Cf. Denifle, Protocoll der commission zu Anagni; Archiv., I, 111. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Cf. Denifle, Protocoll der commission zu Anagni; Archiv., I, 111.

2023-01-16 31
Cf. Denifle, Protocoll der commission zu Anagni; Archiv., I, 111. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

73 Четвертый Латеранский собор в первую очередь обратил внимание на Клевету Иоакима на Петра
Ломбардского и, сразу после исповедания веры, посвятил этому письму свой первый канон. Термины
, используемые Иннокентием, демонстрируют его твердость в осуждении заблуждения цистерцианца и в то же время его большое
уважение к религиозной деятельности Иоахима и его отношению к Папе: "тем более, что тот же
Иоахим попросил, чтобы все его труды были представлены нам, чтобы они могли быть одобрены или даже
исправлены в соответствии с решением суда Апостольского престола" ( can . 2; Хефеле-Леклерк, V , 1329). Иоахим
уже имел тесные отношения с предшественниками Иннокентия, и некоторые из его духовных
сочинений, в частности его комментарий к Апокалипсису, были написаны по заказу Луция III
и продолжены при поддержке его преемников. Ср. Шотт, "Иоахим, дер Абт фон Флорис".
Zeitschriftf ü rKirchengeschichte , XXII (1901), 356-58.

74 Хотя идеи Иоахима о будущем ордене не были ни очень ясными, ни очень последовательными,
очевидно, что для него орден Сито должен был стать источником этого обновления. В многочисленных исследованиях
, посвященных Иоахиму Флор-скому, проведенных с начала века, не видно согласия
между идеями калабрийца. и Орден Проповедников стал объектом особого
внимания. Разумную трактовку этого вопроса можно найти на нескольких страницах Фурнье, Этюды
о Иоахиме де Флоре и его доктринах (1909), стр. 43-49 .

75 "Ибо норбертинцы славятся тем, что они проповедники и врачи". Mart è ne , Anecdota , V , 1620.

76 "В предписании, которое требует от будущего епископа ученого звания, все еще есть остатки этого
. CodexIrisCan ., can . 331, §1, 5º.

77 См. Laurent , № 76. Гонорий III написал магистру и студентам Парижского университета, что
некоторые должны приехать в Тулузу, чтобы учить и проповедовать людям.

78 Cf. Congar, "Note sur la Gnose on l'enseignement religieux des savants et des simples selon saint
Thomas," Bulletin Thomiste, I, 5-7. Питер Кантор выразил свою идею по этому вопросу в своем Verbum
abbrewatum : "Обучение Священному Писанию состоит из трех упражнений: чтение, диспут, проповедь ...
Более того, чтение является основой и фундаментом двух других; потому что через него подготавливаются другие способности
. Диспут подобен стене в этом обучении и строительстве, потому что ничто не может быть полностью
понято или верно проповедано, если сначала не сломано зубом диспута. Действительно, проповедь,
которой подчиняются первые, подобна крыше, защищающей верующих от жары, от вихря
порока. Поэтому проповедью следует заниматься только после чтения и рассмотрения Священного Писания и рассмотрения
спорных моментов посредством диспута, и не раньше; ибо так
круг завершен" (гл. 1; PL , CCV , 25).

79 Чтение "Либеллуса" Джордана, а также процесс канонизации с этой точки зрения
дадут удивительное представление о том, сколько раз возникал вопрос изучения и какое место он занимал
в жизни святого Доминика.

Мандонне, в Ревю Хист. Eccl . , XI (1914), 34-49; ср. ниже , глава 19.

Содержание

От: Святой Доминик и его работа , Пьер Мандонне, О.П.,

Переведено сестрой Мэри Бенедиктой Ларкин, О.П., B . HerderBookCo ., Сент-Луис/Лондон, 1948.

ГЛАВА XIX

Академический кризис в начале XIII века и основание

Из Ордена проповедников

Основание ордена монахов-проповедников было тесно связано с общими потребностями, которые
волновали христианский мир в начале XIII века. Церковь, поднимая религиозную жизнь на
новый уровень служения, решила использовать ее для решения насущных в то время проблем. Ни монахи,
давшие обет личного освящения трудом на земле и пением в монастырях, где они
давали обет стабильности, ни регулярные каноны, чье учреждение было тесно связано с
монашеский режим, на который можно было рассчитывать в служении, требовавшем прежде всего образованного
церковного ополчения, готового вступить в общественную жизнь того времени. Проповедники с новым призванием
и новой организацией были оснащены в соответствии с потребностями новой эпохи. Они были первым религиозным орденом
, поклявшимся вести интенсивную активную жизнь ради религиозного, интеллектуального и нравственного служения христианскому обществу.

Основной целью учреждения института Проповедников было апостольство слова. Само их
название Praedicatores , свидетельствовавшее об обучающей миссии Церкви, свидетельствовало о
характере их работы настолько определенно, что другие доказательства были бы излишни. Проповедь, представляющая
собой самую возвышенную и в то же время самую обычную форму христианского учения, подразумевала особые обязательства по изучению
для тех, кто явно считал это своим долгом. Новые проповедники, по самому своему призванию, дали обет
учиться.

(1)

На языке Церкви в то время "проповедник" и "врач" были равнозначными терминами.
Ordopraedicatorum и Ordodoctorum , которые обозначали обучающих членов
Церкви, были одним и тем же.

(2)

Однако монахи-проповедники могли бы организовать свою академическую жизнь исключительно с учетом
потребностей Ордена, то есть для доктринального обучения своих собственных членов. Этого они не делали. Многие
соображения склоняли их к принятию более широкого метода, отдавая предпочтение бесплодному и эксклюзивному
. Вероятно, они даже не рассматривали альтернативную процедуру. Принимая во внимание, что необходимость евангелизации
людей налагала на них роль проповедников, в то же время требования духовенства,
без обучения и без школ, достаточных по количеству или стандартам, навязали им
должность профессоров священной науки. Фактически, в начале XIII века Церковь столкнулась с серьезным академическим кризисом
, и папство предложило разрешить его с помощью Проповедников, в то время
как она рассчитывала, что их служение также послужит наставлением для людей. Эти две проблемы были настолько
тесно связаны, что было естественно и экономично решить их одним махом
с помощью одних и тех же агентов. То, что в конце XII века в Церкви существовал
серьезный академический кризис и что папство, наконец, попыталось исправить его с помощью Ордена
Проповедников, составляет двоякое рассмотрение настоящей главы.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ РЕШЕНИЯ

Обычно двенадцатому веку приписывают значительный прогресс в области
мысли и науки. На первый взгляд, эта точка зрения кажется обоснованной. Но необходимо провести различие.
Двенадцатый век представляет большую группу знаменитых людей, в отличие от недостатка писателей и
мыслителей в предыдущий период. Как по количеству, так и по качеству люди, участвующие в литературном и
интеллектуальном прогрессе, свидетельствуют об огромном прогрессе. Однако более пристальный взгляд концентрирует
внимание к избранной группе и показывает, что подавляющее большинство обычных церковников, тех, кто должен
был извлечь выгоду из такой культуры, не принимали участия в распространении знаний и наставлений.

Все это просто отражало темпы прогресса, достигнутые в академическом мире. Школы были
непрерывным испытанием Церкви с самых ранних христианских веков в Европе. Объединенные усилия
церковных и гражданских властей были далеки от успеха в создании мастеров и институтов
, необходимых для подготовки духовенства. Хотя в XII веке наметился прогресс, общая
ситуация не улучшилась; с одной точки зрения, она ухудшилась. Были организованы великие центры обучения, неизвестные
в более ранние эпохи, особенно во Франции. Это привлекало и удерживало самых знаменитых
мастеров и, таким образом, ослабляло силу преподавательского состава по всему обширному пространству
христианского мира. Академическое население, у которого был вкус или средства для учебы, естественно, последовало за этим
движением концентрации.

СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ

Великие учебные центры, облюбованные самыми отборными мастерами, несомненно, повышали культурный
уровень тех, кто мог посещать их в качестве студентов и профессоров. Но большая часть христианского мира находилась
за пределами этой сферы влияния, и академическая организация в интересах огромного числа
духовенства становилась трудной, а часто и невозможной. Двенадцатый век стал свидетелем роста этих
двуходностороннее явление: особый культурный прогресс в клерикальном меньшинстве, которое находилось в контакте с
некоторыми великими и процветающими школами; невежество, едва ли мыслимое, в подавляющем большинстве клерикального большинства,
лишенного, как и церковники, возможностей для обучения в тех самых регионах, где
их задерживали обязанности их служения, то есть в различных епархиях по всей Европе. Священнослужители, которые учились
, посвящали себя прибыльным наукам, особенно каноническому и гражданскому праву; и, как правило, прелаты
были юристами, а не богословами.

СОБОРНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Избранный и даже блестящий элемент в церковной культуре конца XII и начала XIII
веков в целом затмил взгляд историков на плачевное состояние обучения
духовенства в целом. Должны быть представлены документальные доказательства, не подлежащие оспариванию, чтобы склонить их к
принятию доказательств для всей картины. Мы опустим исследование деталей, чтобы обосновать наше утверждение,
и обратимся к самому надежному и наиболее ясному источнику информации, авторитету двух генеральных
соборов 1178 и 1215 годов, то есть Третьего и Четвертого Латеранских соборов. Литературная культура наряду со
всеми видами академических занятий в то время была ограничена церковной сферой. Следовательно, мы
должны обратиться к верховной власти генеральных соборов за информацией об условиях, какими они
были, и об улучшениях, которые Церковь стремилась осуществить. Схоластическое законодательство
Третьего и Четвертого Латеранских соборов сыграло важную роль в истории и организации
образования вплоть до конца Средневековья, и некоторые декреты регулировали развитие
образования в нескольких существенных аспектах. Принятый на благо всего христианского мира, этот закон должен
быть изучен и понят в первую очередь.

Правило 18 (19 марта 1179 г.) Третьего Латеранского собора постановило следующее:

Церковь Божья как преданная мать обязана заботиться о нуждающихся не только в том
, что касается тела, но и в том, что касается блага душ. А потому, чтобы
бедным, которым не могут помочь средства их родителей, не было отказано в возможности получить образование
, пусть в каждой соборной церкви будет назначено какое-нибудь подходящее пособие для учителя, который будет
бесплатно обучать священнослужителей этой церкви и бедных студентов, с помощью которых благотворительные материальные
потребности учителя могут быть удовлетворены, а для учеников открыт путь к знанию.
Пусть это будет восстановлено и в других церквях, и в монастырях, если в прошлом там существовало что-то подобное. За
разрешение преподавать никто не должен взимать плату или под предлогом обычая просить что-либо у тех, кто
преподает; и никому, кто имеет квалификацию и ищет лицензию, не может быть отказано в должности преподавателя. Кто бы это ни был

действия, противоречащие этому, должны быть лишены его церковного пособия. Ибо подобает, чтобы он не
имел плодов своего труда в Церкви Божьей, который из-за алчности пытается препятствовать прогрессу
церквей, продавая разрешение учить.

(3)

Тридцать шесть лет спустя Четвертый Латеранский собор (1215 г.) обновил постановление предыдущего собора.
Поскольку более ранний устав не вступил в силу во многих церквях, Собор 1215
года подтвердил его, в то же время добавив некоторые детали и толкования. Канон 11 предписывает следующее:

Поскольку есть некоторые, которые из-за отсутствия необходимых средств не могут получить
образование или воспользоваться возможностями для самосовершенствования, Третий Латеранский собор в спасительном
декрете (18) предусмотрел, что в каждой соборной церкви подходящее пособие назначается мастеру, который
должен бесплатно обучать клириков этой церкви и других бедных студентов, с помощью которых
можно было бы облегчить материальные потребности учителя и открыть студентам путь к знаниям. Но,
поскольку во многих церквях это не соблюдается, мы, подтверждая вышеупомянутое постановление, добавляем, что не только в
в каждой соборной церкви, а также в других церквях, где достаточно средств,
прелат со своим капитулом назначает компетентного магистра или избирается большей и более проницательной частью
капитула, который должен бесплатно и в меру своих возможностей обучать клириков этих и других церквей
искусству грамматика и в других отраслях знаний. В дополнение к учителю, пусть у столичной
церкви будет также богослов, который будет наставлять священников и других в Священных Писаниях и в
тех вещах, которые особенно относятся к curaanimarum . Каждому магистру пусть
капитул выделит доход в размере одного пособия, а теологу пусть митрополит выделит столько же;
это не значит, что они таким образом станут канониками, но они будут пользоваться доходом только до тех пор, пока они занимают
должность наставника. Если столичная церковь не может содержать двух учителей, то она должна обеспечить
богослова вышеупомянутым образом, но для того, кто преподает грамматику, пусть он позаботится о том, чтобы достаточность
была предоставлена другой церковью его города или епархии.

(4)

Таким образом, Четвертый Латеранский собор принял к сведению тот факт, что указ 1179 года, требующий наличия магистра в
каждом епископстве, в целом не соблюдался. Чтобы облегчить исполнение указа, Совет
1215 года определил квалификацию мастера. В каждом епископальном городе должен был быть профессор грамматики
, а в каждом архиепископском городе - профессор богословия. Эта образовательная программа, которую
Совет считал прогрессивной, теперь выглядит поразительно бедной. Однако такой, какой она была, она не
была осуществлена.

Пять лет спустя Гонорий III в своем письме от 16 ноября 1219 года посетовал на инертность прелатов.
По словам папы, они отказались от соблюдения академических декретов под
предлогом нехватки магистров богословия. Чтобы разрешить трудность, которая, по всей вероятности, была
слишком реальной, Гонорий решил, что прелат и капитулы должны выбрать некоторых из своих подданных,
способных к богословским исследованиям, и отправить их в школы, чтобы они могли вернуться позже, чтобы
обучать других. С этой целью Папа разрешил студентам и профессорам использовать свои
церковные доходы с привилегией отсутствия на месте жительства в течение пяти лет подряд.

(5)

Эти практические меры, несомненно, способствовали внезапному увеличению студенческого населения
таких крупных центров, как Париж. Но вопреки тому, что можно было ожидать, нуждаясь в магистрах богословия,
архиепископии не обнаружили улучшения своего положения.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ УКАЗОВ

Церковь, либо непосредственно, либо через своих легатов, прилагала все усилия, чтобы обеспечить исполнение
образовательных постановлений Латеранских соборов. Все, что мы знаем об этих попытках, свидетельствует как
о решимости папства продолжать реформу, так и о небрежности или неспособности прелатов. Таким образом, мы видим, как
легат Робер де Курсон 30 ноября заключил соглашение с Гуго III , герцогом Бургундским,


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.