Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-11-14 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Далее скажем несколько слов о молитвах христиан по поводу избавления от скорбных обстоятельств, т.е. от всякого зла.
Известно, что молитва христианина о себе должна содержать три основных прошения.
Нил Синайский (Слово о молитве. п.37): «Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления».
Кратко рассмотрим третье прошение.
У некоторых людей может возникнуть вопрос: как согласуются между собою молитвы об избавлении от зла и искушений с тем, что скорби во благо человека и что видимое зло зачастую является добром?
Исаак Сирин (Слова подвижнические. Сл. 5): «Вопрос. …Почему Господь везде побуждает нас к перенесению искушений, а здесь повелел: «...молитесь, чтобы не впасть в искушение»?»
Вот что на это отвечают святые отцы:
1. что касается понятия «искушение», то, во-первых, есть два вида искушений относительно того, на зло оно или на добро:
Блаж. Августин (из «Истолкование молитвы Господней словами святых отцов» Феофана Затворника): «Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех, и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает. Но есть другое искушение, которое называется испытанием. О нем написано: «искушает вас Господь Бог, еже уведети, аще любите Господа Бога вашего». Это «еже уведети» тоже есть, что: да даст вам познать: ибо Сам Он знал то. Таким искушением, чтобы кто прельщен был и пал, Бог никого не искушает».
Тихон Задонский (Об истинном христианстве. Кн.2, §334): «Искушение бывает нам к добру или ко злу. Искушение к добру — от Бога, им просят искуситься Давид и прочие святые. «Искуси меня Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай пути мои» (Пс.138:23). Так искушаем был Авраам (см. Быт.22). Не о таком искушении здесь слово. Искушение ко злу, или прельщение, бывает или от дьявола, который всячески пытается нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить, или от плоти, которая страстями и похотями борет нас, или от мира, который прелестью, суетой и соблазнами ко злу нас поощряет. О таком искушении здесь слово».
|
А вот другие толкования о двух видах искушений относительно того сами ли мы искушаемся или им подвергают нас другие люди:
Феофилакт Болгарский (Толкование на Еванг. от Луки. гл.11): «Нужно сказать, что искушений два вида. Одни — произвольные, например, пьянство, убийство, прелюбодеяние и прочие страсти; ибо сим искушениям мы сами подпадаем произвольно. Другие искушения — невольные, коим подвергают нас владыки и сильные. От произвольных-то искушений, то есть от страстей, нам должно убегать, молиться об избавлении от них и говорить “не введи нас”, то есть не попусти нам впасть “во искушение”, то есть в произвольную страсть».
Во-вторых, искушения бывают разного рода.
Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, гл.3): «Подлинно, много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда, подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Поэтому, так как много различных бедствий нападает на нас со многих сторон, и мы научены испрашивать у Бога всяческих избавлений от них, потому что при Его запрещении, прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется, как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и этого без приказания (Мф.8:31)».
В учениях святых отцов есть и другие толкования понятий «искушения», например:
Максим Исповедник (Толкование на молитву Господню): «Искушением же называется закон греха — его не имел первый человек, приведенный в бытие (Богом), а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот (закон) к человеческому естеству и обманом убедил человека направить (все) стремления (своей) души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати. Или иначе: «искушением» называется добровольное расположение души к плотским страстям, а «лукавым» - способ деятельного исполнения страстного настроения души».
|
Далее скажем несколько слов о прошениях, приведенных в молитве «Отче наш», или в молитве Господней. В ней Господь не выделил какого-то одного скорбного обстоятельства:
Василий Великий (Правила кратко изложенные. вопр. 221): « Господь не различил качество искушения, но вообще повелел: "Молитесь, чтобы не впасть в искушение"».
Поэтому, так как искушения бывают разнообразны, то и христианин должен молить Бога обо всех их, а именно:
Исаак Сирин (Слова подвижнические. Сл. 5): «Сказано: молись, чтобы «не впасть» в искушения касательно веры.
Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни «не впасть» в искушения самомнением ума твоего.
Молись, чтобы, по Божию попущению, «не впасть» тебе в явное диавольское искушение, по причине худых мыслей, какие помыслил ты умом своим и за которые попускается на тебя искушение.
Молись, чтобы не отступил от тебя Ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани и не разлучил тебя с ним.
Молись, чтобы «не впасть» в искушение - раздражать одного против другого или в искушение двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение.
А искушения телесные приуготовляйся принимать от всей души, и преплывай их всеми своими членами, и очи свои наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя Хранитель твой.
…И еще: молись, чтобы в страшное диавольское искушение «не впасть» тебе за кичливость твою; но за любовь твою к Богу да содействует тебе сила Божия, и тобою победит врагов своих.
Молись, чтобы в искушения сии «не впасть» тебе за порочность помыслов и дел твоих; но да искусится любовь твоя к Богу, и прославится сила Его в терпении твоем».
Как видим, молиться нужно о разных внутренних искушениях, а не только от видимых бед, как думают некоторые из христиан.
|
2. Далее приведем поучения, что означают слова «не введи нас во искушение».
Вначале отметим, что желание не подвергаться различным видам зла естественно для любого человека, т.е. и для верующего и для неверующего. Даже было бы противоестественно, если бы человеку нравились оскорбления, унижения, различные беды и т.д. Здесь вопрос состоит в том, что человек считает для себя злом, где он его видит и как на него реагирует (об этом мы уже сказали выше).
Итак, христианин должен воспринимать слова «не введи нас во искушение» следующим образом:
Блаж. Августин (из «Истолкование молитвы Господней словами святых отцов» Феофана Затворника): «Молимся же мы не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение: так как, например, кто-либо, быв поставлен в необходимость быть испытанным огнем, молится не о том, чтоб не коснулся его огонь, но о том, чтоб не быть сожженным».
Иоанн Кассиан (Собеседование аввы Исаака Скитского первое о молитве. гл.23): «…слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении». Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо «не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов.1,22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».
Блаж. Августин (из «Истолкование молитвы Господней словами святых отцов» Феофана Затворника): «Не введи нас во искушение». Оставь нам грехи наделанные, и не дай нам впасть в другие такие же: ибо кто побеждается искушением, тот впадает в грех. Апостол Иаков говорит: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех» (Иак.1,14-15) Чтобы не быть тебе увлеченным похотью, не соглашайся с нею. Ей не откуда зачать, как от тебя».
Как видим, человек молится об избавлении от зла, которое есть в нем, и которое может проявиться во время искушений. Так, например, пока нас никто из людей не трогает, мы находимся в спокойном состоянии, но если кто-либо затронет наши вещи, еду, честь и т.д., то наш грех (или любоимание, или чревоугодие, или гордость) тут же выходит наружу через гнев.
|
3. Нужно молиться до искушений и во время них. В отношении первого говорится:
Василий Великий (Нравственные правила. пр. 62, гл.2,3): «Не должно самому кидаться в искушения прежде времени до Божия на то попущения, а напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение. В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих».
А для тех, с кем уже случились скорбные обстоятельства, говорится следующее:
Василий Великий (Нравственные правила. пр. 62, гл.3): «А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией».
Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты. Чаша Христова): «Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтоб привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия».
4. Так как человек живет в самости, а именно в самонадеянии, самопопечительности, самоуверенности и т.д., то для того чтобы мы научились надеяться на Бога, уповать на Его попечение о нас и расстались со своей самостью, Господь заповедал нам постоянно просить помощи у Него.
Киприан Карфагенский (Книга о молитве Господней): «Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе, чтобы никто с гордостью и надменностью не присваивал ничего себе и не приписывал себе славы исповедания или страдания тогда, как сам Господь, поучая смирению, сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк.14, 38). Так необходимо предварительно смиренное и покорное сознание и предоставление всего Богу, чтобы то, что смиренно испрашивается у Него со страхом Божиим и почтением, даровано было Его благостью».
Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь. ч.3): «Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Всемогущий Бог соделывается деятелем молящегося в затруднительных обстоятельствах его и изводит из них раба Своего дивным промыслом Своим».
5. Выше было отмечено, что зло исходит от врага, а значит, к прошению об избавлении от всякого зла, относится и прошение избавить от козней диавольских.
Киприан Карфагенский (Книга о молитве Господней): «Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: «и не введи нас во искушение». Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше. …Дается же лукавому власть над нами по грехам нашим…. Впрочем, власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова».
На этом мы закончим говорить о правых суждениях и перейдем к вопросу об исполнении ими заповедей Божиих.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!