Математика в ТРИЗ для дошкольников — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Математика в ТРИЗ для дошкольников

2023-01-16 19
Математика в ТРИЗ для дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начну этот подраздел со ссылки на практические пособия, которые можно использовать всем – в открытом доступе. К примеру, по ссылке: http://log-in.ru/games/babymath доступен набор флеш-игр и квестов, играя в которые, ребенок развивает логическое и альтернативное мышление. Таким образом, по этой ссылке читатель моей книги получает дополнительный практический материал, и становится полноправным участником процесса образования для собственного ребенка. Здесь же я изложу только на примерах то, как можно обеспечить практическое занятие по математике – на сообразительность.

На примере, представленном на рис. 3.7 показано как именно можно зачеркнуть четырьмя линиями, не отрывая руки девять точек. Это задание я давал уже четырехлетнему своему сыну, а его с первой попытки не решили даже мои сослуживцы с 20-ти летним опытом трудовой деятельности, с которыми я инициативно провел тест. Что, несомненно, говорит скорее о тупости шаблонного мышления сослуживцев, нежели о ясном креативном уме четырехлетнего малыша. И, тем не менее, факт остается фактом. Как поставить малышу задачу и выполнить сие задание?

 

Нет рисунка

Рис. 3.7. Практическая задача на сообразительность

 

Возьмем чистый лист бумаги, и сделаем на нем рисунок в виде квадрата – три ряда по три точки. Таким образом, получится сетка из девяти точек. Задача для постановки ребенку: применив креативный подход, не отрывая руки перечеркни четырьмя линиями все точки рисунка (квадрата).

Решение задачи таково.

1) соединяем три точки, крайние слева в каждом ряду (вертикально).

2) спускаем первую линию чуть ниже и, не отрывая руки, проводим диагональ соединяя точки нижнюю по середине и крайнюю правую второго ряда, поднимая линию до уровня первого ряда точек.

3) проводим линию влево, соединяя верхний ряд.

4) и оттуда диагональю соединяем оставшиеся точки.

Получилось соединение всех точке без отрыва руки четырьмя линиями (отрезками).

Суть данного упражнения, разумеется, в нешаблонном мышлении. А шаблонное мышление проявляется в том, что взрослый человек, в отличии от ребенка, еще не испорченного «тлетворным влиянием прогресса» полагает, что выходить за рамки квадрата нельзя. Но в том-то и дело, что никаких «рамок квадрата» в постановке задачи не предусмотрено. Таким образом, шире надо рассматривать варианты, господа взрослые. В результате четырехлетний ребенок справился с этой задачей за 8 минут, а некоторые взрослые в моей фирме, только на следующий день принесли решение, списанное с интернета. Впрочем, все это весьма показательно.

 

Квест в «медицинской» теме

 

Следующая игра снова гуманитарного свойства. Задача ребенка задавать вопросы, на которые можно ответить односложно «да» или «нет», и которые бы не были вопросами о конкретном предмете, а относились к определенному свойству.

К примеру, вопрос: «его пьют внутрь? (съедают)» – хороший. А наводящий на суть вопрос: «это таблетка?» – плохой, ибо не дает существенных знаний о предмете, кроме того, что это не таблетка. На практике надо быть готовым к тому, что ваш тестируемый-ребенок станет скорее тяготеть к конкретике, а не пытаться выяснить множество, к которому принадлежит загаданный объект, ибо к таким терминам еще не приучен. Мама, практикующая ТРИЗ для детей, на практическом примере поступила следующим образом: загадала слово «шприц», и вот какие вопросы задавал ее трехлетний сын:

Это вкусное? Оно из железа? Из дерева? Из пластмассы? Это ингалятор?

Дальше был ступор. Скорее всего потому, что малышу никогда не делали уколы, и он чаще встречается с кондитерским шприцом, чем медицинским. Затем мама, принявшая роль кошки-медсестры подсказала: это так больно и неприятно укалывает,  но, если сильно заболел, приходится это использовать. И тут уже после этого ее сын догадался! Кошечка-медсестра в образе мамы сказала, что ей прописали уколы этим самым шприцем, и для этого ей придется лечь в больницу. А в больнице плохо пахнет и скучно! Но вдруг один из больных – зайчик – начал спорить нет, что в больнице хорошо, потому что можно отдыхать и ничего не делать. Задача ребенка в этом импровизированном спектакле была найти сначала все плохие стороны болезни, а потом все хорошие. В конце герой-Айболит сказал: «получается так, что, когда болеешь – хорошо, потому что о тебе заботятся, можно лежать и весь день читать книжки, не надо ходить на танцы. А плохо, потому что надо пить лекарства, нельзя много гулять, болит горло или еще что-то».

В продолжении инсценировки квеста по медицинской теме Айболит рассказал почему он лечит только живых зверят и, что несмотря на то, что растения и деревья тоже живые, они очень отличаются от животных и человека. А потом они поиграли в игру – живое/не живое. Когда мама говорила живое существо – заяц, ворона, червяк – сынишке надо было бегать и прыгать. Когда же мама говорила неживое – стол, машина, дом – то надо застыть. Эти игры детям очень нравятся, кроме того, у них безусловно есть прогресс в развитии нестандартного мышления.

На следующем этапе игры Айболит рассказал, что его друг – изобретатель придумал машину будущего и прошлого. Глеб меня сразу поправил, что лучше бы он изобрел не машину времени, а поезд времени. Поэтому пришлось «модернизировать» машину в поезд. Поезд состоял из кучи подушек и одеяла сверху, и герои квеста «полетели» сначала в прошлое. Попав в древние времена, мы с Айболитом первым делом пошли в больницу. Но ее не нашли! Оказывается, раньше не было больниц! Оказывается, раньше люди очень много болели и умирали, но не догадались построить больницу, да и докторов, таких как сейчас, не было. Сынишка старался догадаться – почему так было, и что есть сейчас, чего не было в прошлом. Полетев в будущее, мама с сыном придумывали, как сделать, чтобы люди вообще не болели. Вот, что предложил мальчик: люди научились светить на себя специальными лучами, и все болезни проходят. Даже не надо делать операции, если сильно заболел – можно просто посветить через кожу как рентген, и всё выздоравливает.

Кроме того, погуляв по будущему, наши изобретатели нашли уже кем-то усовершенствованные предметы. Рассуждали примерно так: раньше люди пользовались веником, потом появился пылесос, а теперь появился «грязеотталкиватель» и автомобильный прибор – дворник с датчиком дождя; грязеотталкиватель настолько умный, что не пропускает грязь и пыль снаружи и поглощает ту, что появляется в доме. Герои квеста нашли в будущем усовершенствованный поезд. Кто бы сомневался… Он моментально доставляет всех на место назначения, но не делает этого, потому что так скучно. А чтобы не было скучно, он в конце катает всех по самым красивым рельсам, мостикам и тоннельчикам. Сынишке креативной мамы все это очень понравилось.

Почему? При развитии мышления у детей дошкольного возраста особое внимание уделяется играм на развитие диалектического мышления. Это помогает развивающемуся ребенку понять, что такое процесс, каким им управлять, как много хорошего может перейти в плох, и что везде можно найти и плохие и хорошие стороны. Кроме того, игры на развитие мышления у детей помогают легко и непринужденно понять законы диалектики; все в мире изменяется, и сие является причиной изменения, как идет развитие, и что все явления взаимосвязаны. Малыш понимает теперь, что любой процесс в природе имеет тот или иной конец.

 

Внимание, интересно!

Для развития мышления у детей дошкольного возраста, специалисты ТРИЗ предлагают поиграть с ребенком в игру «что будет если?..». Предложите ребенку ситуацию: а что будет, если поставить молоко на плиту. Попросите ребенка рассказать, что будет дальше, еще дальше, еще… и чем все закончится?

 

Интересные варианты   других возможных ситуации для развития мышления детей дошкольного возраста:

А что, если надувать резиновый шарик очень долго?

Шарик надувается, надувается, становится больше и больше. Если еще чуть-чуть надуть, то он лопнет. А почему лопнет? Что происходило, что шарик сначала увеличивался. Увеличивался, а потом «бах» и исчез?

А что случится, если съесть вагон мороженного?

Захочешь еще и съешь еще, потом еще и еще. А что будет в конце? Наверное, заболит горло или живот. А почему так произошло? Сначала было вкусно и хорошо, а потом стало плохо?

И дальнейшие варианты с приставкой «а что будет, если»?

Посмотреть один мультфильм, потом еще один, еще один…

Что будет в конце?

Ставить кубики один на один…

Насыпать песок в ведерко…

Прыгать на батуте…

Спать в воде…

Положить семечко во влажную почву…

Идти или ехать на велосипеде вперед в стену…

Раскачиваться на качели все сильнее и сильнее…

В миску с водой бросать разные предметы: что утонет? Что будет плавать?

Почему одной стороной магниты притягиваются, а другой – отталкиваются?

Если в лужу бросать камни, то будет большой «Бульк»?

Увеличивать количество угловХсторон у треугольника. Или для малышей обрезать углы у треугольникаХквадрата? Что будет если их обрезать и обрезать? Во что превратится треугольник?

Из всего этого взрослый не лишен возможности тут же «не отходя от субъекта воспитания» пояснять законы физики. Почти каждый взрослый с сохранным интеллектом без особой подготовки сможет придумать различные ситуации, актуальные для ребенка на сегодняшний момент. Но еще легче будет придумывать тот, кто все еще ощущает себя ребенком. Вспомните поговорку, весьма популярную у женщин: «все мужчины дети». В общим чертах это типично, верно. Но я бы не стал обобщать. К сожалению. Потому, что лучше бы оставаться детьми, или хотя бы сохранять в себе некоторые качества, не убивать их, чтобы можно было бы хоть иногда к ним возвращаться. Как мало сегодня моих ровесников мужчин и состоявшихся пап мыслят нешаблонно? Но все же такие люди есть.

 

Внимание, пример!

В связи с нашим запланированным переездом мы стали подготавливать ребенка к новому детскому саду, новому месту, новым воспитателям и новым воспитанникам. Он слушал со вниманием и интересом. Особенно – по его наводящим вопросам – его интересовали новые знакомства. И отреагировал по-своему. На эту тему мы с ним договорились. Этим летом, когда Андрюху надо было переводить в другую группу в связи с уплотнением летних групп в другом филиале того же детского сада, когда по улице навстречу шла незнакомая тетя, Анди громко, как всегда он умеет это делать в присутствии родителей – не стесняясь – сказал: «вот эта тетя моя новая воспитательница?»

После того как эта игра вам изрядно поднадоест, можно попробовать обобщить результаты. Что происходит? Плохое переходит в хорошее, а хорошее, наоборот, в плохое. Поразительное качество природы «вино переходит в уксус, Мюнхгаузен – в Феофила». В процессах, инициированных с помощью ТРИЗ для детей, можно наблюдать «круговорот». Попробуйте подвести его к этой мысли, процесс изменится сначала плавно, а потом новые знания зафиксируются и станут привычкой размышлять нешаблонно.

Новое задание: назвать у каждой картинки заданный признак. К примеру: лежат картинки – яблоко, медведь, подснежник, персик, шкаф.

мама говорит: «цвет». Ребенок перечисляет: «зеленое, коричневый, белый, красный».

мама: «размер».

ребенок: «маленькое, большой, маленький, маленький, большой».

Можно задавать признаки: цвет, размер, вес, форма, живой\uc1неживой, съед обный\uc1несъед обный.

Затем мама рассортировала карточки с изображениями, и предложила угадать, чем одна группа отличается от другой. А после шкаф, вдруг перебежал из неживой группы в живую и стал живым. И мы стали представлять себе, что будет, если наш шкаф будет живым: куда он будет ходить, что кушать, удобно ли им будет пользоваться. Короче мама преобразилась: взрослая женщина стала ребенком, а ребенок остался в том же возрасте и получился замечательный, понимающий с полуслова друг друга тандем. Преображение взрослого в ребенка в данном случае оправдывает себя. Кто сможет этого состояния достичь, хотя бы временно, тот и воспитает креативно мыслящих детей. Иным же придется довольствоваться шаблонной и строго регламентированной системой образования России, далеко не безупречной, или нанимать за деньги специально обученных людей для занятий с детьми. Что проще? Вопрос риторический – кому как.

Дойдем до более динамичных игр – поиграем с мячом. Взрослый бросает и говорит «дом», а ребенок ловит мяч и говорит любую свойственное дому, к примеру, мебель. Варианты – улей-пчела; дерево-лист; машина-руль и так далее.

Еще один практико-ориентированный вариант. Нарисуйте трехэтажный дом и скажите, что этот домик необычный, в нем живут разные предметы. На первом этаже то, из чего состоит предмет, на втором сам предмет, а на третьем то, где этот предмет можно встретить (система, в которую он сам входит как часть).

Подготовьте (сделайте самостоятельно или купите) набор карточек с тремя изображениями на каждой:

Машина, колесо, шоссе (город, парковка)

Птица, клюв, лес

Конфета, начинка (орехи, шоколад), коробка конфет Яйцо, скорлупа, торт Дерево, листья, парк Парк, деревья, город

Все эти предметы можно рассматривать как отдельно, так и в комплексе, то есть в домике. Их можно перемещать, и даже катать на воображаемом лифте. Игра может развивать мышление ребенка в возрасте 4–5 лет. Предварительно надо разъяснить малышу свойства каждого предмета, нарисованного на карточках. Если, к примеру, рассматривать сливу, то к ней будут отнесены такие понятия, как косточка, кожура, сок, то есть то, что находится внутри объекта. И такие сопутствующие понятия, как дерево, ветка, сад. Предварительная подготовка перед такой игрой необходима, чтобы ребенок правильно адаптировался в двух разных системах – внешнее и внутреннее, к которым так или иначе относится данный объект – слива. (В ТРИЗ этот называется система и надсистема). Суть развивающей мышление игры в том, что когда взрослый, показывая на карточку, называет свойство «внутреннее», к примеру, сок, то ребенок должен присесть, а если свойство «внешнее», к примеру, ветка, то подпрыгнуть.

Играть в это довольно легко, и раз научившись дети могут сами обучать других детей, что, к слову, с успехом и применяется в многодетных семьях, когда старшие «смотрят» за младшими. Хотя, разумеется, это игра универсального назначения.

Рассмотрим картинки с домами и порассуждаем вместе: почему некоторые люди строят дома изо льда, а некоторые из веток и соломы? Почему в сказке «три поросенка» Ниф-ниф, нуф-нуф и наф-наф из разных материалов построили свои домики? Кто из них оказался более «умным»? А если в доме нет никакой мебели, что в этом хорошего и что плохого? Все это примерный перечень вопросов к вашему ребенку.

Как люди, которые живут в двадцатиэтажном доме попадают к себе домой на 20-й этаж. Ребенок догадается, что на лифте. А дальше уместно предложить такую игру: на бумаге рисуем 6 клеточек – это 6-ти этажный дом и развозим с помощью игрового кубика, который представляем лифтом, зверей на разные этажи. Почему кубик? Да потому, что это еще один способ научить ребенка простому счету. Игральный кубик содержит на своих гранях «точки» – пусть это будет количество этажей. Этажи можно проезжать, потом возвращаться на один или на два, вверх или вниз. Можно научить считать: кто к кому попадет в гости, проехав всего один этаж, кому надо проехать все шесть этажей чтобы с крыши попасть в гости, к примеру, к мышке, которая живет, на первом. Главное – играть.

Именно в данном случае очень подходящей поэтической иллюстрацией будет стихотворение Э. Успенского (о его творчестве мы уже говорили во второй главе) «Лифтовый зверь»:

 

Уж как хочешь —

Верь не верь,

Но живет за лифтом зверь.

Любит он машинный запах,

У него отвертка в лапах.

Ночью чудищем лохматым

Он съезжает по канатам,

По решеткам лазает,

Механизмы смазывает.

Провода, контакты, двери —

Все исправит, все проверит.

А под утро Зверь-чудак

Залезает на чердак ,

В темноте весь день сидит

И одно себе твердит:

– Детям пользоваться лифтом

Без сопровождения взрослых строго запрещается.

– Детям пользоваться лифтом

Без сопровождения взрослых строго запрещается.

Уж как хочешь,

Верь не верь —

Это очень мудрый зверь.

 

Игру можно закончить в соответствии с вашей системой ценностей или творческим открытием. Одна мама закончила ее так: днем лифт работал, а когда наступает ночь – приходит механик с инструментами, бегает и смазывает механизмы лифта, которым вполне может стать диван. Маленький изобретатель с удовольствием бегал с отверткой – чинил и смазывал все.

 

З.6. Практико-ориентированные задания

 

Развивающие карточки

 

Развивающие карточки – это не только скучные занятия, но и веселая игра. Во всяком случае, при правильном подходе, они могут принести много пользы и развивать мыслительный процесс ребенка. У всех методов примерно один алгоритм: в центре обсуждения цельный объект со своими индивидуальными свойствами. Затем неограниченные фантазии взрослых и детей. Если говорить о джине и бутылке, то следующим шагом рассуждения станут развивающие вопросы, к примеру, как этот кувшин появился в вашей семье. Как и где вы нашли его? Может быть вы поехали в отпуск и там во время купания обнаружили кувшин? Или, как Волька в «Старике Хоттабыче» нашел его в своем городе? Следующий шаг-вопрос-рассуждение-анализ: как изменилась твоя жизнь с появлением этого джинна. Чем все закончится? Джинн покинет вас? Или останется в семье? Вполне уместно любое позитивное и логическое завершение придумаете.

 

Внимание, пример!

Вот, что рассказывает о интерпретированной игре «Необычный Теремок», мама, достигшая результативности в методах ТРИЗ для детей.

«Были моменты, когда сказка, зачитанная до дыр, снилась мне ночами, и мы начали в нее играть, чтобы не читать. Играли много и по-разному. В какой-то момент мне показалось, что мы исчерпали тему до конца, но после знакомства с ТРИЗ сказка получила новую жизнь. Как мы играли в «Теремок», начиная с двух лет.

1. Накрывали стульчик покрывалом, туда стучались звери строго по сказке и просились жить, но медведя дочка не подпускала, чтобы домик не развалил, выбрасывала его. Игра получалась быстрая и эмоциональная.

2. Играли так же, но уже приходили все игрушки подряд, пока не начинали вываливаться по бокам из-под табуретки. И медведь тоже приходил, но в дом его не пускали, а оставляли жить на улице – под кустом возле теремка.

3. Домик строился из нескольких стульев, куда мы с дочкой залезали, как в палатку. Теперь жильцы должны были рассказать, что в доме делать будут, какую работу выполнять. В тот период теремок не убирался сутками, и жизнь в нем кипела полным ходом: чаепитие, уборка, сон, лечение больных.

4. Театр теней «Теремок»

5. Театр из бумажных куколок, нарисованных на картоне и домик тоже из картона с открывающимися окошками.

6. Теремок, где все жители слеплены из пластилина.

7. Теремок из дров на улице.

8. Теремок из песка на улице

9. Теремок из кинетического песка

10. Играли на листе бумаги: рисовали вместе сказку

И все это повторялось много-много раз. И вот, наконец, затихло. Я вздохнула с облегчением: можно спать без теремка.»

Результат достигнут.

 

Больше-меньше

 

Размышляйте вместе: сначала большим, а потом маленьким бывает… свеча, мороженое, сосулька, надувная лодка, парашют. Сначала маленьким, а потом большим бывает… человек, растение, снежный ком, воздушный шарик, палатка. Упражнение помогает осознать изменчивость, динамичность объектов.

Спросите своего сына или дочку – что будет хорошего и плохого, если ты станешь большим, ростом до потолка, а потом размером с дом, вырастишь до облаков. В ответах на такие и подобные им вопросы у детей-2-5 лет традиционно появляется улыбка. Отсюда можно плавно переходить к процессу обучения на тему увеличения-уменьшения размеров объектов. Подходящим иллюстративным материалом или дополнительным подспорьем здесь будет своевременная подготовка, к примеру, предварительный просмотр мультфильмов (или совместного чтения иллюстрированных сказок-книжек) «Большой Ух», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Маленький Мук», «Приключение Гулливера», «Буратино» и аналогичных, где некоторые части туловища у персонажа непропорциональны, больше или меньше, чем в обычной жизни; предложите ребенку представить и сказать, что будет хорошего и плохого, если у нас вдруг… например, отрастет большой-пребольшой нос (уши, ноги). Известные уже варианты детских ответов: хорошо – можно понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно повесить на него фонарик, когда что-то делаешь, и руки будут свободными; можно унюхать, где мама спрятала конфеты; плохо – с таким носом будет неудобно ездить в транспорте, ходить, даже спать, а зимой он будет сильно мерзнуть и придется большим шарфом его закутывать – выдают творческий поиск молодой развивающейся личности, что нам и надобно. Причем детские непосредственные ответы не повторяются, в вашем конкретном случае они могут быть еще более креативными, и это замечательно.

 

Волшебная палочка»

 

Игры с Волшебной палочкой часто используются в детском саду. Предложите ребенку поиграть с волшебной палочкой, которая увеличивает или уменьшает любые предметы, которые ребенок сам выберет. «Что бы ты хотел увеличить или уменьшить? Что из этого получится? К чему это приведет? Зачем это нужно?». Примерно в таком формате родители апробировали активизацию мышления у своих детей. Но чтобы играть и не фальшивить, прежде всего, вам самим надо вжиться в образ. К примеру, вообразите, хотели бы вы, чтобы ваши руки на время стали длинными, чтобы можно было доставать нужные вещи. Пофантазируйте с ребенком о том, что если деревья станут как стол, а трава – как коробок, то легко будет собирать грибы. А если конфета станет размером с холодильник, то можно будет ее целую неделю поедать и угощать всех друзей. Это лишь один из наглядных примеров ассоциативного мышления и перевоплощения. По сути, фантазии ничем не плохи. Они помогают видеть в привычном необыкновенное. Не так ли появляются перспективные изобретения, порой опережающие даже сам научно-технический прогресс.

 

Внимание, важно!

Если ребенок затрудняется фантазировать – предложите пофантазировать вместе, задавайте вспомогательные вопросы.

 

Лиса и Журавль»

 

Прочитайте ребенку басню «Лиса и Журавль». Обратите внимание на взаимосвязь внешнего вида и посуды: для Лисы – плоская тарелка, а для Журавля – кувшин с тонким горлышком. Предложите продолжить сказку – Лиса и Журавль помирились и решили устроить пир на весь мир, пригласили всех зверей, птиц, насекомых. Предложите нарисовать или слепить, какую посуду нужно поставить, и как она будет выглядеть для слона, крокодила, муравья, бабочки, рыбки, воробья, клеста.

Популярная игра «Карлики-великаны», где карлики – присаживаемся на корточки, а великаны – встают на носочки, вытягивая руки вверх, нравится многим детям. Взрослый вызывает (вразнобой) и выполняет вместе с ребенком – «Карлики. Великаны. Карлики. Великаны. Карлики. Великаны. Великаны. Великаны. Карлики. Карлики. Великаны. Карлики». Сначала в медленном темпе, постепенно убыстряя, но заостряя внимание ребенка на том, что нужно правильно услышать, понять и быстро выполнить. Когда в процессе игры уже заметно, что ребенок соотносит слово с действием, взрослый начинает его «сбивать» – иногда выполняя правильно, а иногда нет: называя, к примеру, «Карлики» – сам вытягивается вверх и наоборот. Игра проходит весело, развивает внимание, формирует привычку не повторять образец, который может быть неправильным, а действовать в соответствии с заданием.

 

Волшебный поясок»

 

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами оборотной стороной наверх, и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка, а другие (или другой) подходят к теремку, и просятся к нему в домик (на примере сказки):

– Тук, тук, кто в теремочке живет?

– Я, гитара. А ты кто?

– А я – удочка. Пусти меня в теремок?

– Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. К примеру, гитары и удочка сделаны из дерева. Или у гитары и у удочки есть струна – веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. Продолжаем до тех пор, пока все карточки не окажутся в теремке.

 

Игра «Маша-растеряша»

 

Игра на внимательность, на совершенствование навыков решения нестандартных ситуаций. Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож? А также напомните кто такие растерянней.

Правила игры: Один из игроков назначается Машей-растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:

– Ой!

– Что с тобой?

– Я потеряла нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (обозначается функция предмета)?

Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, к примеру: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду– нарисованную денежку. В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.

 

Игра «Красная шапочка»

 

Игра развивает творческое воображение. Реквизит: бумага и фломастеры. Перед игрой вспоминаем сказку, и эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по-другому, чем в сказке. Бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Правила игры: из детских карт выбираем предмет, в который превратится бабушка. Игроки вспоминают свойства этого предмета (к примеру, стакан: прозрачный, пустой). Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: – Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)?

– Чтобы видеть, сколько я съела.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут обоснованы и обсуждены все странности бабушки. Следующий шаг – обсуждение того, как именно бабушка может защититься от волка (к примеру, выплеснуть на него содержимое своего «прозрачного» живота или расколоться (стакан) на острые кусочки – чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеиться обратно в цельную натуру клеем для стекла.

 

Заключение

 

Дорогие читатели-родители!

Как вы уже заметили, книга написана для вас, родителей, а примеры, в основном – от первого лица. Чем глубже познаешь своего ребенка, тем больше радости он приносит. Совместный досуг, несомненно, сплачивает семью – основную ячейку нашего общества.

Принято думать, что подобные книги пишут в основном женщины и для… женщин. Это не совсем так, если не сказать более смело – совсем не соответствует действительности в XXI веке. Сегодня не редкость ситуации, когда мужчины готовят еду и гуляют с детьми, а женщина зарабатывает деньги. Это в России. А в Финляндии таких пап еще больше, и всех это устраивает. Парадокс, но кто бы рассказал мне об этой перспективе еще две декады лет назад – я бы засмеялся. Теперь не до смеха.

Мужчины, уже имеющие трудовой опыт, специально и инициативно получают специальности психологов детского чтения и учат других отцов – как правильно заинтересовывать детей в учебе. Это стало символичным.

Гармоничное воспитание детей – наших последователей и продолжателей – вновь является актуальной задачей для многих семей. Впрочем, подлинный секрет гармоничного воспитания состоит в том, что оно – при грамотном подходе – не потребует от вас больших затрат времени и сил. Успех занятий априори обеспечен самими отношениями и семейными ценностями, а более всего – креативным, нешаблонным подходом с опорой на ТРИЗ, адаптированную для детей. Еще в то время, когда я занимался с моей первой (сейчас – старшей) дочкой, понял – как важно ей мое отцовское внимание. Ведь наши дети любят, когда… их любят, и чувствуют это весьма проницательно. Всякий успех окрыляет, и после каждого разговора мы с еще большим рвением осваивали следующую тему. Этот же путь ждет и вас, дорогой взрослый читатель.

Мне хотелось бы особо обратиться к родителям – отцам.

Чтобы ваш родительский пыл не угас в дни беспросветной занятости «заколачивания денежной массы» и цейтнота, я позволил себе привести в этой книге несколько примеров, и при желании благом и непринужденном – вы можете эти упражнения повторить и запомнить.

В заключении обратите внимание на заповеди, которые уже стали символическими.

 

Заповеди, которые стоит учитывать  

Слова американского психолога Дороти Лоу Нолт рекомендую помнить каждому родителю.

Если дети живут в атмосфере критики, они учатся порицать.

Если дети живут с враждебностью, они учатся биться и воевать.

Если дети живут в атмосфере страха, они учатся бояться.

Если дети живут с насмешкой, они учатся быть боязливыми, учатся робеть.

Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.

Если дети живут с поощрением, они учатся доверию, вырастают уверенными в себе.

Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.

Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми. Среди честных и справедливых людей они понимают, что такое правда и справедливость, и никогда не станут воровать.

Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.

Если дети живут в доброте и вежливости, они учатся уважать.

Если дети живут дружелюбности, они учатся понимать, что мир прекрасен.

Не забывайте, что ребенок учится делать те вещи, которым вы его учите!

По мнению того же психолога, ребенок искренне мог бы сказать родителям следующее:

Кроме еды и одежды мне нужно душевное тепло, сердечность и ваша любовь.

Говорите со мной сердцем, потому что слова не всегда мне понятны.

Не применяйте ко мне силу. Это приучит меня к мысли, что с позиции силы можно все решить. Я быстрее откликнусь, если меня просто повести за собой.

Не давайте лишних обещаний, потому что вы не можете их выполнить. Я могу утратить доверие.

Не акцентируйте внимание на моих «плохих привычках». Это меня будет только побуждать продолжать делать то же самое.

Не делайте замечаний в присутствии людей. Я больше и лучше пойму все, если вы спокойно поговорите со мной с глазу на глаз, наедине.

Сделайте так, чтобы я почувствовал свою значимость и потребность, свое место в планах нашей семьи.

Сделайте так, чтобы я никогда не боялся утратить вашу любовь.

Помогите мне понять разницу между добром и злом.

Поддерживайте и поощряйте меня к труду, даже тогда, когда я еще делаю сотни ошибок.

Не наказывайте меня за неудачи, сама неудача уже является наказанием для меня. Мягко критикуйте и оценивайте, но не меня, а мои поступки.

 

Вы не сможете повторять мои слова слово в слово, но это и не нужно. Как только у вас появятся некоторые навыки, беседы с ребенком на разные темы уже не покажутся вам трудными; более того, при наличии желания вы сами сможете усовершенствовать мои «рецепты», адаптировав их под себя и конкретную ситуацию в своей семье. На мой взгляд, единственное, что для этого требуется – мужество и творческая фантазия, которую у нас, взрослых, не занимать.

А теперь вместе – за дело, и смелее! Среди тематически разных аргументов, в книге каждый найдет для себя подходящий. Это именно то, что укрепляет искреннее сотрудничество с ребенком, то, что нельзя купить ни за какие деньги.

 

Использована литература

 

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения./ Под ред. Б.А. Никольского/ Избр. психолог, исслед. – М.: Литфонд, 1956. – 449 с.

2. Кашкаров А.П., Овсянкина З.Н. Чтение подростка. Пособие для отцов. – М.: Либерея-Бибинформ. – 2010. – 256 с. – вып. 129. – (серия: «Библиотекарь и время. XXI век).

3. Кашкаров А.П. Интерактивный читательский дневник, или Как приобщить к чтению родителей школьников? // Интернет-журнал «Эй-дос». – 2011. – № 5. – 25 мая. http://www.eidos.ru/journal/2011/0525-04. htm

4. Кашкаров А.П. Педагогические условия усиления культуроведческих функций домашнего чтения. – Человек и образование. – № 4. – 2012. – с. 148–152. – Режим доступа 14.03.2013 – http://obrazovanie21. narod.ru/Files/2012-4_148-152.pdf

5. Кашкаров А.П. Чтение в средней школе: Как вырастить читающего человека – Ростов н/Д: Феникс. – 2013. – 106 с. – ISBN 978-5-222-21262-2

6. Кашкаров А.П. Проблематика чтения в семье. – Наука и школа (МГПУ).– № 5. – 2012. – с. 96.

7. Кашкаров А.П. Как приохотить ребенка к чтению: нестандартные методики. – Ростов н/Д: Феникс. – 2013. – 76 с. – ISBN 978-5-222-20602-7

8. Кашкаров А.П. Как справится с дерзостью подростка. – Психологическая газета. – № 17. – 2015. – режим доступа 24.08.2015 http:// www.psy.su/feed/4906

9. Колас И. О правильном поведении для девочек/Весело и просто/,/пер. с фр./ – М.: Омега, 2007. – 80 с., (Клуб тинэйджеров), 5000 экз. – ISBN 978-5-465-01404-5

10. Мурашковская И.Н. Педагогика+ТРИЗ. Сборник. – N3, 1997, Гомель

11. Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Расширенный курс высокоэффективного инновационного мышления. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: СОЛОН-Пресс, 2015. – 432 с.: илл.

12. Пыляев М. Оригиналы и чудаки. – СПб.: Азбука-классика, Авалонъ, 2008. – 352 с.

13. Ромашкова Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. – М.:ТЦ Сфера, 2005– 192 с. – (Картотека воспитательных дел).

14. Сборник трудов восьмой конференции Академии русской словесности и изящных искусств (АРСИИ) им. Г.Р. Державина/ под ред. Д.Н. Киршина. – СПб.: Российское издательство «Культура», 2011.– ISBN 978-5-8334-0246-7/ Кашкаров А.П. Чтение в семье как элемент дополнительного (внеклассного) обучения детей.– с. 81–87.

15. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя/часть 2: Растим читателя-творца/ Кашкаров А.П. – Я и дочь. Читаем вместе. – с. 170–180.-М.:РШБА.-2009.

16. Усачева Е.А. Большая книга ужасов: повести/ Е. Усачева. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с. – (Большая книга ужасов). – ISBN 978-5-699-53919-2

17. Читать и не читать. Читать или не читать – профессиональными секретами делится Андрей Кашкаров – психолог детского чтения из Санкт-Петербурга. – Свердловск. Большая Библиотека № 1(13)-2010. – с. 25–36 – http://book.uraic.ru/chitaem_vmeste/bb/13

18. Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности: сборник статей и учебно– педагогических материалов к международной конференции/ред. – сост.: Т.Г. Браже, Т. И. Полякова/ Кашкаров А. П. Опыт и роль отцов в поддержке и развитии интереса детей к чтению. – с. 54–59. – СПб: СПбАППО, 2010. – 174 с.

19. Шуклина Е.А. Технология самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. – 1999. – № 5. – с. МО-151.

20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988.– 312 с.

21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура [Текст]. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – 480с.

22. Ялом И. «Экзистенциальная психотерапия» – М.: РИМИС, 2008. – 608с.

 

Электронные ресурсы

 

41. http://www.pedpro.ru/termins/63.htm

42. http://school54nk.ucoz.ru/load/l-l-0-6

43. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32236

44. http://book.uraic.ru/blog/?p=3186#more-3186

45. http://dobrayalira.ru/

46. www.baby-market.com.ua/tovar-3485.html

47. www.hitalochka-ru.ru/category/igra-v-zhizni-rebenka

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.