Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2023-01-16 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Лекция 13. Философия науки
Философия науки – дисциплина, изучающая научную познавательную деятельность, ее особенности, основные этапы ее развития, методы, характерные для научного познания.
Виды познавательной деятельности: • научная, • обыденная, • религиозная, • художественная, • философская. Именно в науке познавательная компонента является доминирующей. В рамках научного познания происходит выделение и осмысление всеобщего, повторяющегося, закономерного.
Научное познание характеризуется высоким уровнем рефлексии (размышлением о наиболее адекватных и результативных способах познания действительности).
Объектом научного исследования в целом является действительность. При этом каждая отдельная наука имеет свой собственный предмет исследования – ту или иную область этого мира, рассматриваемую с той или иной стороны. Так, например- Предмет естественных наук – природа. - Предмет исследования технических наук – техника.
Основные функции науки – описание, объяснение, предсказание.
Цель науки – выявление объективных закономерностей, наращивание знаний о них, а также – осуществляемое на основе этого усовершенствование природы, общества, человека.
Критерии научности знания.
Рациональность
Объективность –
Доказанность,.
Интерсубъективность
Методологическая рефлексия
Терминологическое единство
Универсальность
Предметная определенность
Системность
В современной науке существуют три уровня организации знания: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
1. Эмпирический уровень. На эмпирическом уровне познания наука обращена к реальным чувственно воспринимаемым процессам и явлениям. Здесь осуществляется обработка данных чувственного восприятия. На эмпирическом уровне происходит установление научных фактов и их первичное обобщение. Здесь вырабатывается вероятностное знание об определенных свойствах объектов, происходит установление эмпирических закономерностей. Главенствующими методами при этом являются наблюдение с описанием, измерение, сравнение, эксперимент.
2. Теоретический уровень. На теоретическом уровне познания наука имеет дело не с материальными предметами и явлениями, а с абстрактными идеализированными моделями, .Результатом теоретического исследования выступает выявление существенной закономерности, а методами – мысленный эксперимент, формализация, аксиоматизация, идеализация, математическое, информационное моделирование, гипотетико-дедуктивное обоснование. Теоретические утверждения несводимы ни к реальному объекту, ни к их множеству. Развитие теоретического знания связано с постановкой проблемы и обоснованием гипотез. Отсутствие обоснования дискредитирует гипотезу настолько, что она не может быть предметом дальнейшего обсуждения в научном сообществе. В современной науке существуют два критерия обоснованности гипотез: 1) соответствие гипотезы теоретическому знанию и 2) соответствие гипотезы эмпирическим данным. Этот критерий играет роль своеобразной проверки гипотезы на внутреннюю непротиворечивость. Совместимость гипотезы с другими теориями, принятыми в обществе, придает ей логическую силу. Жизнь науки неотделима от духа времени, который содержит мировоззренческие идеи и нормы, влияющие на способ решения проблем.
3. Метатеоретический уровень. На метатеоретическом уровне происходит выработка единой картины мира, принятой данным научным сообществом в данный период времени. Также здесь вырабатываются идеалы и нормы исследовательской деятельности, характерные для конкретного периода. Современную науку характеризуют две тенденции: дифференциация научного знания и его интеграция. В соответствии с процессом дифференциации знаний постоянно изменяется дисциплинарный строй науки. Однако стремление тщательно изучить отдельные стороны приводит к узкой специализации в области научных исследований. Это выражается в разработке особого понятийного аппарата, без усвоения которого исследователь не достигает необходимого уровня понимания проблем данной дисциплины. Однако единство мира не может быть исчерпывающе раскрыто и описано какой-то одной наукой. Каждая эпоха вырабатывает обобщенную научную картину мира, опираясь на философско-мировоззренческие концепции. Мировоззренческие и общенаучные познавательные принципы и установки относят к уровню метатеоретического знания. Характерное для науки стремление сформулировать фундаментальные законы,
отображающие единство мира и целостность природы, делает закономерным процесс интеграции научного знания. Процесс интеграции научного знания осуществляется благодаря разработке общенаучной терминологии. До второй половины XX в. общенаучным статусом обладала только математика, в конце века складывается комплекс общенаучных дисциплин: информатика, кибернетика, теория систем.
Билет № 62
9. Типы научной рациональности.
Научная рациональность- высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления. Отождествляется и с целесообразностью..
Рациональность ответственна за специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Это способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно.
Научной рациональности нужны знания, пригодные для практического использования, а следовательно, она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостьюдля жизнедеятельности людей.
Развитие научной рациональности связано с развитием теоретической рефлексии- критического мышления, ориентированного на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений.
С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность словно «покрывается» логико-методологическими стандартами.
С другой стороны, рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.
В современном науковедении сложилась традиция выделять следующие типы научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: а) классический; б) неклассический; в) неоклассический; г) постнеклассический; д) протоклассический.
Классическомутипу рациональности присущи:
1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью;
2) монотеоретизм – в основе лежит единая теория;
3) объективизм – устранение из теории всё, что связано с субъектом познания.
Классический типабсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную, безусловно правильную, идеальную модель действительности, что обеспечивает постижение истины.
Неклассическому типу рациональности(начало XX в.) свойственны:
1) методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания;
2) политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; 3) неустранимость субъекта из процесса познания.
Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия.
Постнеклассическийтип научной рациональности признает:
1) принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных;
2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности.
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!