Сознание как форма отражения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сознание как форма отражения

2023-01-16 36
Сознание как форма отражения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание – высший уровень духовной активности человека как социального существа. Важной функцией сознания является мысленное построение действий и предвидение их последствий, самоконтроль.

Сознание обладает собственным бытием: производным, как полагают материалисты, или же самостоятельным (субстанциальным), в чем убеждены идеалисты. И те, и другие сходятся в том, что сознание принадлежит к сфере идеального (т.е. нематериального).

Рассмотрим сознание с материалистических позиций как форму отражения. Отражение – одно из свойств материи, которое состоит в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Отражение наблюдается на всех уровнях организации материи:

· в неживой природе отражение - атрибутивное свойство, состоящее в способности любой вещи (материальной системы) продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии с воздействующей на нее вещью (материальной системой);

· при переходе к живой природе свойство отражения становится функциональным, живые организмы активно используют его как средство самосохранения, ориентации в окружающей среде и регулирования своего поведения.

В живой природе различают четыре формы отражения:

· раздражимость – свойство организмов (растений и простейших) отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния; это допсихическая форма отражения, не связанная с формированием идеального образа;

· чувствительность – способность отражать свойства предметов в виде ощущений, связанная с формированием нервных тканей; является начальной формой психики;

· перцептивная психическая деятельность, обусловленная развитием органов чувств, центральной нервной системы и головного мозга. На этой ступени развития организм освобождается от жесткой зависимости от внешней среды, он способен изменять свое поведение, приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.

· сознание – высшая форма активного отражения, присущая только человеку, обусловленная как природными/физиологическими, так и социальными факторами. К физиологическим предпосылкам относят: большой объем мозга по отношению к телу, сложная организация мозга и нервной системы, прямохождение, длительный период детства и т.д. К социальным - социальное окружение, обеспечивающее формирование навыков мышления, волевых усилий и эмоциональны реакций. Сознание не является врожденным свойством человеческого организма (например, дети-Маугли).

Сознание как форма отражения возможно благодаря существованию мозга. Доказательством служит тот факт, что повреждение различных участков головного мозга влечет за собой нарушение работы сознания. Сознание проблематично как объект изучения: во-первых, его невозможно наблюдать непосредственно, в чистом виде; во-вторых, не ясен момент перехода от его материального носителя (мозга) к собственно идеальным образам сознания; в-третьих, при понимании сознания как формы отражения материального мира остается нерешенным вопрос о том, как появляются образы или идеи, не связанные с данными нашего чувственного опыта.

О наличии сознания мы судим по следующим признакам:

· особый тип человеческого поведения (иногда вопреки целесообразности и самосохранению);

· способность к изготовлению предметов, отсутствующих в природе;

· наличие развитого языка,

· способность видеть в вещах нечто иное (за падающими яблоками закон всемирного тяготения);

· прогнозирование и моделирование будущего;

· самосознание

 

Мышление и язык

Объективным выражением сознания вообще и мыслительных процессов в частности является язык как универсальное информационно-коммуникативное средство.

Мышление – важнейшая функция сознания, состоящая в формировании понятий и оперировании ими. Оно является опосредованной формой отражения объективного мира, в которой свойства предметов превращаются в абстрактные мысленные образы. Материальным субстратом мышления служат нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга. При этом сама мысль является идеальной.

Язык, будучи средством объективации, т.е. средством «вынесения» содержания нашего сознания вовне, содержит в себе и материальную (звук/речь или символ), и идеальную (смысл, значение) составляющие.

Языковые выражения выступают связующим звеном между мышлением и миром. Они позволяют выделять и идентифицировать объекты окружающей действительности, обобщать их признаки и формировать абстрактные мысли. Считают, что человеческий разум является лишь частным проявлением всеобщего космического Логоса, который обеспечивает порядок и соответствие нашего мышления общему порядку вещей и событий. На наличие общего (логического) порядка указывает то, что одни и те же смыслы/идеи могут быть выражены в разных выражениях и на разных языках.

Однако возможен и другой подход, основанный на гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа, которая отрицает наличие универсальных предметных кодов восприятия действительности, соотносит качество и способ восприятия человеком с типом языковой культуры. Сознание носителей конкретных языков семантически дифференцировано, что порождает содержательные разрывы, разломы между трактовками явлений у представителей разных языковых общностей.

Мышление возможно только на основе языка, в котором более или менее определенно фиксируются и закрепляются отдельные понятия. Природа языка является социально-культурной, т.к. он служит для передачи эмоциональных состояний, результатов мышления или побуждений к действию одного человека другим людям. Он принадлежит одновременно к сфере субъективного (оформляет в понятиях различные проявления психической/ментальной жизни отдельных индивидов) и к сфере объективного (т.к. является формой взаимодействия между людьми).

 

Самосознание

Важной особенностью сознания является его единство, целостность всех компонентов внешнего и внутреннего опыта. Это единство опыта обеспечивается самосознанием – способностью человека выделять себя из окружающего мира, соотносить себя с ним и противостоять ему.

Самосознание – сознание второго уровня; сознание сознанием самого себя. Самосознание проявляется на разных уровнях. Первый – это элементарное осознание своего тела. Второй связан с осознанием себя членом того или иного общества, культуры, социальной группы и принятием определенных ценностей. Самый высокий уровень самосознания – возникновение образа Я, выстраивание «Я-концепции» и самооценка, самоконтроль.

Следует различать нечетко выраженные формы самосознания и рефлексию. Первые сопровождают течение всех психических/ментальных событий и являются условием их контроля. Рефлексия же представляет собой высшую форму самосознания, которая осуществляет специальный, направленный анализ способов деятельности и явлений своего сознания, формирует представление о собственном Я человека.

В процессе рефлексии Я делает себя своим собственным объектом исследования. Это является определенной гносеологической проблемой. Единственный метод самопознания/самосознания – это самонаблюдение, или интроспекция. Еще одна сложность состоит в том, что акт самосознания включается в само поле сознания и, как следствие, меняет его. В связи с этим американский философ и психолог Уильям Джеймс настаивал на том, что метод изучения сознания является не интроспективным, а ретроспективным, ибо мы не можем воспринять содержание сознания таким как оно есть, а можем лишь вспоминать о том, каким оно было, и уже более не существует, т.к. изменилось.

Классический подход, идущий от Декарта, рассматривает самосознание как сознание сознания и работает исключительно в области ментального, духовного. Неклассический подход определяет самосознание, в первую очередь, как восприятие собственного тела и его места среди других тел и событий физического мира. Это позволяет соединить субъективный и объективный срезы реальности.

В «Введении в философию» М.К. Мамардашвили говорил о том, что человек должен конструировать себя. Человек определяется через принадлежность к какой-то социальной группе, культуре, формируемые ими цели и желания, но иногда он совершает поступки, которые не могут быть объяснены этой принадлежностью. В таких случаях проявляется его личностное основание, собственный выбор, имеющий основание исключительно в самом человеке. Мамардашвили использует понятие «само-бытие» – то, что не имеет под собой никаких оснований, кроме самого себя и указывает на то, что личность – самобытийствующая структура. Самобытие связано со свободой, т.к. оно само себе задает закон существования. Свобода – это не произвол, а внутренняя необходимость, необходимость самого себя как определенного порядка, противостоящего хаосу. Самосознание – взгляд на свою сущность, а не на свои поступки.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.