Особенности органической речи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности органической речи

2023-01-16 24
Особенности органической речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Органическая речь – это слова и выражения, впрямую влияющие на физиологические органы человека. Всем известны эти слова и выражения. Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить. Свои выводы по влиянию органической речи на здоровье и карьеру человека опубликовал доктор Пезешкиан. Согласно его выводам, на практике человек включает слова-разрушители в свою активную речь.

Нет никакой разницы в том, к кому (или чему) применяются эти и подобные слова, и выражения. Сам факт их присутствия в активной речи закладывает (а потом поддерживает) программу неудачи. Предлагаю вам понаблюдать за речью. Нет, не за своей – это без специальной подготовки может оказаться невозможным. Попрактикуйтесь – понаблюдайте за тем, какие слова-разрушители присутствуют в речи ваших близких. Только избегайте «проповедовать», ведь индивидуальная речь – это то, во что категорически нельзя грубо вмешиваться.

Слова-враги отчетливо указывают на неуверенность в себе, за ними всегда стоит убеждение человека в том, что его способности ограничены, что он серый, неприметный – «обычный». «У меня не получится» в буквальном смысле заставляют стоять на месте. Вместо этого скажите своему сыну или дочке, что набор уникальных способностей, которым мы все наделены от рождения, нас обязывает; и что послание, обращенное к каждому: «ты наделен талантами и несешь за них ответственность».

Слова, за которыми очень удобно спрятаться, притаиться и не выполнить свою уникальную жизненную миссию: не могу, не умею, не уверен (-а), не получится, это выше моих возможностей (сил), не могу обещать, от меня не зависит, не возьму на себя такую ответственность – вовсе не для тех, кто решил освоить ТРИЗ. «У меня не получится» – ювелирно замаскированное «постараюсь». Снимите с этого слова фальшивую веру в результат, уберите с него полумертвый энтузиазм – и непременно увидите его истинное лицо. По сути, это слово «кричит»: «я в себя не верю».

Обратите внимание на свою повседневную речь, которая, несомненно, переходит и к ребенку, потому, что дети повторяют и ваше поведение, и манеру речи. Некоторые вредные слова-«шедевры» настолько легко проникают в речь, что им даже маскироваться не надо: к примеру, «я не могу себе позволить, еще не время, хотелось бы, но…, мало ли чего я хочу, хотеть не вредно, да кто я такой/-ая, чтобы…».

Слова «надо», «нужно» (не в контексте потребности, а в значении «обязан»), «должен» (должна), «требуется», «проблемы» (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы (как может показаться), оно их формирует, по сути, убийственны для человеческого счастья. А может ли несчастный человек творчески обогатить другого? Не убежден в этом.

Поэтому, таков мой совет, никогда не используйте слово «невозможно». Возможно все, что распознается нами как внутренний запрос (хочу), сиречь прямое указание на возможность. Равно как и на то, что у всех возможностей мощный потенциал воплощения, иначе бы запросы попросту не возникали. И учите этому подходу детей. Если хотите от них инициативы и успешности в перспективе.

Вот эти слова: невозможно, маловероятно, никогда, не может быть, если вдруг (отказ от возможности), если что (тот же отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу), может случиться так… (планирование препятствий; фраза самый надежный способ, чтобы не только не получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь), а вдруг, не дай бог и другие подобные им. И самое убойное в данном контексте: нет выбора.

Все эти кандальные словосочетания (равно как и слова из разряда «органическая речь») значительно уменьшают скорость настройки продуктивной доминанты. А это, понятно, снижает скорость движения к цели. Как, спросите, избавить свою речь от кандальных слов?

 

Внимание, пример!

Используйте прием «Позорный столб». А именно: выпишите наиболее употребляемые вами кандальные слова, и вывесьте этот перечень на видное место дней на 10–14. Это довольно хорошо проверенный прием, который также называется «черный список». Как умелый санитар он отлично справляется с задачей: удаляет из речи все элементы деструктивных программ. Проверить это несложно, главное – желание.

 

Далее скажу о словах, которые, будучи допущенными в активную лексику, позволяют человеку получить доказательства, что управлять собственной судьбой – это не фигура речи, а вполне обыденный практический навык.

Правильно распоряжающиеся этим «секретом» взрослые люди, случается, изменяют свою личную историю, вытаскивают себя из финансовых ям, раскрывают свои таланты и, в целом, живут так, как хочется. Важно научить этому и своих детей.

Вот он – истинный ресурс и волшебные слова: я могу, у меня все получается.

И самое мощное: я намерен(-а).

Если вы хотите практиковать ТРИЗ, то прямо сейчас попросите ребенка проговорить вслух: «я хочу», а потом также вслух: «я намерен (-а)», и результат не заставит себя долго ждать. Так вы воспитываете если не командирский голос, то инициативу. Глагол «намерен» запускает в мыслительном процессе определенные химические реакции, они заставляют и мыслить продуктивно, и действовать уверенно.

 

Рекомендации для непослушных

 

Обоснованные психологической наукой методы, приемы и технологии эффективного преодоления «кризисных» ситуаций связны с естественным непослушанием детей. Эти практические наработки полезны как психологам, так и родителям.

Речь пойдет о формировании, развитии, становлении личности.

На основе теорий Макиавелли (рекомендовал брать лучшее из всех возможных теорий, методик и приемов воспитания) и Ж.Ж. Руссо (описывал метод естественных последствий в воспитании) нами изучались метапредметные связи – как ребенок терпит последствия своего поведения. В исследовании мы не берем крайние случаи, но в своей практике их учитываем.

«Капризули» и «нехочухи» – совершенно нормальные дети, если предполагать, что в этом мире допустима какая-либо неизменяемая оценочная норма.

К примеру, мальчик «В», 9-ти лет, учащийся в частной школе с «хорошим» (мотивированным) педагогическим составом, постоянно вредничает. Все идут плавать в бассейн, а ортодокс «В» говорит: «я не пойду в бассейн или если пойду, то только… боком». Ему разрешают идти «боком». По пути мальчик, не видя препятствия, задевает трубу; ее срывает, и начинается потоп. На улице он отказывается следовать за педагогом в паре с другим ребенком вместе со всеми, доходит до истерики и соглашается идти, но… только спиной вперед. Педагог (девушка без опыта) соглашается с этим, все смеются над «В». «В» проходит десять метров, и попадает в урну. Ему помогают подняться, но попа вся в окурках. Учителя плачут – в прямом смысле слова.

Решение этой и других подобных проблем есть: можно использовать прием, который называется «перенос опыта в иную плоскость». Если ребенок рвет, выбрасывает книжку, на замену книге подойдет газета (пусть рвет), но нельзя лишать его деятельности.

К примеру, когда «В» идет по газону и сбивает ногой одуванчики, можно остановить класс: «теперь все будем смотреть, пока «В» не собьет все одуванчики на газоне». Мальчику сие занятие быстро надоедает: он уже удовлетворил свою неосознанную потребность оказаться в центре внимания, и возвращается в парный строй. Психолог в каждом случае вынужден изучать историю жизни ребенка, чтобы понять истоки подобного поведения. Как показывает практический опыт, такие дети или «выживали», не «обласканные» вниманием своих родителей, или, наоборот, родители оказывали ребенку чрезмерное внимание, пытались дать все, что только возможно, и наступило пресыщение.

Следующий прием, позаимствованный мной из психологии, действует во всех теориях свободного воспитания. Если малыш шалит, «тестирует» взрослых и старается бессознательно манипулировать, говоря, что не хочет учиться разбирать буквы, учиться читать, можно парировать: «Ну и не надо. Я тебе пришлю записки, где будут сообщения о спрятанном подарке, который ты хотел получить на Новый год».

Теперь, застигнутый непреодолимым желанием получить подарок, ребенок будет мотивированным к изучению грамматики.

Прием подействует в том случае, если взрослый согласится без условий: «Я – такой же, как и ты – незнающий». Вспомним Сократа с его сакраментальным: «я знаю только то, что ничего не знаю». Особый смысл изречения таится в расшифровке – «знаю, но тебе не скажу, догадайся сам». В этом залог добывания знания совместными усилиями. Взрослый становится другом, с которым можно обсуждать любые вопросы, и правильно мотивированный ребенок будет это делать не без удовольствия. Знание, приобретенное совместными усилиями, генерирует новую мотивацию.

Приемы мотивации в XX веке изучал известный Абрахам Маслоу (к слову сказать, А. Маслов был и нашим соотечественником, поскольку эмигрировал в США из Одессы). Он утверждал, что «мотивация основана на потребностях». Прием с использованием игровой техники «малого разговора» предполагает разговор по душам и внимание к ребенку. В этой технологии используются такие приемы, как информирование, позитивные констатации, цитирование отдельных высказываний партнера, и ее использование может вылиться в интересный обоим собеседникам разговор. Смысл применения этой техники в том, чтобы настроить ребенка на нужную ноту общения посредством свободной и приятной беседы о семейных делах, хобби, происшедших задень событиях, забавных случаях. Так создается позитивная психологическая обстановка, выстраивается фундамент обоюдной симпатии и доверия, восстанавливается эмоциональное равновесие.

Большую часть полезной для себя информации мы выносим не из книг, докладов и статей, а из обсуждений во время пауз «koffee break». Общение с интересным человеком дает больший эффект, чем специально организованный урок или семинар. В свое время Лев Толстой называл этот феномен – «бессознательное образование»: мы впитываем информацию и получаем навыки, не понимая, как это происходит.

 

Практические советы  

Ежедневно разговаривайте с ребенком, искренне интересуйтесь новостями его жизни – во время разговора вы узнаете о переживаниях маленькой личности и сможете вовремя воздействовать на ситуацию.

Побуждайте ребенка самостоятельно размышлять, задавайте вопросы, ответив на которые, он найдет ответ и на свои собственные вопросы, которые его беспокоят. Вспомните Сократа: «я знаю, что ничего не знаю». Не потому, что не знаю, а потому, что тебе не скажу. Давай найдем решение вместе. Так вы станете друзьями.

Если ребенок капризничает, это не означает что он «ненормальный».

Наоборот, если вы захотите, то увидите, что такие дети талантливы, они не похожи на других, и… никогда не повторяются в своих действиях, находя все новые и новые ходы и формы поведения.

Многие, даже педагоги, к сожалению, привыкли искать легких путей и своим невниманием способствуют тому, что дети еще больше убеждаются в собственной правоте – как единственно возможной в их нетривиальной ситуации. Вместо этого попробуйте оказать им недостающее внимание, похвалить, мотивировать и вы увидите, что результаты не заставят себя ждать.

Американец Дейл Карнеги говорил «создайте человеку хорошую репутацию, и вы увидите, как он постарается ее поддержать».

Это также работает и в воспитании детской личности.

Родительский пример будет оказывать влияние на ребенка: привязанность, привычка родителя с большой долей вероятности будет передаваться «по наследству».

 

Рекомендации родителям для практики ТРИЗ

 

1. Правило зеркала.

Окружающие меня люди – мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, у меня есть склонность к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.

2. Правило выбора.

Я осознаю, что все происходящее в моей жизни есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит ли, что и я такой же скучный и занудливый человек? Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что, не к кому предъявить претензии. Я сам причина всего, что происходит со мной. Авторы и творцы своей судьбы – мы сами.

3. Правило погрешности в данном ключе особенно важно. Я добровольно соглашаюсь с тем, что могу ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не идеал, я хороший человек, и имею право на ошибку. Главное – уметь признать ее и вовремя исправить.

4. Правило соответствия.

Я имею ровно то и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек так любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я решаю измениться – меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону).

5. Правило зависимости — одно из самых важных в жизни. В этой связи актуальны примерно такие рассуждения. Мне никто ничего не должен. Я смогу бескорыстно помочь всем, кому могу. Чтобы стать добрым, надо стать сильным. Чтобы стать сильным, надо поверить в то, что я сам могу.

6. Правило присутствия гласит, что «я живу здесь и сейчас». Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я настоящий. Есть повод порадоваться.

7. Правило оптимизма .

Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, душа радуется. Мой фитнес – солнечное лето, луг и речка. Пока я двигаюсь, пока ветер овевает кожу – я живу. Когда я смотрю телевизор, лежа на диване, или общаюсь с френдами в инете – я не в этом, а в потустороннем мире.

Если же говорить о мотивации в жизни, вере в себя, далее почти без комментариев – в данном случае – только разбавляющих важную суть – приведу несколько фактов из биографии президента США Авраама Линкольна.

Он несомненно был творческим человеком, а может быть, даже интуитивно следовал своей собственной ТРИЗ.

1831 – прогорел в бизнесе, объявлен банкротом;

1832 – потерпел поражение на выборах в законодательную палату своего штата;

1834 – вновь прогорел в бизнесе и опять объявлен банкротом:

1835–1836 – личные неудачи и в итоге тяжелейший нервный срыв, долго лечился;

1838 – потерпел поражение на очередных выборах;

1843 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США;

1846 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США;

1848 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США;

1855 – потерпел поражение на выборах в Сенат;

1856 – потерпел поражение как кандидат на пост вице-президента США;

1858 – потерпел поражение на выборах в Сенат

1860 – избран президентом США.

Без комментариев.

 

2.13.1. Корректировка привычек как пример для детей

 

Давайте предметно посмотрим, что сегодня представляют собой современные родительские привычки, и каким они должны быть.

Хорошие привычки таковы, что надо встать раньше детей и ложиться, если позволяют обстоятельства, вместе с детьми. К примеру, автор этой книги встает каждый день в 4 часа утра и ложится спать к 22-м часам. За утренние часы я успеваю поработать, сделать зарядку и вообще настроить себя на позитив.

Старайтесь разбивать день на логические части. К примеру, у моей жены – это сны и бодрствования младшей дочки. Первый кусочек расписан с утра до первого сна, второй кусочек – сон дочки, третий кусочек – трехчасовое бодрствование дочки и так далее. В каждом блоке она старается сделать что-то для развития детей, что-то для себя и что-то по хозяйству.

Перестаньте планировать «все и вся» и забивать себя в узкие рамки того, что надо сделать. Когда-то я хотел написать книгу по тайм-менеджменту, но меня опередили многие другие авторы. Причем, я бы не сказал, что им удалось вполне отразить проблемное поле или себя в этом поле. Организация собственного времени, по сути, такая сфера, которая распознается строго индивидуально. Что можно добавить – только общие советы и компиляцию всем известных истин. Кто-то, педант, по характерным признакам ориентированный на точность, достигает лучших результатов, но его увольняют с работы за излишнее рвение.

Кто-то никак не может войти в рамки трудового распорядка или в общем смысле – дисциплины, но выдумывает раз в квартал вещи, которые приносят моей компании годовую прибыль.

Как с этим быть? Какой там общий тайм-менеджмент? Все работники – разные. Все дети – тем более своеобразны. Поэтому – таков мой совет – лучше сконцентрироваться на вашей зоне компетентности. Это те «области», на которые вы направляете свои усилия. Для меня, прежде всего, эта сфера – развитие детей, хотя, будем справедливы, уделяется внимание и рентабельности некоторых коммерческих проектов. В каждом направление есть последовательный список «что надо делать», но без привязки к датам и времени, потому, что однажды много лет назад в Чечне, задыхаясь, выбираясь из под железных, обжигающих обломков, я понял, что человеческие планы – суть пустой и даже смешной звук. А о детях думать приятнее всего.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.