Технология и организация ремонта дорожных и строительных машин — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Технология и организация ремонта дорожных и строительных машин

2022-12-30 23
Технология и организация ремонта дорожных и строительных машин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совокупность действий персонала эксплуатационной базы по восстановлению работоспособности машин с помощью средств технического обслуживания и ремонта называется производствен­ным процессом ремонта машин. Совокупность приемов и способов выполнения работ по восстановлению работоспособности машин оставляет технологический процесс. Различают технологический процесс текущего и капитального ремонта машины, составной ее части, сборочной единицы и детали (ГОСТ 2.602—55). Технологический процесс текущего ремонта машин включает в себя: приемку от потребителя; очистку и мойку; оценку технического состояния; снятие с машины составных частей, требующих ремон-1, разборку их на детали; мойку и дефектацию деталей; комплектование годных к применению деталей; сборку составных частей; обкатку; испытание; установку на машину. При проведении теку­щего ремонта агрегатным методом технологический процесс ре­монта машины упрощается. Исключается разборка составных час­тей, их дефектация, комплектование деталей, сборка, а также обкатка и испытание.

Участок эксплуатационной базы мастерской или ремонтного завода, оснащенный оборудованием, необходимым для выполнения определенной операции одним рабочим, звеном или брига­дой, называют рабочим местом. Так, на одном из рабочих мест машины очищают от грунта и пыли, моют их, используя для этого моечную установку, пароводоструйные очистители и другое оборудование. На следующем рабочем месте с машин снимают составные части, требующие ремонта. При  необезличенном методе ремонта машин снятые с них со­ставные части направляют на рабочие места для ремонта, где их разбирают, используя для этого стенды, подставки, съемники и другие приспособления. После мойки деталей проверяют наличие дефектов, результаты проверки заносят в ведомость дефектов; по ей затем определяется объем ремонтных работ и количество запасных частей. Годные, новые и восстановленные детали комп­лектуют по составным частям и сборочным единицам согласно спецификации, приведенной в картах на сборку, или комплекто­вочным картам. Плановое диагностирование должно быть организовано пер плановым ремонтом или совместно с ним. Обычно машины диагностируют на тех же постах эксплуатационных баз или ремонте предприятий, где осуществляется непосредственно ремонт деталей и сборочных единиц, для чего эти посты оснащаются соответствующими средствами технического диагностирования. Диагностирование машин на месте их использования выполняют помощью оборудования и приборов, размещенных в передвижных мастерских. Для уточнения сроков постановки машин на текущий ремонт или отправки их в капитальный ремонт проводят ресурсное диагностирование.

При текущем ремонте заменяют детали, срок службы которого равен межремонтному периоду. Такие детали к концу межремонтного периода, как правило, изнашиваются. Фрикционные накладки сцеплений, тормозов, муфт поворота, если они изношены, заменяют новыми, а также заваривают трещины в металлоконструйциях, правят. Кроме того, при текущем ремонте проверяют размеры посадочных мест ответственных соединений; замеряют зубья зубчатых зацеплений; заменяют уплотнения, где обнаружена течь масла; проверяют корпуса редукторов и при выявлении деффектов ремонтируют их или заменяют; а также проверяют под­шипники и штифтовые соединения, рамы, опорно-поворотного устройство.

Текущий ремонт организуют одним из трех способов: индиви-1 дуальным, агрегатным и смешанным.

Индивидуальный способ применяется при небольшом числе эксплуатируемых однотипных машин (например, катков или авто! компрессоров), когда сборочные единицы, снимаемые с машины, ремонтируются и вновь устанавливаются на нее, сохраняя! принадлежность к отремонтированным составным частям.

Агрегатный способ заключается в замене на ремонтируемой"; машине неисправных сборочных единиц новыми или заранее отремонтированными в условиях эксплуатационной базы и строительной площадки. Дорожные и строительные машины предпочтительно ремонтировать агрегатным методом, так как их легко расчленить на сборочные единицы, которые имеют свойства пол­ной взаимозаменяемости, легкой отделяемости от составных час­тей, независимой сборки без сложных регулировочных операций. Агрегатный ремонт машин целесообразен и на месте их использования. При очередном техническом обслуживании машин выяв­ляют сборочные единицы, требующие ремонта, комплектуют их за счет обменного фонда и в установленный планом день приво­зят их на передвижной мастерской к месту работы машины и ус­танавливают на нее вместо изношенных сборочных единиц. Тут же выполняют ТО-3, заменяя при этом те составные части маши­ны, которые требуют регулирования и испытания в стационарных мастерских. Для ремонта машин агрегатным методом на месте их обновления деталей, ремонта рам, ремонта рабочего оборудования, сборки и испытания сборочных единиц, сборки и испытания гид­рооборудования. Собранные после ремонта сборочные единицы подвергают стендовой обкатке и испытанию. Сборочные едини­цы, выдержавшие испытания и принятые ОТК, заправляют све­жим маслом и подают на пост общей сборки, где их устанавлива­ют на составные части. Отремонтированная машина поступает на пост стационарных испытаний в объеме, определяемом специ­альной программой испытаний. Испытанную машину комплекту­ют ЗИП и передают на площадку готовой продукции.

 

Раздел IV

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

ГЛАВА 11

ЭБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, ОБЯЗАННОСТИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОЖНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Требования безопасности труда в строительстве регламентиру­ет свод правил СП 12-131—95 «Безопасность труда в строитель­стве», а общие требования безопасности при эксплуатации стро­ительных машин - ГОСТ 12.3.033-84, ГОСТ 12.2.011-75. Общие положения по организации обучения безопасности труда содер­жатся в ГОСТ 12.0.004—90.

Безопасность труда машиниста и лиц, участвующих в эксплуа­тации дорожных и строительных машин, зависит от качества и технического состояния машины, принятой технологии выпол­нения работ, а также от уровня знаний и мастерства обслуживаю­щего персонала. К управлению дорожно-строительными машина­ми допускаются лица, прошедшие обучение по программам, ут­вержденным Министерством образования РФ, и аттестованные квалификационной комиссией. Машинисту выдается удостовере­ние об аттестации с указанием типа машины, к управлению ко­торой от допущен. Машинисты самоходных дорожных и строи­тельных машин должны иметь также удостоверение водителя гру­зового автомобиля установленного образца, выданное ГИБДД. При переводе на новую машину машинист должен пройти соответ­ствующую стажировку в учебном центре, и его подготовленность к работе на машине другого типа определяется комиссией пред­приятия-владельца новой машины. Машинист должен знать Руко­водство по эксплуатации, которое прикладывается к машине пред­приятием-изготовителем, а также инструкцию (предприятия-вла­дельца) по безопасному ведению работ на объекте применения, нормы расхода горючего, рабочей жидкости, смазочных материа­лов и электроэнергии за смену или на выполняемые работы.

Предприятие — владелец машины назначает машиниста для ра­боты на этой машине, выдает спецодежду в соответствии с норма­ми, обеспечивает инструкцией машиниста по вопросам безопас-

 

Рис. 11.1. Знаки безопасности на строительной площадке: а — запрещающие; б — предупреждающие; в — предписывающие; г — указатель­ные; 1 — запрещается пользоваться открытым огнем; 2 — запрещается курить; 3 — запрещается вход; 4 — запрещается тушить огонь водой; 5 — запрещающий знак с поясняющей надписью; 6 — Осторожно! Ядовитые вещества; 7 — Осторожно! Электрическое напряжение; 8 — Осторожно! Работает кран; 9 — Осторожно! Про­чие опасности; 10 — Осторожно! Излучение лазера; 11 — опасность; 12 — работать в каске; 13 — работать в защитных перчатках; 14 — работать в защитной одежде; 15— работать в защитной обуви; 16 — работать с применением средств защиты органов слуха; 17 — работать в защитных очках; 18 — работать с применением средств защиты органов дыхания; 19 — работать в предохранительном поясе; 20 -работать здесь; 21 — проход держать свободным; 22 — выходить здесь; 23 — огне­тушитель; 24 — пункт извещения о пожаре; 25 — место для курения; 26 — распо­ложение определенного места, объекта или средства

Bсего выполнения предстоящей работы, не допускает без наряда-выпуска производство работ машинами вблизи линии электропе­редачи, а также обеспечивает в соответствии с нормами освещение места производства работ в ночное время, не допускает в рабочую Кону посторонних лиц и обеспечивает сохранность машины на объекте по окончании смены. При производстве работ в зоне существующей застройки дорожно-строительная организация, производя­щая разрытия, согласно ППР, должна выполнить работы, обеспе­чивающие безопасный проезд автотранспорта и движение пешеходов путем строительства мостов, пешеходных мостиков или пере­водов с поручнями, а также обеспечить сохранность объектов куль­турного наследия. Восстановление дорожного покрытия и благоуст­ройство прилегающей территории должно производиться при наличии ограждения или заставок, оборудованных на проезжей части красными габаритными фонарями и дорожными предупредительными знаками. При этом может использоваться ограждение, установленное при производстве земляных и строительных работ. Необ­ходимо систематически проводить осмотр состояния ограждения строительной площадки, рабочего освещения и сигнальных фона­ми (в вечернее время), а также креплений траншей и котлованов. В местах траншеи, где находятся рабочие, выполняющие укладку коммуникаций, должны устраиваться откосы или крепления, До начала работы машинист обязан проверить техническое состояние машины, устранить замеченные неисправности и провести ее техническое обслуживание ЕТО. К использованию допус­каются машины в работоспособном состоянии. Технические возможности машины, допускаемой к использованию, должны со­ответствовать условиям работ. Перед пуском двигателя необходи­мо убедиться в том, что рабочие органы машины отключены. Не разрешается наматывать на руку свободный конец шнура при пуске пусковых двигателей, а при их пуске пусковой рукояткой не сле­зет брать ее в обхват. Посторонним лицам при движении машин ie разрешается сидеть или стоять на раме, крыльях или прицепом устройстве, соскакивать или садиться на них, а также пере­стать между тягачом и машиной, с машины на тягач и др.

При работе и передвижении машины в ночное время место (работы и путь следования должны быть освещены. Не допускают к использованию в ночное время машины с неисправным ос­вещением. В вечернее и ночное время места разрытии должны быть видны, для чего их оборудуют электрическим освещением. Спуск 1ашин с уклона должен осуществляться на пониженной передаче i при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Запрещается при спуске выключать сцепление и переключать передачи. При выполнении работ машинами на строительной площадке: следует руководствоваться знаками безопасности, установленны­ми ГОСТ 12.4.026-76 (рис. 11.1).

 

 

Глава12.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАШИН ПО НАЗНАЧЕНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ

 

Перед началом работы машинист должен ознакомиться с уча­стком, на котором будет осуществляться разработка грунта, и оценить его с позиций требований обеспечения безопасного ве­дения работ. Место работы машины на объекте применения (стро­ительной площадке, участке строящейся или ремонтируемой до­роги) должно быть заранее подготовлено, основание площадки необходимо разровнять и уплотнить с учетом категории грунта. На краю откоса земляного сооружения машины следует устанавли­вать с соблюдением требуемых расстояний.

В условиях интенсивного движения городского транспорта и пешеходов места производства работ кроме установки огражде­ния обустраиваются средствами сигнализации и временными зна­ками с обозначениями направления объезда или обхода в соот­ветствии с согласованной ГИБДД схемой организации движе­ния транспорта и пешеходов. Разрытие траншей и котлованов в этих случаях должно производиться, как правило, с вертикаль­ными стенками (если иное не предусмотрено проектом), в креп­лениях, а также с учетом ограничения движения транспорта, пешеходов и обеспечения сохранности находящихся в непосред­ственной близости зданий и сооружений. Раскопки в местах, где отсутствует движение транспорта и интенсивное движение пе­шеходов обозначаются сигнальным ограждением с освещением в ночное время (при отсутствии наружного освещения). Запре­щаются любые разрытия (кроме связанных с проведением ава­рийно-восстановительных работ) на основных магистралях и площадях города без согласования с руководителем (первым за­местителем), руководителем администрации города или руково­дителем Управления жилищно-коммунального хозяйства и бла­гоустройства. Для выполнения мер безопасности производитель работ обязан: отшурфовать подземные коммуникации по указа­нию и в присутствии владельца; вручить машинисту дорожной машины схему производства работ механизированным способом обозначить на месте границы работ расположение подземных коммуникаций, сохранность которых должна быть обеспечена.

Вскрытие асфальтового покрытия проезжей части и тротуаров должно производиться в границах и в объемах отрываемой траншеи, предусмотренных проектом и разрешением на разрытие. Разобранное асфальтовое покрытие (скол) должно быть вывезено Втечение рабочего дня; складирование скола асфальта на срок свыше суток не разрешается.

г Во избежание сползания машины под откос ее движение вдоль насыпи из свежеотсыпанного грунта должно производиться на расстоянии не более 1 м от края ее бровки. Расстояние, на кото­рое машины могут приближаться к откосам насыпи или выемке при работе и остановке, приведены в табл. 11.1. I На крутых косогорах запрещаются резкие повороты, так как они могут привести к сползанию или опрокидыванию машины. Запрещается работа машин с поперечным уклоном более 30°. I Во время работы бульдозера с заглубленным отвалом или зубь-Вми рыхлителя должны быть исключены повороты машины; во Время движения бульдозера запрещается становиться на раму и Втвал. Во избежание опрокидывания бульдозера запрещается пе-Вемещать грунт на подъем при уклоне более 15° и на спуске при Вклоне более 30°. При сбросе грунта под откос насыпи не разре­шается выдвижение бульдозера за бровку откоса.

i Работа скреперов связана с поворотом в процессе движения под Вклон, что наиболее опасно, так как возможно боковое внешнее Впрокидывание машины. Поэтому поворот следует производить на ^ршиженных скоростях и по кривым радиусам, в 2,5 — 3 раза пре­вышающим минимальные. Во время работы самоходного скрепе-Ва запрещается кому-либо находиться между базовым тягачом и скреперным оборудованием. Запрещается использовать скреперы на глинистых грунтах в дождливую погоду. При транспортирова­нии скрепера своим ходом на значительные расстояния необхо­димо закрепить ковш к раме специальными стопорами.


При уплотнении оснований катками запрещается: заходить в пространство между базовым тягачом и вальцом полуприцепного катка; загружать балласт во время движения катка, поднимать домкратами загруженный балластом пневмокаток, а также вклю­чать вибратор при нахождении вибрационного катка на бетонном и другом твердом основании. Во время работы уплотняющих ма­шин нельзя находиться под блоками и поднятыми плитами.

Автокомпрессор и передвижной компрессор (ГОСТ 12.2.016—81) должны размещаться на ровном месте. Колеса тележки компрес­сора следует затормозить и положить под них колодки. Меры без­опасности при использовании компрессора по назначению: зап­рещается работа компрессора с давлением воздуха, вызывающим срабатывание предохранительного клапана; манометр необходи­мо один раз в 6 мес сверять с контрольным аналогичным прибо­ром с соответствующей записью в журнале; работающий комп­рессор не должен находиться в среде, содержащей пары воспла­меняющихся газов. Работу компрессора следует немедленно пре­кратить в случае появления опасности взрыва: при повышении температуры сжимаемого воздуха выше допустимой; повышении давления воздуха в компрессоре, воздухосборнике и воздухопро­водах сверх допустимого; плохом качестве смазочного масла или неисправности смазочной системы; а также повышении темпера­туры компрессора; наличии в сжимаемом воздухе горючих газов; появлении стуков в механизмах компрессоров или поломке их и перегрузке приводного двигателя. Во время работы компрессора производить какой-либо ремонт его движущихся частей, а также воздухосборников, промежуточных холодильников и воздухово­дов, находящихся под давлением, запрещается.

Следует постоянно осматривать рабочую зону и ближайший видимый путь движения. Наименьшая освещенность рабочей зоны (ГОСТ 12.1.046—85) должна составлять 2 лк; для проезжей части строительной площадки допустима норма освещенности 0,5 лк. Освещенность рабочего оборудования машины должна быть не менее 0,3 лк. Указанные показатели освещенности обеспечивают­ся собственными и внешними источниками света.

При обнаружении в процессе разработки грунта непредусмот­ренных подземных сооружений необходимо прекратить работу и доложить об этом производителю работ. Запрещается нахождение людей в радиусе 10 м относительно работающих машин и 50 м относительно бульдозеров, используемых при валке деревьев.

Во время перерывов машина должна быть установлена на ров­ной площадке, заторможена, рабочий орган опущен на грунт, рычаги управления установлены в нейтральное положение, а ка­бина закрыта.

При технологическом передвижении и транспортировании машин необходимо соблюдать следующие меры безопасности: рабочее оборудование необходимо устанавливать по оси движе­ния и опускать на высоту не более 1 м от основания; ковш экска­ватора должен быть порожним; проезд под проводами ЛЭП воз­можен, только в том случае когда расстояние между проводами и верхней выступающей частью машины будет не менее 2 м; нельзя сходить с машины и садиться в нее во время ее перемещения; поворотную платформу экскаватора следует затормаживать авто­матическим тормозом; подъем и спуск машины следует осуществ­лять только на допустимом уклоне. При погрузке машины на при­цеп и разгрузке с прицепа необходимо следить за тем, чтобы люди не находились в зоне возможного ее падения (сползания). После погрузки машины на прицеп следует проверить надежность ее крепления. Перед транспортированием машин собственным хо­дом необходимо поднять ковш скрепера и закрепить его транс­портной подвеской к раме скрепера, отключив гидропривод или лебедку. В случае плохой видимости на буксируемой машине при жесткой сцепке необходимо включить габаритные огни, при гиб­кой сцепке — передние.

Железнодорожные пути следует переезжать только через пере­езды на пониженной передаче при открытом шлагбауме. При от­сутствии на переезде шлагбаума и сигнализации необходимо ос­тановиться перед ним и убедиться в отсутствии приближающего­ся к переезду поезда. При подъезде к мостам, плотинам необходи­мо убедиться в возможности проезда по ним. Запрещается транс­портировать машины в ночное время без фар освещения и задних световых сигналов.

Площадки, на которых ведется подготовка машин к хранению, должны быть ровными, хорошо освещенными, не иметь посто­ронних предметов, а также обеспечивать хороший доступ к маши­не и возможность использования грузоподъемных средств и уста­новки снятых с машины составных ее частей. Гусеничные маши­ны должны опираться на подкладки всей опорной поверхностью гусениц. Подставки, используемые под пневмоколесные маши­ны, должны быть прочными и устойчивыми. Для того чтобы ма­шина самопроизвольно не откатывалась при подъеме ее домкра­том, следует под колеса подложить колодки. Снятые с машин сбо­рочные единицы и детали необходимо укладывать на стеллажи: на нижние полки следует укладывать тяжелые детали, а на верх­ние — легкие.

 

ГЛАВА 13

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ МАШИН

 

Площадка, на которую устанавливают машину, должна быть ровной, сухой, не загроможденной посторонними предметами и по возможности защищенной от ветра и пыли, расположена вда­ли от источников загорания и линий электропередачи.

На эксплуатационной базе машину следует устанавливать так, чтобы был обеспечен свободный подход, рабочее оборудование машин необходимо опустить на грунт, пол или специальную под­ставку; при этом нельзя оставлять машину на уклонах. Смотровые канавы устраивают шириной 0,9... 1,1 м и глубиной 1,2... 1,4 м, с освещенными нишами для инструмента. Канавы оснащаются по периметру лестницами с двух длинных сторон, полы и стены смот­ровых канав облицовывают плитками. Запрещается производить работы под машиной, которая поднята рабочим оборудованием (отвалом, рыхлителем, бульдозером) или стропами грузоподъем­ных приспособлений. При пользовании домкратом необходимо обеспечить ему устойчивое положение, чтобы предупредить завал поднятой машины. Места установки домкратов должны быть обозначены на опорно-ходовой части машины знаком «ДК». Что­бы машина при подъеме ее домкратом не могла самопроизвольно откатиться, под колеса нужно подложить колодки.

Перед выполнением технического обслуживания или ремонта машины следует надежно затормозить ее стояночным тормозом, выключить привод рабочих органов и заглушить двигатель, за ис­ключением тех случаев, когда требуется проверить работу двига­теля или других составных частей машины после их регулирова­ния. На пусковых устройствах обслуживаемых машин, рычагах и кнопках для электростартерного пуска необходимо вывесить пла­кат «Не включать — работают люди!».

При мойке машины под большим давлением струи отлетаю­щая грязь может попасть на руки, в лицо и глаза. Поэтому мыть машину горячей водой следует в брезентовых рукавицах и защит­ных очках, а для очистки ее и составных частей от пыли и грунта использовать скребки, щетки, специальные чистики и обтироч­ные материалы.

Во время работы следует использовать только исправный инстру­мент. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и голо­вок болтов и не иметь смятых или сточенных граней. Поверхность бойка слесарного молотка должна быть выпуклой без трещин и зау­сенцев. Рукоятки молотков и кувалд должны быть изготовлены из сухого прочного дерева и хорошо отработаны; прочность крепления молотков и кувалд на рукоятках следует проверять перед началом работ. В верхней части зубил и крейцмейселей не должно быть тре­щин, забоин и заусенцев, так как при ударе молотком по инстру­менту частицы металла могут отлетать в сторону. Напильники и дру­гие инструменты с заостренными нерабочими концами должны иметь рукоятки. Нельзя пользоваться съемниками и другими монтажными приспособлениями со смятой или сорванной резьбой, а также по­гнутыми стержнями, планками и болтами. Снимать и устанавливать детали с острыми кромками следует в рукавицах; совпадение отвер­стий в соединяемых деталях необходимо проверять бородком или металлическим стержнем. Верстак от стружки, опилок и осколков следует своевременно очищать щеткой, веником, метлой или обти­рочным материалом. Пролитое на пол масло или топливо необходи­мо удалить, а пол засыпать песком или опилками.

Перед промывкой деталей керосином или дизельным топли­вом руки необходимо смазывать вазелином. С кислотами следует работать в резиновых перчатках и очках. При смешивании кисло­ты с водой необходимо кислоту вводить в воду. Кислоту, попав­шую на одежду, следует смыть нашатырным спиртом. Запрещает­ся мыть детали в этилированном бензине; случайно пролитый эти­лированный бензин заливают дихлорамином или раствором хлор­ной извести (1 часть извести и 3 — 5 частей воды). Металлические детали машин, загрязненные этилированным бензином, промы­вают керосином или щелочным раствором.

Операции с колесами ходового устройства производят после выпуска воздуха из камер. Следует соблюдать осторожность при накачивании шин. Сначала их необходимо слегка подкачать, за­тем проверить положение вентиля, бортов покрышки и замочно­го кольца, а потом накачать полностью, проверяя при этом дав­ление по манометру.

Запрещается открывать крышку неохлажденного радиатора дви­гателя без рукавиц и наклонять лицо к заливной горловине ради­атора. При проверке уровня масла в картерах машин, следует ос­терегаться выброса горючего масла при повышении давления вслед­ствие засорения сапуна. Горячую воду из системы охлаждения дви­гателя и масло из картеров двигателей и машин необходимо сли­вать осторожно, чтобы не получить ожогов.

Неисправности гидрооборудования следует устранять при ос­тановленных насосах и гидромоторах и снятом давлении в трубо­проводах.

Согласно правилам электробезопасности (ГОСТ 12.1.013—28) запрещается использование машин на разработке грунта под ли­ниями электропередачи и вблизи электрокабелей, находящихся под напряжением. Производство работ в зоне расположения элек­трокабелей допускается только с письменного разрешения орга­низации, ответственной за их эксплуатацию. Переносные лампы, используемые для осмотра машин, при их техническом обслужи­вании и ремонте в темное время суток и затемненных местах дол­жны иметь напряжение не более 36 В. Перед началом работы руч­ным электрифицированным инструментом необходимо проверить исправность выключателя, заземляющего провода и надежность питающих проводов. Перед применением они должны быть ос­мотрены и очищены от пыли, а при увлажнении поверхности высушены. Перед использованием электрифицированного инст­румента необходимо проверить его действие на холостом ходу. Подключать электроинструмент следует в резиновых перчатках, стоя на резиновом коврике. При работе необходимо следить за тем, чтобы токопроводящий провод был защищен от случайного повреждения. Следует исключить соприкосновение провода с го­рячими, влажными и масляными поверхностями или предметами. При внезапной остановке вследствие прекращения подачи элект­роэнергии, а также при перерывах в работе электрический инст­румент необходимо отключить от сети.

Для соблюдения правил пожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004—91) необходимо: не допускать утечек топлива, масел и рабочих жидкостей; не хранить в машине использованные обти­рочные материалы и запас смазочных материалов и топлива; со­держать в чистоте выпускную трубу. При осмотре топливных ба­ков и системы питания двигателя машины следует пользоваться электрическим освещением. Временные стоянки машин в летнее время на месте их использования должны быть очищены и распо­ложены от складов лесоматериалов, древесно-кустарниковых на­саждений и построек на расстоянии не менее 10 м, а от складов нефтепродуктов — не менее 20 м. Сварочные работы следует вы­полнять на расстоянии не менее 20 м от машины. При заправке нужно соблюдать правила обращения с электролитом, низкоза-мерзающими жидкостями и этилированным бензином. Для туше­ния воспламенившегося топлива следует применять огнетушители, несмерзшийся песок, имеющийся брезент или войлок.

При работе, обслуживании и ремонте машин запрещается: от­крывать пробки бочек с бензином, ударяя по ним металлически­ми предметами; пользоваться открытым огнем и курить в местах заправки машин и при проверке уровня топлива в баках; разво­дить огонь вблизи места заправки и стоянки машин; оставлять машину после работы или заправки вблизи пункта заправки; по­догревать двигатели открытым огнем при пуске машины; подхо­дить к открытому огню в одежде, пропитанной нефтепродуктами. В каждой машине должен быть огнетушитель. При нахождении ма­шины на территории, опасной в пожарном отношении маши­нист обязан предупредить об этом обслуживающий персонал, за­претить курить, предотвратить пользование открытым огнем, не допускать искрообразования. Кроме того, машинист не должен пользоваться открытым огнем и курить при заправке машины топ­ливом, смене рабочей жидкости, допускать наличия легковоспла­меняющихся веществ у выхлопной трубы, а при возникновении пожара обязан заглушить двигатель.

 

 

ГЛАВА 14 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Под охраной окружающей среды (ГОСТ Р ИСО 14001—98) подразумевается совокупность мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природ­ной среды. К природным ресурсам относятся атмосферный воз­дух, вода, почва, полезные ископаемые, а также климат, расти­тельный и животный мир. Конечная цель охраны окружающей сре­ды заключается в обеспечении экологической безопасности для существования человека, животного и растительного мира, а так­же развития хозяйства, экономики, науки и культуры всех наро­дов, населяющих нашу страну.

При производстве строительных, дорожно-строительных и ре­монтных работ необходимо принимать меры по охране окружаю­щей природной среды, для чего в ППР и ТК, а также других технологических документах необходимо предусматривать реше­ния, не позволяющие причинить ущерб природе. Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, а также выполне­ние планировочных и дренажно-осушительных работ за предела­ми территорий, отведенных для строительства дорог, зданий и сооружений. Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных соору­жений и дорог, проезда технологического транспорта, а также стоянки машин, складирования материалов и конструкций долж­ны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию (СНиП 3.0603-85).

При строительстве различного рода земляных сооружений сле­дует снимать плодородный слой почвы и укладывать его отдельно для дальнейшего использования. Если он не используется сразу, то его необходимо укладывать в бурты. Если в процессе выполнения строительных работ были разрушены сельскохозяйственные земли и лесные угодья, то строители обязаны их восстановить (рекульти­вировать) в ходе строительства, но не позднее чем в течение года после их окончания. Деревья ценных пород, растущие на месте бу­дущей стройки, необходимо пересадить на новые места, а разме­щенные рядом со стройкой следует предохранять от повреждения.

Дорожные и строительные машины относятся к числу источ­ников неблагоприятного воздействия на окружающую среду, хотя предназначены для природообустройства. До прибытия на объект машинисту следует ознакомиться с правилами охраны природы на маршруте движения, а по прибытии на строительную площад-«ку необходимо изучить ситуацию с охраной природы на прилежа­щей к ее периметру территории и непосредственно на участке абочей зоны.

Объекты применения дорожных и строительных машин нахо-тся вблизи жилых кварталов и микрорайонов, домовладений, аселенных пунктов, промышленных предприятий, полей, лесов, зеленых городских насаждений, гор, рек и водоемов. Хотя полно­стью ликвидировать отрицательные последствия воздействия ма­шины на окружающую среду невозможно, машинист должен со­блюдать требования по охране природы.

Виды загрязнения окружающей среды различны и многообраз­ны: выбросы в атмосферу выхлопных газов (ГОСТ 17.2.1.02—76), поступление в воду и попадание на почву отходов от мойки машин И нефтепродуктов при их заправке и смазке, а также загрязнение мест эксплуатации и повышение шума при работе машины.

Для двигателей машин количество загрязняющих веществ, выде­ляемых в атмосферу, пропорционально расходу топлива, поэтому экономия топлива одновременно означает сокращение выброса токсичных веществ в атмосферу. Также недопустимы: работа двигателя со сверхнормативным выбросом выхлопных газов (ГОСТ 12.1.005—88); образование задымленное™ рабочей зоны выхлопными газами и запыленности отработанным воздухом пнев-мосистемы; подача без надобности сигналов; работа с неисправ­ным глушителем и несмазанными трущимися поверхностями сбо­рочных единиц; мойка и заправка машин у водоемов и в реках; выбрасывание на почву (ГОСТ 17.4.304—85) и в водоемы брако­ванных и обтирочных материалов, а также сток нечистот с рабо­чей зоны и территории эксплуатационных баз в реки и водоемы без предварительного прохождения их через очистные сооруже­ния; попадание горюче-смазочных материалов и рабочей жидко­сти на почву при заправке и смазывании машин, сжигание почвы вблизи машины открытым огнем, а также применение открытого огня при техническом обслуживании и пуске в работу машин; передвижение машин по местности с растительным покровом и посевами, наезд на деревья и складывание конструкций на на­саждения; въезд без разрешения на территорию леса.

Огромный вред растительности, лесному хозяйству да и самому машинисту причиняют пожары. В дорожных и строительных ма­шинах имеется ряд пожароопасных сборочных единиц. Объемное гидрооборудование, отопители, система электроснабжения, топливные баки и магистрали, а также силовая установка и окраска металлоконструкций являются источниками пожара. Поэтому сле­дует обращать внимание на факторы пожарной безопасности, при которой исключается возможность возникновения пожара и воз­действия на окружающую среду опасных последствий загорания: исправность топливной и электрической систем, герметичность элементов гидрооборудования, работоспособность отопителя и выхлопной системы, а также состояние гидробака, регулирование тормозной системы и нагрев рабочей жидкости. Не разрешается хранить в машине бензин, керосин и другие легковоспламеняю­щиеся вещества. При пользовании подогревателем дизельного дви­гателя необходимо помнить, что неправильное обращение с ним, а также его неисправность могут послужить причиной пожара. Го­рящие топливо, масло, рабочую жидкость нельзя тушить водой, следует применять огнетушитель или забросать пламя землей.

Машинист должен постоянно бороться за снижение загазован­ности и запыленности воздуха, шума, загрязнения водных бас­сейнов и бережно относиться к сохранению растительности. Зага­зованность возникает в результате выброса выхлопных газов из двигателя, содержащих вредные токсичные вещества: ядовитые (окись углерода и соединение свинца) и раздражающие (окислы азота и серные соединения). Содержание вредных примесей в вы­хлопных газах может быть уменьшено в результате использования качественных сортов и полного сгорания топлива, эксплуатации исправной и отрегулированной топливной аппаратуры, примене­ния совершенных очистных устройств в двигателе, а также ис­ключения его холостой работы.

Запыленность происходит при транспортировании машины по грунтовым дорогам, сдувании и развевании верхнего слоя рабо­чей зоны выхлопными газами, отработавшим воздухом пневмо-системы и перемещении воздушных частиц от движущихся частей машины во время ее работы. Уменьшению и устранению запылен­ности способствуют соблюдение правил подготовки строитель­ной площадки к эксплуатации машины, технического обслужи­вания ее сборочных единиц.

Шум появляется при пуске и работе машин, при подаче ими сигналов; плохое состояние подъездных и внутриплощадочных дорог также способствует образованию излишнего шума. Создава­емый шум в зоне работы машины распространяется на прилегаю­щие территории, мешая производительному труду работающих. Меры борьбы с шумом при эксплуатации машин заключаются в основном в умеренных звуковых сигналах, исключении их подачи без надобности, применении исправных глушителей на двигателе и своевременное смазывании трущихся поверхностей сборочных единиц.

Загрязнение водных бассейнов может происходить при мойке и заправке машин, попадании бракованных материалов в водо­емы, стоки в них неч


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.