Духовные правила для солдата на войне — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Духовные правила для солдата на войне

2023-01-02 57
Духовные правила для солдата на войне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исходя из своего личного опыта, я попытался сформулировать для солдата некие духовные правила поведения. Ведь есть правила физической безопасности на войне: туда не ходи, сюда не суйся. Эти правила веками писались кровью. А правила духовной безопасности у нас не прописаны, хотя они реально существуют. Их надо обязательно доводить до бойцов. Они ведь их не знают.

В основе своей эти правила имеют простые истины: ребята, верьте в Бога и доверяйте Ему! Молитесь за себя, за своих товарищей. И, самое главное, ведите себя нравственно! Не совершайте грехов. (Но, чтобы не совершать грехов, ребята должны знать, что же такое грех. То есть они должны знать Закон Божий.)

Итак, правило первое: боец должен молиться. За себя и за своих товарищей. У отца Алексия Заварнова я взял на вооружение очень полезную вещь — распечатанные молитвы по соглашению. Туда вставлены слова именно о воинах спецназа внутренних войск, с которыми я часто работаю. И когда группа уходит на боевую задачу, их товарищи, остающиеся в воинском подразделении, молятся. Эти молитвы приносят ошеломляющие результаты!

Отец Алексий Заварнов мне рассказывал, что в отряде спецназа «Витязь», где ребята молятся друг за друга, группа ехала на БТРе, вдруг — подрыв фугаса! Но получилось так, что осколки все ушли в двигатель. А отсек, где находились бойцы, не пострадал, все остались живы. Ребята сами восприняли это как чудо Божие и до сих пор считают этот день своим вторым днём рождения.

Правило второе: на войне нельзя грешить. Грех вообще ведёт к смерти, а на войне — тем более. Например, на войне нельзя ругаться матом. Тем более это актуально для армии, где есть печальная присказка: мы матом не ругаемся, мы им разговариваем. Общепризнанно, что мат — это язык нечистой силы. Материться — это впрямую призывать бесов на свою голову. Мы с батюшками и бойцами вывели такую формулу: нечистые слова притягивают нечистые вещи. И это подтверждено опытом.

Во всех ОБРОНах (отдельная бригада оперативного назначения. — Ред.) внутренних войск были группы спецназа. Как-то я разговаривал с ветеранами такой группы из 33-й бригады — бойцами спецназа «Гром». Они мне сказали: «Мы однажды вспоминали всех своих погибших ребят. И получилось, что некоторые из погибших ребят не особенно следили за своим языком». То, что они сами пришли к такому выводу, дорогого стоит.

Как-то в Интернете я стал искать записи переговоров экипажей самолётов, терпящих катастрофу. Нашёл и прослушал несколько десятков таких записей, включая совсем недавние аварии. И вот что меня поразило! Возникает нештатная ситуация — лётчики начинают материться. А результат — гибель… Страх — это естественное чувство человека, проявление инстинкта самосохранения. Но когда страх превращается в панику и овладевает человеком, то он начинает в этот момент материться (мат в такой ситуации — это следствие внутренней паники). А молитвы нет…

Не научены наши люди, что в опасности сразу надо начинать молиться. А есть ведь огромное количество примеров, когда в нештатной ситуации человек просто скажет про себя: «Господи, помоги!» — и дальше всё идёт совсем по-другому. Раз-раз-раз — и как бы сама собой рассосалась почти безвыходная ситуация… Поэтому я в разговорах с ребятами постоянно им говорю: «Что бы ни случилось, ни в коем случае не материтесь! Первые слова должны быть «Господи, помоги!». А дальше — автомат в руки и действуй, как положено!».

И я часто замечал, что через некоторое время в подразделениях, где работают военные священники, ребята начинают меньше материться, а больше молиться. А если это происходит, то Ангел Хранитель им помогает. Бог не только сохраняет их от вражеских пуль. Он помогает бойцам вести себя в данном месте в данное время правильно и в военном отношении. И тогда человек побеждает врага и сам остаётся живым. Молитва чудеса творит.

Вообще любой грех на войне — мародёрство, издевательство над мирным населением, воровство — лишает человека защиты. И тут не поможет ни крест на груди, ни иконка в кармане.

Как-то я разговаривал с одним уважаемым генералом. В подразделении, которым он командовал, в своё время погибало много военнослужащих. У некоторых из них были иконки, крестики. Он с недоумением меня спрашивал: «Почему же так происходит?». Конечно, вопрос этот очень сложный и неоднозначный. Господь забирает к себе и тех, кто готов к Царствию Небесному. Но тогда я генералу в том числе сказал и так: «Наличие крестиков и иконок — это не решение вопроса. Они ведь не талисманы. Зла лукавый не может тебе сделать, если ты защищён благодатью Божией. А когда ты совершаешь грехи, то эта защита уходит. И тогда может случиться непоправимое».

Очень полезно рассказывать ребятам о Законе Божием с привязкой к их практической боевой деятельности. Например, обязательно надо напомнить им о древней библейской заповеди о почитании родителей: «Чти отца и мать и долголетен будешь на земле». Те бойцы, которые не почитают отца и мать, неуважительно относятся к ним, сокращают свою жизнь. Да и вообще все, кто на войне грешит, этим приближают себя к гибели и духовной, и физической.

Первым и самым страшным грехом для военного, да и вообще для любого человека является неправильное отношение к Богу. Иногда человек живёт так, как будто Бога нет вообще.

На втором месте находятся грехи по отношению и к своим товарищам, и к тем, кто находится на противной стороне. Здесь имеется в виду отношение к пленным и к мирному населению. Да, мы постоянно встречаемся со злобным отношением врагов к нашим военнослужащим. Но мы-то сами должны к врагу по-христиански относиться! Такое христианское отношение даёт человеку такую непоколебимую силу духа, которая и позволяет в самых критических ситуациях побеждать. Ведь врагов в первую очередь надо побеждать не физически, а духовно.

Существует прямая связь между исполнением солдатом заповедей Христовых и его выживаемостью на войне. В большинстве своём солдаты Закона Божьего не знают, поэтому и связи этой они не видят. (Всё это имеет значение и в миру, конечно. Но в зоне боевых действий — особенно.)

Возьмём такое греховное злобное чувство, как свирепая месть. Погибли твои товарищи, и ты уже готов мстить и убивать не только врагов… Но очень важно, воюя со зверьми, самому не превратиться в зверя! Любая злоба, принятая в сердце, делает тебя беззащитным, открытым перед злыми духами. Эти духи сделают всё, чтобы ты погиб, чтобы ты не выполнил свою боевую задачу, чтобы твои товарищи пострадали. Поэтому всегда нужно стремиться к чистоте сердца, мыслей. А без веры, без Христа как можно очистить свою душу от всякой злобы?

Надо доносить до военнослужащих, «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Послание к Ефесянам 6:12). А духовная битва особенно обостряется, если ты бьёшься за правое дело. А как же можно за Русь Святую воевать, если ты не пытаешься свято жить?

 

 

Командировка на войну

 

Все командировки на войну начинаются с принятия решения — я еду! Сразу после принятия решения надо начинать планировать маршрут и способ передвижения. А это целая спецоперация. Если у тебя нет хорошего помощника, то ты должен сам для себя стать начальником штаба и всё решить самому: согласование поездки с Синодальным отделом, через этот отдел согласование с военным командованием, организацию перелёта, определение, кто тебя встречает на месте, составление списка того, что надо взять с собой, в том числе и в качестве подарков… Всё это до мельчайших деталей должно быть проработано заранее.

Если предстоит командировка с большим грузом, то его перевозку надо организовывать специально. Надо уточнить, сколько груза можно взять в самолёт, а сколько — в поезд. Если груз предназначен конкретному подразделению, то надо заранее всё согласовать с командованием именно этого подразделения. Если груз надо доставить не в один адрес, то его обязательно надо заранее разделить на части, соответствующие адресам. То есть, если едешь в пять подразделений, то на пять частей груз и надо делить, чтобы не заниматься пересортировкой на месте. (Каждая передача груза должна стать проповедью. Вручать его надо на построении, торжественно. Обязательно рассказать, что этот груз собран народом и является знаком народной любви. Да и вообще в любом деле надо стараться принести максимум пользы для проповеди Христа. Не надо тихариться там, где о хорошем деле можно сказать громко.)

Заранее надо точно спланировать, какие именно части и подразделения ты собираешься посетить, ведь военные для этого, в свою очередь, должны спланировать транспорт, охрану. Часто ошибки выявляются уже на стадии планирования. И это хорошо — не надо будет пытаться решать нерешаемые задачи на месте…

 

Экипировка

 

Когда составлен и согласован план, надо позаботиться об экипировке. С практической точки зрения любая поездка в зону боевых действий именно с неё и начинается. Тут не надо стараться любой ценой поддержать отечественного производителя. Экипироваться надо удобно, надёжно и комфортно. Начать надо с обуви. Если есть финансовая возможность, то не надо пользоваться стандартными армейскими ботинками, а купить специальные. Это для города стандартные ботинки вполне подойдут. А вот если придётся ходить по местам, далёким от цивилизации, то это далеко не лучший вариант. Поэтому советую не пожалеть несколько тысяч рублей, а вместо этого пожалеть свои ноги. Какие именно ботинки приобретать, лучше спросить у людей опытных, которые сами ходили по горам. Единственное требование: обувь внешне была как можно ближе к уставному виду.

Священнику достаточно важно не выделяться одеждой и обувью на общем фоне. Можно, конечно, летом надеть американские военные ботинки песочного цвета. Но, во-первых, на фоне остальных ты будешь выглядеть как попугай, а, во-вторых, если в таких ботинках в грязь влезть (а влезть в неё придётся обязательно!), то вид у ботинок через пять минут будет крайне непрезентабельный.

Не рекомендую покупать и ботинки камуфляжного цвета. После прохода по грязи этот камуфляж выглядит очень жалким. (В армии все тщательно следят за своей формой одежды, даже спецназовцы, возвращаясь с задачи. Поэтому, если батюшка будет ходить грязным, как чушка, то авторитета это ему точно не добавит.)

Хорошо взять с собой не одну, а несколько пар обуви. И обязательно нужны резиновые сапоги! Кавказский «пластилин» имеет особенность намертво налепляться пудовыми гирями к самым элитным ботинкам. А вот с резиновых сапог эта грязь легко счищается палочкой. Летом на Кавказе часто бывают дожди. Поэтому надо обязательно взять с собой непромокаемую одежду.

Поклажи с собой не должно быть больше того, что ты можешь за раз унести сам. Чемоданы точно брать не надо. Нужен хороший рюкзак, в который при минимуме объёма можно загрузить максимум вещей. Оптимально — большой рюкзак за плечами и сумка в руках. У меня есть французский военный рюкзак, куда я набиваю всё, что мне нужно, и военная сумка. Рюкзак я могу где-то на время оставить, а по подразделениям поехать с сумкой.

Священник камуфляж надевает по необходимости. Этот камуфляж должен быть прежде всего удобным. По цвету — желательно именно зелёным, а не серым, как у милиционеров. И уж точно не песочной расцветки, как для боевых действий в пустыне! По типу камуфляж бывает нескольких видов. Во-первых, это стандартный современный камуфляж типа «цифра» юдашкинского покроя. Есть ещё камуфляж спецназа внутренних войск, который больше похож на немецкую форму. У спецназовцев ФСБ часто можно увидеть элитный камуфляж необычного типа, который они покупают сами. По дороге, особенно верхом на технике, надо перемещаться только в камуфляже! Зачем лишний раз отсвечивать… Но на территории части я всегда стараюсь ходить в облачении. Люди должны видеть, что батюшка — это батюшка.

Тёплую куртку надо брать тоже камуфляжной расцветки с подстёжкой. В ней должно быть удобно, тепло. И она обязательно должна быть непромокаемой!!! Из головных уборов основной у меня — скуфья. Скуфья делает меня похожим на батюшку, а не на бородатого «духа», случайно забредшего в расположение подразделения. Как-то раз, когда мы ехали верхом на технике по селу, я из соображений безопасности скуфью снял. Местные жители смотрели на мою бороду с очень большим недоумением…

Обязательно надо взять с собой аптечку. Её можно сделать на основе стандартной автомобильной аптечки. И надо обязательно постоянно носить с собой специальные военные перевязочные пакеты! (Когда в 2009 году под Элистанжи я попал с колонной в засаду, то раненых, да и потом меня самого перевязывали именно этими бинтами, которые лежали у нас с Сашей Рогожиным в карманах. Конечно, бинты были и у солдат в разгрузках, но они все были заняты своим делом — стреляли.)

Обязательно надо брать с собой запас продуктов хотя бы на один день. Бывает так: ты приехал в подразделение, а тебя не кормят! Причём не потому, что не хотят кормить, просто нет такой возможности в данный конкретный момент. Если нет армейского стандартного сухпая, надо скомплектовать его самому. Три банки тушёнки, сухари… И кружка, ложка, вилка, универсальный нож. (Представим себе, что кого-то ранили. Перед тобой месиво из крови, грязи и обрывков обмундирования. Вот ножом и придётся это обмундирование разрезать, чтобы наложить хотя бы первую повязку.) И надо обязательно постоянно иметь при себе небольшой запас питьевой воды — литр-полтора.

 

Подарки

 

Обычно в командировки мы ездим с подарками. За несколько лет отвезли уже несколько тонн. Поэтому опыт некоторый есть. Надо иметь в виду, что, сколько бы ты подарков ни повёз, может получиться так, что таскать придётся всё самому. Носильщиком и грузчиком лично мне приходилось бывать не один раз. Поэтому изначально груз надо тщательно паковать так, чтобы его было удобно переносить. Для себя ведь стараешься…

Подарки могут быть разные. Что лучше всего везти воинам? Во-первых, это продукты питания. Они должны быть не скоропортящиеся, с хорошим сроком хранения. Я видел, как в жару до места доезжали не шоколадные конфеты, а слипшаяся несъедобная шоколадная масса.

Ещё надо учесть, что в Чечне служат в основном контрактники. Люди они не бедные, с голода не помирают, конфеты и шоколад кушают. А вот в Дагестане и Ингушетии есть и срочники. Поэтому всегда надо понимать, в какое подразделение ты едешь и какая польза от подарков будет именно в этом месте. Никто не говорит, что плохо возить шоколадные конфеты контрактникам. Но есть более полезные вещи, которые можно подарить. Надо мысленно представлять себе шкалу ценности подарков. Например, зимой тёплые носки или другие тёплые вещи — вне конкуренции, на первом месте. Можно закупить что-то и на заказ: батарейки, фонарики…

К подбору подарков надо отнестись очень внимательно, чтобы подарки пришлись ко двору. Хорошо перед поездкой посоветоваться с теми, кто служил именно в этом подразделении, или с командованием. И когда я привожу подарки, то всегда говорю, что собрали мы их с помощью народа.

Священник обязательно привозит с собой крестики, иконки, духовную литературу. Есть ряд важных принципов, которые надо обязательно соблюдать. Первый касается всех подарков: лучший подарок тот, который дарится конкретному человеку, индивидуально. Книги духовные, подаренные подразделению, будут лежать в библиотеке, и не все их прочитают. А вот книжку, подаренную персонально человеку (а если она ещё и подписана!), будут точно беречь. Но тут надо понимать, что служит в армии молодёжь духовно малообразованная. Поэтому привозить акафисты, серьёзную богословскую духовную литературу с дореволюционным правописанием смысла нет — никто читать её не будет.

Духовный подарок должен соответствовать духовному уровню людей, которым подарок предназначен. Раньше я собирал духовную литературу через храмы и монастыри. Но быстро выяснил, что примерно половина не годится для этой цели. Ведь люди часто приносили книги по принципу: сам прочитал, больше не надо. Обычно такая литература в часовенке пылью зарастает. Насмотрелся я на такие залежи достаточно.

Это касается и икон. Если икона дарится подразделению, то она должна быть красивая, желательно подписанная. И вручать её надо в торжественной обстановке. Маленькие иконки для солдат обязательно должны быть запаяны в пластик.

А бывает и так… Недавно я побывал в одном из подразделений спецназа внутренних войск. Над этим подразделением взял шефство один район. И этот район прислал в качестве подарков… женские сумки и подобную дребедень. Можно только представить, что про себя подумали солдаты и офицеры, получив такой «знак уважения».

Есть принципиально другой подход — воинам надо дарить самое лучшее! Поэтому крестики я привожу и дарю очень красивые, серебряные. Но есть ещё более показательный пример практического воплощения этого принципа. Реализовал этот замысел заведующий сектором внутренних войск Синодального военного отдела дьякон Алексий Заварнов. Он нашёл благотворителей, которые помогли разработать и изготовить нательные кресты бойца внутренних войск. Сам крест сделан из серебра, с золотым обрамлением. Отдельно сделали крест спецназа внутренних войск с сапфирами, отдельно — крест разведчика внутренних войск с изумрудами. Есть ещё и медальоны полудрагоценные. На дальних заставах мы двум-трём ребятам торжественно вручали такие кресты. Ребята выходили, становились на колени и с благоговением принимали этот в полном смысле слова дорогой подарок! Потом нам говорили, что эти кресты во внутренних войсках иногда ценятся на уровне государственных наград. (К большому сожалению, награждение государственными наградами у нас в силовых структурах — это отдельная, очень грустная страница. Наших героев почему-то не особенно чтут…)

Бывает, что священник едет в своё подразделение, которое он постоянно духовно окормляет. Тогда с помощью епархии, с помощью других священников можно придумать какие-то интересные награды. Командование, чтобы дополнительно поощрить своих ребят, примет в таком деле самое активное участие.

Я часто привожу ребятам письма от учеников православных школ. И вот что интересно: даже генералы с умилением эти письма читают! И подарки дают для школьников в ответ. Я специально стараюсь подружить какую-то школу с конкретным подразделением, чтобы у них переписка завязалась. Стараюсь привозить письма школьников именно из православных школ потому, что они поздравляют наших воинов с Рождеством, с Пасхой. Это тоже маленькая проповедь. Часто детское письмо выглядит, как красочная открытка с рисунками. Дети всю свою душу вкладывают в эти письма, это сразу видно. Я почти всегда прошу солдат отвечать на эти письма. И вот что удивительно: в одном подразделении разведчики целую ночь сидели и в конце концов сделали для школьников огромный плакат с поздравлениями с Рождеством, с фотографиями. Я иногда заезжаю в эту школу и вижу — этот плакат до сих пор висит на видном месте.

 

Личная подготовка

 

Для успеха поездки огромное значение имеет уровень личной подготовки священника. Причём он должен быть хорошо подготовлен не только духовно. На высоком уровне должна быть подготовка и общеобразовательная, и военная, и даже физическая.

Начну с главного. Всё-таки основное оружие священника — это слово. Приходится встречаться с разными людьми, которые задают самые разные вопросы. А вопросы бывают и ехидные, и не ехидные, и вообще какие угодно. Надо уметь на эти вопросы отвечать. Если не будешь молиться, то обязательно попадёшь впросак.

И к вере православной спрашивающие люди относятся по-разному. Как это ни печально, но с высокой долей вероятности в армии можно встретиться и с сектантами, и с язычниками-родноверами. И чтобы этим идейным и духовным противникам достойно отвечать, ты должен проблему знать. Поэтому заранее надо читать, интересоваться, изучать историю Церкви, историю Отечества, военную историю. Кроме того, ты должен уметь вести диалог, уметь в дискуссии найти нужный аргумент, донести свою точку зрения.

Теперь о том, что касается военной подготовки. Священник должен знать, как служат ребята, как они воюют. И он должен чётко понимать свой манёвр на войне. Представим себе: внезапно начался бой. Что делать, куда бежать?!. Более подробно о том, что конкретно должен знать священник о военном деле, я расскажу дальше (см. с. 159). И ко всему этому священник должен быть ещё готов и физически, как правильно написано в Уставе, «стойко переносить тяготы и лишения военной службы». Если, конечно, эти тяготы не ограничатся прогулками вдоль взлётки в Ханкале. Но про такой тип «командировки на войну» я даже говорить не хочу. Это совсем другая история…

 

Прибытие

 

Вот сборы, перелёт позади, и ты наконец-то прибыл на место. Первое, что надо сделать, — доложить в Синодальный отдел. Церковное начальство за тебя отвечает, о тебе волнуются, о тебе беспокоятся. И дальше ты должен регулярно докладывать в Синодальный отдел о ходе командировки. Какие бы ты решения ни принимал, куда бы ни выдвигался (по плану или вне плана) — обязательно надо ставить в известность руководителей в Синодальном военном отделе. Всякое может произойти. (У меня был случай, когда в самом конце командировки я узнал, что в сводном отряде милиции из Нижнего Новгорода отряде очень тяжёлая ситуация — у них только что в засаде под Шароем погибли товарищи. Я в Синодальный отдел позвонил и сказал, что я продлеваю командировку и поеду в этот отряд. Мне сразу ответили: дело важное, езжай. И под охраной московских омоновцев я поехал в нижегородский отряд.)

Когда приезжаешь в командировку на Кавказ в зону ведения боевых действий, обычно о твоём прибытии Синодальный отдел заранее ставит в известность местное епархиальное руководство. Но надо обязательно связаться с местным епархиальным руководством и самому. Хорошо было бы встретиться с Владыкой. Территорию, в которую входит Чечня, Ингушетия и Дагестан, сейчас возглавляет владыка Варлаам. В своё время он был благочинным округа, в который входили Чечня и Ингушетия. Я встречался с ним ещё в те времена. От него мы всегда получали большую помощь и поддержку.

Бывает, что возможности встретиться с Владыкой нет. Но есть секретарь епархии, есть Председатель военного отдела епархии отец Григорий, искренний и благочестивый священник. С ними и нужно выйти на связь.

Служить в этой епархии сложно. Священников там мало. Поэтому хорошо было бы оказать местным батюшкам дружескую поддержку и практическую помощь. Мы всегда с собой привозим какие-то подарки местному храму, что-то для богослужения. Местный батюшка может оказать и тебе неоценимую помощь. Он, конечно, хорошо знает обстановку и почти наверняка расскажет о местных мошенниках, сумасшедших, с которыми в командировках приходится хотя и не часто, но сталкиваться.

Приезжая в воинское подразделение, ты в первую очередь встречаешься с командованием. Большинство из них к вере настроены доброжелательно. Но, как правило, это люди невоцерковлённые. Иногда встречаются и абсолютно равнодушные к вере офицеры. Такое бывает крайне редко, но и к этому надо быть готовым. А если такой командир мешает тебе работать, то ты должен сообщить в Синодальный отдел. Надо сделать так, чтобы ему объяснили важность того дела, которым ты здесь занимаешься. А пока проблема будет решаться, что всегда занимает некоторое время, унывать не надо. Первое твоё оружие — это молитва. А если есть неформальное общение с ребятами, то даже и без поддержи конкретного офицера многого можно добиться.

Военные иногда вообще не представляют, что священник должен делать, как ему работать. Часто они искренне хотят помочь священнику. Но как — не знают. Есть проблема и в том, что какая-то часть офицеров видит в священнике замполита и пытается организовать его работу, исходя из этого своего представления. Здесь надо терпеливо разъяснять им, что именно батюшке требуется для работы.

Аналогия с замполитом далеко не случайная. Заместитель командира по работе с личным составом сегодня точно не является замполитом. Ведь в советское время, когда существовала официальная государственная идеология, офицеру, который занимался воспитанием личного состава, было значительно проще. Советский замполит выступал проводником коммунистической идеологии и воспитывал своих подчинённых в этой жёсткой политической парадигме. Сейчас, при отсутствии у нас в стране всякой идеологии, офицеру по работе с личным составом значительно труднее. Он должен мотивировать солдат служить в армии. Но без идеологии ему в этом вопросе приходится рассчитывать на собственные силы. Поэтому сегодня многие офицеры по работе с личным составом радуются, когда видят священника. Они видят в священнике помощника.

Конечно, когда ты на общем построении перед строем обращаешься ко всем военнослужащим сразу, это действительно немного похоже на работу замполита. Ведь православному священнику надо уметь доброе слово всем сказать: и православным, и мусульманам, и буддистам. Представителям других конфессий батюшка должен говорить, что у нас одно Отечество, что мы одно дело делаем.

Но этим ограничиваться нельзя. Ведь ты приехал прежде всего к своим, к православным. И даже должность твоя называется «священник по работе с верующими военнослужащими». Надо обязательно отдельно встретиться с православными, побеседовать, поговорить о вере. (На такую беседу могут прийти и ребята других вероисповеданий. Такое часто случается.)

Крещёным ребятам встреча со священником очень нужна! Они ведь своей веры не знают! В войсках достаточно и некрещёных ребят. Но они всё равно наши! Им надо рассказать о вере, научить их вере христианской. И это даёт плоды. На Кавказе с 2006 года я окрестил около девятисот бойцов.

Обязательно надо учитывать, что человек может нормально воспринимать беседу всего час. Ведь солдаты и офицеры усталые, невыспавшиеся. Через некоторое время они начинают просто засыпать. Поэтому в этот час надо вместить всё: и лекцию короткую, и короткий видеоматериал. И если вдруг тебе захочется упиться собственным красноречием, то лучше остановиться, вспомнив о людях.

 

Штабная работа

 

На каждую командировку должен быть разработан общий план работы с графиком. (Необходимо вести дневник поездки, он очень потом пригодится. При желании можно сосредоточиться и вспомнить, где, что и когда было. Увидеть ошибки, которые были допущены и что-то изменить, чтобы эти ошибки не повторять в следующий раз.)

Священнику при взаимодействии с военными надо учиться мыслить тоже по-военному и тщательно организовывать свою штабную работу. Иначе всю командировку можно просидеть на одном месте. Вопросы перед командованием надо ставить чётко: первое, второе, третье… Кто делает, что делает… И всё оформлять под роспись. У меня, например, планы всех командировок были подписаны командующим ОГВС (Объединенная группировка войск и сил. — Ред.) В планах было подробно расписано, кто за что отвечает. Подписанные документы надо ещё уметь и надёжно хранить в полевых условиях! Чтобы не получилось, как в фильме «В бой идут одни старики». Там офицера спрашивают: «Где твоя рабочая карта?». А тот отвечает, что карта у него в сапоге. Можно, конечно, носить подписную карту и в сапоге, но тогда она быстро превратится в портянку.

Без грамотного планирования уже на месте невозможно выполнение всех задач командировки. Надо учитывать, что никто из военных за тобой бегать не будет. У них своих забот хватает. Как правило, никто не хочет препятствовать работе священника, почти всегда хотят помочь. Но у военных есть свои представления обо всём, пусть иногда и ошибочные. Этот вопрос тоже решается — объясни, подправь. Надо уметь правильно ставить вопросы и получать на них ответы. Ты для военных — ответственное лицо, ты — командир.

И вообще во время командировки никакой анархии быть не должно. Ты ведь выполняешь здесь очень важную боевую задачу. Многие командиры (я часто разговаривал на эту тему с командованием Группировки) осознают, насколько важно то, что ты делаешь. Если бы это было для них неважно, то никто бы не стал выделять тебе боевую технику, людей для сопровождения. Поэтому не надо создавать военным людям проблемы, которые исходят из анархии. Ты должен чётко понять: это воинская часть, тут все выполняют боевые задачи, всё спланировано.

В телефоне у священника должны быть прежде всего телефоны того офицера, которому поручили со священником работать. С ним вообще связь должна быть постоянная. Кроме того, должны быть записаны номера всех соответствующих служб и вышестоящих командиров. В любой момент ты должен чётко знать, с кем ты можешь связаться в экстренной ситуации. Сейчас — не крупномасштабная война, когда мобильные телефоны можно будет выбросить на помойку. Связь на Кавказе сейчас действует.

Насколько важно иметь нужные телефоны под рукой, показал бой под Элистанжи в 2009 году, в котором мне пришлось участвовать. Штатная рация осталась в «газели», из которой мы пулей выскочили. Самое первое, что я сделал, когда выскочил из машины, — это позвонил в штаб ОГВС и доложил, что мы попали в засаду. В Группировке до сих пор вспоминают, как это всё происходило. Они тогда сидели расслабленные, чай пили. Тут звонок! И отец Димитрий абсолютно бесстрастным голосом говорит: «А знаете, мы попали в засаду!». Это была для них очень большая неожиданность. Чуть со стульев все не попадали. До сих пор вспоминают…

 

Направления деятельности

 

Практическая деятельность священника в воинском коллективе строится по трём направлениям. Первое — религиозно-образовательное, второе — молитвенно-богослужебное и третье — нравственно-патриотическое.

Религиозно-образовательная деятельность направлена прежде всего на верующих военнослужащих. Мы стремимся, чтобы верующий человек веру свою знал.

Но, конечно, главное в деятельности священника — это молитва за пасомых, за воинский коллектив, вверенный ему Богом. Молитва священника защищает этот коллектив от воздействия духов злобы поднебесной. Бойцы вместе со священником тоже учатся молитве. Тут ещё раз уместно вспомнить молитвы по соглашению. Мне довелось увидеть, как это организовывает диакон Алексий Заварнов, заведующий сектора внутренних войск Синодального военного отдела. Он распечатывал молитвы по соглашению и раздал их ребятам. И они каждый день молились за своих товарищей, которые уходили на боевые задачи. И это давало зримые результаты!

По личному опыту в общей загрузке священника в полевых условиях богослужения занимают не самую значительную долю времени. Из всех таинств чаще всего священник на войне совершает Таинство Крещения, а когда есть возможность, то — Таинства Исповеди и Причастия.

Третье направление деятельности священника в войсках — нравственно-патриотическое. Очень часто воцерковление военного человека происходит через его любовь к Отечеству. А любое знакомство с историей нашего Отечества — это знакомство с историей Церкви, с историей веры православной на русской земле. Недаром сказано, что человек, не любящий Отечество, не может быть верным чадом Церкви Христовой. Но так как у нас в государстве нет официальной идеологии, то и с любовью к Отечеству тоже большие проблемы. Я уже упоминал известное определение патриотизма как любви к своему Отечеству и желание своему Отечеству блага. И, конечно, священник, который начинает работать с военными и будет учить их любить Отечество, сам это Отечество тоже должен искренне любить! Он должен относиться к родной земле не просто как к какой-то территории, на который люди спасаются. (Представим себе, что батюшка хотя бы про себя начнёт рассуждать примерно так: «Мы просто вынуждены жить на территории России! Вот жил бы я где-нибудь, скажем, в Австралии, так там, может быть, мне бы даже ещё лучше было бы спасаться. Ведь какая разница — где? Там тоже православные храмы есть».) Для того, чтобы прогнать от себя даже попытки таких рассуждений, мы должны ответить для себя на один очень важный вопрос: что есть наше Отечество? И твёрдо себе сказать, что наше Отечество — Русь Святая, дом Пресвятой Богородицы. И поэтому для нас, православных, защита этого Дома имеет огромный религиозный смысл.

Утверждение о том, что Россия — это Дом Пресвятой Богородицы, имеет глубокий религиозно-мистический смысл. Во время крушения Российской империи в 1917 году, когда законная власть была уничтожена, произошло чудо — явление Державной иконы Божией Матери с изображением Христа на коленях у Богородицы. В руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.

Как искренне считают многие православные верующие люди, после убийства императора Николая II власть над Россией взяла сама Царица Небесная, Которая стала нашей Царицей земной. Поэтому любой военный, от солдата до генерала, являются Её служителем. И каждый из них не просто даст отчёт перед Богом, как он жил в этом мире, он ещё даст и ответ перед Пресвятой Богородицей о том, как он здесь, в этом мире, хранил вверенное ему Её государство. Каждый должен понимать: если ты православный человек, то ты не просто воин Руси Святой. Ты ещё и воин Пресвятой Богородицы на российской земле. Защищая Россию, ты защищаешь Дом Пресвятой Богородицы. А насколько хорошо ты выполнял этот свой долг, это и будет являться твоей персональной ответственностью за все твои действия и за каждый твой поступок в отдельности. И эту истину в первую очередь должны хорошо осознавать мы сами, священники.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.