Развивающие упражнения в системе ТРИЗ для раннего развития ребенка — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развивающие упражнения в системе ТРИЗ для раннего развития ребенка

2023-01-16 28
Развивающие упражнения в системе ТРИЗ для раннего развития ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ТРИЗ методиках справедливо указывается, что для этого надо развивать сенсорные способности ребенка – восприятие величины, формы, цвета, размера, умение выполнять определенные действия с предметами. Но и здесь – сказать только это, значит, не сказать ничего. Ведь любой воспитатель и тем более методист дошкольного образования (детского сада) прекрасно осведомлен об этих методиках. А, значит, справедливо и то мнение, что ТРИЗ для детей частично уже используется в системе отечественного дошкольного образования. Но можем ли мы назвать эту практику непрерывной или хотя бы систематической?

Заметим, что своевременное сенсорное развитие ребенка в этом возрасте – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в постоянно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. И все это достигается легко и просто с помощью развивающих игр. Поскольку именно через игру следует познавательная активность ребенка-дошкольника.

Элементом ТРИЗ для детей, безусловно, можно считать любое развивающее упражнение, как интеллектуальное, так и физическое. Поскольку есть связь и между этими сферами.

Веяние современной ситуации – развивающие смартфоны и электронные приставки, компьютерные игры на развитие памяти, внимательности к деталям (с самого раннего детства стоит приучать ребенка к мысли, что есть детали, но не мелочи), сноровку и смекалку, вариативное решение необычных ситуаций, квесты.

В детских магазинах полки завалены всевозможными развивающими играми, остается только покупать и предлагать для игры ребенку. Но, к сожалению, далеко не все родители могут себе позволить купить развивающие игры для своего ребенка, ведь мы уже согласились с тем, что методика ТРИЗ не может носить случайной характер и являться локальным занятием-актом, одной игрой не обойдешься. Кроме того, многие игры, доступные по цене, сделаны из не очень качественного материала. Иногда, потратив деньги на хорошую, на ваш взгляд, игру, вы с огорчением замечаете, что ребенок совсем не хочет в нее играть…

И, тем не менее, вокруг нас есть множество развивающих игр для ребенка, только мы не всегда знаем, что и как можно применять.

К слову, развивающие игры, которые сделаны своими руками дешевле, чем покупные и более «долгоиграющие». Они универсальные и подходят для всех возрастов, а особенно индивидуально к вашим детям, поскольку «сделаны» для них, в отличие от многих других игр. В этой главе мы также будем говорить и о практических интеллектуальных примерах, и о вариантах их создания.

Действительно, на практике при желании развивающую игру для своего ребенка можно создать за 10–15 минут, а служить она будет не один год.

Из чего можно сделать игры для развития своего ребенка? Да из чего угодно – надо использовать любой подручный материал: пластиковые крышечки, прищепки, шнурки, пуговички, бумага и фломастеры.

Значит, есть все, чтобы сделать прекрасные развивающие игры.

 

Сюжетно-ролевая игра

 

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка. Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально-предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно-подражательная, которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая.

В сюжетно-ролевой игре дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, действуют по определенному заданному сюжету, или же сами создают его. Творческий процесс, театральное представление. Вживаясь в свою роль, маленькие мыслители и импровизаторы ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Практический смысл в этом есть, несомненно.

Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми.

Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует.

Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и другие варианты.

На этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати помощь родителя.

 

Внимание, важно!

Если вы будете помогать малышу в игре, то уже скоро ребенок станет самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры вместе со своими игрушками. Если помогать не будете, малыш учится коммуникации во внешних опытах – то, что видит и слышит из моделей общения на улицах, в детском саду и в других местах, где побывал.

Затем необходимо усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. К примеру, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить, или что-то еще в подобном духе.

Дети договариваются о правилах игры – развивается деловое общение. В 4–5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок, мультфильмов, книг.

Дети постарше также легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может теперь отойти в сторону или оставить ситуацию без контроля. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка. Сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а также находить выходы из различных ситуаций. Что это, если не элементы ТРИЗ? Так развивается социализация, которая несомненно пригодится и во взрослой жизни.

Играя, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.

 

Игры на внимание

 

По определению, внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание обеспечивает более полное и четкое восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим процессом, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…

Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции:

1) отбор значимых сигналов и игнорирование несущественных, побочных;

2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Это если изучать научные источники. Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание. Но, согласно тем же признанным в научном сообществе определениям, внимание – суть не врожденное свойство, а приобретенное, и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.

Вот здесь хорошо пригодится практический пример с объяснением разницы между мелочами и деталями. Логично рассудим, что ежели навыки внимания – приобретенное свойство, значит, и его можно развивать посредством различных упражнений. Так можно обосновать применение ТРИЗ для детей в части необходимости уделять внимание «вниманию».

Для большинства упражнений на внимание не нужны особые знания и специальное оборудование, не нужно даже тратить время и заниматься специальной подготовкой. Все, что необходимо – это желание. Сначала это должно быть родительское желание, воля. А желание у ребенка появится сразу, как только вы скажете: «давай, поиграем!»

Использовать эту «волшебную» формулу посредством игры, разумеется, может не только родитель, но любой профессионально подготовленный человек, занимающийся с детьми, имеющий к тому несомненную мотивацию. Ибо без мотивации ничего не выйдет. Почему в разных разделах книги чаще всего обращаемся к читателям – как к родителям? Ответ на этот вопрос очевиден.

Во-первых, автор сам отец многодетной семьи, а во-вторых, чтобы не говорили отдельные «педагоги» именно (а иногда и только) родитель мотивирован к развитию своего ребенка – лучше других людей, оказывающих, впрочем, и образовательные услуги и даже получающих за это деньги.

 

Внимание, пример!

Ребенок спросит – во что будем играть? Подумайте. Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В детский сад, в магазин, на прогулку…

Обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря! Всех прохожих можно использовать для интересной игры «Кто внимательнее?». Итак, вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц, и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?

Практическая ситуация. На соседней скамейке сидит дядя. У него в руках книга. Некоторое время вы сидите или стоите напротив него. Затем отвлекаете малыша. По возможности делаете так, чтобы ребенок не уже мог повернуться в сторону этого дяди, и затем спрашиваете: «скажи, а что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите правильный ответ.

По улице проезжает автомобиль. Спросите и ребенка: «какого цвета эта машина?», «какой марки?». Все это довольно простые примеры для начинающих. Более сложные примеры таковы. Выйдите из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или какого цвета там дверь? Или сколько окон было в магазине?

По результатам детских ответов на тренировку внимательности вы вполне можете подивиться. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее взрослых.

Таким образом, тренируя ребенка, вы с удивлением обнаруживаете, что и сами уже являетесь субъектом ТРИЗ. Но это нормально.

Освоив первые упражнения, дальше вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос вы, а потом – ребенок вам. Приведенные примеры игры носят, безусловно, развлекательный характер, очень нравятся детям, в том числе и потому что они часто ставят взрослых в положение «Незнайки», и искренне радуются тому, что обхитрили нас.

Чем хороши упражнения на внимание? В большинстве случаев взрослые поддаются детям в игре (таковы игры «прятки», «догонялки» и др.), а в простых интеллектуальных играх даже взрослый может быть обыгран ребенком совершенно по-честному. Невнимательные мы иногда бываем к деталям! Отсюда вывод – совместные с детьми игры на развитие и совершенствование внимания – это бонус и в вашу профессиональную копилку взрослого.

 

Внимание, важно!

Если у кого-то были первоначально мнения, что подобные занятия – баловство, или дело только лишь «женское», «мамино», то, отнюдь, это не баловство, и каждый сознательный отец, должен в том самому себе сознаться.

Мы учим ребенка замечать различные детали, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность.

Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает, как губка, все, что замечает, и учится замечать все больше и больше деталей. Говоря языком взрослых дядь и теть, с таким подходом развивается целый комплекс умственных способностей, от зрительной памяти, логики, до интуиции и дедукции. Кто знает, кто знает, сколько Холмсов мы могли бы вырастить таким методом.

С детьми в возрасте 4–5 лет, уже знакомыми со счетом до 25, можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: сколько машин красного цвета стоит во дворе? Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже пропал из поля зрения маленького наблюдателя. Пусть постарается припомнить. Очень неплохо, если после ответа ребенка, родитель может вернуться в это место и проверить ответ ребенка. И, конечно же, не забывайте от всего сердца хвалить вашего малыша за верные ответы. Так вы его еще больше мотивируете. Используйте выводы Дейла Карнеги: люди больше всего любят– когда их… любят. И дети к тому не исключение.

Игры на внимание развивают наблюдательность ребенка, умение замечать мельчайшие детали в окружающей обстановке, активируют различные познавательные процессы ребенка, учат воспринимать количество предметов целиком, без присчитывания по одному. Кроме того, согласитесь, что и таким образом, родители с детьми наслаждаются общением, вы прекрасно проводите время, занимаете ребенка полезными развивающими играми, и тренируетесь сами.

 

 

ТРИЗ в чтении

 

Начинать читать ребенку надо как можно раньше, буквально сразу после годовалого «юбилея». Чтобы ребенок впоследствии любил читать, ему, прежде всего, нужен пример для подражания.

Методика для таких крох проста. Читать вслух перед сном, когда динамичные игры и движения затухают, малыш лежит в кроватке и готовится ко сну.

При этом мы дополнительно применяли такой метод.

Читая дочке перед сном, сохраняли контакт рука-рука (родителя и малыша), незначительно массируя ладонь.

Тактильные прикосновения любящего родителя всегда на пользу ребенку. Кроме того, массаж положительно сказывается на нервной системе. Импульсы, поступающие от кожных рецепторов ладони в кору головного мозга, помогают развиваться расположенным там отделам. Это визуально заметно: ребенок становится спокойнее и…внимательнее.

В таком состоянии он способен лучше воспринимать чтение вслух, другие окружающие воздействия, работа всех внутренних органов молодого организма совершенствуется, полученные знания лучше запоминаются. И время перед сном в данном случае не помеха восприимчивости ребенка. Главное, на мой взгляд, отсутствие посторонних звуков (звонков, громкой музыки, падающих кастрюль).

В чтении вслух перед сном главным действующим лицом (хотя и молчащим) является сам ребенок, лежащий в кроватке, а пространство окружающего мира выстраивается вокруг маленького человечка через противопоставление теплого дома-защиты и относительно опасного внешнего мира, темного леса, волка, поля, куда ребенку пока самому ходить не надо. В 1,5–2 года «Мальчик с пальчик» пока еще не готов выйти в мир, он (и его братья) еще слишком мал для этого. По сценарию сказки родитель уводит их из родного дома, для лучшего пропитания. Для нашей дочки внешний мир представлялся в виде чащи темного леса, и это не замедлило сказаться в эмоциональном плане – сказка ей не понравилась.

 

Первый возраст

 

На втором году жизни наша девочка стала вдруг, без всякого повода, удивительно упрямой: почти каждое указание воспринимала с протестом, старалась настоять на своем. До сих пор она говорила о себе в третьем лице, а в 1 год и 9 месяцев стала применять местоимение «я». Вместо прежнего: Аня хочет раскраску», теперь говорилось: «Я хочу…дай мне…».

Период упрямства на примере нашей дочери – это один из периодов нормального развития, как и период подростковых «метаний», «исканий» и «поиска себя, своего места в ближайшем кругу». Упрямство малыша в первые годы жизни показывает, что идет естественный процесс взросления, естественное развитие ребенка.

Знакомые отцы, пытающиеся научить ребенка читать, жалуются, что не видят у маленького человека никакой мотивации к этому. Отсутствие интереса к процессу чтения не фатально, но лучше начинать его прививать с самого раннего детства. Почему?

Малыш не привык извлекать удовольствие из чтения, ведь книг практически нет среди его основных игрушек.

Вероятно, родители сами не любят читать книжки, или делают это без удовольствия, с трудом выкроив минуты в течение дня, или, что, на мой взгляд, еще опаснее – заменяют книжку мультфильмом, а то и компьютерной игрой.

Смысл раннего развития – это битва за перспективу ребенка. Научение в нашем смысле – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта маленького человека, личности. Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и других). Как всякое приобретение опыта, научение чтению включает протекающие неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное).

Родители часто задают вопросы педагогам, психологам, да и просто форумчанам: как читать детям, какую книгу выбрать, сколько времени тратить на чтение. Но мало кто спрашивает, зачем, собственно, это нужно?

У ребенка вырабатывается лексический запас, верное произношение, формируется слуховое внимание, развивается более близкая связь, новые взаимоотношения по методу «преподаватель – ученик». Маленький человечек начинает видеть в отце и маме не только близкого человека, заступника, но и воспитателя, который делится с ним жизненным опытом. Чтение – один из главных способов обучения и развития.

Это не только развлечение, способ усмирить младенца, но и учеба. Здесь возможно многое, почти все методы хороши – и беседа по теме, и рассматривание картинок, самостоятельное рисование и пение.

В три года ребенок учится пользоваться чувствами, отвечающими за восприятие среды, в том числе органами слуха и зрения. Рассматривание красочных изображений развивает зрительные нервы, а успокаивающий голос воспитывает привычку внимать.

С четырех лет автор учил детей читать с помощью книг Чуковского, Остера, Маршака, Коринца, сказок братьев Гримм, Андерсена. И основное в чтении ребенку – не то, что читать, а как это делать. Для маленького успокаивающий голос родителя, общение – все, что связано с чтением помогает ощущать себя нужным, обожаемым. Даже если ребенок «непоседа», правильным выбором времени для чтения, вечером в спокойной обстановке, удается заинтересовать его. Поэтому даже развлекательные книги, прочитанные в уютной, спокойной, безопасной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа – большая эффективность живого общения (чтение – это форма общения).

 

2.3.2. Практические примеры

 

Привыкаем читать перед сном  

Чтение перед сном – отличный, практически освоенный метод привития ребенку интереса к чтению и его всестороннего умственного развития. Не пропустите первое время в жизни вашего малыша, когда он наиболее восприимчив к непосредственному обучению.

Детям очень нравятся такие «игры» с чтением и прикосновением, времени они много не занимают, а польза – огромная. Достоинством данной методики является, прежде всего, ее доступность и простота, для нее не требуются специальные пособия или игрушки.

Буквально через месяц после начала «предсонной» практики чтения мы заметили, что девочка стала слушать с большим интересом, «гудеть» голосом, делать плавные движения ручками, сжимать пальчики в такт нашему прикосновению, и глаза ее выражали осмысление.

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила: этому дала (загибание детских пальчиков), это дала, этому дала, а этому не дала».

Для ребенка лучшим приобщением к определенной системе ценностей стало воплощение мира в виде словесного и поведенческого текста, донесенного малышу через игру.

Такой воспитательный процесс может быть легко и полно усвоен ребенком в возрасте 1–3 лет. Причем колыбельные песенки с удовольствием слушаются и позже в 3–4 года.

По сути, этот метод изобретен много лет назад (его автор – народ). Суть его в материнском фольклоре (колыбельные песни, частушки, прибаутки). Тот же метод использовали и мы, разнообразив его детской книгой, сказками, напечатанными на бумажном носителе информации и воспроизведенными родительскими устами, сдобренными прикосновениями. Чтение ребенку перед сном в отличие от традиционного материнского фольклора, несет новую идею; так сохраняется родительская интонация, и происходит восприятие новой информации, причем с участием знакомого голоса, при этом есть книжка – ее можно потрогать, посмотреть картинки.

Многие сегодня спрашивают: почему вы рекомендуете читать сказки или применять, так сказать, сказкотерапию?

Это не праздный вопрос. Психологически сказки связаны с магической силой и заклинаниями. Фольклорные образы необычно емки, они проникают в душу ребенка, поскольку близки ей, говорят «на детском языке», тем более добрым голосом родителей.

В возрасте трех лет ребенок через сказки освоит язык, и подсознательно научится метафорам. В разговорах впоследствии проявятся сравнительные примеры и детский анализ, таким образом, удастся ненавязчиво развить всесторонне: аналогии и сравнения будут усвоены ребенком именно из этого первоначального периода.

Читать малышу вслух, разумеется, можно и нужно днем.

Однако, такая возможность в современных ячейках общества есть не всегда по причине занятости родителей на работе. И если нет бабушек, нянь, домработниц (о качестве воспитания наемным персоналом – отдельная тема) – читать придется в освободившееся время, наиболее стабильное из которого – вечер, перед сном.

 

Действенный прием, которому учат нас сами дети  

Беспокойная и веселая, про таких часто говорят «шило в одном месте», наша дочка Лиза часто не могла заснуть перед сном. Это было настоящей проблемой. А поскольку мы с мамой вечерком больше любим почитать, чем посмотреть телевизор (днем почитать совсем нет времени), то девочка сама предложила оригинальное и непосредственное решение вопроса.

Когда дочке было 3 года, уже готовясь ко сну лежа в своей постельке, спросила: что вы там читаете?

Тогда мне пришла на ум эта идея. Я сказал «сейчас ты узнаешь» и, незаметно подменив исторический роман модного автора на детскую сказку «Дюймовочка», прочел ей сцену диалога Дюймовочки и Крота.

Лиза заинтересовалась, перестала «взбивать» одеяло, притихла и «обратилась в слух». Когда я решил проверить ее реакцию, и закончил чтение (не дочитав до конца), дочка запротестовала, и потребовала продолжения. Сила этого детского протеста была не менее той, которой был я свидетелем в особой ситуации: когда мама, в целях профилактики детского здоровья, отказывает на просьбу купить уже увиденное детскими глазками, ягодно-фруктовое мороженное.

Пришлось дочитать до конца.

На следующий вечер я получил просьбу-требование, обрадовавшую меня искренне: «папа, почитай». Я прочитал вслух снова.

Даже спасибо дочка сказала по-своему – положила мне рядом с подушкой свою куклу.

Кстати, под детскую сказку хорошо заснула и моя жена. На следующий день мы поэкспериментировали (люблю эксперименты) снова, только в роли чтеца была мама. Вот так, по очереди «с мамой с папой» (как говорит наша дочь), а потом уже самостоятельно ребенок научится любить книги.

 

Внимание, важно!

В процессе чтения вслух отвечайте на все вопросы вашего ребенка, разбирайте поступки сказочных героев, проводите параллели со взрослыми людьми и поступками, анализируйте финал произведения.

Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом. И постарайтесь не нарушать эту традицию.

Проводить время вместе – значит отдать ребенку все внимание целиком. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать того момента, когда вы дружно сядете вместе, и возьмете в руки книгу или журнал.

Чтение, став для ребенка интереснейшим и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Ребенок ответственно готовится к вечернему чтению, опасаясь расстроить маму или папу своим «расшалившимся» поведением.

Это напоминает детское поведение перед днем рождения или Новым годом, когда ожидается любимый подарок. Подарок становится символом любви, когда ребенок видит, что родители заботятся о нем.

Чтение перед сном также является нашим скромным подарком нашей дочери, только поймет она это чуть позже.

Сам по себе спокойный и счастливый сон ребенка является подарком. Вашим подарком, но подарок надо заслужить.

Под детскую сказку хорошо засыпают и взрослые, даже страдающие бессонницей. Этот метод неоднократно проверен на моей жене, когда я ей читал сказки несколько вечеров подряд.

Все мы немножко дети. Во взрослой жизни вполне допустимы детские увлечения, и ролевые игры, в частности учитель – ученик, чтец-декламатор – внимательный слушатель, помогают «взрослому» общению.

К сожалению, это «забытая» тема, но от этого не менее важная. Доскональное изучение которой, дало бы нашему миру множество открытий, как в области психологии чувств, так и в области здорового сна.

 

Метод домашнего чтения  

Методика домашнего чтения в семье – это целая программа, состоящая из нескольких тематических модулей специально для научно-методического оснащения школьных лабораторий психологии, философии и педагогики чтения; для повышения квалификации педагогов, в том числе педагогов дополнительного образования (и групп продленного дня), школьных психологов, школьных библиотекарей.

Для приобщения к чтению в семьи почти все методы хороши. Можно читать и делать пометки, а можно слушать и анализировать. Как этим занимались мы в формате семьи из трех человек?

Мама читает, папа помечает (записывает) – вопросы, цитаты, созвучные мысли – по тексту, дочка задает устные вопросы, тут же рисует персонажей (и даже сценки); сразу понятно, какая часть или абзац текста произвел на нее наибольшее впечатление.

Потом меняемся ролями: читает папа, мама помечает и записывает, дочка задает вопросы и зарисовывает. Потом даем читать дочке.

Если еще остались вопросы – спрашиваем ее мнение о том, что ей уже известно о героях и по теме книжки. Дочка вспоминает, что ей известно, отвечает, делает предположения вслух – о чем не знает, что в свою очередь систематизирует информацию еще до ее фундаментального изучения, она задает вопросы нам, и сразу хочет получить ответ. Так у дошкольника и даже младшего школьника происходит самостоятельная постановка собственных целей, что, в свою очередь, развивает ее личностный интерес.

Постановка вопросов предполагает активное обучение, поэтому семейные встречи проводятся почти ежедневно, перед сном. В результате – тренируется память и эффективно усваивается текст.

В данном случае всякое действие, предполагающее наличие собственной рефлексии идет на пользу воспитания ребенка. Описанная технология вполне воспроизводима: так заниматься с ребенком поистине может каждый… если захочет и найдет время, главное делать это систематически – с обязательным закреплением результата.

Существуют и другие методы для усвоения текста и его творческого анализа, к примеру, построение кластеров и заполнение простых для понимания ребенка таблиц, состоящих из трех столбцов – «знаю», «хочу узнать», «узнал»; в столбцы заносится соответствующая информация по каждому конкретному новому для ребенка понятию, взятому из прочитанного текста.

Вопросы, предлагаемые дошкольнику в помощь – для аналитического мышления следующие:

• что ты уже знаешь о…?

• в чем разница между героями?

• в чем они похожи?

• приведи пример похожей истории, которую ты знаешь;

• что случится если…продолжить повествование.

И другие.

Рассмотренный метод позволяет сгладить «критические точки» в воспитании и скорректировать намечающиеся проблемы:

• состояние изоляции ведет к неадекватной идентификации ребенка;

• уход от тесных межличностных отношений провоцирует страх взросления и перемен;

• непринятие личностного интереса ребенка родителями ведет к размыванию продуктивных и творческих способностей личности, сосредоточения на главной деятельности, отказу от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

 

Внимание, важно!

Читайте ребенку книжки вслух, не жалейте на это времени и сил. По собственному опыту знаю – трудно только начать. Организм (и ваш и ребенка) устроен так, что быстро привыкает (приспосабливается) к заданному и поддерживаемому режиму работы, поэту, ни ранние подъемы (хорошо знакомо «ранним пташкам»), ни чтение перед сном ребенку (после отнимающей силы работы) не являются препятствием для организма. Остановить вас может только лень.

Весьма вероятно, что приучение ребенка к чтению в раннем возрасте 3–6 лет, в дальнейшем составит сильную мотивацию для нее (него), и избавит от необходимости заставлять ребенка учиться.

Чтение вслух делает ребенка любознательным, отвлекает от телевизора и компьютера, на интересных литературных примерах учит жизни. Совместное чтение и сопереживание сблизили нас с дочерью. Надеюсь, она будет помнить эти моменты всю жизнь (как они не забываемы для меня).

Вспомним А. С. Пушкина, главный человек, запомнившийся с детства, и связанные с ним вечерние сказки – кто? Няня.

 

Провокация допустима  

Перед родителями, психологами, библиотекарями часто встает вопрос, как найти подход к ребенку, научить его, подобрать ключ к его чувствам. Попробуйте вот это. Читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прерывайтесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело, или у вас сел голос. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу.

Этот метод хорош для всех детей, уже умеющих читать.

Этот же метод подходит и для самых маленьких. Для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух рассказа, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.

Один из «языков любви» – поощрение. Похвала, благодарность, ласковая поддержка, прикосновения, ободряющие слова выражают любовь и заботу. Не забывайте поощрять ребенка, когда он находится на правильном пути.

Итак, вы читаете дошкольнику вслух. Согласитесь, два важных вопроса «что читать» и «как читать» нельзя оставить без ответа. Моя дочь в период взросления любила, когда ей читали стихи и сказки.

Если выбор «что читать» родитель может осуществить, опираясь на свой опыт, навыки, чувства стиля и классические произведения детских авторов, то «как читать» – потребует более серьезных практических навыков, умения, сформированных профессиональными рекомендациями.

В Государственном Университете Культуры и Искусств Санкт-Петербурга преподавала признанный из немногих специалист в области детского чтения, кандидат педагогических наук Ирина Ивановна Тихомирова, научившая меня многому из своего опыта.

Можно ли научиться интонации, которая бы точно отражала содержание текста?

Наверное, нет. «Это тоже самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться». Но можно найти интонацию по ситуации. Ведь всякая речь ситуативна. Интонация, в известной степени, непроизвольна. С передачей читаемого вслух текста, живость речи, интонационное соответствие проявляется в ситуации общения. Речь «чужая» должна быть чтецом присвоена, должна стать «своей».

Надо сообщать о своих собственных мыслях, считая, что для слушателя (и маленького тоже) эти сообщения новы и интересны. Один из путей усилить интонационную насыщенность при воспроизведении текста вслух – умение пользоваться логическими паузами. Научить слышать логическую паузу пока невозможно, поскольку это скорее физиологический процесс, этот навык можно развить путем тренировок и анализа текста.

Пауза может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами, и в конце фразы – после прочитанных слов. В последнем случае такая пауза называется психологической.

В первом случае пауза предупреждает значение предстоящих слов; во-втором – проявляет зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли печатной, в третьем – усиливает значение фразы, звучит вопросом, заставляет задуматься, переосмыслить текст.

В этом ключе длинные паузы ставят в конце строф и после запятых.

Вот, как бы следовало прочитать стихотворение Н. Рубцова, 80-летие которого мы отмечаем в 2016 году. «Я поднял дерево». Короткую паузу обозначим длинную \.

 

Я поднял дерево\

Оно росло не стоя,\

Лесок его,\ как в битве, потерял.\

Оно не говорило со звездою,\

И соловей его не удивлял.\

 

Оно,\ скажу,\ ползло в лесу заветном,\

Что кронами встречает синеву,\

Оно ползло,\

Униженное ветром,\

И брошенное намертво в траву!\

 

О нем уже не помнила округа,\

Ликуя, \вешней свежестью дыша…\

Я поднял это дерево,\

Как друга.\

О, \ как заговорила в нем душа!\

 

При чтении детям чтецу важно представить себя не столько рассказчиком, сколько действующим лицом (особенно, когда рассказ идет от первого лица).

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.