Вопрос 64 «Первый позитивизм: Конт, Спенсер, Миль» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вопрос 64 «Первый позитивизм: Конт, Спенсер, Миль»

2023-01-16 52
Вопрос 64 «Первый позитивизм: Конт, Спенсер, Миль» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый позитивизм выдвинул требование к философам отказаться от поисков первопричин, представляющих собой основу мира. Эти поиски позитивисты объявили бесплодной «метафизикой» и противопоставили им стремление к построению знания бесспорного (как им казалось) и точного. Это знание должно опираться исключительно на «факты»», оно должно быть «полезным» для применения.

Огюст Конт – французский философ, основоположник позитивизма выдвинул тезис о том, что наука и ее законы призваны отвечать не на вопрос «почему», а на вопрос «как».

Главная философская работа Конта — это шеститомный труд «Курс позитивной философии». Конт предпринимает попытку радикальной реформы философии и науки. Стержнем его системы явился закон трех стадий развития общества и человека. Первая стадия —теологическая (религиозная). Здесь человек склонен все объяснять действием сверхъестественных сил: богов, духов, демонов. Вторая стадия — метафизическая (философская). Мир объясняется на основе абстрактных идей. И третья, высшая стадия развития общества, — позитивная (научная). Только здесь человек получает достоверное, проверяемое знание о мире, в основе которого лежит позитивный метод, т.е. чисто эмпирическое научное исследование.
Конт полагал, что в XIX в., человечество подошло к третьей стадии развития. Значит, настало время отказаться от философской метафизики с ее абстракциями и умозрениями. Новое мировоззрение, согласно Конту, должно опираться на «правильную» классификацию наук. «Правильная» контовская классификация наук такова: 1) астрономия; 2) физика; 3) химия; 4) биология; 5) социология.

Наука должна опираться исключительно на факты, наблюдения и эксперимент и никаких других авторитетов для нее быть не должно. Подлинный мир – это только то, что проявляется и обнаруживается в виде фактов без всякой «метафизической» опоры в виде «субстанции» или первопричины. Поэтому «метафизика», как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, не имеет смысла. Место метафизики должна занять позитивная философия.

Джон Милль – английский философ и экономист предложил методы естествознания перенести в область социологии и гуманитарных наук. Он отстаивал свободу индивида — свободу мысли, религии, вкусов, собраний. Свобода каждого — для процветания всех. Выступал за политические и социальные права женщин. Одним словом, Милль вслед за другими европейскими мыслителями развивал концепцию либерального общества.

Герберт Спенсер.Главное философское произведение Спенсера называется «Основные начала». Оно состоит из двух частей: учения о Непознаваемом и учения о Познаваемом. Он свел все законы науки к закону эволюции, имея в виду постепенный, плавный переход, говоря словами Спенсера из «неопределенной бессвязной однородности в определенную и связную разнородность». Философию Спенсер понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук степенью обобщенности знания.

Вопрос 65 Эмпириокритицизм

Эмпириокритици́зм, (др.-греч. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми[1].

 

Непосредственные данные, полученные индивидуумом через опыт, эмпириокритицизм принимает как то, что признается неоспоримым всем человечеством, составляет «естественное» понятие о мире и выражается в следующем постулате: «Всякий человеческий индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости от окружающего». Исходя лишь из этого постулата, эмпириокритицизм исследует методически отношение между данным индивидуумом, средой и другими индивидуумами (и их «высказываниями»)

Вопрос 66 «Неопозитивизм»

Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в начале XX в. почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. История неопозитивизма – это история смены различных способов анализа языка.

Прежде всего, неопозитивизм связан с идеями Людвига Витгенштейна и Венского кружка. Венский кружок – это сообщество ученых регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х до середины 30-х годов ХХ в. Основателем был МорицШлик. В него входили кроме Шлика, Нейрат, Вайсман, Карнап, Витгенштейн, Райхенбах, Рассел.

По Винтгенштейну: Знание – это только то что можно описать. Мир определяется фактами, которые описываются совокупностью естественных наук. Факты – все то, о чем говорится в предложениях. Предложение – картина мира. Имеет с миром одну и ту же логическую форму. Философские предложения не могут быть научными. Они работают со смыслами. Их нельзя проверить на истинность и ложность. Потому философия – это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Были выдвинуты следующие методологические принципы: Первый — принцип верификации, был сформулирован Шликом, а затем Витгенштейном. Принцип верификации призван осуществить «демаркацию» (разграничение) между имеющими смысл для науки и лишенными научного смысла утверждениями. Казалось, что принцип верификации – это панацея от всех бед научного познания, который позволит совершенно четко отделить научное знание от всего иного – от лжи, от псевдонауки и др. Но впоследствии оказалось, что невозможно свести к чувственным данным конкретного опыта любое обобщение – например, «все люди смертны». Также он неприменим к фундаментальным принципам и законам науки, математики, историческим событиям. В результате получается, что научное знание в полной мере верифицировать нельзя. Логические позитивисты вынуждены были пойти на ослабление принципа верификации, заменив актуальную верификацию верифицируемостью, т.е. принципиальной возможностью проверки, а затем подтверждаемостью, т.е. возможностью хотя бы частичного эмпирического подтверждения. Но при этом выявились новые трудности, связанные с неопределенностью понятия частичной подтверждаемости и с возможностью найти частичное подтверждение даже для таких утверждений, которые считались бессмысленными. И было предложено для выяснения истинности предложения сравнивать его с другими.

Таким образом, постепенно критерием истинности становится согласие конвенции исследователей. То есть второй принцип – конвенционализм.

Согласие исследователей основывалось на выборе фундаментальных идей и принципов. Выбор обусловливался не истинностью, а соображениями простоты и практического удобства. Каждый ученый может сам формировать систему принципов (при условии их логической непротиворечивости), а его коллеги должны с пониманием относиться к этому выбору. Развивая эту идею, Рудольф Карнап предложил «принцип терпимости», согласно которому научное сообщество должно с пониманием относиться к формированию различных и альтернативных способов теоретического описания при условии непротиворечивости каждого из них.

Третий принцип неопозитивизма – это физикализм. Р. Карнап дал формулировку физикализма как требование адекватного перевода предложений всех наук, содержащих описание предметов, на предложения, состоящие исключительно из терминов, которые употребляются в физике.


Вопрос 67 «Постпозитивизм»

Постпозитивизм – это ряд разнообразных философскометодологических концепций. Исторически постпозитивизм восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в.

На основании представления о способах развития научного знания можно выделить два основных направления в постпостизивизме: эволюционистское(1) и революционистское(2).

(1)Это направление развивает в своих воззрениях К.Поппер и И.Лакатос. Карл Поппер – английский философ и социолог, использует вывод, сделанный в XVII в. Ф. Бэконом, об огромной роли в познании фактов, которые отрицают уже известное утверждения. Достаточно одного бесспорного опровергающего факта для того, чтобы индуктивное обобщение было опровергнуто. Неодинаковую роль подтверждающих и опровергающих фактов Поппер назвал познавательной «асимметричностью». На основании этой «асимметричности» Поппер провозгласил замену принципа верификации принципом фальсификации. Он означает, что проверка научной осмысленности, а затем и истинности научных теорий должна осуществляться не через их подтверждение, а преимущественно (или даже исключительно) через их опровержение. Поппер сформулировал несколько критериев оценки научных теорий: содержательность, логическая невероятность, простота опровергаемости, степень подтверждаемости, степень истинности(соответствие чувственно наблюдаемым фактам), степень правдоподобности(отражает временную принятость утверждения).

ИмреЛакатос.Развитие научного знания происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ. «Научно-исследовательская программа» - это последовательность научных теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, основные идеи, методы и предпосылки которой выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются научными сообществами догматически. Все они имеют «твердое ядро» и «защитный пояс». «Твердое ядро» – фундаментальная теория, принимается конвенционально (путем соглашения). «Защитный пояс» гипотез состоит из вспомогательных гипотез – он обеспечивает сохранность «твердого ядра» от повреждений и может быть частично или полностью изменен при столкновении с контрпримерами.

(2)Революционистское направление представлено работами Томаса Куна и Пола Фейерабенда и др. Развитие науки, по мнению сторонников данного направления, происходит через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих научных представлений и техники исследования (парадигм), т.е. через периодически повторяющиеся научные революции.

Т. Кун. Основными элементами философской модели Куна являются четыре понятия: «научная парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» и «научная революция». Парадигма – это те фундаментальные теории, которые получили всеобщее признание и в течение какого-то периода определяли научное исследование( физика Аристотеля, механика и оптика Ньютона, электродинамика Максвелла). Научное сообщество – это группа людей, принадлежащих определенной эпохе и объединенных какой-либо парадигмой. Нормальная наука – это работа в рамках заданной парадигмы, а научная революция – это переход от одной парадигмы к другой.
Нормальная наука(старая парадигма)→кризис в науке(аномалии)→научная революция(смена парадигм)→нормальная наука(новая парадигма). Периоды научных революций характеризуются конкурентной борьбой сообществ, сторонников либо старой, либо появившейся парадигмы.

Рост знания, по П. Фейерабенду происходит в результате «пролиферации» (размножения) теорий, которые являются «несоизмеримыми» (дедуктивно несвязанными, использующими разные методы и понятия). Термин «пролиферация» взят Фейерабендом из биологии, где он означает разрастание ткани организма путём размножения клеток. Этот принцип призван обосновать плюрализм в методологии научного познания.

П. Фейерабенд приходит к выводу, что познание – возрастающий океан взаимно несовместимых альтернатив, теорий, волшебных сказок, мифов взаимно усиливают, дополняют друг друга, конкурируют и дополняют знание. «Ни одна идея никогда не была проанализирована полностью со всеми своими следствиями, и ни одной концепции не были предоставлены все шансы на успех, которых она заслуживает. Теории устраняются и заменяются более модными задолго до того, как им представится случай показать все свои достоинства». Так «примитивные», с нашей точки зрения мифы, кажутся таковыми только потому, что их научное содержание либо неизвестно, либо разрушено филологами и антропологами, незнакомыми с простейшими физическими, медицинскими или астрономическими знаниями. Итог своим размышлениям об источнике новой теории Фейерабенд подводит сентенцией: «допустимо все». В науке допустима любая идея - будь она результатом долгих раздумий маститого мэтра, будь она плодом фантазии молодого дерзкого ученого, будь она реконструкцией забытой концепции или даже мифологическим образом.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.