Изобретайте и переиначивайте сказки сами — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Изобретайте и переиначивайте сказки сами

2023-01-16 21
Изобретайте и переиначивайте сказки сами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как самому написать сказку? На этот вопрос можно ответить по-разному. Но наиболее известным является метод снежного кома, который, кстати, тоже можно причислить к ТРИЗ для детей. При лепке снеговика суть в том, что в руках у вас сначала оказывается маленький снежок, который помещается между ладоней. А потом этот комок просто прокатывается по снежной целине. Чем больше снега на него налипнет, тем больше становится ком для снеговика.

Метод снежного кома в ТРИЗ-педагогике построен по такому же принципу. Придумывается фантастическая, нереальная идея, которая «помещается» в реальную жизнь. Вокруг центральной идеи начинают накручиваться слои реальности, с учетом влияния на них нашей придуманной фантастической ситуации.

Сюжеты многих сказок, рассказов, повестей, имеют такую же структуру повествования.

В рассказе В. Катаева «Цветик-семицветик», действие раскручивается вокруг волшебного цветка, исполняющего желания, полученного в подарок другой девочкой.

Подходящей иллюстрацией упрощенного метода снежного кома для малышей является мультфильм «Варежка». Обычная детская варежка периодически превращается в щенка, который вписывается в реальную жизнь девочки: его можно гладить, с ним можно гулять и играть, он принимает участие в собачьих соревнованиях.

Кроме прочего, родители могут научить своего ребенка составлять небольшие фантастические или сказочные рассказы по методу «снежного кома».

Сначала привнесите нереальную ситуацию в известную вам реальную жизнь. За основу можно взять прочитанное произведение или мультфильм. Предложите представить, что будет, если прямо-таки у вас дома поселится домовенок Кузька? Какие изменения сразу произойдут в жизни? Как можно узнать, что дома поселился домовенок?

Ответ: кто-то будет поддерживать порядок, убирая по ночам забытые игрушки, помогать по хозяйству маме, оставлять маленькие следы. А если у вас появится чудо-юдо-ковер-самолет? Откуда он может появиться? Как вы его сможете эту новость использовать? Какие события могут произойти дома при наличии ковра-самолета?

 

Внимание, важно!

С ребенком старше трех лет желательно записывать схемами или зарисовывать получившиеся рассказы.

Постепенно усложняйте сюжеты, приучайте к соблюдению структуры повествования: любое произведение должно иметь начало, основную часть и окончание. Итак, на практическом примере вам потребуется: выбрать исходную ситуацию и фантастическую идею, которая будет разворачиваться в данных условиях. К примеру: мальчик находит волшебную лампу с Джином. Поместить эту идею в условия реальной жизни, представить, что она уже реализовалась.

Придумать имя главного героя; где и какой нашел волшебную лампу; как узнал, что она волшебная; как состоялась первая встреча с Джином из лампы.

Производить последующие действия в других реальных жизненных условиях, переходя последовательно (по цепочке) от одной области действительности к другой.

Возможные для рассмотрения (раскручивания слоев реальности) области действительности, могут быть любыми:

• потребности – сон, еда, одежда, безопасность;

• жилище: дом, комнаты, мебель, поведение в быту;

• семья: отношения с родственниками, знакомство;

• общение, средства массовой информации;

• культура, искусство, спорт, экономика, политика;

• природа, экология, животный мир;

• планетарные явления, погода, климат и т. п.

На исходную ситуацию накручивают новые слои «реальности», к примеру,

«что может делать Джин?», «как мальчик поступил с лампой?», «как устроил Джина в доме?», «рассказал ли своим родителям, как они отреагировали на Джина?». На основе собственного рассказа можно даже изготовить совместную с ребенком книгу и дать ему разукрасить иллюстрации.

Как вариант на первых этапах создания собственной сказки уместно использовать готовые сказочные или фантастические идеи из книг, мультфильмов, презентаций. Впоследствии можно будет придумывать свои собственные идеи, сюжеты, темы. Основная задача, на которую обязательно нужно обращать внимание – последовательное развитие сюжетной линии, создание «снежного кома» последствий. Пожалуй, не нужно к исходной фантастической идее добавлять новые. Каждый слой реальности будет создавать необычные ситуации.

 

Внимание, важно!

Сочинительство, игры и упражнения с использованием метода «снежного кома» формируют причинно-следственное мышление, навыки системного прогнозирования, способствует развитию творческого воображения и сильного мышления.

Далее в этом разделе я приведу краткие примеры сказок, написанных Юлией Игоревной Кашкаровой, моей женой и мамой наших деток. Прочитав эти примеры, вы поймете, что создавать сказки – это талант, но талантом обладает почти каждый родитель. Природа сделала так, что сама родительская любовь к детям разжигает эти высокие интеллектуальные качества человеческого характера, даже если в каких-то случаях они долго ждали своего часа. Вы можете потренироваться и написать для детей свои собственные сказки.

А теперь посмотрите, как это получилось у нас.

 

2.7.2. Практические примеры

 

 

Бабка-Ёжка и вертолёт  

 

В большом глухом лесу в маленькой чистенькой избушке жила-была Бабка-Ёжка. У неё были красивые большие уши, красивый большой нос, красивые длинные руки и красивые длинные ноги. У Бабки-Ёжки не было ступы и метлы, как у обычных Бабок-Ёжек, и даже гусей. У Бабки-Ёж-ки был самый настоящий вертолёт. Не может быть! – скажете вы. У Бабок – Ёжек не бывает вертолётов! Это не настоящая Бабка – Ёжка! Но это была самая настоящая Бабка – Ёжка. Просто у нее был вертолёт.

Каждое утро Бабка – Ёжка облетала свои владения: один большой лес, другой большой лес, поляну, и еще одну, и даже реку. Потом возвращалась домой. Доставала чашку с блюдцем и пила чай с пряниками. Рядом сидел чёрный-пречёрный кот. И тоже пил чай с пряниками.

Так проходил день, другой, месяц, другой. И даже годы. И всё было бы хорошо. Только…

Бабка-Ёжка очень грустила. Да, у неё была маленькая чистенькая избушка, был чёрный-пречёрный кот, был чай с пряниками и даже самый настоящий вертолёт. Но, Бабке-Ёжке было очень-преочень одиноко.

Как-то раз, Бабка-Ёжка отправилась осматривать свои владения. Летит она, летит на своем вертолёте. И вдруг: Бух! Бух! Вертолёт сломался. Пришлось приземлиться и у реки и ждать, пока вертолёт поправится. Бабка – Ёжка сидела на берегу и разговаривала с вертолётом.

– Я знаю, что ты не умеешь разговаривать. Но сейчас мне просто больше не с кем поговорить. Мне так одиноко…… – почти завывающе произнесла Бабка-Ёжка.

– Бух! Бух! – ответил вертолёт.

– Что? – переспросила Бабка-Ёжка. Ты считаешь, что мне надо с кем-то познакомиться? Кто же меня возьмёт замуж? С такими большими ушами, большим носом, длинными руками и длинными ногами?

Бабка-Ёжка загрустила ещё больше и решила прогуляться по берегу, пока вертолёт заканчивал себя лечить. Идёт она, идёт, а навстречу ей – Кощей Бессмертный. С красивыми большими ушами, красивым большим носом, красивыми длинными руками и красивыми длинными ногами. У Кощея Бессмертного сломался его…мотоцикл. И он прогуливался. Поздоровавшись, Бабка-Ёжка и Кощей Бессмертный сели на берегу и начали беседу. А поговорить им было о чём: о вертолётах, о мотоциклах, о лесах, полянах и даже о реке. И так им было хорошо вместе, что они решили больше никогда не расставаться. И жили они долго и счастливо, пока у них не появилось много маленьких Бабочичек-Ёжечичек и Кощеевичков Бессмертнычечков. И стали они жить еще дольше и ещё счастливее.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

Ёжик, пчёлка и медведь  

 

Жили-были, жили-были…..неизвестно кто. И никто бы о них не уз

нал, если бы о них не написали эту сказку. А сказку написал медведь. Медведь непростой – золотой.

Глупости, медведей золотых не бывает!!! Бывает, и даже очень часто бывает.

В некотором царстве, в некотором лесу жил-был медведь. Медведь непростой – золотой. И уши у него были золотые. И лапы у него были золотые. И шубка у него была золотая-презолотая.

Отправился как-то медведь в лес. Медведь непростой – золотой. Идёт-идёт, а навстречу ему…золотой-презолотой ёжик. Маленький – маленький, колюченький-преколюченький, золотой – презолотой. Удивился медведь: раньше только он был золотой, а теперь ещё и ёжик золотой – презолотой. Рассердился медведь.

– Кто ты какой? Как посмел появиться тут? В моём царстве, в моём лесу?

Остановился ёжик от таких слов, поклонился, шаркнул золотой лапкой, другой золотой лапкой причёску из золотых иголочек поправил.

– Я – ёжик, с головы до ножек, золотой ёжик, с золотой головы до золотых ножек.

– Это я и сам вижу, – говорит медведь.

А ёжик и продолжает:

– Уважаемый золотой медведь. Разрешите представиться: я – золотой ёжик. И это я помог вам стать золотым медведем.

– Что??? – заревел удивлённый медведь. Золотой медведь.

– Это яяяяяяя осенью насобирал золотых листьев в твою берлогу. Это яяяяяяяя всю зиму, пока ты спал в золотых листьях, уважаемый медведь, всем рассказывал какой ты золотой: какие у тебя уши золотые, какие у тебя лапы золотые, какая у тебя шубка золотая – презолотая, и какое у тебя сердце – золотое, – сказал золотой ёжик.

– Что??? – снова заревел медведь. – А про сердце откуда ты знаешь? Какое оно. Я и сам про него ничего не знаю. Сердце ведь не видно.

– А кто бедных замерзших барсучков и паучков к себе в берлогу перезимовать пустил? Кто не съел их, не пообкусывал и даже не пооблизывал их даже в самый лютый мороз и даже в самый голодный вечер? Конечно, такое мог сделать только золотой медведь, только с золотым сердцем.

Медведь задумался-призадумался и отправился восвояси. И во всех восвоясях, в которых медведь побывал, не забывал он рассказать про ёжика. Про золотого ёжика. И сказку эту написал.

А пчёлка сидела на листочке берёзы, чай из кружечки попивала и на золотых смотрела.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

Машинка с четырьмя черненькими колесиками  

 

Жила-была маленькая машинка. У неё был яркий зелёный кузовок и яркая синяя кабинка. А ещё у неё были четыре чёрненьких круглых колёсика. Один, два, три, четыре!

Машинка очень любила помогать. Каждое утро она просыпалась и заправлялась вкусным завтраком. Машинка очень любила гречневую кашу и булочки с изюмом!

Хорошенько умывшись, машинка отправлялась на улицы городка, в котором жила. Сначала она помогала перевозить продукты: молочко, творожок, кефир, бананы и даже печенюшки! Потом помогала перевозить стульчики, шкафчики, полочки и чемоданчики. Больше всего машинка любила перевозить людей.

В один прекрасный день, машинка проснулась, как обычно, и позавтракала гречневой кашей и булочками с изюмом. Утро было необыкновенно солнечное.

– Сегодня произойдёт что-то необыкновенное! Я обязательно кому-нибудь помогу! – сказала себе машинка. И отправилась по улицам городка. У большого белого домика машинка увидела множество ребятишек в красивых платьишках и красивых костюмчиках. И по личикам ребятишек в красивых платьишках и красивых костюмчиках катились слёзки, такие большие и горькие, что машинка просто не могла проехать мимо.

– Что вы такие грустные, детки? – спросила машинка. – Ведь сегодня такое необыкновенное утро!

– Мы опаздываем на встречу с Дедушкой Морозывиччччем! Наш автобус сломался в пути! – ответили ребятишки и заплакали еще громче. И еще больше горьких слёзок покатилось по личикам ребятишек в красивых платьишках и красивых костюмчиках.

Машинка с радостью предложила свою помощь и отвезла ребятишек к Дедушке Морозывиччччу.

– День действительно необыкновенный! – подумала машинка, наблюдая, как ребятишки водят хороводики вокруг маленькой нарядной ёлочки.

– День действительно необыкновенный! – подумала машинка, наблюдая, как дедушка Морозывичччч улыбается тридцатью тремя зубиками, вручая подарки ребятишкам в красивых платьишках и красивых костюмчиках.

Машинка была самой счастливой на свете из всех машинок с яркими зелёными кузовками, с яркими синими кабинками и с четырьмя чёрненькими круглыми колёсиками. Один, два, три, четыре! Ура!

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

Помидорка с большими ушами  

 

Жила-была маленькая красненькая помидорка с большими-большими красненькими ушами. Помидорка очень сильно расстраивалась, что она такая маленькая, и что у нее такие большие уши.

– Мааааамочка! Пааааапочка! Почему у меня такие большие уши? – спрашивала маленькая красненькая помидорка.

Мамочка и папочка улыбались, глядя друг на друга, и улыбались маленькой красненькой помидорке:

– Потерпи Маленькая. Всё будет хорошо.

Шли дни, годы. Маленькая красненькая помидорка выросла и превратилась в большую красненькую помидорку. А уши остались маленькими-премаленькими. И это было очень красиво. Помидорка стала самой счастливой на свете и очень благодарила свою мамочку и своего папочку.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

Три медведя  

 

Жили-были три медведя. Медведь – папа, медведь-мама и медведь… – баба. Медведь – бабуля. И было у медведя – бабули четыре внука: медвежонок Козюлечка, медвежонок Рогулечка, медвежонок Лапулечка и медвежонок Слон. Медвежонок Слон всё время расстраивался.

– Мамочка, Папочка, Бабулечка…Почему меня так назвали? Почему нельзя было меня назвать как братьев и сестру? Почему нельзя было меня назвать Зозюлечкой, Сюсюлечкой или…Кургулечкой? Чем имя Слон лучше? – спрашивал Межвежонок Слон.

Медведь – папа, медведь-мама и медведь – баба только улыбались в ответ.

– Потерпи, Маленький. Повзрослеешь и поймёшь.

Ничего не понимал Медвежонок Слон. И расстраивался от этого еще больше.

Прошла весна, наступило лето. Медвежонок Слон продолжал расстраиваться. Прошло лето, наступила осень. Прошла осень, наступила зима. Медвежонок Слон расстраивался еще больше.

Прошла зима, наступила весна. И случилось так, что медвежонок Слон, прогуливаясь по подтаявшему снегу, столкнулся с Большой Серьёзной и, даже можно сказать, Свирепой черепахой.

– Кыш с дороги! Кыш! Кыш! – прокричала Большая Серьёзная и почти Свирепая черепаха.

– Но…но это наш лес. Мы в нем живём, – расстроился Медвежонок Слон.

– Кто это Вы? Теперь я здесь буду жить. Никого не боюсь! Пусть меня все боятся! – снова прокричала черепаха. Большая Серьёзная и почти Свирепая.

– Здесь живёт моя семья: Медведь – мой папа, медведь-моя мама и медведь… – моя баба. Медвежонок мой Козюлечка, медвежонок мой Рогулечка, медвежонок моя Лапулечка и я. – отвечал медвежонок.

– Ничего не боюсь! Никого не боюсь. И Козюлечек, и Рогулечек, и Лапулечек не боюсь. И Пап и Мам и Бабулечек не боюсь! А сам-то ты кто? Наверное, Зозюлечка, Сюсюлечка или…Кургулечка? – прохихикала черепаха.

– Я – Медвежонок Слон.

Глаза у черепахи стали большими-пребольшими, уши стали маленькими– маленькими, лапки поджались в панцирь.

– Подтолкни меня, пожалуйста, Медвежонок Слон. Вооон в ту сторону, которая подобру-поздорову приведёт…, – шёпотом попросила черепаха. Большая, Серьёзная и уже Несвирепая Черепаха.

Удивился медвежонок. Подтолкнул. А сам кричит вдогонку:

– Куда же ты? Ведь ты ничего не боишься. Ведь ты никого не боишься!

– Ничего я не боюсь, никого я не боюсь. Но от слонов надо держаться подальше: они боооооолыпиииие и тяжёёёёёёёлыыыыыееее-ее……– прокричала удаляющаяся черепаха.

Медвежонок Слон улыбнулся, подумал и снова улыбнулся. Какие замечательные родители! Какая замечательная семья! Какое замечательное имя!

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

Три оленя  

 

Жили-были три оленя. Большой олень. С большими рогами. Средний олень. Со средними рогами. И маленький олень. Совсем без рогов.

Жили они хорошо. Ладили друг с другом. Уважали друг друга. Заботились друг о друге. И всё было бы хорошо, только маленький олень очень переживал, что у него нет рогов. Каждый вечер маленький олень забирался на колени к большому оленю и спрашивал, когда же у него тоже будут рога. Большой олень только молча улыбался в ответ и гладил маленького оленя по голове.

Вот как-то раз маленький олень пришел к большому и среднему оленям печальным-печальным.

– Похоже у меня никогда-никогда не будет рогов, – грустно произнес маленький олень.

Большой олень посмотрели на маленького оленя, потом на среднего оленя, подумал и сказал:

– Пришло время открыть тебе тайну. Рога у тебя вырастут тогда, когда вырастет красивое красное дерево в тундре.

Маленький олень поднял голову, посмотрел на большого оленя, смахнул слезы и улыбнулся.

– У меня будут рога! У меня будут рога! У меня будут рога! – радостно закричал маленький олень и поскакал в тундру.

Красное дерево маленький олень нашел быстро. В тундре очень мало красных деревьев. И все они очень маленькие.

Каждый день маленький олень приходил к маленькому красному дереву, поливал его и выщипывал травку, которая мешала дереву расти. И в дождь, и в снег приходил маленький олень. И ждал, когда же маленькое красное дерево вырастет.

Но маленькое красное дерево не хотело расти. Казалось, оно только становилось всё меньше и меньше день ото дня.

– Я сделал всё, что смог! Я ухаживал за маленьким красным деревом, я ждал, я надеялся! А маленькое красное дерево становится всё меньше и меньше! – плакал маленький олень, сидя вечером на коленях у большого оленя.

– Погоди. Слёзы закрывают твои красивые глаза. Тебе надо умыться, – сказал средний олень.

Маленький олень подошел к маленькому озеру, умылся и – о, чудо! – увидел, что в отражении на него смотрит уже не маленький олень без рогов, а большой олень с рогами.

– Я рос! Я рос, рос, рос и вырос! Быстрее маленького красного дерева! Поэтому мне показалось, что оно становится всё меньше и меньше. У меня теперь тоже есть рога! – маленький олень с радостью поскакал домой. Большой и средний олени ласково обняли повзрослевшего маленького оленя и ласково погладили его по красивым маленьким рогам.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.