Где спряталась пропавшая буква — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Где спряталась пропавшая буква

2023-01-16 36
Где спряталась пропавшая буква 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Необходимо взять картонные буквы или просто написать-напечатать слова на листе бумаги. Но в словах потерялись некоторые буквы. Может, их съел жадный Буквоед. Может, они просто надели шапку-невидимку, и увидеть их можно будет только тогда, когда ребенок правильно прочитает слово. А может, просто буквы никак не могут договориться, кто встанет на это место. Вариантов много.

Если у вас есть отдельные буквы, то предложите малышу поставить их на место и прочитать слово. Если такое слово есть, то оставляем букву и читаем следующее слово. Если слова нет, тогда заменяем букву другой и читаем этот вариант.

Не забудьте спросить у малыша, как он понимает это слово. Что это такое? Какое оно может быть? Не всегда ребенок может четко объяснить, как он понимает слово, тогда задайте дополнительные вопросы. Какой это предмет? Для чего он нужен? Из чего состоит? Где находится? Очень важно, чтобы ребенок сам объяснил слово, пусть даже с помощью родителей.

А или Я

Б…к, р…д, м…к, ер. я, М…Ч, т…з, м…со, к…ша, д…дя, с…д, с…дь.

Ы или И

Р…С, м…с, м…р, с…р, к…т, р…ба, м…ло, л…па, п…ла, м…ла.

 

Чем лучше читает ребенок, тем сложнее и длиннее слова можно давать. Деткам, которые только начинают читать, даем знакомые слова из трех, максимум четырех букв.

Самостоятельно придумайте несколько вариантов игр с таблицей слогов, подстраиваясь под возможности и интересы ребенка. Игра долго не надоедает, ибо слоги надо часто менять. Она развивает познавательный интерес, расширяет словарный запас. Ребенок учится читать быстро, не замечая, что учится, ведь он в это время играет, что родителям и нужно.

В основу этого упражнения легли задания, которые описаны в книге Гарри Алдера «Техника развития интеллекта».

Задания, которые приводятся Адлером нацелены на развитие IQ и рассчитаны, конечно, не на малышей. Но некоторые упражнения – как основу – я апробировал в нашей семье для развития своих младших школьников. Так и появился «Квадрат букв» см. рис. 2.1.

 

 

Рис. 2.1. Картинка «квадрат букв»

 

Квадрат букв представляет собой квадрат, заполненный буквами. Расчерчиваем квадрат размером 15 х 15 см на ячейки по 3 см (каждая), и в каждой ячейке размещаем одну букву. Этот квадрат очень похож на таблицы Шульте, только вместо чисел, стоят буквы.

Задания по Квадрату можно подобрать самые разные, в зависимости от уровня подготовки детей.

 

Примеры заданий:

Назови все буквы в столбике как можно быстрее. (Закрепляется знание букв)

Назови и покажи все буквы на 1-ой строчке, на 2-ой строчке. (Кроме знания букв, закрепляется понятие «строчка» или «столбик»)

Назови и покажи все буквы ниже буквы М. (Кроме знания букв закрепляется умение ориентироваться на листе бумаги)

Назови и покажи все гласные или все согласные, все звонкие согласные или глухие согласные. (Закрепляется знание гласных и согласных) Назови букву, которая стоит между 3 и Т.

Назови букву, которая стоит справа (слева, ниже, выше) от первой буквы в слове «нос».

Назови и покажи последнюю букву в слове «сок».

Для младших школьников, учеников 3-го класса и старше задание можно усложнить. Для этого центральную клетку надо выделить цветом, к примеру, зеленым. Задача: ребенок должен смотреть на клетку, а показывать букву, которую вы называете. Обратите внимание, что в процессе выполнения надо напомнить, чтобы ребенок смотрел на центральную клетку, и контролировать движение его глаз.

Таким образом, не только развивается детское периферическое зрение, расширяется поле зрения, но и приобретаются навыки на распределение внимания, как-то: находить нужное в тексте, закрепить знание букв и уметь ориентироваться в пространстве.

 

Выложи буквы

 

Чтобы ребенок запомнил графическое начертание, полезно выкладывать букву из гороха, камешков, палочек, шнурочков, рисовать ее на песке, на дороге мелом, лепить из пластилина или теста, процарапывать на пластилиновой дощечке, выкладывать из мозаики и использовать иные доступные варианты.

В качестве основы-столика берется плотный картон любых подходящих размеров (я использовал 20x20 см), к примеру, от обувной коробки, и по его поверхности растирается пластилин любого цвета или смеси цветов. Слой пластилина от 1 до 3 мм. Так вы создали тренажер для нескольких занятий с ребенком.

На картоне-тренажере месте с ребенком удобно процарапывать разные буквы и слоги, а потом снова растирать, выравнивать поверхность пальчиком.

Можно выкладывать буквы, рисунки косточками, камешками, горохом, семенами тыквы, семечками. Выложили, полюбовались вместе, показали всем членам семьи, получили похвалу, и убрали семена.

 

Внимание, важно!

Убирать за собой – это уже не интересно, но полезно для маленьких ручек. Такая обязательная работа не только приучает к дисциплине маленькую личность, но также хорошо развивает моторику руки, что очень важно для развития речи ребенка.

Как вариант той же игры хорошо сравнить букву с каким-то предметом. Ваш вопрос «на что похожа буква К?» запускает в работу мыслительные центры ребенка. В его ответах можно услышать разные варианты: жука, пасть тигра, бабочку, половину бантика…

 

Волшебный мешочек

 

Эта игра развивает мелкую моторику руки и помогает ребенку лучше запомнить форму буквы. Нужно взять несколько магнитных или пластиковых букв, те, которые ребенок уже знает, и положить их в непрозрачный мешочек. Задание ребенку: надо на ощупь определить букву и назвать.

Другая задача несколько повторяет упражнение в поиске пропавших букв: надо написать несколько букв, разных линий, похожих по начертанию на буквы, и предложить ребенку найти все знакомые буквы или все нужные буквы. Второй, усложненный вариант – не просто найти, но и обвести. Все подготовительные реквизиты удобно сделать на принтере.

В процессе занятия набираете ряд букв или слогов, если уже начинает ребенок читать слоги, и даете задание найти и, к примеру, раскрасить все буквы Н, или буквы В и Г, слоги Б А.

Задание усложняется, если буквы разного размера, поэтому первое время надо набирать все буквы заглавные, а потом добавлять и строчные. Обратите внимание, что некоторые строчные буквы пишутся и визуально воспринимаются иначе прописных – а, б, е.

 

Внимание, важно!

Для ребенка очень существенное отличие в написании букв и, прежде, чем давать эти буквы в задании, надо показать, как они пишутся, и, проведя контрольный тест, удостовериться, что маленький рационализатор все понял.

«Прятки с буквами» – это развивающий вариант уже рассмотренной игры. Найти нужную букву среди других.

Можно написать, напечатать на листе разные буквы, среди которых есть несколько нужных, причем, разного цвета и размера. Предлагаем ребенку найти и закрасить или обвести определенную букву. Причем, можно не называть саму букву, а сказать: «найди букву, на которую начинаются слова улица, улитка, умница, ушки. Таким образом, мы еще и развиваем фонематический слух ребенка.

 

Найди и зачеркни

 

Упражнение совершенствует навыки к запоминанию буквы и развивает внимание. Как это происходит на практике? Дайте ребенку небольшой текст с крупным, удобочитаемым шрифтом, и предложите найти и зачеркнуть все буквы К. К примеру, можно взять детскую книгу или набрать любой текст на компьютере, затем распечатать на принтере. Как вариант можно просто набрать несколько строчек самых разных букв, так, чтобы нужная буква была на всех строчках. Задание усложняется, если набрать буквы разного размера и шрифта или ограничить ребенка по времени выполнения задачи.

Какие же игры можно придумать?

 

Выложи букву

 

Предлагаем ребенку выложить букву из палочек, спичек, шнурка, веревочки, камушков, слепить из пластилина, соленого теста, нарисовать на бумаге, на песке или асфальте. В различных ситуациях побуждаем ребенка вспоминать определенную букву и придумывать слова, в которых есть эта буква.

 

Дорисуй букву

 

Вместе со взрослым ребенок придумывает на что похожа эта буква. Очень хорошо, если на бумаге это еще и нарисовать. Например, буква Е похожа на букву «Ш», если ее перевернуть, на расческу, на забор, на ворота…

 

Ремонт буквы

 

Напишите букву, убрав из нее какой-то элемент или добавив лишний. Ребенку надо отгадать букву и отремонтировать ее, дорисовав необходимые части.

 

 

ТРИЗ в обучении алфавиту

 

Важная задача в контексте ТРИЗ и направления гуманитарных дисциплин – развивать умение антиципировать буквы, догадываться о букве по ее элементам. Маленькие изобретатель уже знает буквы, и даже умеет их соединять, и надо закрепить эти знания – научить предугадывать букву по ее элементам. Чем легче ребенок узнает букву в самых разных ее положениях и вариантах, тем быстрее он будет читать.

Далее располагаю несколько игр-упражнений на антиципацию букв, которые можно и нужно использовать на начальном этапе обучения чтению.

 

Внимание, важно!

Упражнения лучше проводить в виде игры. Это можно делать между делом, на прогулке, на отдыхе, в транспорте.

 

Пример первый. Буквицы

 

Практических примеров на эту тему очень много, и они весьма разнообразны. Приведу такой. Нарисуйте часть знакомой буквы на бумаге, на песке, мелом на асфальте (любом доступном носителе), и попросите ребенка восстановить ее, догадаться, что это за буква и нарисовать недостающий элемент. После успешного выполнения задачи, вполне уместно поменяться с ребенком ролями, пусть он нарисует «поломанную» букву, и вы будете «ремонтировать». Практически при выполнении этой методики возможно несколько вариантов:

• буквы с недостающими элементами;

• буквы с лишними элементами;

• неправильные буквы, к примеру, написать букву «я» в другую сторону (так называемые отзеркаленные буквы R) или вверх ногами;

• расположить буквы горизонтально, лежа, или вниз головой и попросить найти ту, что надо нарисовать несколько букв одна на другой и дать задание определить, что за буквы нарисованы или найти в рисунке нужную букву.

 

Пример второй. Словосочетания

 

Пусть ваш маленький умник самостоятельно прочтет (продекламирует) словосочетания или небольшой текст, состоящий и простых (не сложноподчиненных) предложений – по верхней части букв (это значительно легче для детей), а потом по нижней. Для этого возьмем текст с крупным шрифтом и короткими словосочетаниями, прикроем нижнюю часть строки закладкой или линейкой и даем ребенку читать. Подсказка: скорость прочтения зависит от уровня предварительной подготовки, и, если ребенок «застрял», и не может догадаться, приоткройте буквы на миг, и снова прикройте.

Кроме того, если ребенок неправильно прочитал букву (к примеру, в слове дерево решил, что первая буква «л» и прочитал «лерево»), не подсказываете сразу правильный вариант, а просто спросите «а есть ли вообще такое слово, и что оно обозначает?».

Когда малыш поймет, что слово получается неправильно, спросите примерно следующее: «какая еще буква похожа на эту?» и «что получится, если ее поставить на это место?». Так практически можно научить ребенка читать осмысленно, быстрее, относительно прошлого опыта, и лучше понимать прочитанное.

Усложненный вариант того же упражнения – читать по нижней части букв. Это упражнение надо делать тогда, когда по «вершкам» читает ребенок уже успешно.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.