмотреть в лицо» нашему внутреннему критику – тому самому «голосу в голове, который осуждает вас, сомневается в ваших силах, умаляет ваши достоинства и постоянно твердит, что вы недостаточно хороши. Он говорит вам обидные вещи, которые вы сами никогда бы в жизни никому не сказали: “Какой же я идиот!”, “Я ничтожество”, “Я вечно ошибаюсь”, “Я никогда не достигну успеха”».

       «Этот внутренний критик отнюдь не безобиден», – добавляет она. – «Он ставит вам препоны, ограничивает, мешает вести ту жизнь, которая вам действительно интересна. Он лишает вас душевного спокойствия и эмоционального благополучия; если долго не обращать на это внимание, то результатом могут стать серьезные проблемы со здоровьем, такие как депрессия или постоянное чувство тревоги».3

       Давайте снова вернемся к той неудачливой супергероине, с которой мы встретились в начале этой главы. У нее, бесспорно, есть мотивация всех спасти. И она явно знает, как это сделать. Но с чем у нее явные проблемы, так это с мышлением. Внутренний критик убедил ее, что это ей не по силам, поэтому наша героиня уселась в сторонке, жалея себя, вместо того, чтобы успешно завершить начатое дело. Конечно, один из выводов, которые можно сделать в данном случае, заключается в том, что она просто все продула. Она самоустранилась в самый критический момент, поскольку не смогла выбросить из головы дурные мысли.

       Но в этой истории есть еще один чрезвычайно важный компонент: в распоряжении нашей незадачливой супергероини было все, чтобы преуспеть. Если бы она только смогла одержать верх над предубеждениями, которые тянули ее назад, то смогла бы просиять во всем блеске своих выдающихся талантов.

       Вот почему так важно победить собственные ограничивающие убеждения.

 
Что если я скажу вам, что вы все гениальны?

       Когда вы думаете о гениях, то кого вспоминаете первыми? Я предполагаю, что Эйнштейн и Шекспир точно есть в вашем списке. Кто-то еще может назвать имена Стивена Хокинга[35], Билла Гейтса[36], Марию Кюри [37] или Рут Бейдер Гинзбург[38]. Это общеизвестные имена, потому что каждый из указанных людей обладал экстраординарным интеллектом, который мы склонны отождествлять с гениальностью. Но был ли в вашем списке Леброн Джеймс[39]? А как насчет Бейонсе[40]? Или Опры[41]? Или тебя самого?

       Не вызывает особого удивления то, что ни одного из вышеперечисленных имен нет в вашем списке. Большинство из нас склонны отождествлять гениальность с одним конкретным показателем интеллекта: IQ. Люди с большими IQ – это гении, а люди с меньшим IQ могут быть успешными или даже выдающимися в отдельных областях, но уж никак не гениями.

       Если вас устраивает такая позиция, то вы отнюдь не одиноки в своем мнении, давая гениальности слишком узкое определение. Я бы даже предположил, что эту точку зрения разделяет большинство людей. Но тут возникает две проблемы. Во-первых, это мешает в оценке гениальности применительно к различным человеческим способностям. А во-вторых, это мешает вам разглядеть гения в себе самом.

       Гениальность проявляется по-разному. Эксперты приводят разные оценки, но согласно общепринятой точке зрения, человеческий гений выражает себя четырьмя основными способами. Ниже приведены примеры того, как это работает уже на протяжении тысяч лет:

       – Динамический гений – выражает свою гениальность посредством творчества и генерирования новых идей. Шекспир был таким гением, поскольку блистательно придумывал истории, которые столь много рассказывают нам о нас самих. Галилей был динамическим гением, потому что, глядя в небеса, видел там то, что другим было не дано увидеть. Когда мы представляем себе типичного гения, то чаще всего думаем именно о динамических гениях.

       – Сияющий гений – его гениальность проявляется через взаимодействие с другими людьми. Опра Уинфри ярко выраженный сверкающий гений, из-за ее способности достучаться до умов и сердец самых разных людей. Сверкающий гений Малалы Юсуфзай[42] выражается в способности написать такую историю, в которую влюбятся люди по всему миру. Сверкающие гении, как правило, прекрасные коммуникаторы.

       – Темпо-гений[43] обладает способностью видеть общую картину и твердо следовать намеченному курсу. Нельсон Мандела обладал таким типом гениальности, поскольку твердо верил в правильность своего выбора когда, казалось, все было против него. Темпо-гений Матери Терезы позволял ей вдохновлять описаниями лучшего будущего своих последователей даже в самые темные времена. Темпо-гении, в массе своей, могут оценивать ситуацию в перспективе, что не под силу большинству остальных людей.

       – Стальной гений – блестяще работает с незначительными, на первый взгляд, вещами и явлениями, замечая детали, которые выпадают из общего поля зрения. Сергей Брин[44] мастерски применил подобную гениальность, когда стал сооснователем «Google», обратив внимание на перспективы работы с большими массивами данных. Если вы читали книгу «Человек, который изменил все», то знаете, что Билли Бин[45] и его сотрудники внедрили в бейсболе гениальный подход по работе со статистическими данными. Стальные гении, в отличие от остальных, любят обладать максимально исчерпывающей информацией и имеют четкое представление о том, как ее использовать.

       КВИК – СТАРТ

       А каким типом гениальности обладаете вы? Запишите свой вариант:

       ____________________________________

       ____________________________________

 

       Велик шанс, что ваша гениальность представляет собой сочетание двух или даже больше из указанных выше типов. Очень мало людей обладает талантами лишь в одной области, будь то работа с информацией или способность к эмпатии. Однако, прежде всего вам нужно осознать, что гениальность это не просто способность хорошо учиться или цитировать по запросу периодическую таблицу элементов. Это еще и понимание того, что внутри каждого из нас живет гений.

       Если последнее утверждение вас удивило, то можно пролистать книгу назад и перечитать некоторые из предыдущих глав этой книги. Стать безграничным – это значит раскрыть свой врожденный гений. Возможно, вы не сравнитесь с динамическим гением Шекспира и сиянием Опры, но внутри вас скрывается некая комбинация гениальности, которая только и ждет, когда ей позволят себя проявить, либо хочет выразить себя еще сильнее. Способ этого добиться – выпустить ее на свободу.

 Все проблемы кроются только в вашей голове

       Прежде чем научить вас некоторым способам, помогающим перейти к более позитивному мышлению, давайте немного поговорим о том, как это важно – мыслить позитивно. Существует прямая взаимосвязь между позитивным ходом мыслей и физическим здоровьем. В исследовании Джона Хопкинса доктор Лиза Янек обнаружила, что «из общей массы населения позитивно-настроенные люди на 13 % реже, чем их негативные коллеги, страдают от сердечных приступов и других сердечных недугов».4

       В то же время, специалисты клиники Майо отмечают, что «позитивное мышление, связанное, прежде всего, с оптимистическим взглядом на мир, является ключевой частью эффективного управления стрессом. А эффективное управление стрессом несет массу пользы для здоровья».

       Они отмечают, что этот полезный эффект подразумевает:

       – увеличение срока жизни;

       – более низкие показатели депрессии;

       – более низкий уровень изнашивания организма;

       – большая устойчивость к простуде;

       – более крепкое психологическое и физическое здоровье;

       – улучшение здоровья сердечно-сосудистой системы и снижение риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний;

       – более высокие навыки преодоления трудностей и стрессовых ситуаций.5

 
Реформируем свои ограничивающие убеждения

       Есть одна метафора, которую я всегда находил полезной, помогая людям отказаться от своих предубеждений. Я объясняю им, что разница между ограничивающим убеждением и безграничным мышлением – это все равно, что разница между термометром и термостатом. Термометр имеет только одну функцию: реагировать на окружающую среду. Он измеряет температуру и ничего более. Примерно так же люди обычно реагируют на собственные ограничивающие убеждения. Они считывают свое предубеждение относительно чего-либо, реагируют на него ограниченным образом и направляют свою жизнь по пути бесконечных ограничений.

       Термостат, наоборот, не только измеряет температуру окружающей среды, но и непосредственно на нее влияет. Если термостат замечает, что в комнате слишком холодно или жарко, он меняет температуру согласно собственным установкам. Если вы сталкиваетесь с внешним давлением или внутренними лимитирующими позывами, то можете реагировать, как термостат, чтобы отсечь эти ограничивающие убеждения и создать среду, соответствующую вашим самым амбициозным целям.

       Итак, как вам минимизировать воздействие ограничивающих убеждений и развить в себе мышление супергероя? Могу посоветовать вам три полезных этапа.


       ЭТАП № 1:

       Выявите свои ограничивающие убеждения

       Вы ознакомились с несколькими примерами ограничивающих убеждений, но их существует гораздо больше (и впоследствии мы рассмотрим семь наиболее распространенных из них). Они могут касаться ваших талантов, характера, личных отношений, образования или чего-то еще, когда у вас в голове начинает звучать тихий шепот, убеждающий, что вы не можете быть теми, кем мечтаете стать. С этого самого момента начните обращать внимание на те моменты, в которые вы убеждаете себя, что с чем-то не справитесь, даже если это далеко не самая важная вещь в вашей жизни.

       Например, вы говорите себе, что ужасно рассказываете анекдоты. Возможно, это не имеет для вас большого значения, потому что талант блистать остроумием вовсе не является вашей заветной целью. Однако от этого убеждения недалеко до мыслей, что вы не самый приятный в общении человек, с вами скучно и вообще – собеседник из вас так себе. Подобный внутренний монолог может сыграть плохую роль, когда у вас возникнет необходимость серьезно с кем-то поговорить или выступить перед аудиторией. Поэтому, внимательно прислушивайтесь всякий раз, когда обнаружите, что используете фразы типа: «Я не могу», «Мне не по силам» или «Это не мое». Таким образом, вы отправляете себе сообщения, которые влияют на ваше собственное мироощущение, даже если предмет сомнений несерьезен и, казалось бы, не несет серьезного значения для вашей самооценки.

       В то же время попробуйте определить, откуда растут ноги у подобных сомнений. Ограничивающие убеждения часто берут начало еще в детстве. Это вовсе не означает, что их единственным источником автоматически является ваша семья. Социальные условия в начале жизненного пути тоже могут привести к развитию ограничивающих убеждений, как и детский опыт учебы в школе. Некоторые из них могут появиться просто потому, что, когда вы брались за какое-то дело еще ребенком, то несколько раз потерпели неудачу.

       Осознание того, как вы сдерживаете себя в споре с самим собой и тратите время, чтобы найти источник этих убеждений, имеет чрезвычайно раскрепощающий эффект, потому что, стоит вам это понять, как сразу становится ясно – это не фактическая данность, а всего лишь ваше субъективное мнение. И существует огромная вероятность, что это мнение ошибочно.

       Как только вы определите голоса в своей голове, которые стараются вас демотивировать, начните с ними разговаривать. Как только у вас возникнет мысль «я всегда все заваливаю», тут же парируйте: «Если раньше мне не всегда удавалось быть в этом деле на высоте, это не значит, что сейчас я не смогу с ним справиться. Держи свое мнение при себе, дружище!».


       ЭТАП № 2:

       Оперируйте фактами

       Одна из главных бед, которые несут ограничивающие убеждения, заключается в том, что они практически всегда не соответствуют действительности. Вы действительно ужасно выступаете перед публикой? Вы действительно плохо руководите коллективом? Вы действительно ведете себя в любой компании, как редкостный зануда? А какие доказательства могут это подтвердить? Как часто вы попадали в подобные ситуации, и с какими результатами?

       В жизни нет иных ограничений, кроме тех, которые вы ставите себе сами.

 Лес Браун[46]

 


       Одно из самых пагубных последствий ограничивающих убеждений заключается в том, что они очень сильно влияют на наши эмоции. Когда вы сталкиваетесь с ограничивающим убеждением, то, скорее всего, обнаруживаете, что оно вступает в противоречие (и обычно побеждает) с рациональной частью вашей натуры. Но имеет ли этот внутренний спор под собой реальные основания? Давайте для примера возьмем ваш опыт публичных выступлений (между прочим, это необычайно распространенный страх). И вместо того, чтобы зацикливаться на ваших ощущениях во время этих выступлений, подумайте лучше над тем, какие затем наступили последствия. Разве вас освистали из зала? Люди потом подходили к вам, насмехаясь и рассказывая, насколько ужасным получилось ваше выступление? Босс вызвал вас на следующий день к себе в кабинет и предложил подыскать себе такую работу, на которой вам не придется открывать рта?

       Предполагаю, что ничего подобного не произошло. Вместо этого, вероятно, аудитория заинтересовалась вашим рассказом. Если это происходило в профессиональной обстановке, возможно, что люди делали заметки и, скорее всего, почерпнули из вашего выступления что-то полезное. Означает ли это, что ваше следующее выступление уже можно проводить в «TED»[47]? Конечно, нет. Но это определенно говорит о том, что вы, скорее всего, намного лучше выступаете перед публикой, чем пытается вас убедить тот самый внутренний голос.

       Также вам надо ответить для себя еще на один вопрос: «Сколько раз я неудачно выступал именно из-за того, что этот внутренний голос никак не мог оставить меня в покое?». Это реальная проблема для многих людей. В самый разгар какой-то деятельности, которая вызывает у людей чувство неуверенности, может появиться внутренний критик, принявшись назойливо докучать, из-за чего они не смогут сосредоточиться… и все пойдет прахом. Это одна из причин, почему так важно научиться сдерживать и осаживать свои ограничивающие убеждения. Чем лучше вы с этим справляетесь, тем эффективнее будете бороться с факторами, отвлекающими от масштабных задач по достижению личностного роста.

       Итак, изучая факты, стоящие за вашими ограничивающими убеждениями, обязательно учитывайте две вещи: существуют ли в действительности доказательства того, что у вас есть проблемы в какой-либо сфере, и даже если они есть – не являются ли они следствием того самого шума в вашей голове.


 
       ЭТАП № 3:

       Создайте для себя новое убеждение

       Теперь, когда вы выявили свои ограничивающие убеждения, тщательно изучив их на предмет реальности, настало время сделать самый важный шаг – сформировать новое убеждение, более правдоподобное, чем та ложь, к которой вы привыкли, и более полезное для построения модели безграничного мышления, к которому вы стремитесь.

       Подробнее с этим процессом вы ознакомитесь в следующей главе, но давайте сейчас потратим немного времени и рассмотрим, как он работает. Допустим, одно из ваших ограничивающих убеждений гласит, что в самые важные моменты своей жизни вы всегда терпите неудачу. Определив это как ограничивающее убеждение, далее вы начинаете изучать факты. Тогда вы поймете, что, хотя иногда вы излишне нервничали в особо напряженных ситуациях, крайне редко это влекло за собой какие-то катастрофические последствия; по здравому размышлению, можно вести речь лишь о нескольких случаях, когда вы действительно умудрились «попасть в тиски».

       Итак, теперь настало время создать новое убеждение. В данном случае, оно заключается в том, что никто не может выигрывать в ста случаях из ста, однако вы можете гордиться тем, что в ряде критических ситуаций проявили себя более чем достойно. Это новое убеждение полностью вытесняет старое, подтверждается фактами и дает вам возможность в следующий раз, когда возникнет очередная проблемная ситуация, мыслить гораздо более здраво.

       Я приготовил для вас еще один хороший метод. За долгие годы мне довелось общаться с множеством экспертов, и наш разговор часто приводил к одному и тому же выводу: до тех пор, пока вы уверены, что голос вашего внутреннего критика отражает подлинную, более мудрую часть вашего «я», он будет продолжать вами управлять. Большинство из нас привыкло говорить «я хорошо себя знаю, поэтому…», а затем следует типичное ограничивающее убеждение.

       Но если вы сможете отмежеваться от вашего внутреннего критика, – отделить от него свое подлинное «я», – это позволит гораздо успешнее его утихомиривать. С одной стороны, это может быть чрезвычайно полезным, а с другой – вы даже сможете неплохо повеселиться. Дайте своему внутреннему критику какое-нибудь нелепое имя и наградите дурацкой внешностью. Пусть он будет похож на персонаж из мультфильмов, чтобы его не взяли даже в фильм категории «В»[48]. Подразнивайте его за постоянную склонность к негативному мышлению. Насмешливо закатывайте глаза всякий раз, когда он появляется у вас в голове. Чем жестче вы отсечете этот голос от вашего истинного «я», тем лучше у вас получится не позволять ограничивающим убеждениям вставать на вашем пути.

 
Возможности становятся безграничными

       Теперь, когда вы знаете, как победить собственные ограничивающие убеждения, можно начать настраивать позитивное мышление таким образом, чтобы достигнуть состояния безграничности. Возможно, это звучит довольно дерзко, но есть множество доказательств, подтверждающих связь между мышлением человека и его достижениями.

       Один из гостей моего подкаста, Джеймс Клир, автор книги «Атомные привычки» (бестселлера по версии «Нью-Йорк Таймс»), с которым вы еще встретитесь на страницах этой книги, написал об исследовании, проведенном доктором Барбарой Фредриксон, исследователем в области позитивной психологии Университета Северной Каролины. Он предварил их беседу, обрисовав, каким образом негативные эмоции оказывают на нас влияние на примере встречи с тигром в лесу. «Исследователям давно известно, что негативные эмоции программируют ваш мозг на конкретные действия», – объяснил он. – «Когда на вашем пути встречается тигр – вы спасаетесь бегством. Весь мир вокруг уже не имеет никакого значения. Вы поглощены только мыслями о тигре, страхом, который он в вас вызвал, и тем, как от него убежать».6 Таким образом, Клир хочет донести до нас мысль, что негативные эмоции сужают круг наших возможностей. То есть, стоит нам избавиться от тигра (метафорически выражаясь), и все остальное уже не имеет значения. Если же мы позволим негативным эмоциям (ограничивающ


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.