Виды,уровни и структура научного знания. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Виды,уровни и структура научного знания.

2023-01-16 29
Виды,уровни и структура научного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 13. Философия науки

Философия науки – дисциплина, изучающая научную познавательную деятельность, ее особенности, основные этапы ее развития, методы, характерные для научного познания.

 Виды познавательной деятельности: • научная, • обыденная, • религиозная, • художественная, • философская. Именно в науке познавательная компонента является доминирующей. В рамках научного познания происходит выделение и осмысление всеобщего, повторяющегося, закономерного.

Научное познание характеризуется высоким уровнем рефлексии (размышлением о наиболее адекватных и результативных способах познания действительности).

 Объектом научного исследования в целом является действительность. При этом каждая отдельная наука имеет свой собственный предмет исследования – ту или иную область этого мира, рассматриваемую с той или иной стороны. Так, например- Предмет естественных наук – природа. - Предмет исследования технических наук – техника. 

Основные функции науки – описание, объяснение, предсказание.

 Цель науки – выявление объективных закономерностей, наращивание знаний о них, а также – осуществляемое на основе этого усовершенствование природы, общества, человека.

 Критерии научности знания.

 Рациональность

 Объективность –

Доказанность,.

Интерсубъективность

Методологическая рефлексия

Терминологическое единство

Универсальность

 Предметная определенность

Системность

В современной науке существуют три уровня организации знания: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

 

1. Эмпирический уровень. На эмпирическом уровне познания наука обращена к реальным чувственно воспринимаемым процессам и явлениям. Здесь осуществляется обработка данных чувственного восприятия. На эмпирическом уровне происходит установление научных фактов и их первичное обобщение. Здесь вырабатывается вероятностное знание об определенных свойствах объектов, происходит установление эмпирических закономерностей. Главенствующими методами при этом являются наблюдение с описанием, измерение, сравнение, эксперимент.

 

2. Теоретический уровень. На теоретическом уровне познания наука имеет дело не с материальными предметами и явлениями, а с абстрактными идеализированными моделями, .Результатом теоретического исследования выступает выявление существенной закономерности, а методами – мысленный эксперимент, формализация, аксиоматизация, идеализация, математическое, информационное моделирование, гипотетико-дедуктивное обоснование. Теоретические утверждения несводимы ни к реальному объекту, ни к их множеству. Развитие теоретического знания связано с постановкой проблемы и обоснованием гипотез. Отсутствие обоснования дискредитирует гипотезу настолько, что она не может быть предметом дальнейшего обсуждения в научном сообществе. В современной науке существуют два критерия обоснованности гипотез: 1) соответствие гипотезы теоретическому знанию и 2) соответствие гипотезы эмпирическим данным. Этот критерий играет роль своеобразной проверки гипотезы на внутреннюю непротиворечивость. Совместимость гипотезы с другими теориями, принятыми в обществе, придает ей логическую силу. Жизнь науки неотделима от духа времени, который содержит мировоззренческие идеи и нормы, влияющие на способ решения проблем.

 

3. Метатеоретический уровень. На метатеоретическом уровне происходит выработка единой картины мира, принятой данным научным сообществом в данный период времени. Также здесь вырабатываются идеалы и нормы исследовательской деятельности, характерные для конкретного периода. Современную науку характеризуют две тенденции: дифференциация научного знания и его интеграция. В соответствии с процессом дифференциации знаний постоянно изменяется дисциплинарный строй науки. Однако стремление тщательно изучить отдельные стороны приводит к узкой специализации в области научных исследований. Это выражается в разработке особого понятийного аппарата, без усвоения которого исследователь не достигает необходимого уровня понимания проблем данной дисциплины. Однако единство мира не может быть исчерпывающе раскрыто и описано какой-то одной наукой. Каждая эпоха вырабатывает обобщенную научную картину мира, опираясь на философско-мировоззренческие концепции. Мировоззренческие и общенаучные познавательные принципы и установки относят к уровню метатеоретического знания. Характерное для науки стремление сформулировать фундаментальные законы,

 отображающие единство мира и целостность природы, делает закономерным процесс интеграции научного знания. Процесс интеграции научного знания осуществляется благодаря разработке общенаучной терминологии. До второй половины XX в. общенаучным статусом обладала только математика, в конце века складывается комплекс общенаучных дисциплин: информатика, кибернетика, теория систем.

 

 

Билет № 62

9. Типы научной рациональности.

Научная рациональность- высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления. Отождествляется и с целесообразностью..

Рациональность ответственна за специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Это способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно.

Научной рациональности нужны знания, пригодные для практического использования, а следовательно, она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостьюдля жизнедеятельности людей.

Развитие научной рациональности связано с развитием теоретической рефлексии- критического мышления, ориентированного на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений.

С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность словно «покрывается» логико-методологическими стандартами.

С другой стороны, рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.

В современном науковедении сложилась традиция выделять следующие типы научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: а) классический; б) неклассический; в) неоклассический; г) постнеклассический; д) протоклассический.

Классическомутипу рациональности присущи:

1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью;

2) монотеоретизм – в основе лежит единая теория;

3) объективизм – устранение из теории всё, что связано с субъектом познания.

Классический типабсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную, безусловно правильную, идеальную модель действительности, что обеспечивает постижение истины.

Неклассическому типу рациональности(начало XX в.) свойственны:

1) методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания;

2) политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; 3) неустранимость субъекта из процесса познания.

Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия.

Постнеклассическийтип научной рациональности признает:

1) принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных;

2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.