Мотивация ребенка – важный прием ТРИЗ — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Мотивация ребенка – важный прием ТРИЗ

2023-01-16 21
Мотивация ребенка – важный прием ТРИЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не хотелось бы повторяться, ибо по этой теме я писал диссертацию, и кто желает может дополнительно самостоятельно ознакомиться с монографией: Кашкаров А.П. Личностный интерес ребенка. [Монография] – Dtisseldorf, LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2016. – 112 c. – ISBN: 978-3-659-84634-2.

Обоснованно считаю, что необходимо поощрять любой детский интерес к новому. Важной особенностью мотивирования является сама мотивационная форма, которую обыватели называют также просто: учить – не уча. То есть так, чтобы не было и тени менторского тона, дидактики или наставления. А что остается кроме этого? Правильно, всего два – в общем смысле – варианта. Новые знания в игре и новые знания от ребенка к ребенку, при условии, что вы сами – умудренный опытом взрослый-воспитатель – на время становитесь ребенком. И если, соглашусь, трудновато многих сорока-пятидесятилетных пап и мам заставить встать на четвереньки и нагрузив себе на спину своего малыша, прокатить его несколько кругов по комнате, то попросить размышлять как ребенок, наверное, возможно. Но, опять же, одно дело порекомендовать, обоснованно попросить, и другое дело – как конкретный взрослый выполнит эту задачу. В этом деле тоже нужен талант, или, как минимум, желание.

Самое простое – это давать «руководящее» указание на то, что нужно делать. И я, и редактор книги могли бы изменить смысловое наполнение текущего предложения, если бы решились следовать условиям деликатности. К слову, в Европе не терпят повелительного наклонения. В изданных там книгах любой тематики, включая и руководства по психологии воспитания, не принято пользоваться менторским тоном. В руководствах по кулинарии не говорят «возьмите пару яиц…», но вместо это пишут: «дваяйца, взятые вами…». Казалось бы, это мелочи. Но мелочей не бывает, есть детали. Тот же подход мною предложен и в этой книге. А повелительное наклонение в примере «превозносим» мы оставили только как пример того, как говорить и даже думать – при реализации ТРИЗ в детском творчестве – не надо.

Если ребенок на вопросы отвечает «не знаю», скорее всего, это похожий случай незаинтересованности, немотивированной ситуации. Что в этой ситуации делать?

Часто дети реагируют подобным образом, если чувствуют, что их хотят «проверить, протестировать». В современном мире детей начинают обучать (а не развивать) буквально с пеленок. И, конечно, родители хотят видеть результат своих трудов. А потом постоянные проверки: «покажи – где синий цвет?», «где у тебя ушки?», «это какая буква?» сопровождают детей постоянно. Поразительно, когда родители не понимают, что их дети уже давно перешагнули этот латентный барьер, но все равно разговаривают с ними по давно «освоенному материалу». Иногда родители пытаются вклинить такие проверки-задачи в игру. Любой ребенок с сохранным интеллектом чувствует разницу между игрой и такими «задачками», как бы искусно их не маскировали родители и не убеждали себя, что они «занимаются, играя». Будем сначала честными сами перед собой. Это не занятия, а профанация, паллиатив.

Позволю себе, никак не увлекаясь менторским тоном и излишней дидактикой, несколько советов, которые помогут ребенку начать рассуждать и думать, когда у него что-то спрашивают, а не говорить «не знаю».

 

3.3.1. Практические рекомендации по общению и мотивации

 

Будьте безусловно искренни. Если вы знаете ответ, то вопрос вы задаете только с одной целью: проверить ребенка: «а сможет ли он додуматься, или знает ли он ответ на вопрос?». Не применяйте вопросы с одним единственным правильным ответом. Когда ребенок говорит «не знаю», он подразумевает «не знаю правильный ответ». Задавать открытые вопросы несложно, и на них может быть много разных ответов. И даже, если вы знаете один из них, вы можете не знать тот, что придет в голову ребенку. На практике так происходит сплошь и рядом. Кстати, вот так и дети учат взрослых. Я не раз был свидетелем, когда подросток, слыша вопрос, спрашивает: «Аты сам знаешь?». Это подтверждает предыдущую мысль: детям важно не быть подопытными кроликами. Они хотят общаться, а не экзаменоваться. Им важно видеть и чувствовать, что вы думаете вместе. Если вы вдвоем не знаете ответа, значит напрячь мозг придется не ему одному. Поэтому чаще рассуждайте вместе, делитесь своими мыслями и выводами. Если ребенок говорит «не знаю», расскажите, как думаете вы, что именно вам мешает решить задачку, или расскажите свой ответ и вместе подумайте, интересен ли он. Помните, любознательным взрослым легко воспитать любознательного малыша. Ребенок всегда в первую очередь учится на примере. Какой пример перед собой видит – таким и растет.

Всезнающий взрослый это ужасно и… опасно. Страшно. Страшно оказаться перед лицом такого «учителя» несостоятельным. Так подсознательно думает ребенок, даже не зная пока значения слова «несостоятельный». Если на все вопросы ребенка вы отвечаете выверенными фактами, он привыкает, что на любой вопрос существует только один верный ответ. Далее все логично и относительно просто: когда вопрос задаете вы, ребенок понимает, что не знает этот единственный правильный ответ, и говорит вам «не знаю».

Отсюда логичный вывод: покажите ребенку многообразие ответов, и тогда на любой вопрос ваш визави будет знать хотя бы какой-то ответ.

Инициативно отвечайте на вопросы ребенка. Печально видеть детей, которые на поставленные вопросы отвечают: «а потому что перпендикуляр» или «потому, что кончается на У». Угадайте, кто научил их этим фразам? Позволю себе здесь повториться – всегда отвечайте на вопросы ребенка. Может быть, раньше вы были не очень внимательны к детским вопросам и тем самым отбили всякое желание их задавать. Вопросам детей (какими бы они не были) надо всегда радоваться.

Все дети развиваются по-разному. Если ребенок не задает вопросы «почему…?» – это тоже тревожный знак. Тогда вы должны слышать другие вопросы: «что это?», «как это работает?» Те же самые «почему», но сформулированные иначе. Ситуация реальная. Первый наш сын никогда не спрашивал прямо «почему», но задавал множество иначе сформулированных вопросов. Второй ребенок – дочка – как начала в полтора года «почему это?», почему-то?» так, усвоив одно, и изучая другое, уже несколько лет и продолжает. Разные характеры, разные формы восприятия. Но это нормально.

Если папа уходит, дети спрашивают «почему ты уходишь», имея в виду «куда ты уходишь». Вариант решения ситуации – переспросите у малыша наводящим вопросом: «ты хочешь знать, куда я ухожу?», и таким образом, научите ребенка строить вопросительные предложения и с другими словами – как, куда, что, где. А если устали отвечать на бесконечные «почему», отвлеките малыша: покажите что-то необычное или расскажите историю; честно скажите, что вы устали.

Оценить общую любознательность ребенка – ваша насущная задача. Иногда, бывает, дети пребывают в некоторой интеллектуальной пассивности из-за большого количества информации, которая буквально обрушиваются на них. Они и ее то не успевают обрабатывать, не то что еще о чем-то спрашивать. Вариант решения ситуации таков: постарайтесь оградить ребенка от телевизора, рекламы, большого количества мультфильмов, компьютерных игр или развивающих занятий, программ.

 

Одобрение и ободрение  

Развитие творческого мышления, любознательности и изобретательности можно осуществлять, даже не прибегая к специальным занятиям, играм, упражнениям. Нужно часто использовать прием ободрения и поощрять к деятельности. Часто дети расстраиваются, когда что-то задуманное не выходит. Это может быть рисунок, аппликация, фигурка из пластилина или башня из кубиков. Постарайтесь в такие моменты обращать внимание ребенка на то, что в этой ситуации есть и положительные моменты.

 

Развитие гибкости мышления

 

В процессе игры с малышом вы можете говорить: «эх, башня упала, но зато теперь можно построить гараж для машины. Или построить новую более крепкую башню с прочным фундаментом, давай?».

Детям постарше предложите самим поискать плюсы в сложившейся ситуации, к примеру: «давай найдем хорошее в том, что краски размазались?» Предложите варианты, к примеру, ты уже научился смешивать цвет; знаешь, что надо ждать высыхания; брать более тонкую кисть. Хорошо поискать и отрицательные стороны в хорошем, к примеру: «сегодня хорошая погода, мы долго гуляли, но в этом есть и минусы… у тебя носик потек».

 

Как увидеть задачи  

Другим элементом гибкости мышления считается навыки правильной постановки задачи, то есть адекватное восприятие ситуации. Тут без простого анализа не обойтись. Как правило, перед ребенком всегда очень много задач и трудностей: надеть колготки, поделиться игрушками, налить себе воды, открыть кран, включить свет, донести стакан воды и так далее. Впрочем, воспринимает ли это как трудности сам ребенок – большой вопрос. Не будем решать и оценивать ситуации за него, и этим сможем инициировать его собственные решения, поможем развитию изобретательности. Чтобы научить ребенка видеть во всех сложностях и трудностях задачу, переключайте его внимание каждый раз в нужное русло или, хотя бы, не старайтесь везде успеть и вовремя помочь; «отпустите» ситуацию. Вот что советует опытный практик ТРИЗ для детей К. Несютина, мама двоих детей-дошкольников:

«Буквально вчера наблюдали с Антоном, как Марк решал одну из таких задач. Пока он доставал горсть изюма из пакета, на пол упала круглая пластмассовая часть от блендера, лежавшая рядом. Марк тут же ее поднял и положил назад, но опять на ребро, так что она покатилась и опять упала. Марк опять ее поднял, покрутил в руках и уже решил задачу по-другому: приподнявшись на цыпочки, положил эту вещицу как можно дальше и уже не на ребро. И хотя он решил вставшую перед ним задачу, скорее методом «проб и ошибок», ценно, что задача была решена.

 

Как формулировать противоречие  

Вообще, формулировать противоречия – важный шаг на пути к его разрешению. И этому надо учить. В повседневной жизни очень много ситуаций, где возникают противоречия. К примеру, ребенок хочет еще сладкого пирога, но тогда он закончится, и завтра придется пить чай с хлебом. Противоречие: хочется еще, но не останется на завтра. Что делать, когда возникают противоречивые ситуации? Практикам ТРИЗ для детей рекомендуют на конкретных примерах: можно обратить внимание детей на то, что возникло противоречие: паровозик один, а играть с ним хотят двое детей одновременно. Даже сформировать и признать противоречие – большой шаг вперед к осмыслению. Следующим шагом будет его решение. Потренируйтесь в придумывании всевозможных решений. На первом этапе просто озвучивайте все варианты, которые приходят в голову. На втором – отбирайте самые удачные и выигрышные.

 

Как выстроить гипотезу  

Обращайте внимание на любопытные вещи вокруг. Почему во дворе сломалось дерево? Хорошо уметь придумывать и настоящие и фантастические причины: дул сильный ветер, было землетрясение, великаны по ночам собирают цветы, выросло слишком много листьев и дерево стало тяжелым. В этой теме одна из задач – научиться видеть в отрицательном опыте положительные стороны. Само слово гипотеза в свое время так понравилась одному из моих детей, что он стал повторять это слово часто, а после и целое предложение «у меня есть гипотеза!» Результаты видны почти сразу – ребенок начинает размышлять по-другому, креативно.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.