Средства технического обслуживания дорожных и строительных машин. Топливно-смазочные материалы и рабочие жидкости — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Средства технического обслуживания дорожных и строительных машин. Топливно-смазочные материалы и рабочие жидкости

2022-12-30 38
Средства технического обслуживания дорожных и строительных машин. Топливно-смазочные материалы и рабочие жидкости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К средствам технического обслуживания машин относятся экс­плуатационные базы, оборудование и инструмент, топливомаслозаправщики и передвижные мастерские.

Согласно ГОСТ 25646—95 под эксплуатационной базой пони­мается комплекс зданий и сооружений, оснащенных оборудова­нием и предназначенных для технического обслуживания, теку­щего ремонта, хранения, транспортирования машин, а также подготовки их к работе и заправке топливно-смазочными матери­алами и рабочими жидкостями. Эксплуатационными базами (да­лее базами) обеспечиваются все строительные, дорожно-строи­тельные, дорожно-эксплуатационные организации и хозяйства, занимающиеся использованием машин по назначению, а также их техническим обслуживанием и ремонтом. Главной задачей баз является обеспечение высокого уровня работоспособности обслу­живаемого парка машин. Под парком машин понимается количе­ственный и типовой состав машин организации, которой они принадлежат. В зависимости от состава парка машин базы подраз­деляются на универсальные, обслуживающие смешанные парки машин, и специализированные, обслуживающие отдельные виды машин.

Дорожные машины обслуживаются как универсальными, так и специализированными базами, создаваемыми для землеройных, землеройно-транспортных и уплотняющих машин. Для выполне­ния задач, возложенных на базы, каждая из них имеет в своем составе мастерские, склад топливно-смазочных материалов, а также площадки и навесы для монтажа и демонтажа машин, их стоянки и хранения. В мастерских создают участки наружной мойки, теку­щего ремонта, технического обслуживания, слесарно-механиче-ский, сварочно-кузнечный, ремонта топливной аппаратуры, элек­трооборудования, гидрооборудования, шинно-ремонтный, а также участок окраски, инструментально-раздаточную кладовую, склад запасных частей и др. В зависимости от продолжительности дей­ствия на одном месте базы подразделяются на стационарные и передвижные. Первые из них постоянно размещены в зоне дей­ствия парка машин, а вторые — временно. По окончании соору­жения объекта передвижные базы перемещаются вместе с парком машин на новый объект. Стационарные базы имеют капитальные сооружения, а передвижные — временные в виде сборно-разбор­ных сооружений или блоков-модулей.

Мастерские стационарных и передвижных баз взаимосвязаны с передвижными средствами. Машины, которые нецелесообразно перевозить на базу, обслуживают и ремонтируют на месте их ис­пользования с помощью передвижных средств, а мастерские эеспечивают необходимыми для них материалами и запасными частями.

К стационарным относятся средства механизации труда работающих, используемых для оснащения рабочих мест в эксплуатационых базах. Для наружной мойки машин применяют моечные уста-ювки. Разборку двигателей и их контрольный осмотр производят |н универсальном стенде. Используются также стенды для разборки сборки задних мостов, ходовой части, рулевого управления и |других составных частей машин, а также комплект приспособле­ний и съемников. На крепежных работах используют гайковерт пневматический, ключ динамометрический, малый набор инст­румента и набор ключей для шпилек.

Контрольно-регулировочные и другие работы выполняют с юмощью комплекта мастера-наладчика, а оценку технического эстояния машин — диагностического комплекса. Обкатку, ре-гулировку и испытание гидрооборудования осуществляют на стен­дах. Для технического обслуживания и ремонта электрооборудо­вания применяют также набор инструмента электрика, для ремонта стартерных аккумуляторных батарей — комплект прибо­ров и приспособлений КИ-380, ремонта камер и шин пневмоколесных машин — набор инструмента шиноремонтника. Для технического обслуживания машин используют универсальные пе->едвижные мастерские. Для оценки технического состояния машин при техническом обслуживании, техническом осмотре, ре-монте, установлении остаточного ресурса выявление причин неисправностей и отказов на месте их использования осуществяется передвижными диагностическими мастерскими самоход-?ого типа.

Заправка, дозаправка машин топливом, маслами, охлаждающей, Тормозной и рабочей жидкостями (ГОСТ 25549—90) производится | помощью передвижных средств, стационарных мастерских и пунктов заправки машин. При замене масел и технических жидкостей громывают картеры и баки машин. Отработанные масла, рабочую промывочную жидкость собирают в специальную посуду и сдают  склады для регенерации. Смазывание машин осуществляют в Соответствии с таблицей смазки завода-изготовителя.

 

 

Основные показатели дизельного топлива Таблица 10.2

 

Показатель Л 3 А
Цетановое число, не менее 45 45 45
Фракционный состав: 50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
Кинематическая вязкость при 20 "С, мм2 3,0.-6,0 1,8...5,0 1,5...4,0
Температура застывания, °С, для зон: умеренной -10 -35 -h
холодной -45 -55
Температура вспышки, °С 40 35 30
Содержание серы в топливе, %, не более: вида I 0,2 0,2 0,2
вида II 0,5 0,5 0,4
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 40 30 30
Кислотность, кг КОН на 100 см3 топлива, не более 5 5 5
Йодное число, 1 г иода на 100 г топлива, не более 6 6 6
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-го остатка, %, не более 0,03 0,03 0,03
Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3
Плотность при 20°С, кг/м3, не более 860 840 830

 

 Заправку машин дизельным топливом производят с помощью гопливораздаточных колонок, топливораздаточной установки, а маслами и рабочими жидкостями — маслораздаточной колонки. Заправку машин маслами и их смазывание пластичными смазка­ми осуществляют с помощью установок ОЗ-9902А и 03-4967М. Для смазывания машин используют также солидолонагнетатель. Для дозаправки дорожных машин топливом, смазочными материалами, рабочими и другими техническими жидкостями на месте работы применяют передвижные средства заправки — топливомаслозаправщики. Топливомаслозаправщики выпускают двух ви­дов — самоходные на базе грузовых автомобилей и прицепные на прицепах.

Для двигателей внутреннего сгорания дорожных и строитель­ных машин используют два вида топлива: дизельное и бензин. Ди­зельное топливо применяют для основных двигателей — дизель­ных, а второе для пусковых двигателей — карбюраторных. Дизель­ное топливо изготовляют согласно требованиям ГОСТ 305—82 трех марок: Л (летнее), 3 (зимнее) и А (арктическое). В зависимо­сти от содержания серы дизельные топлива разделяют на два вида: 1) массовая доля серы не более 0,2 %; 2) массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %). Основные показатели качества дизельного топлива приведены в табл. 10.2.

В условное обозначение топлива марки Л входит массовая доля серы и температура вспышки топлива, 3 — массовая доля серы и температура застывания, а топлива марки А — только массовая доля серы. Так, летнее топливо с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки +40 °С обозначают: Л-0,2-40, зимнее с мас­совой долей серы до 0,2 % и температурой застывания -35 °С — 3-0,2-35; арктическое топливо с массовой долей серы 0,4% — А-0,4.

Топливо Л предназначено для двигателей, эксплуатируемых при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше. Дизельное топливо марки 3 с температурой застывания не выше -35 °С используют в умеренной климатической зоне при температуре окружающего воздуха -20 "С и выше, а с температурой застывания -45 °С — в холодной климатической зоне с температурой окружающего воз­духа -30 °С и выше. Арктическое дизельное топливо предназначе­но для дизелей, используемых в условиях Севера и Сибири при тем­пературе окружающего воздуха до -50 °С.

Согласно ГОСТ 2084—88 выпускают следующие марки бензи­на: А-72, А-76, АН-93 и АИ-98. Бензин марки А-72 используют для пусковых двигателей, а других марок — для автомобильных двигателей. Буква А в марке бензина означает, что он автомобиль­ный, цифры показывают значение октанового числа. Бензин А-72  не должен содержать водорастворимых кислот, щелочей, механи­ческих примесей и воды, серы не более 0,12%, концентрация фактических смол должна быть не более 10 мг на 100 мл топлива на месте его использования, давление насыщенных паров должно быть не более 66,7 кПа для летнего бензина и 93,3 кПа для зимне­го сорта.

Фракционный состав бензина должен удовлетворять следую­щим требованиям: температура начала перегонки должна быть не ниже 35 °С; 10 % бензина перегоняется при температуре — не ниже 70 и 55 °С соответственно для летнего и зимнего видов; 50 % бен­зина должны перегоняться при температуре не выше 115 и 100 °С соответственно при температуре не выше 180 и 160 °С соответ­ственно для летнего и зимнего видов; конец кипения не должен превышать 195 "С для летнего и 185 "С для зимнего вида.

Для дорожных и строительных машин используют моторные, трансмиссионные и компрессорные масла.

Моторные масла предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Выпускаются два вида моторных масел: одно — для дизельных двигателей, а другое — для карбюраторных. Показатели основных Моторных масел для дизельных двигателей

регламентирует ГОСТ 8581—78 (табл. 10.3). Обозначение мотор­ных масел состоит из группы знаков, первая из которых обозна­чается буквой М (моторное); вторая — цифрами, характеризую­щими класс кинематической вязкости (мм2/с) (сСт) при 100 °С; третья — буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам. Буква В означает, что масло пред­назначено для среднефорсированных двигателей, а Г — для высо­кофорсированных двигателей. Индекс «1» после второй буквы оз­начает, что масло предназначено для карбюраторных двигателей, индекс «2» — для дизелей. Универсальные моторные масла индек­са в обозначении не имеют. В качестве их заменителей могут быть использованы масла М-8-В2 и М-10-В2. Указанные масла приме­няют и для пусковых двигателей.

 

 

Показатель ТМ-3-9 (ТСп-10) ТМ-3-18 (ТАП-15В) ОМ-3-18 (ТСп-15К)
Кинематическая вязкость при 100 "С, мм2 10 15 15
Индекс вязкости 90 90
Температура застывания, °С, не менее 40 20 25
Плотность при 20°С, кг/м3, 915 910 910

 Трансмиссионные масла используются в коробках передач, ко­нечных передачах, раздаточных коробках, редукторах, механизмах рулевого управления бульдозеров, скреперов и грейдеров. Требо­вания к этим маслам регламентирует ГОСТ 23652—79. Основные показатели трансмиссионных масел приведены в табл. 10.4. Масло ТМ-3-9 применяют всесезонно в холодной и умеренной климати­ческих зонах, а ТМ-3-18 всесезонно в умеренной зоне и зоне жар­кого климата. Согласно ГОСТ 17479.2-85 обозначение трансмис­сионных масел состоит из групп знаков первая из которых обо­значается буквами ТМ (трансмиссионное масло), вторая — цифра­ми', указывающими на принадлежность к группе масел по эксплу­атационным свойствам, третья — цифрами, характеризующими класс вязкости. По эксплуатационным свойствам масла разделены на пять групп. К первой группе относят минеральные масла, пред­назначенные для цилиндрических, конических  и червячных пере­дач, работающих  при контактном напряжении от 900 до 1600 МПа и температуре масла до 90 "С. Ко второй — те же масла, но с проти-воизносными  присадками, предназначенными для тех  же передач при контактном напряжении  до 2100 МПа и температуре масла 130 "С. В третью группу включают минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности, предназначен­ные для цилиндрических, конических, спирально-конических и гипоидных передач, работающих при контактном напряжении до 2500 МПа и температуре масла до 150 °С. К четвертой группе отно­сятся масла с противозадирными присадками высокой эффектив­ности, предназначенные для тех же передач, что для третьей груп­пы, но работающие при контактном напряжении до 3000 МПа. В пятую группу входят масла с противозадирными присадками вы­сокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла, предназначенные для гипоидных передач, работающих с ударными нагрузками при контактном напряжении выше 3000 МПа и температуре масла до 150 "С.

Компрессорные масла применяются для смазывания компрес­соров. Промышленность выпускает компрессорные масла трех ма­рок: К-12, К-19 (ГОСТ 1861-73) и КС-19 (ГОСТ 9245-79); ос­новные их показатели приведены в табл. 10.5.

Масло К-12 предназначено для применения в одно- и многосту­пенчатых компрессорах низкого и среднего давления (2,5...4,0 МПа) при температуре окружающего воздуха от -25 до +40 "С, масло КС-19 — для компрессоров среднего и высокого давления с переходом давления до 10 МПа при температуре от -10 до +40 "С, масло К-19 — для тех же компрессоров, что и К-12, но в летнее время года.

Для дорожных и строительных машин используются следую­щие технические жидкости: рабочие, амортизационные, тормоз­ные, пусковые и охлаждающие.

В качестве рабочих жидкостей применяются моторные масла, гидравлические масла МГ-15-В (старое обозначение жидкости ВМГЗ), МГ-46-В (старое обозначение МГЕ-46В) и МГ-46-5 (ста­рое обозначение МГ-30). В качестве заменителей рекомендуется использовать масло МГ-22-А (старое обозначение Ау) и И-30А (ГОСТ 20799—75). Основные их показатели приведены в табл. 10.6. Гидравлические масла МГ-15-В применяют всесезонно в зонах холодного и умеренного климата, МГ-46-Б — всесезонно в зоне жаркого климата и летом в зоне умеренного климата для ма­шин, выпускаемых серийно до их модернизации, МГ-46-В — в тех же условиях, что МГ-46-Б, но для вновь изготовляемых и модернизируемых машин. Обозначение гидравлических масел, используемых в качестве рабочих жидкостей для машин, состо­ит из трех групп знаков, первая из которых обозначается буква-ш МГ (минеральное

 


гидравлическое); вторая — цифрами, ха­рактеризующими класс кинематической вязкости, третья — буквами, указывающими на принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам. В зависимости от эксплуатационных свойств гидравлические масла делят на группы А, Б, В. К группе А относят минеральные масла без присадок, предназначен­ью для использования в гидросистемах с шестеренными и поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и температуре масла до 80 °С. К группе Б относят минеральные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадка и, используемыми в гидросистемах с насосами всех типов при давлении до 25 МПа и температуре более 80 °С. Группа В включает минеральные масла с антиокислительными, антикоррози­йными и противоизносными присадками, используемыми в гидросистемах с насосами всех типов при давлении 25 МПа и температуре более 90 "С.

Амортизационные жидкости предназначены для амортизаторов машин гидравлического типа. Наибольшее применение в амортиза­торах находит жидкость АЖ- 12Т (ГОСТ 23008—78). В качестве заменителя может быть использовано масло МГ-22-А (Ау). Тормозные жидкости используются в гидравлических приводах тормозных систем машин. Получили распространение тормозные жидкости ГТЖ-22М, «Нева» и БСК. Жидкости ГТЖ-22М и «Нева» могут быть использованы всесезонно, а жидкость БСК — только в легетнее время года. Эти жидкости токсичны, поэтому при обраще­нии с ними следует соблюдать меры предосторожности; сливать рх в канализационную сеть запрещается. Отработавшие жидкости БСК и «Нева» сжигают, а ГЖТ-224 разбавляют 10... 15-кратным объемом воды, сливают в глубокую яму и засыпают землей.

Пусковые жидкости применяются для облегчения пуска двига­телей при низких температурах (зимой). Промышленность выпус­кает два вида жидкостей: «Холод Д-40» и «Арктика». Первая из |них предназначена для дизельных, а вторая для карбюраторных двигателей.

Охлаждающие жидкости (антифризы) предназначены для при-1енения в системе охлаждения двигателей. Для двигателей дорожных и строительных машин используются антифризы 40 и 65 ГОСТ 159—52). Антифриз 40 представляет собой водоэтиленгликолевую смесь. Температура застывания его не выше -40 °С; плот-1ость при 20 °С составляет 1,07 г/см3. Температура застывания ан-*фриза 65 не выше -65 °С; плотность 1,08 г/см3. Антифризы токсичны, поэтому при обращении с ними следует соблюдать меры предосторожности.

Пластичные смазки в зависимости от назначения подразделяются на антифрикционные, Консервационные, уплотнительные и канат­ные. Обозначение пластичных смазок согласно ГОСТ 23258—78 со­стоит из пяти буквенных и цифровых индексов, расположенных в следующем порядке и указывающих: группу или подгруппу, загу­ститель, а также условный температурный интервал применения дисперсионную среду и консистенцию смазки. Группу или под­группу смазки обозначают прописными буквами русского алфа­вита. Антифрикционные смазки обозначают буквами: С — общего назначения для обычных температур (солидолы), О — общего назначения для повышенных температур, М — многоцелевые, Ж — термостойкие до температуры 150 °С, Н — морозостойкие. Консервационные обозначают буквой 3, а канатные — К. Загуститель обозначают буквами русского алфавита: Ка — кальциевое мыло, На — натриевое мыло, Ли — литиевое мыло, Т — твердые углево­дороды и т. д. Смесь двух и более загустителей обозначают состав­ным индексом (Ка-На, Ли-Ба и т.д.).

Рекомендуемый температурный интервал обозначают округ­ленно до 10 °С дробью. В числителе указывают (без знака минус) уменьшенную в 10 раз минимальную температуру, а в знамена­теле — максимальную температуру применения (например, ин­декс «3/12» соответствует температурному интервалу от -30 до + 120 °С).

Дисперсионную среду обозначают строчными буквами русско­го алфавита в соответствии с индексом: к — кремнийорганическая жидкость, г — графит, м — порошок меди и т.д. Этот индекс указывают через тире после индекса дисперсионно температур­ного интервала.

Антифрикционные смазки предназначены для снижения износа и трения скольжения сопряженных деталей. Для дорожных и стро­ительных машин применяют антифрикционные смазки: солидол жировой (ГОСТ 1033—79) и синтетический, графитную смазку (ГОСТ 3333-80), смазку типа «Литол-24» (ГОСТ 21150-87). Жи­ровые и синтетические солидолы имеют примерно одинаковые эксплуатационные свойства, поэтому они взаимозаменяемы. Со­лидолы УС-1 и С применяются всесезонно во всех климатических зонах страны, а УС-2 и пресс-солидол С — всесезонно в умерен­ной и тропической зоне. Графитная смазка УСсА используется для смазывания рессор, подвески ходовой части, открытых зуб­чатых передач и тяжелонагруженных подшипников скольжения. Смазка МЛ 4/12-3 имеет улучшенные показатели качества и мо­жет заменять другие виды смазок с увеличенной в 2—4 раза пе­риодичностью замены.

Консервационные смазки предназначены для предотвращения коррозии металлических поверхностей машин при их хранении на складе, под навесом и на открытых площадках. Наиболее пол­но удовлетворяет этим требованиям смазка ЗТ 5/5-5 (старое обо­значение ПВК, ГОСТ 19537—83). Она изготовляется.из нефтяных масел путем загущения их смесью парафина и церезина с добав-ой 1 %-й присадки МНИ-8 для улучшения защитных свойств. При толщине слоя смазки 2...4 мм на деталях она обеспечивает защиту т коррозии в течение 10 лет при колебаниях температуры от -50

ко +50 'С.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.